г. Санкт-Петербург |
|
06 мая 2020 г. |
Дело N А56-109029/2019 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Денисюк М.И.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6879/2020) федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.02.2020 по делу N А56-109029/2019 (судья Терешенков А.Г.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
к Государственной административно-технической инспекции
о признании незаконным и отмене постановления от 18.09.2019 от N 4549 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 40/19 от 22.08.2019,
установил:
Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН: 1027810323342, адрес: 191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 5; далее - заявитель, Учреждение, ФГКУ "Северо-Западное ТУИО") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной административно-технической инспекции (далее - заинтересованное лицо, Инспекция) от 18.09.2019 N 4549 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 40/19 от 22.08.2019, которым Учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной пунктом 11 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70).
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением в виде резолютивной части от 16.01.2020 в удовлетворении заявленных Учреждением требований отказано.
Мотивированное решение изготовлено судом по ходатайству Учреждения 05.02.2020.
Не согласившись с вынесенным решением, Учреждение направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение от 05.02.2020 и принять по делу новый судебный акт о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что Учреждение не является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку функции по ремонту и содержанию объектов недвижимости, закрепленных за Учреждением, осуществляет Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 22.04.20136 N 305. При этом во исполнение приказа Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N155 указанные работы на территории Западного военного округа осуществляет ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 14.08.2019 и 22.08.2019 специалистом отдела благоустройства и дорожного хозяйства Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга в присутствии двух понятых и представителя Учреждения (22.08.2019) проведен осмотр территории по адресу: г.Санкт-Петербург, г.Пушкин, ул. Гренадерская у дома 12 корпус 1 и 2 (в границах земельного участка расположенного по адресу: Санкт-Петербург, город Пушкин, Красносельское шоссе участок 1 (южнее дома 26, литера В) кадастровый номер 78:42:0018238:7196), пер. Госпитальный у дома 17 (в границах земельного участка расположенного по адресу: Санкт-Петербург, город Пушкин, Красносельское т., участок 1 (южнее дома 26, литера В) кадастровый номер 78:42:0018238:7196)
В ходе осмотра вышеуказанной территории выявлено нарушение требований к осуществлению мероприятий по содержанию объекта благоустройства или элемента благоустройства, а именно: элементы благоустройства - игровое оборудование детской площадки, уличная мебель, расположенные по адресу: г.Санкт-Петербург, г.Пушкин, ул. Гренадерская у дома 12 корпус 1 и 2 содержатся в неисправном и загрязненном состоянии: имеются повреждения в виде отсутствия элементов на детском игровом оборудовании: сколы, царапины, частичное отсутствие лакокрасочного покрытия на детском игровом оборудовании и уличной мебели. Плиточное покрытие тротуара по адресу: г. Санкт-Петербург, г.Пушкин, пер. Госпитальный у дома 17, имеет повреждения в виде частичного отсутствия и разлома плит. Данные обстоятельства отражены в протоколах осмотра территории от 14.08.2019 и 22.08.2019 с фототаблицами.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга в отношении Учреждения 22.08.2019 протокола N 40/19 по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 11 статьи 20 Закона N 273-70. Обществу вменены нарушения пунктов 1.1, 2.3.2, 6.1, 10.1, 10.3.3, 10.7.1 Приложения N 5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961.
Постановлением ГАТИ от 18.09.2019 N 4549 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 40/19 от 22.08.2019 Учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 11 статьи 20 Закона N 273-70, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Учреждение оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Учреждения состава вмененного правонарушения, не установил нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных Учреждением требований.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Учреждения в связи со следующим.
Пунктом 11 статьи 20 Закона N 273-70 предусмотрена административная ответственность за нарушение требований к осуществлению мероприятий по содержанию объекта благоустройства или элемента благоустройства, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена в пунктах 1 - 10 настоящей статьи в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Требования, определяющие порядок содержания и объектов благоустройства и элементов благоустройства, предусмотрены Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 (далее - Правила N 961).
В соответствии с пунктом 1.1 Приложения N 5 к Правилам N 961 уполномоченные на содержание лица осуществляют содержание объектов благоустройства, элементов благоустройства и ремонт элементов благоустройства в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, ином вещном или обязательственном праве в объеме, предусмотренном действующим законодательством и настоящими Правилами, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств.
Согласно пунктам 2.3, 2.3.1, 2.3.2 Приложения N 5 к Правилам N 961 мероприятия по содержанию объектов благоустройства и элементов благоустройства включают уборку объектов благоустройства и элементов благоустройства и ремонт элементов благоустройства.
Мероприятия по содержанию детских, спортивных площадок и элементов благоустройства, расположенных на них, включают поддержание чистоты и технически исправного состояния площадок и элементов благоустройства, расположенных на них (в том числе, обновление окраски элементов благоустройства; обеспечение чистоты элементов благоустройства, включая покрытие площадки, ремонт элементов благоустройства, расположенных на площадках (пункты 11.1, 11.1.2, 11.1.3, 11.3 Приложения N 5 к Правилам N 961).
В соответствии с пунктом 10.7.1.1 Приложения N 5 к Правилам N 961 ремонт покрытий, расположенных на внутриквартальных территориях, включает:
- устранение деформаций и повреждений покрытий внутриквартальных проездов (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов);
- ликвидацию отдельных повреждений и просадок тротуаров с покрытиями всех видов с частным исправлением оснований при общей площади мест, подлежащей ремонту;
- заливку трещин на асфальтобетонных покрытиях;
- устранение сколов и обломов плит цементобетонных покрытий, замену, подъем и выравнивание отдельных плит с заменой плитки на новую и без замены;
- ликвидацию колейности и восстановление изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий;
Факт нарушения вышеуказанных указанных требований Правил N 961 установлен судом первой инстанции и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе протоколами осмотра территории от 14.08.2019, от 22.08.2019 с фототаблицами, протоколом об административном правонарушении от 22.08.2019 N 40/19, и Учреждением не опровергнут, а именно, материалами дела подтверждается, что элементы благоустройства - игровое оборудование детской площадки, уличная мебель, расположенные по адресу: г.Санкт-Петербург, г.Пушкин, ул. Гренадерская у дома 12 корпус 1 и 2 содержатся в неисправном и загрязненном состоянии: имеются повреждения в виде отсутствия элементов на детском игровом оборудовании: сколы, царапины, частичное отсутствие лакокрасочного покрытия на детском игровом оборудовании и уличной мебели. Плиточное покрытие тротуара по адресу: г. Санкт-Петербург, г.Пушкин, пер. Госпитальный у дома 17, имеет повреждения в виде частичного отсутствия и разлома плит.
Вмененное Учреждению правонарушение правильно квалифицировано административным органом по пункту 11 статьи 20 Закона N 273-70.
В обоснование апелляционной жалобы Учреждение ссылается на то, что не является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку функции по ремонту и содержанию объектов недвижимости, закрепленных за Учреждением, осуществляет Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации в лице подведомственного учреждения - федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ").
Указанный довод заявителя правомерно отклонен судом первой инстанции ввиду следующего.
В силу пункта 1.1 Приложения N 5 к Правилам N 961 уполномоченные на содержание лица осуществляют содержание объектов благоустройства, элементов благоустройства и ремонт элементов благоустройства в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, ином вещном или обязательственном праве, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств.
В пункте 1.7 Правил N 961 определено, что уполномоченное на содержание лицо - собственник объекта благоустройства и элемента благоустройства, лицо, которому объект благоустройства и элемент благоустройства предоставлен во владение и(или) пользование, иное лицо, на которое обязательства по содержанию объекта благоустройства или элемента благоустройства возложены действующим законодательством или договором.
Согласно представленной в материалы дела выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 15.08.2019 N 99/2019/278036319 (лист дела 101) земельный участок с кадастровым номером 78:42:0018238:7196, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, город Пушкин, Красносельское шоссе, участок 1 (южнее дома 26, литера В), принадлежит Учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования; дата государственной регистрации права - 24.07.2013.
В соответствии с пунктом 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
В соответствии с частью 1 статьи 269 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.
В соответствии с Уставом ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" (пункт 3 Устава) Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства обороны в сфере учета, управлении и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных сил РФ (пункт 3 Устава).
В силу пункта 9 Устава Учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, утвержденной в установленном порядке главным распорядителем бюджетных средств.
Для осуществления возложенных задач, заявитель выступает организатором конкурсов и аукционов, осуществляет контроль за исполнением условий и обязательств по заключенным договорам (пункт 20 Устава).
В соответствии с пунктом 32 Устава к обязанностям Учреждения отнесено обеспечение эффективного использования предоставленного ему в безвозмездное пользование или закреплённого за ним имущества по назначению в соответствии с целями, определенными Уставом.
Учитывая изложенное, поскольку спорный земельный участок закреплен за Учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования, то именно Учреждение исходя из положений пункта 1.7 Правил N 961 и пункта 1.1 Приложения N 5 к Правилам N 961 является лицом уполномоченным на содержание объектов благоустройства, элементов благоустройства и ремонт элементов благоустройства в границах принадлежащего ему земельного участка,
Суд первой инстанции также обоснованно принял во внимание, что согласно письму филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (по Западному военному округу) от 01.10.2018 N 370/У/2/4/4234 филиал ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (по Западному военному округу) осуществляет содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах специализированного жилищного фонда военных городков Министерства обороны Российской Федерации и земельный участок с кадастровым номером 78:42:0018238:7196 в управление филиалу ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (по Западному военному округу) не передавался (доказательства обратного Учреждением в материалы дела не представлены).
При таких обстоятельствах Учреждение является надлежащим субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена пунктом 11 статьи 20 Закона N 273-70.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению
Доказательства невозможности соблюдения Учреждением требований Правил N 961 к надлежащему содержанию закрепленного за ним имущества (элементов благоустройства) в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, административный орган пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Учреждения состава вмененного административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена пунктом 11 статьи 20 Закона N 273-70.
Судом апелляционной инстанции также проверено соблюдение ГАТИ процедуры привлечения Учреждения к административной ответственности и не выявлено существенных нарушений, являющихся безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным. Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Оценив характер и степень общественной опасности допущенных Учреждением нарушений Правил N 961 с учетом конкретных обстоятельств дела, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным.
В рассматриваемом случае заявителю назначен штраф в размере 50000 рублей, в пределах санкции пункта 2 статьи 16 Закона N 237-70 с учетом наличия отягчающих ответственность обстоятельств в виде повторного совершения однородных административных правонарушений. По мнению суда апелляционной инстанции, избранная административным органом мера ответственности отвечает требованиям статей 3.1 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности, отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Учреждением требований о признании незаконным и отмене постановления ГАТИ от 18.09.2019 N 4549 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 40/19 от 22.08.2019
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Учреждения и отмены решения суда от 05.02.2020 не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05 февраля 2020 года по делу N А56-109029/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-109029/2019
Истец: Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНСПЕКЦИЯ