г. Москва |
|
07 мая 2020 г. |
Дело N А41-94364/19 |
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: Ивановой Л.Н.,
рассмотрев в порядке статьи 272.1 АПК РФ апелляционную жалобу ТСЖ "Магнолия" на решение Арбитражного суда Московской области от 05 февраля 2020 года по делу N А41-94364/19, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по исковому заявлению ООО "Сергиево-Посадский региональный оператор" к ТСЖ "Магнолия" о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Сергиево-Посадский региональный оператор" обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ТСЖ "Магнолия" о взыскании задолженности по договору N СПРО-2018-0001828 от 15.12.2018 г. за период с января по август 2019 г. в размере 522 015, 35 руб., неустойки за период с 11.02.2019 г. по 11.10.2019 г. в размере 52 638, 11 руб.
В соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Московской области от 05 февраля 2020 года исковые требования удовлетворены в части взыскания задолженности в размере 269 097, 39 руб., неустойки в размере 52 638, 11 руб.; расходов по оплате государственной пошлины в размере 8 114 руб., в удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ТСЖ "Магнолия" обратилось в апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с положениями части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 272.1 АПК РФ. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между ООО "Сергиево-Посадский региональный оператор" и ТСЖ "МАГНОЛИЯ" заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N СПРО-2018-0001828 от 15.12.2018 г., в соответствии с которым Истец обязуется принимать твёрдые коммунальные отходы, а Ответчик оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Договор заключен в соответствии с типовой формой договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641".
Истец во исполнение Договора в период с января по август 2019 г. оказал Ответчику услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на общую сумму 945 016, 24 руб., что подтверждается универсальными передаточными документами (УПД) за указанный период.
Указанные документы имеются в материалах дела, не подписаны со стороны ТСЖ "МАГНОЛИЯ".
Истец указывает, что Ответчик частично оплатил оказанные ему услуги, задолженность за спорный период составляет 522 015, 35 руб.
Истцом были начислены пени на сумму неоплаченного долга в размере 52 638, 11 руб.
Истец направил в адрес ответчика претензию, которая была оставлена без удовлетворения ответчиком, что и послужило обращением истца в суд.
В качестве возражений Ответчик указывал, что Договор со стороны Ответчика подписан с учётом Протокола разногласий.
Судом первой инстанции установлено, что Протокол разногласий от 19.12.2018 г. к Договору до настоящего времени не подписан Истцом.
Также, Ответчик был не согласен с порядком осуществления учёта объёма и (или) массы ТКО расчётным путем, исходя из норматива накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно материалам дела, Ответчик производил оплату услуг по обращению с ТКО, исходя из количества и объема, фактически установленных и разгруженных контейнеров. Указывает на тот факт, что на придомовой территории МКД, расположенного по адресу: МО, г. Мытищи, ул. Колпакова, д. 40 корп. 3, установлено три контейнера для сбора ТКО объёмом 1,1 м3 каждый, с учётом графика вывоза ТКО.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (пункт 1 статьи 779 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Односторонний отказ заказчика от оплаты уже оказанных по договору услуг не допускается (статьи 310, 717, 782 ГК РФ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
В соответствии со статей 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с нормами указанного закона, Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" утверждены "Правила обращения с твердыми коммунальными отходами". Указанным постановлением утвержден Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно абзацу 2 п. 148 (30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила): в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой.
Органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение об осуществлении потребителями в многоквартирных домах оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения:
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 09.10.2018 N 607-РМ "О внесении изменений в распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 01.08.2018 N 424-РМ "Об 6 А41- 37440/19 утверждении Нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Московской области" утверждены нормативы накопления ТКО на 1 квадратный метр. Абзацем 3 п. 148 (30) Правил установлена возможность расчета цены за услугу по обращению с ТКО исходя из объема контейнеров, установленных в местах накопления ТКО только в случае раздельного накопления сортированных отходов.
Данный порядок расчета цены за услугу по обращению с ТКО подтверждается разъяснениями, полученными от Министерства строительства и жилищнокоммунального хозяйства Российской Федерации от 19.12.2017 N 47643-МП/06.
Также в своих разъяснениях Министерство строительства и жилищно - коммунального хозяйства Российской Федерации указывает о необходимости фактического выполнения потребителем разделения ТКО.
Порядок раздельного накопления ТКО на территории Московской области установлен Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 09.10.2018 N 608-РМ "О внесении изменений в распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 19.04.2018 N 159-РМ "Об утверждении Временного порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области (далее - Распоряжение 608-РМ), действовавшим на период с 01.01.2019 г. по 26.06.2019 г., также Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 26.06.2019 N 350-РВ "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных 7 А41-37440/19 отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области" (далее - Распоряжение 350-РВ), действующим с 26.06.2019 г.
В связи с чем, расчет цены услуги по обращению с ТКО исходя из объема контейнеров, установленных в местах накопления ТКО, возможен лишь в случае фактического соблюдения потребителями условий раздельного накопления сортированных отходов, установленных Распоряжением 608-РМ и Распоряжением 350- РВ.
Без соблюдения условий раздельного накопления ТКО, для потребителей в многоквартирных и жилых домах, применяется расчет цены услуги по обращению с ТКО исключительно на основании нормативов накопления ТКО.
Региональный оператор при обращении с ТКО обязан соблюдать требования к контейнерам для накопления ТКО, которые устанавливаются на контейнерной площадке, а также требования к раздельному вывозу отходов, а потребитель обязан соблюдать требования к контейнерной площадке, а также требования к раздельному накоплению ТКО.
В соответствии с п. 2.10 и 2.12 раздела 2 Распоряжения 608-РМ (п. 2.9 и 2.11 раздела 2 Распоряжения 350-РВ): "Раздельное накопление ТКО предусматривает разделение ТКО по видам однородных отходов, складирование разделенных видов ТКО на контейнерных площадках в соответствующие контейнеры, предназначенные для раздельного накопления ТКО.
При раздельном накоплении ТКО из ТКО выделяются сухие отходы, подлежащие утилизации, а именно: бумага, картон, пластик, полиэтилен, металл, стекло, - годные к вторичной переработке, не загрязненные пищевыми отходами".
С учетом вышеуказанных обстоятельств, для установления факта соблюдения раздельного накопления ТКО необходимо обследовать ТКО, находящиеся в контейнерах на предмет соблюдения требований нормативных документов - в контейнере для сухих отходов должны находиться сухие отходы, подлежащие утилизации, а именно: бумага, картон, пластик, полиэтилен, металл, стекло, - годные к вторичной переработке, не загрязненные пищевыми отходами, а в контейнере для смешанных отходов, наоборот, не должно содержаться сухих отходов, подлежащих утилизации.
В материалы дела ответчик не представил доказательств соблюдения потребителем требований к раздельному накоплению ТКО. Тот факт, что у ТСЖ "МАГНОЛИЯ" имеется подготовленная контейнерная площадка и установлены соответствующие контейнеры для раздельного накопления отходов не свидетельствует о том, что условия раздельного накопления отходов фактически соблюдаются.
Факт вывоза региональным оператором смешанных отходов отдельно от сухих отходов также не подтверждает того, что ТСЖ "МАГНОЛИЯ" фактически соблюдает условия раздельного накопления отходов, т.к. такая обязанность установлена для регионального оператора в соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне Регионального оператора, заключенного между Истцом и Министерством экологии и природопользования Московской области.
Региональный оператор обязан вывозить отходы, накопленные в контейнерах для сухих отходов отдельно от отходов, накопленных в контейнерах для смешанных отходов, не проверяя фактическое состояние с накоплением отходов.
В настоящее время подтверждение соблюдения потребителями услуги по обращению с ТКО, использующих место (площадку) накопления ТСЖ "МАГНОЛИЯ" фактических требований по раздельному накоплению ТКО отсутствует.
Более того, в настоящее время факт соблюдения потребителем требований раздельного накопления ТКО за уже прошедший период не может быть установлен, т.к. требует обследования ТКО, находящихся в контейнерах, которое уже не может быть проведено.
С учетом изложенного, факт соблюдения потребителем требований раздельного накопления ТКО не может считаться установленным, поэтому расчет размера стоимости услуг регионального оператора необходимо осуществлять, исходя из нормативов накопления ТКО, а, не исходя из объема контейнеров, установленных в местах накопления ТКО.
Истцом при расчете суммы задолженности учтена произведенная Ответчиком частичная оплата задолженности за период с января по май 2019 г. на сумму 423 003, 34 руб.
При этом сумма оплаты за период с июня по август 2019 г. в размере 262 947, 96 руб. учтена не была.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что сумма задолженности по оплате услуг по вывозу ТКО с учетом частичной оплаты Ответчиком составила 269 097, 39 руб.
В силу статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Ответчиком в материалы дела не представлено доказательств погашения указанной задолженности.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий (часть 1 статьи 65, часть 2 статьи 9 АПК РФ).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал обоснованными заявленные истцом требования о взыскании с ответчика задолженности по договору N 22 от 30.09.2017 в размере 269 097, 39 руб.
Истец также просил взыскать договорную неустойку за период с 11.02.2019 г. по 11.10.2019 г., которая составила 52 638, 11 руб. с последующим начислением по день фактической оплаты долга.
Представленный истцом расчет неустойки судом проверен и признан математически верным.
В материалы дела ответчиком не были представлены доказательства своевременной оплаты задолженности в полном объеме, требование истца о взыскании начисленной ответчику неустойки заявлено правомерно.
С учетом указанных обстоятельств судом первой инстанции правомерно удовлетворены частично требования истца.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего дела по существу, апелляционным судом не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание.
Согласно п. 8(14) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 М 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" в случае, если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами урегулированы частично, региональный оператор направляет потребителю для подписания указанный проект договора, составленный в соответствии с типовым договором и с учетом урегулированных разногласий, в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта.
Таким образом, в случае не достижения между сторонами согласия по отдельнымпунктам договора действуют условия типовой формы договора.
Договор N СПРО-2018-0001828 от 15.12.2018, заключенный между сторонами, соответствует условиям типового договора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 М 1156.
Типовая форма договора, утвержденная Постановлением Правительства РФ от
12.11.2016 М 1156, в разделе УТ содержит Порядок фиксации нарушений по договору:
16. В случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
Региональный оператор в течение 3 рабочих дней со дня получения акта подписывает его и направляет потребителю. В случае несогласия с содержанием акта региональный оператор вправе написать возражение на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое возражение потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения акта.
В случае невозможности устранения нарушений в сроки, предложенные потребителем, региональный оператор предлагает иные сроки для устранения выявленных нарушений.
17. В случае если региональный оператор не направил подписанный акт или возражения на акт в течение 3 рабочих дней со дня получения акта, такой акт считается согласованным и подписанным региональным оператором.
18. В случае получения возражений регионального оператора потребитель обязан
рассмотреть возражения и в случае согласия с возражениями внести соответствующие
изменения в акт.
19. Акт должен содержать:
а) сведения о заявителе (наименование, местонахождение, адрес);
б) сведения об объекте (объектах), на котором образуются твердые коммунальные отходы, в отношении которого возникли разногласия (полное наименование, местонахождение, правомочие на объект (объекты), которым обладает сторона, направившая акт);
в) сведения о нарушении соответствующих пунктов договора;
Г) другие сведения по усмотрению стороны, в том числе материалы фото- и видеосъемки.
Аналогичные положения содержаться в Разделе 6 договора N СПРО-2018-0001828 от 15.12.2018.
Согласно п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
В соответствии со ст. 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Каких-либо актов потребителем в материалы дела не представлено, представители регионального оператора на составление актов не приглашались.
Таким образом, в связи с отсутствием претензий по качеству оказанных услуг, услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами считаются оказанными в полном объеме и надлежащего качества.
УПД направлялись ответчику ежемесячно посредством электронной почты на адрес, указанный в договоре, кроме того, УПД направлялись повторно, что подтверждается письмом, находящимся в материалах дела.
Получение УПД на бумажном носителе не способствовало исполнению ответчиком своих обязательств по договору.
Типовая форма договора, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, равно как и договор на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенный между Истцом и Ответчиком не ставит наступление обязанности по оплате оказанных услуг в зависимость от направления УПД.
Пунктами 5, 6 Постановления Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" предусмотрено, что коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
В целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил.
В соответствии с п. 15 Договора учет объема твердых коммунальных отходов производится расчетным путем, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления":
твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;
Согласно п. 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами Утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156:
"крупногабаритные отходы" - твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах;
Распоряжением Министерства экологии и природопользования от 01.08.2018 N 424-РМ с учетом распоряжения от 09.10.2018 N 607-РМ установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов 0,087 м.куб. на 1 квадратный метр площади и 0,027 м.куб. на 1 квадратный метр площади для крупногабаритных отходов. Поскольку норматив накопления крупногабаритных отходов в многоквартирных домах установлен отдельно, крупногабаритные отходы также являются твердыми коммунальными отходами и накапливаются на контейнерных площадках жилых домов, норматив накопления отходов для жилых домов составляет 0,114 м.куб. на 1 квадратный метр площади и состоит из суммы указанных выше нормативов.
В соответствии с условиями договора (Приложение) учет объема ТКО производится исходя из норматива накопления твердых коммунальных отходов, в Приложении к договору приведен расчет месячной стоимости услуг.
Протокол урегулирования разногласий сторонами не подписывался, за внесением изменений в договор потребитель в суд не обращался.
Расчет неустойки произведен в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 и условиями договора (п.22).
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку не подтверждают правомерность позиции заявителя, противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам, данные доводы сделаны при неправильном и неверном применении и толковании норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения, имеющиеся в материалах дела доказательства, оцененные судом по правилам статей 64, 67, 68, 71 АПК РФ, не подтверждают законности и обоснованности позиции заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 05 февраля 2020 года по делу N А41-94364/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья
Л.Н. Иванова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-94364/2019
Истец: ООО "СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР"
Ответчик: ТСЖ "МАГНОЛИЯ"
Хронология рассмотрения дела:
20.10.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15342/20
07.05.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-3652/20
29.01.2020 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-94364/19
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-94364/19