г. Пермь |
|
08 мая 2020 г. |
Дело N А50-38299/2019 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Савельевой Н.М.
рассмотрев без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заявителя, государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 16 марта 2020 года,
вынесенное путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства от 20.02.2020 г.,
по делу N А50-38299/2019
по заявлению государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Перми (ОГРН 1065904122460, ИНН 5904149532)
к автономной некоммерческой организации "Программы правовой грамотности" (ОГРН 1155958030150, ИНН 5904301360)
о взыскании 3 000 руб.,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Перми (далее - Управление, Фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с АНО "Программы правовой грамотности" (далее - должник, страхователь) финансовых санкций в размере 3 000 руб.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 20 февраля 2020 года (мотивированное решение от 16 марта 2020 года) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
Фонд ссылается на то, что факт непредставления в установленный срок отчетности в составе 6 раздела Расчета по начисленным и уплаченным страховым (РСВ) взносам за период 6 месяцев 2016 года, 9 месяцев 2016 г. в отношении 1 застрахованного лица, а так же факт не представления в установленный законом срок индивидуальных сведений за октябрь 2017 года в Управление в отношении 4 застрахованных лиц подтверждены материалами дела.
Отмечает, что представление страхователем после установленного срока сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) по форме СЗВ-М с типом формы "доп" в отношении застрахованного лица, сведения о котором не отражены в форме СЗВ-М с типом формы "исхд" за соответствующий отчетный период календарного года, не является исправлением ошибки (либо дополнением сведений), а свидетельствует о нарушении установленного срока представления страхователем сведений в отношении застрахованного лица, указанного в форме СЗВ-М с типом формы "доп".
АНО "Программы правовой грамотности" письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела, по результатам сверки данных раздела 6 РСВ-1 за 6 и 9 месяцев 2016 года, представленных страхователем 10.08.2016, 15.11.2016 и форм СЗВ-М за отчетные периоды, Фондом выявлены расхождения в отношении 2 застрахованных лиц, по которым представлены сведения по форме СЗВ-М (исходная) за периоды 2016 года, но не указаны сведения в разделе 6 Расчета РСВ-1 за отчетные периоды 6 и 9 месяцев 2016 года.
Управлением в адрес страхователя направлялись уведомления об устранении ошибок от 21.02.2017.
Указанное нарушение нашло отражение в актах от 04.03.2019 N N 203S12190000437, 203S12190000438, в которых предлагалось привлечь страхователя к ответственности, предусмотренной абз. 3 ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете застрахованных лиц" (далее - Закон N 27-ФЗ).
11.04.2019 по результатам рассмотрения материалов проверки Фондом вынесены решения N N 203S13190001131, 203S13190001132 которыми страхователь привлечен к ответственности по ст. 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 1000 руб.
Требованиями от 16.05.2019 страхователю предложено уплатить указанную сумму штрафа в срок до 04.06.2019.
Кроме того, Фондом установлено, что должник не представил в установленный законом срок индивидуальные сведения по форме СЗВ-М за октябрь 2017 года, фактически сведения в отношении четырех застрахованных лиц были представлены 19.03.2019.
Указанное нарушение нашло отражение в акте от 29.03.2019 N 203S18190013608.
13.05.2019 по результатам рассмотрения материалов проверки Фондом вынесено решение N 203S19190015219, которым страхователь привлечен к ответственности по ст. 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 2000 руб.
Требованием от 13.06.2019 страхователю предложено уплатить указанную сумму штрафа в срок до 02.07.2019.
Поскольку в установленный требованиями срок задолженность не уплачена, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Вышеуказанные обстоятельства явились управлению основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Судом принято приведенное выше решение.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, соблюдение судом норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", а также сведений о детях.
Согласно ст. 1 Закона N 27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, статьей 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются с 01.01.2017 законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из перечисленных норм права следует, что к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (ч. 6 ст. 13 АПК РФ) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
На основании п. 3 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате.
В соответствии с п. 6 ст. 6.1 НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
Ранее, до 31.12.2016, аналогичная норма содержалась в ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", которая применялась при взыскании указанных штрафов в силу ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
В силу п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
Судом установлено, что Управлением не соблюден предусмотренный п. 1 ст. 101.4 НК РФ 10-дневный срок для составления акта проверки.
Согласно правовой позиции, изложенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 9 Информационного письма от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации", применимой при рассмотрении настоящего спора в связи с тождественностью правового регулирования процедуры взыскания налогов и страховых взносов, пропуск налоговым органом срока проведения камеральной проверки не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.
В п. 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих по применению арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных п. 2 ст. 88, п. 6 ст. 89, п.п. 1 и 5 ст. 101, п.п. 1, 6, 9 ст. 101, п.п. 1, 6, 10 ст. 101.4, п. 3 ст. 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), ст. 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.
Правовая позиция о применении указанных положений изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2018 N 302-КГ18-6775.
В соответствии с положениями ст. 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение.
В ст. 17 Закона N 27-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2017, установлено, что при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение (ч. 6).
Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма (ч. 7).
Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений (ч. 8).
Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту (ч. 9).
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю) (ч. 13).
В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций (ч. 15).
Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании (ч. 16).
По правилам п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании недоимки может быть подано в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Как установлено судом и следует из материалов дела, о неполноте представленных Обществом сведений Управлению стало известно 21.02.2017 что подтверждается направлением в адрес страхователя уведомления об устранении ошибок от 21.02.2017.
В свою очередь, Акты об обнаружении правонарушения составлены Управлением с нарушением срока - 04.03.2019, что свидетельствует о нарушении управлением процессуальных сроков проверки, повлекших за собой соответствующее смещение совокупных сроков на принятие мер по взысканию санкций.
Следовательно, обращение управления в арбитражный суд с настоящим заявлением правомерно расценено судом первой инстанции как свидетельствующее о пропуске срока для взыскания финансовой санкции.
Пенсионным фондом ходатайство о восстановлении срока не заявлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции так же приходит к выводу об утрате заявителем возможности принудительного взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока на ее взыскание.
Учитывая совокупность указанных сроков, устанавливающих процедуру проведения проверки и составления акта, вынесения решения о привлечении к ответственности, выставления требования, обращения в суд с заявлением о взыскании суммы штрафа, суд приходит к выводу о пропуске фондом срока обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовой санкции.
Кроме того, из материалов дела следует, что должником представлена дополняющая форма СЗВ-М за октябрь 2017 года.
Как установлено судом и не оспаривается фондом, страхователь своевременно представил исходную форму СЗВ-М за октябрь 2017 года.
19.03.2019 страхователем представлены "дополняющие" формы СЗВ-М за этот же отчетный период, то есть он самостоятельно устранил допущенные им ошибки, до обнаружения ее фондом.
В соответствии с положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
В настоящем случае страхователь выявил и устранил допущенную ошибку еще до обнаружения ее фондом, представив необходимые исправленные сведения, недостоверность которых не установлена.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения органом ПФР, страхователь реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700, от 05.09.2018 N303-КГ18-5702, от 30.10.2018 N307-КГ18-6769.
Наличие со стороны страхователя признаков злоупотребления правом в данном случае не установлено. Решение фонда о привлечении страхователя к ответственности является формальным, вынесено без исследования причин и условий совершения страхователем правонарушения.
Доводы заявителя жалобы о том, что страхователь не представлял исходную форму СЗВ-М за октябрь 2017 года, подлежит отклонению, поскольку такой факт не зафиксирован в материалах проверки. Более того, о том, что исходная форма отчетности организацией в установленные сроки представлена, подтверждено самим фондом в исковом заявлении (л.д.7).
Поскольку правомерность привлечения страхователя к ответственности фондом не подтверждена, отказ суда во взыскании с общества финансовой санкции в сумме 200 руб. является законным и обоснованным.
Апелляционный суд, исследовав и оценив приведенные в апелляционной жалобе доводы, оснований для их удовлетворения не усматривает, руководствуясь тем, что представленные в материалы дела доказательства позволили арбитражному суду сделать законный вывод о необоснованности заявленных требований.
Апелляционная жалоба, по своей сути, сводится к несогласию Управления с оценкой доказательств, произведенных судом первой инстанции.
Учитывая, что Управление в апелляционной жалобе не ссылается на иные доказательства и не приводит доводы, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к мнению о том, что спор рассмотрен судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, исследованным по правилам статьи 71 АПК РФ. В связи с чем, не имеется правовых оснований для отмены (изменения) принятого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Взыскание с фонда госпошлины по апелляционной жалобе не производится ввиду освобождения его от уплаты госпошлины при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ).
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 16 марта 2020 по делу N А50-38299/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья
Н.М. Савельева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-38299/2019
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЕРДЛОВСКОМ РАЙОНЕ Г. ПЕРМИ
Ответчик: АНО "ПРОГРАММЫ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ"