г. Москва |
|
08 мая 2020 г. |
Дело N А40-281313/19 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда О.Г. Головкина, без вызова сторон, рассмотрев апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25 декабря 2019 г. по делу N А40-281313/19, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску Общества с ограниченной ответственностью "Руссоль" к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании 495 690 руб. 04 коп.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Руссоль" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги", с учетом принятых в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений, 495 690 руб. 04 коп. пеней за нарушение срока доставки груза.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 25.12.2019 г. исковые требования признаны обоснованными, однако удовлетворены частично, с учетом снижения размера пеней в соответствии со ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда изменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований в части взыскания 55 851 руб. 62 коп. отказать.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассматривается в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон, извещенных о рассмотрении дела.
Истец против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в письменных объяснениях, указав на отсутствие правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и правомерно установлено судом первой инстанции, ОАО "РЖД" согласно представленным в материалы дела железнодорожным накладным N N ЭЖ27217, ЭЖ059325, ЭЖ077262, ЭЖ082884, ЭЖ 088489, ЭЖ123762, ЭЖ139336, ЭЖ139557, ЭЖ140635, ЭЖ140829, ЭЖ173791, ЭЖ194162, ЭЖ194225, ЭЖ211666, ЭЖ222505, ЭЖ222669, ЭЖ327198, ЭЖ256731, ЭЖ274604, ЭЖ274684, ЭЖ274727, ЭЖ311664, ЭЖ312411, ЭЖ331669, ЭЖ341434, ЭЖ359431, ЭЖ405073, ЭЖ405377, ЭЖ421588, ЭЖ445997, ЭЖ462418, ЭЖ471134, ЭЖ546162, ЭЖ557704, ЭЖ565372, ЭЖ565760, ЭЖ566314, ЭЖ585946, ЭЖ586134, ЭЖ597418, ЭЖ6074340, ЭЖ607699, ЭЖ630945, ЭЖ650475, ЭЖ653860, ЭЖ654002, ЭЖ672681, ЭЖ673149, ЭЖ685812, ЭЖ692655, ЭЖ694207, ЭЖ697856, ЭЖ709427, ЭЖ709427, ЭЖ731490, ЭЖ731625, ЭЖ732994, ЭЖ761935, ЭЖ764319, ЭЖ781861, ЭЖ782002, ЭЖ783007, ЭЖ788999, ЭЖ790357, ЭЖ805737, ЭЖ806007, ЭЖ806253 приняло к перевозке вагоны.
В соответствии со ст. 792 Гражданского кодекса Российской Федерации, перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
Согласно с положениями ст. 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Как указывает истец, ответчиком не исполнены надлежащим образом обязательства по своевременной доставке груза, вагоны прибыли на станции назначения с нарушением нормативного срока доставки груза, что подтверждается железнодорожными накладными.
В соответствии со ст. 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой ст. 29 настоящего Устава обстоятельств.
В связи с нарушением ответчиком срока доставки груза, истцом, с учетом принятых судом первой инстанции уточнений исковых требований, начислены пени, расчет которых судом проверен и признан правильным.
Вместе с тем, судом усмотрены правовые основания для уменьшения заявленного ко взысканию размера пени в соответствии со ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации до 250 000 руб.
Суд апелляционной инстанции соглашается с принятым судом первой инстанции решением, отклоняя доводы жалобы, исходя из следующего.
Довод ответчика о несоблюдении истцом претензионного порядка подлежит отклонению как необоснованный.
В соответствии с п. 1 ст. 797 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.
Согласно ст. 120 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации до предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, к перевозчику обязательно предъявляется претензия. Право на предъявление к перевозчику претензии, связанной с осуществлением перевозок груза, грузобагажа. или иска имеют грузополучатель (получатель) или грузоотправитель (отправитель) - в случае просрочки доставки груза, грузобагажа.
Статьей 123 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, п. 9 приказа МПС РФ от 18.06.2003 г. N 42 "Об утверждении Правил предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом" предусмотрено, что претензии к перевозчикам за просрочку доставки груза, могут быть предъявлены в отношении штрафов и пеней - в течение сорока пяти дней со дня выдачи груза. Принимая во внимание, что 45-дневный срок предъявления претензии к перевозчику, при условии соблюдения порядка ее предъявления, не является пресекательным (ст. 123 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации), его пропуск не является нарушением претензионного порядка, предусмотренного ст. 120 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Исходя из правовой позиции, изложенной в п. 42 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 г. N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" отмечено, что предъявление грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования претензий к перевозчику за пределами сроков, предусмотренных ст. 123 Устава, при условии соблюдения установленного Уставом и правилами перевозок грузов порядка предъявления претензий, не является основанием к возвращению искового заявления. Если при рассмотрении иска будет установлено, что дело возникло вследствие нарушения истцом предусмотренных ст. 123 Устава сроков предъявления претензии к перевозчику, арбитражный суд в соответствии с ч. 1 ст. 111 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вправе отнести на истца судебные расходы (в полном размере или в части) независимо от исхода спора.
Учитывая, что обоснованные претензионные требования истца не были удовлетворены и после обращения в суд, данный спор не может быть признан возникшим исключительно вследствие нарушения истцом сроков предъявления претензии.
Настоящий спор возник не вследствие нарушения истцом предусмотренных ст. 123 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации сроков предъявления претензии, а вследствие нарушения ответчиком прав истца - нарушения сроков доставки груза и отказа добровольно уплатить установленную законом пени.
Истец в соответствии со ст. 797 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно и ст. 120 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации до предъявления иска предъявил претензии перевозчику.
Основания полагать, что истец злоупотребил своими процессуальными правами, апелляционным судом не усматривается.
Из материалов дела не следует, что истец действовал недобросовестно, сам факт соблюдения претензионного порядка урегулирования спора имел место быть. Порядок предъявления претензии был соблюден, все необходимые документы и сведения для рассмотрения претензии были приложены. Ответчик знал о требованиях истца до момента рассмотрения настоящего спора судом, соответственно, имел возможность урегулировать данный спор в досудебном порядке.
Таким образом, спор возник в результате нарушения сроков доставки груза и рассмотрение спора в суде не связано с несоблюдением истцом претензионного порядка.
Довод ответчика, об увеличении срока доставки груза в связи с устранением технической и коммерческой неисправности вагонов подлежит отклонению апелляционным судом как необоснованный в связи со следующим.
Согласно ст. 20 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов определяет перевозчик. Перевозчик обязан подавать под погрузку исправные вагоны и обеспечивать техническую исправность вагонов в пути следования.
Перевозчик принял к перевозке вагоны, признав их состояние технически исправным и подтвердив, что отсутствуют, в том числе, эксплуатационные дефекты, препятствующие перевозке, а также какие-либо иные нарушения, угрожающие безопасности движения, то есть вагоны находятся в надлежащем техническом и коммерческом состоянии. Следовательно, все неисправности, возникшие после начала движения груженого вагона, считаются допущенными по вине перевозчика.
При этом доводы ответчика в части увеличения сроков доставки грузов в соответствии с п. 6.2 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 07.08.2015 г. N 245 (далее - Правила N 245) не могут быть приняты во внимание, поскольку причина коммерческой неисправности вагона не относится к предусмотренным Правилами N 245 случаям и не является основанием для увеличения сроков доставки груза, поскольку на перевозчике лежит обязанность проверять соблюдение грузоотправителем соответствующих технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах.
Самого факта технической неисправности вагона для увеличения срока доставки груза недостаточно, в связи с чем, выявление технической неисправности вагона в пути следования не освобождает перевозчика от ответственности за техническую неисправность, и как следствие, не освобождает от ответственности за просрочку доставки груза.
Более того, ответчик ссылается на обнаружение эксплуатационных технических неисправностей - неисправностей, связанных с естественным износом деталей, однако, при этом им упускается из виду то обстоятельство, что отклонение от кратчайшего маршрута (п. 5.9. Правил) неизбежно влечет увеличение износа подвижного состава и речь идет о сотнях километров необоснованного пробега порожних и, тем более - груженых вагонов. Таким образом, неудовлетворительная организация перевозок ответчиком влечет за собой не только увеличение сроков доставки в виду необоснованного прохождения грузов через транспортно-загруженные железнодорожные узлы Москвы и Санкт-Петербурга, но и пропорционально увеличивает износ не принадлежащего перевозчику подвижного состава, что, в свою очередь, приводит к его выходу из строя и возникновению необходимости дорогостоящего и затратного по времени ремонта.
Кроме того, данные доводы жалобы, которые, по своей сути, аналогичны доводам. Изложенным ответчиком в отзыве на иск и оцененные судом первой инстанции, подлежат отклонению по следующим причинам.
В нарушение Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (утв. Приказом МПС Российской Федерации N 45 от 18.06.2003 г.) экземпляр акта не был приложен к перевозочному документу, ввиду чего отсутствует у истца.
Акты общей формы составлены ответчиком в одностороннем порядке, истец об их составлении уведомлен не был, полномочный представитель истца при составлении актов не присутствовал.
Согласно ст. 15 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации плата за перевозки грузов взимается за кратчайшее расстояние. на которое осуществляются перевозки грузов, в том числе в случае увеличения расстояния, на которое они перевозятся, по причинам, зависящим от владельца инфраструктуры и перевозчика. Порядок определения такого расстояния устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Ссылки ответчика на необоснованное включение в расчет исковых требований пеней по накладным N N ЭЖ274604, ЭЖ331669 не принимаются во внимание, поскольку прохождение вагонов через Московский железнодорожный узел (ст. Андроновка) необоснованно увеличило расстояние, которое необходимо преодолеть от ст. Нижний Баскунчак до ст. Фрязино, поскольку ст. Андроновка находится западнее станции назначения, т.е. в стороне от основного маршрута, что и вызвало увеличение срока доставки груза.
Указание ответчика на неправильный расчет пеней в отношении накладных N N ЭЖ312411, ЭЖ673149, ЭЖ788999 также не принимаются во внимание, поскольку прохождение вагонов через Московский железнодорожный узел (ст. Андроновка) необоснованно увеличило расстояние, которое необходимо преодолеть от ст. Нижний Баскунчак до ст. Марк, поскольку ст. Андроновка находится восточнее станции назначения, т.е., в стороне от основного маршрута, что и вызвало увеличение срока доставки груза.
Возражения ответчика в отношении накладной N ЭЖ685812 не могут быть приняты апелляционным судом, поскольку прохождение вагонов через Московский железнодорожный узел (ст. Люблино-Сорт.) необоснованно увеличило расстояние, которое необходимо преодолеть от ст. Нижний Баскунчак до ст. Силикатная, поскольку ст. Люблино-Сорт, находится севернее станции назначения, т.е., в стороне от основного маршрута, что и вызвало увеличение срока доставки груза.
Ответчик также ссылается на увеличение срока доставки на 1 сутки в связи с прохождением вагонов через станции Московского и Санкт-Петербургского железнодорожных узлов.
Вместе с тем, документального обоснования такого изменения маршрута ответчиком в материалы дела в нарушение положений ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
В соответствии с п. 2 Правил N 245 нормативные сроки доставки грузов, в том числе порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов, то есть нормативный срок доставки грузов зависит от расстояния перевозки, а расстояние перевозки рассчитывается по кратчайшему пути.
Для применения п. 5.9 Правил N 245, допускающего увеличение сроков доставки грузов на 1 сутки при отправке грузов с железнодорожных станций Московского и Санкт-Петербургского узлов или прибытии грузов на железнодорожные станции этих узлов или при следовании грузов транзитом через эти узлы, перевозчик (ответчик) должен доказать, что маршрут следования грузов транзитом через станции Московского и Санкт-Петербургского узлов является кратчайшим маршрутом. Отклонение перевозчика от кратчайшего маршрута не должно влиять на сроки доставки грузов: в случае такого отклонения с целью следования через станции Московского и Санкт-Петербургского узлов правило об увеличении сроков доставки грузов на 1 сутки не подлежит применению. Более того, фактически срок на прохождение Санкт-Петербургского или Московского узла уже учтен самим ОАО "РЖД", так как расчет сроков доставки производится автоматически системой ЭТРАН (с учетом всех Правил).
По перевозкам, перечисленным ответчиком в связи с необходимостью применения п. 5.9 Правил N 245. им не представлено каких-либо доказательств того, что маршрут следования вагонов через станции Санкт-Петербургского железнодорожного узла являлся кратчайшим маршрутом.
При данных обстоятельствах доводы жалобы относительно необходимости применения п. 5.9 Правил N 245 подлежат отклонению.
По своей сути, доводы, изложенные ответчиком в апелляционной жалобе, фактически обусловлены несогласием заявителя с выводами суда первой инстанции, сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции и неверному толкованию действующего законодательства. Поскольку материалы апелляционной жалобы не содержат ссылки на доказательства, которые могут поставить под сомнение правомерность и обоснованность обжалуемого судебного акта, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания, предусмотренные ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции с отнесением на ответчика расходов по госпошлине в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом непредставления доказательств уплаты госпошлины при обращении с апелляционной жалобой в суд.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 25 декабря 2019 года по делу N А40-281313/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в доход федерального бюджета 3000 (Три тысячи) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья О.Г. Головкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-281313/2019
Истец: ООО "РУССОЛЬ"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги"