г. Хабаровск |
|
08 мая 2020 г. |
А37-400/2020 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Е.И. Сапрыкиной
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области (межрайонное)
на определение от 27.03.2020 Арбитражного суда Магаданской области
по делу N А37-400/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области (межрайонное)
к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению "Начальная школа Детский сад с. Тополовка" Северо-Эвенского городского округа
о взыскании 2000 руб.
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области (далее - управление, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о взыскании с Муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Начальная школа Детский сад с. Тополовка" Северо-Эвенского городского округа (далее - учреждение, страхователь) штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год на трех застрахованных лиц, по форме СЗВ-М (исходная) за май 2018 года на одно застрахованное лицо.
Определением суда от 27.03.2020 заявление управления оставлено без рассмотрения в связи с не соблюдением досудебного порядка урегулирования спора.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Пенсионный фонд оспорил его в апелляционном порядке.
По мнению апеллянта, за ним остается право на обращение в суд с заявлением о взыскании со страхователя финансовых санкций в заявленной сумме, поскольку ранее управлению отказано в выдаче судебного приказа.
Страхователь отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Повторно исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, общество привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2017 год на трех застрахованных лиц, по форме СЗВ-М (исходная) за май 2018 года на одно застрахованное лицо.
В связи с тем, что в установленный срок учреждение не исполнило требования от 01.07.2019 N 059S01190001448, от 24.04.2019 N 059S01190000885 и не уплатило штраф, управление обратилось в арбитражный суд в порядке главы 29.1 АПК РФ с заявлением о выдаче судебного приказа.
Определением Арбитражного суда Магаданской области от 03.02.2020 по делу N А37-154/2020 отказано управлению в принятии заявления о выдаче судебного приказа в связи с несоблюдением положений пунктов 1-3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) с учетом разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в Обзоре судебной практики N 2 (2019), утвержденном Президиумом ВС РФ от 17.07.2019.
18.02.2020 управление обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением о взыскании санкций в общем порядке.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
Пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрена обязанность страхователя ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представлять о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) такие сведения, как: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Статьей 17 Закона N 27-ФЗ установлена ответственность страхователей, включая организации и индивидуальных предпринимателей, в виде финансовых санкций за непредставление в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, а также за несоблюдение порядка представления сведений в форме электронных документов.
Абзацем 19 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию об их уплате взыскание сумм финансовых санкций производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
При этом порядок и сроки обращения в суд Законом N 27-ФЗ не установлены.
В то же время статья 2 Закона N 167-ФЗ относит Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете к составной части законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и устанавливает, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, на правоотношения, связанные с взысканием в принудительном порядке финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, распространяются порядок и сроки взыскания задолженности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не закреплено законодательством об обязательном пенсионном страховании.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019 (ответ на вопрос 1 в разделе "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике"), основанной на применении положений статьи 48 НК РФ, требования территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей могут быть рассмотрены арбитражным судом в порядке приказного производства при наличии следующих условий: страхователем в установленный срок добровольно не исполнено требование об уплате финансовых санкций, накопленная задолженность страхователя по финансовым санкциям превысила 3 000 рублей, но не превышает 100 000 рублей.
Основываясь на принципе равенства всех перед законом и судом, а также универсальности воли законодателя, вторая инстанция считает, что данный правовой подход, касающийся как сроков обращения в суд, так и суммы, подлежащей взысканию в судебном порядке, подлежит применению независимо от процессуального порядка обращения органа пенсионного фонда в суд за взысканием штрафных санкций, то есть должен применяться как при обращении с заявлением о выдаче судебного приказа, так и при рассмотрении заявления о взыскании в общем порядке (глава 26 АПК РФ) или упрощенном порядке (глава 29 АПК РФ).
Из положений части 2 статьи 48 НК РФ следует, что пенсионный фонд вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафа:
- если общая сумма, подлежащая взысканию, превышает 3 000 руб., - в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате;
- если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате, учитываемого при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию, такая сумма превысила 3 000 руб., - в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб.;
- если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате, учитываемого при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 руб., - в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии с частью 1 статьи 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с Федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если Федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Согласно части 2 статьи 213 АПК РФ заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.
При этом под соблюдением досудебного порядка урегулирования спора в данном случае следует понимать не только направление страхователю (налогоплательщику) требования об уплате с предоставлением в нем срока для добровольной уплаты, но и выжидание срока, предусмотренного частью 2 статьи 48 НК РФ.
Из материалов дела усматривается, что предметом заявленных требований являются штрафные санкции в сумме 2000 руб., наложенные решениями от 19.03.2019 N 059S19190000442, от 24.05.2019 N 059S19190000932 и предъявленные страхователю требованиями от 24.05.2019 N 059S01190000885, от 01.07.2019 N 059S01190001448 со сроком исполнения до 24.05.2019 и 26.07.2019, соответственно.
Поскольку предъявленная ко взысканию сумма штрафа не превысила 3 000 руб. и не истек трехлетний срок со дня истечения срока исполнения требований об уплате от 24.05.2019 и 26.07.2019, то в данном случае нельзя признать соблюденной пенсионным фондом процедуру досудебного порядка урегулирования спора.
Несоблюдение претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком является в силу пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ основанием для оставления искового заявления без рассмотрения.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что требования о взыскании с учреждения финансовых санкций в сумме 2000 руб. предъявлены управлением преждевременно, без соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, в связи с чем правомерно оставлены судом первой инстанции без рассмотрения.
Доводы заявителя апелляционной жалобы об обратном являются несостоятельными и основаны на ошибочном толковании норм закона и обстоятельств, установленных судом по делу.
Руководствуясь статьями 258, 268-272, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Магаданской области от 27.03.2020 по делу N А37-400/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение одного месяца со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Е.И. Сапрыкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-400/2020
Истец: ГУ УПФР в г. Магадане Магаданской области межрайонное
Ответчик: МКОУ "Начальная школа - детский сад с. Тополовка" "Северо-Эвенского городского округа"
Хронология рассмотрения дела:
08.05.2020 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2015/20