г. Москва |
|
08 мая 2020 г. |
Дело N А40-274169/2019 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Е.Б. Расторгуев
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ОАО "РЖД" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.02.2020 по делу N А40-274169/2019, принятое судьей Жбанковой Ю.В. в порядке упрощенного производства,
по иску ЗАО "ЛОКОТРАНС" (ОГРН 1027600682010, юр.адрес: 150003, Ярославская обл., г. Ярославль, ул. Кооперативная, д. 7) к ОАО "РЖД" (ОГРН 1037739877295, юр.адрес: 107174, г. Москва, ул. Нов. Басманная, д. 2) о взыскании денежных средств
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество (ЗАО) "Локотранс" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о взыскании с Открытого акционерного общества (ОАО) "Российские железные дороги" 84 555 руб. 84 коп. пени.
14.02.2020 суд первой инстанции изготовил мотивированное решение по делу N А40-274169/2019 об удовлетворении иска на сумму 59 000 руб.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит изменить решение суда и отказать в удовлетворении требований на сумму 84 555 руб. 84 коп.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, заявитель указал, что согласно пункту 14 Правил исчисления сроков доставки, по накладным N ЭМ168964, ЭМ708259, ЭК759911, ЭЛ958104, срок доставки груза не был пропущен.
Ссылается на то, что суд первой инстанции не принял во внимание положение пункта 5.9 Правил исчисления сроков доставки грузов.
Обращает внимание на то, что срок доставки груза подлежит увеличению на основании пункта 6.7 Правил исчисления сроков доставки.
Утверждает, что по железнодорожной накладной N ЭН506812, срок доставки подлежит увеличению на основании пункта 6.2 Правил N 245.
Считает, что размер неустойки является чрезмерным и подлежит снижению на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, содержащий возражения относительно ее удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассматривается в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, с мая по август 2019 года со станций сети железных дорог ОАО "РЖД" производились отправки вагонов грузоотправителем ЗАО "Локотранс".
В соответствии со статьей 33 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов. За несоблюдение сроков доставки грузов перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 Устава.
Согласно статье 97 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" за просрочку доставки не принадлежащих перевозчику порожних вагонов перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за доставку каждого порожнего вагона за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за доставку каждого порожнего вагона.
В связи с просрочкой доставки грузов, истец начислил ответчику пени в размере 84 555 руб. 84 коп.
ЗАО "Локотранс" обратилось к железной дороге назначения - Октябрьской железной дороге - филиалу ОАО "РЖД", Северо-Кавказской железной дороге - филиалу ОАО "РЖД", Свердловской железной дороге - филиалу ОАО "РЖД", Куйбышевской железной дороге - филиалу ОАО "РЖД" с претензиями, которые остались без удовлетворения.
Доказательств оплаты неустойки в полном объеме, ответчиком в материалы дела не представлено.
От ответчика в суд первой инстанции поступило ходатайство о применении положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и снижении размера неустойки.
Суд первой инстанции, принимая во внимание обстоятельства настоящего дела, размер неустойки в связи с несвоевременной доставкой груза, период просрочки в доставке груза (от 1-10 дней), правомерно снизил размер неустойки до 59 000 руб.
Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Довод апелляционной жалобы о том, что согласно пункту 14 Правил исчисления сроков доставки, по накладным N ЭМ168964, ЭМ708259, ЭК759911, ЭЛ958104, срок доставки груза не был пропущен, рассмотрен судом апелляционной инстанции и подлежит отклонению, в силу следующего.
По спорной отправке ЭМ168964 в материалы дела представлена квитанция о приеме груза к перевозке версии ЭТРАН, сообщение 410 с подтверждающим кодом приема груза к перевозке, содержащем всю информацию о перевозке (дату отправки - 06.07.2019, срок доставки - 09.07.2019, а также электронное сообщение 402 о раскредитовании электронной накладной и выдаче груза на станции назначения - 16.07.2019). Просрочка доставки груза по спорной железнодорожной накладной составляет 7 суток.
По спорной отправке ЭМ708259 в материалы дела представлена квитанция о приеме груза к перевозке версии ЭТРАН, сообщение 410 с подтверждающим кодом приема груза к перевозке, содержащем всю информацию о перевозке (дату отправки - 24.07.2019, срок доставки - 28.07.2019 г., а также электронное сообщение 402 о раскредитовании электронной накладной и выдаче груза на станции назначения - 01.08.2019). Просрочка доставки груза по спорной железнодорожной накладной составляет 4 суток.
По спорной отправке ЭК759911 в материалы дела представлена квитанция о приеме груза к перевозке версии ЭТРАН, сообщение 410 с подтверждающим кодом приема груза к перевозке, содержащем всю информацию о перевозке (дату отправки - 17.06.2019, срок доставки - 24.06.2019, а также электронное сообщение 402 о раскредитовании электронной накладной и выдаче груза на станции назначения - 27.06.2019). Просрочка доставки груза по спорной железнодорожной накладной составляет 3 суток.
По спорной отправке ЭЛ958104 в материалы дела представлена квитанция о приеме груза к перевозке версии ЭТРАН, сообщение 410 с подтверждающим кодом приема груза к перевозке, содержащем всю информацию о перевозке (дату отправки - 03.07.2019, срок доставки - 13.07.2019, а также электронное сообщение 402 о раскредитовании электронной накладной и выдаче груза на станции назначения - 14.07.2019). Просрочка доставки груза по спорной железнодорожной накладной составляет 1 сутки.
В соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Согласно пункту 14 Правил N 245 порожний вагон, считается доставленным в срок, если доистечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки, вагон прибыл на железнодорожную станцию назначения и может быть подан получателю или на железнодорожный выставочный путь, о чем перевозчик уведомляет получателя.
Учитывая содержание приведенной нормы, для того чтобы порожний вагон мог считаться доставленным в срок, он должен не только прибыть на станцию назначения до истечения срока доставки, но и способен быть передан в распоряжение грузополучателя или владельца путей необщего пользования.
Возможность передачи вагона возникает только после расформирования прибывшего состава и подачи вагона на выставочный железнодорожный путь. На выполнение указанной работы, согласно пункту 5.1 Правил N 245, перевозчику предоставляется дополнительное время, что учитывается ответчиком при определении сроков доставки вагонов.
Согласно статье 36 Устава железнодорожного транспорта по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю, который обязан оплатить причитающиеся перевозчику платежи и принять грузы.
На основании пункта 39.2 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 29, выдача получателю оригинала накладной (раскредитование накладной) производится в соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов после внесения на железнодорожной станции назначения, если иное не предусмотрено договором, всех причитающихся перевозчику платежей за перевозку собственного порожнего вагона.
В силу пункта 39.5 Правил N 29, собственные порожние вагоны передаются получателю после раскредитования накладной. До этого собственные порожние вагоны получателю не передаются и находятся на его ответственном простое, если иное не предусмотрено договором. Подтверждением фактической передачи собственных порожних вагонов получателю являются подписи получателя, владельца железнодорожных путей необщего пользования или пользователя, с которыми заключен договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов, и перевозчика в памятке приемосдатчика в графе "Вагон сдал" и "Вагон принял".
Пени за просрочку доставки груза были рассчитаны с учетом фактического уведомления грузополучателя о прибытии вагона, что подтверждается скриншотом истории работы с накладной из системы ЭТРАН:
Кроме того, представленные в материалы дела сообщения 402 о раскредитовании электронных накладных ЭМ168964, ЭМ708259, ЭК759911, ЭЛ958104 является достаточным доказательством, подтверждающим дату прибытия груза на станцию назначения и дату уведомления грузополучателя.
Таким образом, пени по железнодорожным накладным ЭМ168964, ЭМ708259, ЭК759911, ЭЛ958104 были начислены правомерно.
Ссылается на то, что суд первой инстанции не принял во внимание положение пункта 5.9 Правил исчисления сроков доставки грузов, не принимается судом апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 15 Устава, плата за перевозки грузов взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляются перевозку грузов, в том числе в случае увеличения расстояния, на которое они перевозятся, по причинам, зависящим от владельца инфраструктуры и перевозчика.
Согласно пункту 2 Правил N 245, нормативные сроки доставки грузов, в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов. Неполные сутки при исчислении сроков доставки груза считаются за полные.
В соответствии с пунктом 5.9 Правил, сроки доставки грузов, исчисленные исходя из норм суточного пробега, предусмотренных настоящими Правилами, увеличиваются на 1 сутки при отправлении грузов с железнодорожных станций Санкт-Петербургского узла или прибытии грузов на железнодорожные станции этого узла или при следовании грузов транзитом через эти узлы.
В спорных железнодорожных накладных указан срок доставки груза, рассчитанный перевозчиком в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
Пункт 5.9 не учтен перевозчиком в момент приема груза к перевозке, поскольку при заключении договора перевозки перевозчиком избран путь следования, не предусматривающий прохождение состава через железнодорожные станции Санкт-Петербургского железнодорожного узла.
Увеличение срока доставки груза ввиду изменения маршрута следования по причинам, не зависящим от истца, не должно влиять на срок доставки груза, поскольку, по сути, является односторонним изменением договора.
Ответчиком не представлено доказательств того, что прохождение вагонов через станции Санкт-Петербургского узла не являлось отклонением от кратчайшего, либо согласованного с истцом маршрута перевозки.
Довод апелляционной жалобы о том, что срок доставки груза подлежит увеличению на основании пункта 6.7 Правил исчисления сроков доставки, проверен судом апелляционной инстанции и подлежит отклонению, поскольку ответчиком не представлены памятки приемосдатчика, выписки из книги уведомлений, ведомости подачи и уборки вагонов, накопительные ведомости, уведомления о подаче вагонов, которые дают основания полагать о вине грузополучателя в просрочке доставке груза.
Довод апелляционной жалобы о том, что по железнодорожной накладной N ЭН506812, срок доставки подлежит увеличению на основании пункта 6.2 Правил N 245, отклоняется судом апелляционной инстанции, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 39.5 Приказ МПС РФ от 18.06.2003 N 29 "Об утверждении Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте" получатель собственного порожнего вагона вправе отказаться от приема собственного порожнего вагона только в случае, если он не может быть использован под погрузку по причине технической неисправности или коммерческой непригодности.
Факт наличия коммерческой непригодности подтверждается актом формы ГУ-23. Наряду с оформлением акта, информация о признании непригодным собственного порожнего подвижного состава на железнодорожной станции назначения подлежит учету в журнале формы ВУ-14. Запись по неисправному/непригодному собственному порожнему вагону должна быть внесена в журнал формы ВУ-14 не позднее трех часов с момента раскредитования накладной (согласно отметке перевозочного документа).
Перевозчик обязан не позднее одного часа с момента внесения записи в журнал формы ВУ-14 уведомить получателя собственного порожнего вагона и его владельца о факте признания неисправным/непригодным собственного порожнего вагона на железнодорожной станции назначения.
Информирование отправителя или владельца вагона (в случае если он не выступает отправителем) об отказе получателя в приеме вагонов производит перевозчик.
Факт отказа от приема собственных порожних вагонов с мотивированным объяснением получателя о причинах отказа оформляется перевозчиком актом общей формы, подписывается получателем и перевозчиком.
Все вопросы, связанные с неприемом прибывших под погрузку собственных порожних вагонов по причине их технической неисправности, непригодности в коммерческом отношении, получатель решает с отправителем или владельцем вагона (в случае если он не выступает отправителем), за исключением случаев, когда техническая неисправность, непригодность в коммерческом отношении собственного порожнего вагона возникла по причинам, зависящим от перевозчика.
Таким образом, факт коммерческой непригодности может быть установлен только при направлении порожнего вагона под погрузку, либо у груженого вагона. Согласно квитанции о приеме груза N ЭН506812 порожний вагон N91586545 направлялся в ремонт, в связи с обнаружением в пути следования технической неисправности.
Ответчик не представил: акт общей формы N 1/23 от 31.07.2019, акт формы ГУ-23, выписка из журнала формы ВУ-14, подтверждение уведомления получателя собственного порожнего вагона и его владельца. Следовательно, факт коммерческой непригодности ничем не подтвержден.
Таким образом, ЗАО "Локотранс" правомерно начислило пени за просрочку доставки груза по железнодорожной накладной N ЭН506812.
Довод апелляционной жалобы о том, что размер неустойки является чрезмерным и подлежит снижению на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку повторное снижение неустойки не предусмотрено действующим законодательством.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подлежат взысканию в доход федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14 февраля 2020 года по делу N А40-274169/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в доход Федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья: Е.Б. Расторгуев
Телефон справочной службы суда - 8 (495) 987-28-00
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-274169/2019
Истец: ЗАО "ЛОКОТРАНС"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги"