г. Чита |
|
12 мая 2020 г. |
дело N А19-28241/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экономического развития Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 февраля 2020 года по делу N А19-28241/2019 по заявлению индивидуального предпринимателя Ипатова Евгения Михайловича (ОГРНИП 304381319400016, ИНН 381300015200; Иркутская область, город Нижнеудинск) к Министерству экономического развития Иркутской области (ОГРН 1083808000980, ИНН 3808172140; 664027, Иркутская область, город Иркутск, улица Ленина, 1 А) о признании незаконным решения от 12.11.2019 N 02-62-5254/19 об отказе в предоставлении субсидии,
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
установил:
индивидуальный предприниматель Ипатов Евгений Михайлович (далее также - заявитель, ИП Ипатов Е.М. или предприниматель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства экономического развития Иркутской области (далее также - Министерство экономического развития или Министерство) от 12.11.2019 N 02-62-5254/19 об отказе в предоставлении субсидии.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 февраля 2020 года заявленные предпринимателем требования удовлетворены.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение не соответствует Положению о предоставлении субсидий в целях возмещения недополученных доходов (части недополученных доходов) субъектам малого и среднего предпринимательства, возникших в результате чрезвычайных ситуаций в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, утвержденному Постановлением Правительства Иркутской области от 12.09.2019 N 745-пп и нарушает права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с указанным решением, Министерство обжаловало его в апелляционном порядке.
Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного, принятого при неправильном применении норм материального права и норм процессуального права.
Предприниматель в представленном отзыве на апелляционную жалобу выразил согласие с решением суда первой инстанции.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
От участвующих в деле лиц поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
В соответствии с пунктом 3 постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 8 апреля 2020 года в период действия Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" арбитражные суды рассматривают дела, всеми участниками которых заявлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, если их участие при рассмотрении дела не является обязательным.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в Министерство экономического развития Иркутской области 11.10.2019 предпринимателем было представлены документы для предоставления субсидий в целях возмещения недополученных доходов (части недополученных доходов) субъектам малого и среднего предпринимательства, возникших в результате чрезвычайных ситуаций в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, в том числе: заявление от 11.10.2019, копия договора аренды торгового помещения от 01.01.2019 N 1, копия справки об изменении юридического адреса торгового помещения от 08.10.2019, копия постановления от 07.10.2019 N 1668 о присвоении адреса зданию магазина и земельному участку, копия реквизитов банка, копия паспорта предпринимателя, копии выписок из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) и Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
По результатам проверки представленных документов Министерством 12.11.2019 в адрес предпринимателя направлено письмо N 02-62-5254/19 об отказе в предоставлении субсидии в связи с его несоответствием условиям Положения о предоставлении субсидий в целях возмещения недополученных доходов (частит недополученных доходов) субъектам малого и среднего предпринимательства, возникших в результате чрезвычайных ситуаций в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области.
Заявитель, полагая, что отказ Министерства экономического развития в предоставлении субсидии является необоснованным и незаконным, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, а также проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, порядок применения бюджетных мер принуждения.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ в редакции рассматриваемого периода субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В целях поддержки пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, в соответствии со статьей 78 БК РФ постановлением Правительства Иркутской области от 12.09.2019 N 745-пп утверждено Положение о предоставлении субсидий в целях возмещения недополученных доходов (части недополученных доходов) субъектам малого и среднего предпринимательства, возникших в результате чрезвычайных ситуаций в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области (далее - Положение о предоставлении субсидий).
Пунктом 4 данного Положения в редакции от 07.10.2019 было установлено, что право на получение субсидий имеют юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ), осуществлявшие свою деятельность на территории, пострадавшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, в границах подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, установленных муниципальными правовыми актами (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в частях 3, 4 статьи 14 Федерального закона N 209-ФЗ) (далее - получатели).
В соответствии с пунктом 5 Положения о предоставлении субсидий субсидии предоставляются при соблюдении получателями следующих условий:
1) сведения о получателе внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (за исключением вновь созданных юридических лиц и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей);
2) получатель должен быть зарегистрирован не позднее 26 июня 2019 года на территории Иркутской области и осуществлять свою деятельность на территории, пострадавшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, в границах подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, установленных муниципальными правовыми актами (далее - территория, пострадавшая в результате паводка);
3) получатель не является иностранным и российским юридическим лицом, указанным в пункте 15 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на дату представления документов (для юридических лиц);
4) отсутствие факта получения получателем средств из областного бюджета на основании иных нормативных правовых актов на цели, указанные в пункте 1 настоящего Положения, на дату представления документов;
5) отсутствие у получателя просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Иркутской областью на дату представления документов;
6) наличие согласия получателя на осуществление министерством и органами государственного финансового контроля в установленном законодательством порядке проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий;
7) соответствие вновь созданного юридического лица и вновь зарегистрированного индивидуального предпринимателя условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным Федеральным законом N 209-ФЗ (в случае отсутствия сведения о получателе в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства).
Пунктом 12 Положения о предоставлении субсидий определены основания для отказа в предоставлении субсидии, это:
1) несоответствие получателя категории лиц, установленной пунктом 4 настоящего Положения;
2) несоответствие получателя условиям, установленным пунктом 5 настоящего Положения;
3) непредставление (представление не в полном объеме) документов, установленных пунктом 7 настоящего Положения;
4) представление документов по истечении срока, установленного пунктом 7 настоящего Положения;
5) недостоверность представленной получателем информации.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что основанием для отказа ИП Ипатову Е.М. в предоставлении субсидии явилось его несоответствие условиям Положения о предоставлении субсидий.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, в целях получения субсидии заявителем в Министерство в установленный срок представлен полный пакет документов, предусмотренный пунктом 7 Положение о предоставлении субсидий.
Из представленных документов следует, что ИП Ипатов Е.М. 01.08.2016 внесен в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и имеет категорию - микропредприятие.
Согласно выписке из ЕГРИП предприниматель зарегистрирован на территории Иркутской области до 26 июня 2019 года и осуществляет свою деятельность на территории, пострадавшей в результате паводка; не является иностранным юридическим лицом.
Фактов получения ИП Ипатовым Е.М. каких-либо финансовых средств из областного бюджета на основании иных нормативных правовых актов на цели, указанные в пункте 1 Положения о предоставлении субсидий, наличия просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Иркутской областью Министерством не установлено.
Несогласия с осуществлением Министерством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий заявитель не выражал.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отклонены доводы Министерства экономического развития о несоответствии ИП Ипатова Е.М. условиям Положения о предоставлении субсидий.
Доводы Министерства об отсутствии в представленном заявителем договоре аренды торгового помещения от 01.01.2019 N 1 юридического адреса предпринимателя и не возможности Министерства установить адрес ведения его деятельности также правомерно отклонены судом первой инстанции, как противоречащие материалам дела.
Как правильно указал суд первой инстанции, из представленных с пакетом необходимых для получения субсидии документов, заявления от 11.10.2019 и договора аренды торгового помещения от 01.01.2019 N 1 (с приложенными документами о присвоении адреса зданию магазина и земельного участка) с очевидностью следует, что местом осуществления деятельности ИП Ипатова Е.М. является Иркутская область, г. Нижнеудинск, ул. Лермонтова, 18 (до вынесения администрацией Нижнеудинского муниципального образования постановления от 07.10.2019 N 1668 - ул. Ленина, 33).
Оценив представленные сторонами доказательства с учетом требований статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о несоответствии оспариваемого решения Министерства экономического развития Иркутской области от 12.11.2019 г. N 02-62-5254/19 об отказе в предоставлении субсидии Положению о предоставлении субсидий и нарушении им прав и законных интересов предпринимателя.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований заявителя.
При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 февраля 2020 года по делу N А19-28241/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путём подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-28241/2019
Истец: Ипатов Евгений Михайлович
Ответчик: Министерство экономического развития Иркутской области