г. Вологда |
|
13 мая 2020 г. |
Дело N А05-12196/2019 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Храмцовым А.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Агрофирма "Вельская" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 января 2020 года по делу N А05-12196/2019,
установил:
акционерное общество "Агрофирма "Вельская" (ОГРН 1082907000010, ИНН 2907012650; адрес: 165150, Архангельская обл., Вельский р-н, д. Дюковская, д. 21а; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1081001001927, ИНН 1001017400; адрес: 185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Мурманская (Октябрьский район), д. 22; далее - Управление Россельхознадзора) о признании незаконным предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 16.07.2019 N 08/А-09.1-05-10 в части пункта 4, в редакции решения Управления Россельхознадзора от 16.12.2019 N 01/А-5471.
Решением суда от 17 января 2020 года в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что положения "РД-АПК 1.10.15.02-17. Система нормативных документов агропромышленного комплекса Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Методические рекомендации по технологическому проектированию. Методические рекомендации по технологическому проектированию систем удаления и подготовки к использованию навоза и помета", утвержденные 23.05.2017 Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее - РД-АПК 1.10.15.02-17) носят рекомендательный характер и применяются при проектировании и строительстве объектов агропромышленного комплекса, тогда как площадка для компостирования в д. Шиловская не является объектом строительства. В абзаце третьем пункта 5.2.2 "РД-АПК 3.10.15.01-17. Система нормативных документов агропромышленного комплекса Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Рекомендации, методические рекомендации. Методические рекомендации по проектированию систем удаления, обработки, обеззараживания, хранения и утилизации навоза и помета", утвержденных и введенных в действие 23.05.2017 Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее - РД-АПК 3.10.15.01-17), указано, что следует предусматривать жижесборники или отводные канавки, при этом однозначного требования к оборудованию открытых площадок жижесборниками, в том числе в виде емкостей, данные методические рекомендации не содержат. Площадка компостирования в д. Шиловская полностью соответствует пункту 6.6 "ГОСТ Р 53117-2008. Национальный стандарт Российской Федерации. Удобрения органические на основе отходов животноводства. Технические условия", утвержденному и введенному в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.12.2008 N 537-ст (далее - ГОСТ Р 53117-2008); пункт 10.4 ГОСТ Р 53117-2008 относится к транспортированию и хранению готового органического удобрения, а не к производственной площадке. Нормативных требований к строительству жижесборника не установлено, что создает риск неисполнения выданного Управлением предписания.
Управление Россельхознадзора в отзыве доводы апеллянта отклонило, просит отказать в удовлетворении жалобы.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим судебное заседание состоялось без их участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Общество в ходатайстве от 13.05.2020 просило рассмотреть жалобу без участия представителя заявителя.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 10.04.2019 N 280-р Управлением Россельхознадзора проведена внеплановая выездная проверка Общества с целью выполнения требований ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений требований земельного законодательства от 27.09.2018 N 08/А-05-08-08-П, возлагавшего на Общество обязанность по проведению в срок до 01.07.2019 на загрязненном земельном участке с кадастровым номером 29:01:000000:145 рекультивации в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800.
По окончании внеплановой проверки, установившей факт невыполнения ранее выданного предписания о проведении рекультивации, Обществу выдано новое предписание от 16.07.2019 N 08/А-09.1-05-10 об устранении выявленных нарушений, которым Обществу предписано в срок до 01.09.2020 привести площадку для компостирования навоза, расположенную на участке с кадастровым номером 29:01:000000:145, с левой стороны автодороги по направлению д. Шиловская д. Леново, в 300 метрах от животноводческой фермы д. Шиловская, в соответствии с требованиями утвержденного на предприятии Технологического регламента от 09.01.2018 и нормативно-правовыми документами, регламентирующими хранение, переработку и использование свежего навоза крупного рогатого скота (КРС). В частности, согласно пункту 4 предписания в редакции решения Управления Россельхознадзора от 16.12.2019 N01/А-5471 Обществу необходимо в соответствии с пунктом 4.2 РД-АПК 1.10.15.02-17, пунктом 5.2.2 РД-АПК 3.10.15.01-17, пунктами 6.6, 10.4 ГОСТ Р 53117-208 оборудовать площадку для компостирования в отделении "Шиловская" жижесборниками для отвода и сбора поверхностного стока.
Общество, не согласившись с пунктом 4 предписания (в редакции решения Управления Россельхознадзора от 16.12.2019 N 01/А-5471), обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.
Суд первой инстанции, исследовав обстоятельства дела, оценив доводы сторон, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, руководствуясь нормами статьи 198 АПК РФ, статей 1, 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статей 2, 2.1 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии), положениями Ветеринарных правил содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.12.2016 N 551 (далее - Ветеринарные правила N 551), пунктом 4.2 РД-АПК 1.10.15.02-17, пунктом 5.2.2 РД-АПК 3.10.15.01-17, пунктами 6.6, 10.4 ГОСТ Р 53117-2008, признал оспариваемые требования предписания правомерными и отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Апелляционный суд не усматривает оснований не согласиться с выводами суда.
Согласно статье 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
В данном случае установлено, что земельный участок с кадастровым номером 29:01:000000:145 является многоконтурным, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, имеет вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, находится в аренде у Общества на основании договора аренды от 08.04.2009 N 34/2 (выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 10.04.2019 N КУВИ-001/2019-8242009).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности Общества является разведение молочного крупного рогатого скота, производство молока.
Из пояснений представителя заявителя следует, что по состоянию на 01.06.2019 в Обществе поголовье крупного рогатого скота составило 3623 голов.
В соответствии со статьей 12 Закона о ветеринарии при планировке и строительстве животноводческих комплексов, птицефабрик, мясокомбинатов, других предприятий по производству и хранению продуктов животноводства, крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств граждан должно быть предусмотрено создание наиболее благоприятных условий для содержания животных и производства продуктов животноводства, для предупреждения загрязнения окружающей среды производственными отходами и возбудителями заразных болезней животных.
В силу статьи 18 Закона о ветеринарии владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны, в том числе: осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства; соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства.
В пункте 42 Ветеринарных правил N 551 предусмотрено, что территория животноводческой организации, содержащей более 500 голов КРС, разделяется на изолированные друг от друга зоны: производственную, где размещаются помещения для содержания животных, выгульные площадки с твердым покрытием и навесами, а также ветеринарный пункт, сооружения для обработки кожного покрова животных; административно-хозяйственную, включающую здания и сооружения административно-хозяйственной и технической служб, эстакаду для мойки и площадку для дезинфекции автомашин и других транспортных средств; хранения и подготовки кормов, кормовую, где размещаются объекты для хранения и приготовления кормов, которая отделяется от производственной и административно-хозяйственной зоны забором с устройством отдельного въезда в эти зоны. Кормоцех, склады для кормов располагаются на линии разграничения с производственной зоной; хранения и переработки навоза; хранения и переработки навоза. Навозохранилище размещается с подветренной стороны на расстоянии не менее 60 м от животноводческих помещений; карантинирования, расположенную на линии ограждения предприятия, в которой размещается здание для проведения карантинирования и убойно-санитарный пункт.
Согласно пункту 2.3.1 "СП 1.2.1170-02.1.2. Гигиена, токсикология, санитария. Гигиенические требования к безопасности агрохимикатов. Санитарные правила", утвережденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 23.10.2002, навоз и куриный помет, используемые для обогащения почвы азотом и другими элементами питания, должны подвергаться предварительному обезвреживанию (термической сушке, компостированию и др.), соответствовать требованиям действующих нормативных документов, не содержать патогенной микрофлоры, в том числе сальмонелл, и жизнеспособных яиц гельминтов.
Пунктом 6.6 ГОСТ Р 53117-2008 установлено, что для защиты грунтовых вод от загрязнения хранение удобрений должно проводиться на площадках хранения, в навозо-, пометонакопителях, имеющих монолитные бетонные, герметично сваренные пленочные покрытия либо имеющих в основании глиняную подушку толщиной не менее 20 - 25 см. Площадки хранения удобрений с боковых сторон должны иметь бортики и канавки для стока избыточной влаги. Избыточную влагу и навозную жижу отводят в существующую дренажно-канализационную систему либо засыпают сорбирующими материалами (опилками, торфом), которые после полного насыщения возвращают на площадку для производства удобрения.
В силу пункта 10.4 ГОСТ Р 53117-2008 удобрения хранят на площадках, в накопителях, защищенных от проникновения подпочвенных, ливневых и поверхностных стоков, площадки хранения твердых видов удобрений органических должны быть оборудованы жижесборниками.
Согласно пункту 4.2 РД-АПК 1.10.15.02-17 территория для размещения сооружений подготовки к использованию навоза и помета должна быть огорожена, освещена, благоустроена путем планировки, применения твердых покрытий на проездах и технологических площадках, посева трав, обеспечения соответствующих уклонов и специальных устройств для отвода и сбора поверхностного стока, защищена лесозащитной полосой шириной не менее 10 м; проектирование благоустройства территории сооружений для подготовки к использованию навоза и помета осуществляют в соответствии с требованиями СП 19.13330 и СП 82.13330.
Для сбора и отвода жидкости, атмосферных осадков на открытых гидроизолированных площадках приготовления компостной смеси, компостирования и хранения влагопоглощающих компонентов следует предусматривать жижесборники. Сами площадки должны иметь уклон 0,002 - 0,003 в сторону жижесборников или отводные канавки (лотки), расположенные по всему периметру (пункт 9.6 РД-АПК 1.10.15.02-17).
Аналогичные положения предусмотрены в пункте 5.2.2 РД-АПК 3.10.15.02-17.
Судом установлено и заявителем не оспаривается, что площадка в отделении "Шиловская" для компостирования навоза не оборудована жижесборниками для отвода и сбора поверхностного стока, что создает угрозу загрязнению почвы и грунтовых вод.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу, что предписание в оспариваемой части соответствует требованиям пункта 6.6, 10.4 ГОСТ Р 53117-2008, пункту 5.2.2 РД-АПК 3.10.15.02-17, пункту 4.2 РД-АПК 1.10.15.02-17, и оснований для признания его незаконным не имеется.
Доводы жалобы о том, что площадка для компостирования в д. Шиловская полностью соответствует пункту 6.6 "ГОСТ Р 53117-2008, не принимаются апелляционным судом, поскольку опровергаются материалами дела, в том числе результатами проверки, проведенной Управлением Россельхознадзора. Ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы на предмет установления соответствия устройства площадки требованиям нормативных документов Обществом не заявлялось.
Ссылка апеллянта на то, что требования РД-АПК 1.10.15.02-17, РД-АПК 3.10.15.02-17 носят рекомендательный характер и применяются при проектировании и строительстве объектов животноводческого комплекса, также подлежит отклонению. При проверке, проведенной Управлением Россельхознадзора в июле 2019 года, установлен факт отсутствия жижесборников на площадке компостирования в д. Шиловская, соответственно при их обустройстве следует руководствоваться требованиями пунктов 4.2, 9.6 РД-АПК 1.10.15.02-17, пункта 5.2.2 РД-АПК 3.10.15.02-17.
Следует также отметить, что аналогичные требования о необходимости устройства жижесборников на площадках компостирования предусматривались пунктом 7.6 "РД-АПК 1.10.15.02-08. Система рекомендательных документов агропромышленного комплекса Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Рекомендательные документы. Методические рекомендации по технологическому проектированию систем удаления и подготовки к использованию навоза и помета", утвержденных 29.04.2008 Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и введенных в действие с 01.10.2008 (далее - РД-АПК 1.10.15.02-08). При этом пунктом 1.2 РД-АПК 1.10.15.02-08 устанавливалось, что изложенные в данных методических рекомендациях ветеринарные нормативы и требования по проектированию систем удаления и подготовки к использованию навоза и помета обязательны для выполнения на всей территории Российской Федерации государственными органами, учреждениями, предприятиями, должностными лицами и гражданами.
В свете изложенного, поскольку предписание Управления Россельхознадзора от 16.07.2019 N 08/А-09.1-05-10 в оспариваемой части соответствует нормам действующего законодательства, суд правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Обществом не приводится убедительных доводов, опровергающих законность и обоснованность выводов суда.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
Апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 января 2020 года по делу N А05-12196/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Агрофирма "Вельская" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-12196/2019
Истец: АО "Агрофирма "Вельская"
Ответчик: Управление Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу