г. Владимир |
|
12 мая 2020 г. |
Дело N А43-52680/2019 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Богуновой Е.А.,
рассмотрел апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" г. Москва в лице филиала Горьковская железная дорога, г. Нижний Новгород на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.02.2020 по делу N А43-52680/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску акционерного общества "Новая перевозочная компания" (ОГРН 1037705050570)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" г. Москва в лице филиала Горьковская железная дорога, г. Нижний Новгород (ОГРН 1037739877295)
о взыскании неосновательного обогащения и процентов,
без вызова сторон,
установил:
акционерное общество "Новая перевозочная компания" (далее - АО "Новая перевозочная компания", истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании 25 932 руб. неосновательного обогащения, 1 011 руб. процентов за пользованием чужими денежными средствами за период с 28.05.2019 по 13.12.2019, а также процентов за пользование чужими денежными средствами с суммы долга в размере 25 932 руб. по ключевой ставке Банка России, действующей в соответствующие периоды просрочки, начиная с 14.12.2019 по день фактической уплаты долга.
В соответствии с частью 2 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иск рассмотрен в порядке упрощенного производства.
Решением от 25.02.2020 Арбитражный суд Нижегородской области взыскал с ОАО "РЖД" в пользу АО "Новая перевозочная компания" 25 932 руб. неосновательного обогащения, 1 011 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 13.12.2019, а также проценты за пользование чужими денежными средствами с суммы долга 25 932 руб., начиная с 14.12.2019 исходя из ключевых ставок Банка России, действующих в соответствующие периоды просрочки, по день фактической оплаты долга, а также 2000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением, ОАО "РЖД" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Первого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2020 апелляционная жалоба принята к производству, лицам, участвующим в деле, было предложено в срок до 16.04.2020 представить мотивированный отзыв на апелляционную жалобу.
Оспаривая принятый судебный акт, заявитель считает, что поскольку отцепка вагона N 58477720 была произведена по причинам, независящим от ответчика, то и произведенный им добор тарифа провозной платы в размере 25 932 руб. является правомерным.
Кроме того заявитель полагает, что итоговая стоимость перевозок для вагонов, отцепленных для текущего ремонта, определяется как сумма трех отдельных провозных плат, рассчитанных по трем кратчайшим расстояниям: от станции отправления до станции обнаружения технической неисправности, от станции обнаружения технической неисправности до станции ремонта, от станции ремонта до станции назначения.
Ответчик указал, что в результате перевозки неисправного вагона (отправка ЭЙ626530) от станции отцепки на станцию ремонта расстояние перевозки фактически увеличилось, вследствие чего перевозчиком произведен добор провозной платы.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что расчет провозной платы в отношении неисправного вагона должен осуществляться как для повагонной отправки, то есть без применения коэффициентов для групповой или маршрутной отправки.
В связи с этим, к спорным правоотношениям, по мнению ответчика, подлежит применению пункт 39.4 Правил N 29, пункт 2.1 Прейскуранта N 10-01, утвержденного постановлением ФЭК России N 47-т/5 от 17.06.2003.
Апеллянт считает, что истцом не доказан факт неосновательного обогащения со стороны ОАО "РЖД". Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Истец направил отзыв на апелляционную жалобу, в котором изложил свои возражения по доводам жалобы. Просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о порядке рассмотрения апелляционных жалоб на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства.
Исследовав доводы жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, между открытым акционерным обществом "Новая перевозочная компания" (в настоящее время АО "Новая перевозочная компания") и открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД") заключен договор на организацию расчетов N 188/38/12 от 03.05.2012 (далее - Договор на организацию расчетов), регулирующий взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой провозных платежей, сборов, штрафов, иных, причитающихся ОАО "РЖД" платежей, с использованием Единого лицевого счета (далее - ЕЛС) при перевозках грузов и/или порожних вагонов. В рамках Договора на организацию расчетов Истцу открыт ЕЛС в ТЦФТО Горьковской железной дороги и присвоен код плательщика 1000712335, указываемый в перевозочных и иных документах.
В мае 2019 года АО "Новая перевозочная компания" выступало плательщиком тарифа при перевозке груженых вагонов со станции Томусинская Западно-Сибирской железной дороги на станцию Магнитогорск-Грузовой Южно-Уральской железной дороги, в связи с чем, в рамках Договора на организацию расчетов перевозчиком произведено списание с ЕЛС АО "Новая перевозочная компания" провозной платы в размере 63 470 руб. 40 коп.
При осуществлении данной перевозки в пути следования отцеплен вагон N 58477720 по причине технической неисправности и направлен в ремонт на станцию, не являющуюся станцией отцепки. После проведения ремонта вагон следовал в первоначальный пункт назначения по досылочной ведомости. По прибытии на станцию назначения ответчик произвел добор провозной платы за спорную перевозку в размере 25 932 руб. с учетом НДС 20% за перевозку вагона в ремонт.
Списание указанной суммы подтверждается счетом-фактурой и актом оказанных услуг от 25.05.2019, а также перечнем первичных документов к акту оказанных услуг.
Посчитав, что добор тарифа по вагону N 58477720 произведен ответчиком неправомерно, истец направил в адрес ответчика претензию о возврате необоснованно списанных денежных средств от 13.06.2019.
Ответчик письмом от 22.07.2019 отклонил претензионные требования истца.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения акционерного общества "Новая перевозочная компания" с исковыми требованиями в Арбитражный суд Нижегородской области.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Исходя из содержания указанной нормы получение ответчиком денежных средств от истца при отсутствии у последнего обязанности их выплачивать в силу соответствующего договора или требования нормативного акта, без предоставления ответчиком со своей стороны каких-либо товаров (работ, услуг) в счет принятых сумм следует квалифицировать как неосновательное обогащение.
Таким образом, иск о взыскании суммы неосновательного обогащения подлежит удовлетворению, если будут доказаны: факт получения (сбережения) имущества ответчиком, отсутствие для этого должного основания, а также то, что неосновательное обогащение произошло за счет истца.
Пунктом 2 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
В отношении перевозок железнодорожным транспортом, порядок установления платы за перевозку определен Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) и Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте" (далее - Закон о железнодорожном транспорте).
Согласно статье 2 Устава железнодорожного транспорта, статьи 8 Закона о железнодорожном транспорте плата за перевозку грузов взимается на основе тарифов, утверждаемых в централизованном порядке уполномоченным органом.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" плата за перевозки грузов взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляется перевозка грузов, в том числе в случае увеличения расстояния, на которое они перевозятся, по причинам, зависящим от владельца инфраструктуры и перевозчика.
Постановлением ФЭК от 17.06.2003 N 47-т/5 утвержден Прейскурант 10-01, которым установлены тарифы на перевозку грузов.
В соответствии с пунктом 2.1 Прейскуранта 10-01 "Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1), утвержденного Постановлением ФЭК России от 17.06.2003 N 47- т/5, плата за перевозки взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляется перевозка грузов.
Прейскурант 10-01 не содержит положения о возможности увеличения стоимости перевозки, либо взимание дополнительных платежей, в случае отцепки груженых вагонов в пути следования для производства ремонта, и увеличения расстояния перевозки.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 24 постановление от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснил, что поскольку договор перевозки считается заключенным при представлении грузоотправителем надлежаще составленной транспортной железнодорожной накладной и выданной на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанции о приеме груза, указанное в накладной расстояние считается согласованным и плата за перевозку груза взимается исходя из этого расстояния.
Согласно пункту 8 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов группами вагонов по одной накладной, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 32, в случае отцепки в пути следования вагона (группы вагонов) от маршрутной или групповой отправки (далее - основная отправка) вследствие его (их) неисправности перевозчик обязан составить об этом акт общей формы в двух экземплярах с указанием в нем причин отцепки вагона (группы вагонов), а также номера отправки, наименования и кода станции назначения груза, наименования и кода грузополучателя, его почтового адреса, наименования и кода груза.
Данные об отцепленном вагоне (группе вагонов) также вычеркиваются перевозчиком из следовавшего с основной отправкой вагонного листа. Такое исправление с указанием причины отцепки вагона (группы вагонов) заверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика и строчным штемпелем станции отцепки.
После устранения неисправности на основании данных акта общей формы перевозчиком на каждый отцепленный вагон составляются новый вагонный лист и досылочная дорожная ведомость, с которыми такой вагон следует на станцию назначения.
Досылочная дорожная ведомость заполняется перевозчиком по форме и в порядке, установленным в правилах заполнения перевозочных документов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
Срок доставки груза, находящегося в отцепленном от маршрутной или групповой отправки вагоне, после устранения неисправности вагона исчисляется исходя из нормы суточного пробега, установленной для повагонной отправки.
Таким образом, указанные Правила устанавливают, что после устранения технической неисправности вагоны следуют до станции назначения в рамках ранее заключенного договора. Отцепка вагонов влияет на исчисление сроков доставки, но не влечет за собой добор тарифа, не изменяет условия договора о его цене.
Кроме того, нормами Прейскуранта установлено, что размер тарифа зависит от расстояния перевозки.
Согласно пункту 39.4 Правил выдачи грузов, утвержденных Приказом МПС от 18.06.2003 N 29, по прибытии на железнодорожную станцию назначения собственных порожних вагонов, перевозимых маршрутной или групповой отправкой, и при наличии в накладной в разделе "Отметки в пути следования" отметок о выполнении текущего отцепочного ремонта не на железнодорожной станции обнаружения технической неисправности, произошедшей по причинам, не зависящим от перевозчика, кратчайшее расстояние перевозки определяется: для вагонов, прибывших по основной накладной - от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции назначения; для вагонов, отцепленных для текущего ремонта по причинам, не зависящим от перевозчика - отдельно от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции обнаружения технической неисправности, от железнодорожной станции обнаружения технической неисправности до железнодорожной станции ремонта и от железнодорожной станции ремонта до железнодорожной станции назначения.
В случае, если отцепка произошла по причинам, зависящим от перевозчика, кратчайшее расстояние перевозки определяется от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции назначения как для вагонов, прибывших по основной накладной, так и для отцепленных вагонов.
С учетом пункта 39.4 Правил N 29, кратчайшее расстояние в рассматриваемом деле состоит из трех отрезков: от станции отправления до отцепки, от станции отцепки до станции ремонта, от станции ремонта до станции назначения.
При этом, в тех случаях, когда фактическое расстояние перевозки в связи с заходом вагонов в ремонт не изменилось, оснований для добора провозной платы у ответчика не имелось.
В рассматриваемом случае увеличение фактического расстояния перевозки (на 22 км) не привело к необходимости применения иных значений тарифной сетки Прейскуранта.
Таким образом, произведенный ответчиком добор провозной платы за спорную перевозку является необоснованным, поскольку фактическое расстояние перевозки в связи с заходом вагона N 58477720 в ремонт не превышает оплаченное истцом расстояние (дополнительное расстояние покрывается установленной Тарифной схемой N 8 Прейскуранта дельтой, в пределах которой провозная плата не меняется вне зависимости от расстояния перевозки в пределах дельты).
Доводы заявителя жалобы судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклоняются как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства, а также же влияющие на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Принимая во внимание положения пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции исходит из того, что необходимость перерасчета стоимости перевозки отсутствовала, в связи с чем правовых оснований для получения денежных сумм в больших размерах, чем это установлено действующими правовыми нормами, у ответчика не имелось, а денежные средства в размере 25 932 руб. с лицевого счета истца списаны неосновательно и добор тарифа произведен ответчиком необоснованно.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции оценив все имеющиеся в деле доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения, содержащиеся в части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что требования истца являются обоснованными, доказанными и подлежащими удовлетворению в заявленной ко взысканию сумме 25 932 руб.
Истцом также было заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 1011 руб. за период с 28.05.2019 по 13.12.2019.
Правилами статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено начисление процентов за пользование чужими средствами в соответствии со статьей 395 Кодекса с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Так как факт пользования ответчиком чужими денежными средствами материалами дела подтвержден, требование акционерного общества "Новая перевозочная компания" о взыскании с ответчика процентов обоснованно удовлетворено судом. Представленный истцом расчет процентов судом проверен и признан правильным.
Кроме того, судом первой инстанции правомерно удовлетворению требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами с суммы долга в размере 25 932 руб., начиная с 14.12.2019 исходя из ключевых ставок Банка России, действующих в соответствующие периоды просрочки, по день фактической оплаты долга.
Учитывая совокупность установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Всем обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции соглашается. Доводы заявителя жалобы не подтверждают нарушений судом первой инстанции норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта по доводам заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.02.2020 по делу N А43-52680/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" г. Москва в лице филиала Горьковская железная дорога, г. Нижний Новгород - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия в порядке части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Богунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-52680/2019
Истец: АО "Новая перевозочная компания"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги"