г. Владивосток |
|
13 мая 2020 г. |
Дело N А59-5318/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 мая 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Н. Номоконовой,
судей С.Н. Горбачевой, И.С. Чижикова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Манукян,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации,
апелляционное производство N 05АП-2214/2020
на решение от 19.02.2020 судьи С.В. Кучкиной
по делу N А59-5318/2019 Арбитражного суда Сахалинской области
по иску муниципального казенного предприятия "Городской водоканал"
(ОГРН 1166501051870, ИНН 6501281770)
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745)
о взыскании задолженности за пользование системами холодного водоснабжения и водоотведения,
при участии: извещённые надлежащим образом стороны в суд не явились,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казённое предприятие "Городской водоканал" (далее - истец, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с уточнённым в порядке статьи 49 АПК РФ исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик, Учреждение) о взыскании 1 255 625 рублей 63 копеек долга за пользование системами холодного водоснабжения и водоотведения за период с 01.04.2017 по 02.04.2019.
Решением арбитражного суда от 19.02.2020 иск удовлетворён.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке, ссылаясь в обоснование жалобы на необоснованность взыскания дола за предъявленный объём воды ввиду консервации объектов, а также отсутствия журнала формы ПОД-12, из которого можно было бы установить реальный объём потреблённой воды. Считает, что взыскание стоимости воды без учёта фактически поставленного её объёма приведёт к неосновательному обогащению истца. Настаивает на доказанности консервации объектов, подтверждённой актами оформленными с участием предыдущей ресурсоснабжающей организации - АО "ГУ ЖКХ". Утверждает, что спорные объекты не переданы в оперативное управление ответчику, поэтому он не должен нести ответственность за их водоснабжение.
От истца в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу. Возражая протии её удовлетворения, истец указал, что сумма долга верно рассчитана в соответствии с требованиями закона исходя из факта отсутствия приборов учёта по пропускной способности трубы, расчёт ответчиком не опровергнут. Обращает внимание, что сторонами подписан государственный контракт N 1704, по условиям которого ответчик оплачивает пользование системами холодного водоснабжения и водоотведения в отношении спорного объекта.
Стороны, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
На основании Постановления Администрации города Южно-Сахалинска от 23.12.2013 N 2328-па "Об определении гарантирующих организаций и установлении зон их деятельности" и Постановления Администрации города Южно-Сахалинска N 295 от 05.02.2016 "О создании МКП "Городской водоканал" с 30.04.2016 Предприятие осуществляет функции гарантирующей организации по обеспечению холодным водоснабжением и водоотведением потребителей таких услуг в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области (за исключением планировочного района Ново-Александровска), села Елочки, села Дальнее.
26.11.2018 между Учреждением (абонент) и Предприятием (организация ВКХ) заключён контракт N 1704 холодного водоснабжения и водоотведения, по условиям которого (пункт 1.1) Организация ВКХ обязуется подавать Абоненту через присоединенную водопроводную сеть холодную (питьевую) воду установленного качества, в объеме, определенном контрактом, осуществлять прием сточных вод Абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а Абонент обязуется соблюдать предусмотренный контрактом режим потребления воды, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета, соблюдать требования к объему, составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации и производить Организации ВКХ оплату принятой холодной воды и водоотведения в сроки, порядке и размере, определенных в контракте.
Согласно пункту 1.3 контракта датой начала подачи холодной воды и приема сточных вод является 01.01.2019.
В пункте 1.7 контракта стороны определили стоимость услуг по нему в размере 9 110 975 рублей 80 копеек. Тарифы на услуги, действующие на момент подписания контракта, приведены в приложении N 4 к нему.
Сроки и порядок оплаты определены в разделе 6 контракта.
Согласно пункту 3.1 контракта абонент обеспечивает коммерческий учет поданной холодной воды и принятых сточных вод. Для учёта объемов поданной абоненту холодной воды используются приборы учета, внесенные в государственный реестр и соответствующие их назначению, указанному в технических паспортах. Приборы учёта должны быть поверены в установленном порядке (с соблюдением сроков поверки) и опломбированы.
В местах установки приборов учета (уздах учета) Организацией ВКХ устанавливаются пломбы, предотвращающие бесконтрольный демонтаж приборов учета с мест их установки (пункт 3.2).
Коммерческий учёт принятых Организацией ВКХ сточных вод осуществляется расчётным способом в порядке, определённом законодательством Российской Федерации (пункт 3.3).
Согласно пункту 3.4 контракта количество поданной холодной воды и отведенных сточных вод определяется абонентом в соответствии с данными приборов учета фактического потребления холодной воды и отведенных сточных вод по показаниям приборов учета, за исключением случаев, когда осуществление коммерческого учета осуществляется расчетным способом (при отсутствии приборов учета, самовольном присоединении, неисправности прибора учета и т.д.).
Согласно пункту 3.8 контракта ответственность за надлежащее состояние и исправность узлов учета, за своевременную проверку приборов учета, а также ответственность за обеспечение целостности и сохранности приборов учета (узлов учета), в том числе установленных организацией ВКХ, и сохранность пломб на приборах учета, узлах учета, задвижке обводной линии, пожарных гидрантах, задвижках и других устройствах, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента, несет абонент.
В соответствии с пунктом 3.9 контракта нарушение сохранности пломб (в том числе их отсутствие) признается самовольным присоединением и (или) пользованием централизованными системами холодного водоснабжения и водоотведения, что влечет за собой применение расчетного способа при определении количества поданной (полученной) холодной воды и принятых сточных вод за весь период нарушения. Факт нарушения сохранности пломб или их отсутствия признается с даты последней проверки сохранности пломб, а если такая проверка не производилась, то с даты заключения настоящего контракта.
Как следует из материалов дела, по результатам проведённых 19.03.2019 и 09.04.2019 проверок приборов учета холодной воды, установленных на объектах Учреждения (г. Южно-Сахалинск, ул. Комсомольская, д. 184), выявлены многочисленные нарушения пользования сетями водоснабжения и водоотведения, а том числе отсутствие либо неисправность приборов учёта на объектах КПП и насосная, о чём составлены соответствующие акты.
22.04.2019 Предприятием составлен акт о приёмке водомерного узла в помещении ванной на КПП.
По выявленному факту за период с 01.04.2017 по 02.04.2019 расчёт количества и стоимости безучётно потреблённой воды и отведённых сточных вод произведен Организацией ВКХ расчётным способом по пропускной способности трубы на основании подпункта "б" пункта 16 Правил N 776.
Согласно указанному расчёту стоимость потреблённых ресурсов составила 1 255 625 рублей 63 копейки (с учётом уточнения иска).
22.07.2019 Предприятием в адрес Учреждения направлена претензия об оплате долга, оставление которой без удовлетворения повлекло обращение истца в арбитражный су с рассматриваемыми требованиями.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и в отзыве на неё, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
Суд первой инстанции верно квалифицировал отношения сторон как регулируемые общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и положениями § 6 главы 30 и главы 39 данного Кодекса об энергоснабжении и возмездном оказании услуг, а также федеральным законом N 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), рядом подзаконных нормативных актов в сфере водоснабжения и водоотведения: Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Постановлением Правительства РФ N 644 от 29.07.2013 (далее - Правила N644), Правилами организации коммерческого учёта воды, сточных вод, утверждёнными Постановлением Правительства РФ N 776 от 04.09.2013 (далее - Правила N776), Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N645 (далее - Постановление N 645).
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, изменение условий обязательства в одностороннем порядке, как и отказ от исполнения обязательств, не допускаются.
Согласно пункту 1 статьи 539, пункту 1 статьи 544 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент - оплачивать фактически принятую энергию. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьёй 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
На основании пунктов 2 и 3 статьи 13 Закона N 416-ФЗ к договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено данным Законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения. Аналогичным образом положения ГК РФ о договоре возмездного оказания услуг применяются к договору водоотведения на основании пунктов 2 и 3 статьи 14 того же Закона.
В силу статьи 7 Закона N 416-ФЗ водоснабжение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения осуществляется в соответствии с правилами холодного водоснабжения на основании договоров холодного водоснабжения.
Согласно статье 13 Закона N 416-ФЗ по договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
В соответствии со статьёй 20 Закона N 416-ФЗ коммерческий учёт потребляемой и отводимой воды осуществляется двумя способами: по фактическому объёму, определяемому на основе измерений приборов учёта, и расчётным способом, применяемым при отсутствии или неисправности приборов учёта, а также при нарушении сроков предоставления показаний прибора учёта.
Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776 утверждены Правила организации коммерческого учета воды, сточных с использованием приборов учёта, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в узлах учета, спроектированных и допущенных в эксплуатацию в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, или расчетным способом в целях расчета размера платы за поданную (полученную), транспортируемую воду, принятые (отведенные), транспортируемые сточные воды по договорам холодного водоснабжения, договорам горячего водоснабжения, договорам водоотведения, единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, договорам по транспортировке холодной воды, договорам по транспортировке горячей воды, договорам по транспортировке сточных вод и другим договорам, заключенным с организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения.
Пунктом 14 указанных Правил N 776 предусмотрены случаи применения расчётного способа:
а) при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения;
б) в случае неисправности прибора учета;
в) при нарушении в течение более 6 месяцев сроков представления показаний прибора учета, являющегося собственностью абонента или транзитной организации, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом или транзитной организацией организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о временном прекращении потребления воды.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 776 при расчетном способе коммерческого учета воды применяются:
а) метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения;
б) метод расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды;
в) метод гарантированного объема подачи воды;
г) метод суммирования объемов воды.
Согласно пункту 16 Правил N 776 применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется в следующих случаях:
а) при самовольном присоединении и (или) пользовании централизованными системами водоснабжения за период времени, в течение которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за 3 года. При этом период времени, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение и (или) пользование централизованными системами водоснабжения, определяется со дня предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов централизованной системы водоснабжения в месте, где позже был выявлен факт самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения, до дня устранения самовольного присоединения (прекращения самовольного пользования). В случае если абонент в течение 1 года после вступления в силу настоящих Правил проинформировал организацию, осуществляющую горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о самовольном присоединении и (или) пользовании централизованной системой водоснабжения, расчетный способ определения количества поданной (полученной) воды применяется не более чем за 6 месяцев;
б) через 60 дней со дня возникновения неисправности прибора учета (в том числе непроведения поверки после истечения межповерочного интервала) или демонтажа прибора учета до проведения допуска прибора учета к эксплуатации либо поверки без демонтажа прибора учета;
в) при отсутствии у абонента или транзитной организации приборов учета воды, допущенных к эксплуатации в установленном порядке, в случае, если в течение 60 дней со дня получения от организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, уведомления о необходимости установки приборов учета или после даты, определенной в договорах водоснабжения, едином договоре водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды и договоре по транспортировке горячей воды, приборы учета воды не установлены;
г) при нарушении в течение более 6 месяцев сроков представления показаний прибора учета, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом или транзитной организацией организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о временном прекращении потребления воды.
Прибор учёта в точке потребления ресурсов на объекте ответчика отсутствовал, что подтверждается актами от 19.03.2019 и 09.04.2019, то есть ответчиком допущено безучётное потребление коммунальных ресурсов, что влечёт применение расчётного способа определения объема ресурса по методу учёта исходя из пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения (подпункт "а" пункта 15 Правил N 776).
Проверив расчёт истца, суд установил его арифметическую верность, возражений об ином ответчиком (и апеллянтом) не заявлено, контррасчёт не представлен.
Доводы апеллянта относительно фактического отсутствия водоснабжения ввиду консервации объектов в 2017 году идентичны возражениям ответчика, получившим надлежащую оценку при рассмотрении дела судом первой инстанции и правомерно отклонённым.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, коллегия отмечает, что существующая законодательно установленная система коммерческого учёта потреблённой воды и отведённых сточных вод не предусматривает иных вариантов определения объёма потребления абонентом таких ресурсов в спорной ситуации, кроме метода учёта по пропускной способности трубы, а сам по себе факт консервации объекта в силу Правил N 775 и Закона N 214-ФЗ не влияет на выбор применимого метода коммерческого учёта коммунального ресурса.
Поскольку расчёт стоимости потребления произведён в соответствии с Правилами N 775, полученная таким образом оплата за ресурс не может расцениваться как неосновательное обогащение истца. В этой связи соответствующие доводы апеллянта об обратном подлежат отклонению как несостоятельные.
Принимая во внимание вышеизложенное, исковые требования правомерно признаны судом обоснованными и удовлетворены.
Таким образом, доводы, приведённые в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при рассмотрении апелляционной жалобы, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 19.02.2020 по делу N А59-5318/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Н. Номоконова |
Судьи |
С.Н. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-5318/2019
Истец: МКП "Городской водоканал"
Ответчик: ФГБУ " Центральное ЖКУ " Минобороны РФ