г. Челябинск |
|
13 мая 2020 г. |
Дело N А34-16926/2019 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Плаксиной Н.Г., рассмотрел в порядке упрощенного производства, без вызова сторон апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Шумихинском районе Курганской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Курганской области от 11 февраля 2020 г. по делу N А34-16926/2019.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шумихинском районе Курганской области (межрайонное) (далее - заявитель, Управление, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "МТС-ЗАРЯ" (далее - заинтересованное лицо, ООО "МТС-ЗАРЯ", общество) финансовых санкций за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетные периоды июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года в сумме 6000 руб. по требованиям от 26.06.2019 N N 055S01190002517, 055S01190002518, 055S01190002519, 055S01190002520, 055S01190002521, 055S01190002522.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 11.02.2020 заявленные требования удовлетворены частично, с ООО "МТС-ЗАРЯ" в пользу Управления взысканы штрафные санкции за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетные периоды: июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года в сумме 2 000 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Кроме того, с ООО "МТС-ЗАРЯ" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 2 000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратилось с апелляционной жалобой в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы пенсионный фонд ссылается на нарушение судом норм процессуального и материального права.
По мнению подателя жалобы, судом несоразмерно уменьшена сумма штрафа для взыскания.
Податель жалобы считает, что оснований для применения смягчающих ответственность за совершение правонарушение обстоятельств, не имеется, поскольку Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) не содержит норм, исключающих вину страхователя либо смягчающих ответственность за совершение правонарушения в связи с непредставлением в установленный срок ежемесячной формы СЗВ-М.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о рассмотрении апелляционной жалобы в соответствии со статьей 272Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без проведения судебного заседания после истечения срока для предоставления отзыва на апелляционную жалобу - 20.04.2020.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, ООО "МТС-ЗАРЯ" является страхователем с соответствующей обязанностью представлять в орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных лицах, в том числе, сведений по форме СЗВ-М (регистрационный номер 055-101-000976).
Заинтересованным лицом 06.02.2019 в Управление представлены сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за отчётный периоды июль 2018 года, август 2018 года, сентябрь 2018 года, октябрь 2018 года, ноябрь 2018 года, декабрь 2018 года.
Управлением проведена проверка по вопросам правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета за отчётные периоды июль 2018 года, август 2018 года, сентябрь 2018 года, октябрь 2018 года, ноябрь 2018 года, декабрь 2018 года, в ходе которой установлено, что сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за отчётные периоды июль 2018 года (на 3 застрахованных лица), август 2018 года (на 2 застрахованных лица), сентябрь 2018 года (на 2 застрахованных лица), октябрь 2018 года (на 2 застрахованных лица), ноябрь 2018 года (на 2 застрахованных лица), декабрь 2018 года (на 1 застрахованное лицо), направленные 06.02.2019, представлены несвоевременно.
По результатам проверки отчётности по форме СЗВ-М за указанные отчётные периоды Управлением составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования.
По результатам рассмотрения актов Управлением 30.05.2019 в отсутствие представителя заинтересованного лица вынесены решения N 055S19190002062, N 055S19190002063, N 055S19190002064, N 055S19190002065, N 055S19190002066, N 055S19190000875, N 055S19190002067 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования по части 4 статьи 17 Закона N 27- ФЗ в виде штрафа в размере 6000 руб. ((500 руб. х 3) + (500 руб. х 2) + (500 руб. х 2) + (500 руб. х 2) + (500 руб. х 2) + (500 руб. х 1)).
Управлением страхователю 26.06.2019 выставлены требования N 055S01190002517, N 055S01190002518, N 055S01190002519, N 055S01190002520, N 055S01190002521, N 055S01190002522 об уплате в срок до 16.07.2019 финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования.
Поскольку в установленный срок заинтересованным лицом обязанность по уплате штрафа не была исполнена, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности в судебном порядке.
Частично удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости снижения размера штрафа до 2 000 руб.
Исследовав письменные доказательства по делу, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Частью 1 статьи 212 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в порядке приказного производства по правилам, предусмотренным главой 29.1 настоящего Кодекса, с особенностями, установленными в главе 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций (часть 2 статьи 212 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (часть 2 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 4 и 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Федеральным законом N 27-ФЗ установлены порядок и сроки представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные п. п. 2 - 2.2 этой статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ в редакции, вступившей в силу с 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Страхователь при представлении сведений на работающих у него застрахованных лиц за предшествующий отчетный период представляет их по установленным Пенсионным фондом Российской Федерации формам в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид и порядок проверки которой устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ в редакции, вступившей в силу с 01.01.2017, за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Как следует из материалов дела, в нарушение вышеприведенных положений закона отчеты по форме СЗВ-М (исходящая) за июль 2018 года, август 2018 года, сентябрь 2018 года, октябрь 2018 года, ноябрь 2018 года, декабрь 2018 года представлены 06.02.2019, то есть с пропуском установленного законом срока.
Данное обстоятельство не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Между тем суд первой инстанции, руководствуясь постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П, учитывая соразмерность и справедливость подлежащего применению наказания при оценке зависимости от степени вины и тяжести содеянного, учитывая наличие такого смягчающего обстоятельства, как отсутствие ущерба, сведения, необходимые для целей пенсионного страхования представлены, несоразмерность штрафа допущенному нарушению, ранее общество не привлекалось к ответственности, суд счел возможным снизить размер штрафа до 2000 рублей.
Установленный судом первой инстанции размер штрафа отвечает признакам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного обществом правонарушения, связанного с несвоевременным представлением обществом сведений персонифицированного учета.
Доказательств, опровергающих правомерность выводов суда относительно установленных обстоятельств по делу о наличии смягчающих обстоятельств, пенсионным фондом в материалы дела в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Довод апелляционной жалобы о неправомерности снижения штрафа, несостоятелен и апелляционным судом отклоняется.
С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, при установлении ответственности и назначении наказания за нарушение в сфере индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования необходимо руководствоваться главой 15 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 112 Налогового кодекса Российской Федерации установлены обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. При этом предусмотренный перечень смягчающих обстоятельств не является исчерпывающим.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации суд или налоговый орган вправе признать в качестве смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения иные обстоятельства, не указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи.
Согласно пункту 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
Пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в 2 раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая ответственность должна быть соразмерной конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния, то есть быть дифференцированной и предусматривать возможность снижения санкций с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени и вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Размер налоговой санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации и статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, как того требуют положения статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции посчитал возможным снизить размер налоговых санкций, наложенных по пункту 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом положений статей 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации до 2 000 рублей.
Оснований для переоценки данного вывода суд апелляционной инстанции не усматривает.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки позиции суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта в любом случае, не выявлено.
С учетом изложенного, обжалуемое решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 11 февраля 2020 г. по делу N А34-16926/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Шумихинском районе Курганской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации через арбитражный суд первой инстанции.
Судья Н.Г. Плаксина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-16926/2019
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шумихинском районе Курганской области межрайонное
Ответчик: ООО "МТС-Заря"