г. Москва |
|
12 мая 2020 г. |
Дело N А40-303866/19 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда В.Р. Валиев (единолично)
рассмотрев апелляционную жалобу ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" в лице Московского Территориального центра фирменного транспортного обслуживания на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10 февраля 2020 года по делу N А40-303866/19, принятое судьей Бушкаревым А.Н. в порядке упрощенного производства
по исковому заявлению ООО "ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ"
к ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" в лице Московского Территориального центра фирменного транспортного обслуживания
о взыскании
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ
ООО "ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (далее - ответчик) о взыскании 16 158,96 руб. - пени за просрочку доставки порожних вагонов на основании ст.ст. 33, 97 УЖТ РФ.
Решением суда от 10 февраля 2020 года, принятым в порядке упрощенного производства, исковые требования удовлетворены частично в сумме 12 000 руб. в связи с применением ст.333 ГК РФ.
С решением не согласился ответчик, подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшееся решение изменить в виду отсутствия оснований для начисления пени в общей сумме 12 517,08 руб.
Исследовав письменные доказательства, имеющиеся в деле, суд апелляционной инстанции находит решение суда т 10 февраля 2020 года подлежащим изменению.
Как усматривается из материалов судебного дела, в процессе оказания услуг по перевозке грузов железнодорожным транспортом ОАО "Российские железные дороги", являясь перевозчиком, нарушало нормативный срок доставки, что подтверждается прилагаемыми транспортными накладными N N ЭП674039, ЭП674039, ЭП674039, ЭП674039, ЭП674039, ЭП674039, ЭП963544, ЭР047562 (срок от 1 до 8 дней)
В силу 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
На основании пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и не предотвратимых при данных условиях обстоятельств.
По правилам пункта 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке перевозчик несет ответственность, установленную данным Кодексом, транспортными уставами и Кодексами, а также соглашением сторон договора перевозки.
Согласно статье 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ") перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Как указано в статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Соглашение о неустойке должно быть заключено в письменной форме (статья 331 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Следовательно, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.
В соответствии со ст. 97 Устава за несоблюдение сроков доставки грузов или порожних вагонов перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку груза или доставку каждого порожнего вагона за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются полными).
Согласно Федеральному закону от 02.08.2019 N 266-ФЗ "О внесении изменения в статью 97 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" за просрочку доставки грузов перевозчик уплачивает пепи в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
В соответствии с пунктом 2 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила исчисления сроков доставки грузов), исчисление срока доставки груза начинается с 00.00 часов дня следующею за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанною в оригинале накладной в графе "Календарные штемпеля". Нормативные сроки доставки грузов исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учет железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов. Неполные сутки при исчислении сроков доставки грузов считаются за полные. Расчетное время московское. Сроки доставки грузов определяются исходя из норм суточного пробега вагона в километрах на весь путь следования в зависимости от расстояния перевозки и видов отправки.
На основании вышеуказанного, истцом начислена неустойка в размере 16 158 руб. 96 коп.
Установив данные фактические обстоятельства, суд признал заявленные требования правомерными.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
По накладной N ЭП674039 вагоны 55816920, 55817035, 60051083,60734134, 60945284, 61357901 были задержаны в пути следования на ст. Непецино МСК ж.д. в связи с неприемом поезда станцией назначения Бужанинова МСК ж.д. по причинам, зависящим от грузополучателя АО "Загорский Трубный Завод".
Вагоны N N 55816920, 55817035, 60051083, 60734134, 60945284, 61357901 по накладной N ЭП674039 следовали в составе поезда N 3125 индекс 2300-508-2367. В связи с занятостью мест выгрузки и станционных путей ст. Бужаниново (подтверждается актами общей формы от 05.09.2019 N1/141 и 1/144 от 10.09.2019, начальник станции направил обращение от 05.09.2019 N3997 об отставлении от движения вагонов в поезде 2300-508-2367, следующих в адрес АО "Загорский Трубный Завод". На основании обращения был издан оперативный приказ о задержке вагонов в пути следования от 05.09.2019 N 9368.
На начало задержки был составлен акт общей формы от 05.09.2019 N 1/141.
После освобождения путей станции назначения, начальник станции Бужаниново направил обращение от 10.09.2019 N 4096 об отправлении поезда 2300-508-2367.
На окончание задержки по причине не приема грузового поезда станцией назначения был составлен акт общей формы от 10.09.2019 N 1/144.
Однако в соответствии с заключенным Договором N 278/ОПС-18 от 30.03.2018 г. между ОАО "РЖД" и АО "Загорский Трубный Завод", последним 10.09.2019 в адрес перевозчика направлена заявка N 43890 на оказание услуги по размещению груженых вагонов на железнодорожных путях общего пользования.
В связи с чем, 10.09.2019 г. был издан оперативный приказ N 153 на смену причины отставления от движений грузового поезда 2300-508-2367.
Простой по причине оказания услуги в связи с поступившей заявкой N 43890 на размещение вагонов NN 55817035, 60051083, 60734134, 60945284, 61357901 на путях общего пользования, по накладной N ЭП674039 подтверждается актами общей формы:
- на начало задержки акт N 1/145 от 10.09.2019 г.;
- на окончание задержки акт N 1/149 от 16.09.2019 г.
В связи с наступлением даты окончания услуги был издан приказ о подъеме временного отставленного от движения грузового поезда N 3125 индекс 2300-508-2367 от 17.09.2019 N9247.
На станции назначения был составлен акт общей формы от 20.09.2019 N 10513 на увеличение срока доставки на 13 суток, а также акт общей формы от 20.09.2019 N10514 на факт задержки для начисления платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования промежуточных станций по причине неприема станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя АО "Загорский Трубный Завод". Данный акт подписан без возражений представителем грузополучателя.
За период задержки вагонов на станции Бужаниново АО "Загорский Трубный Завод" была начислена плата за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования (накопительная ведомость N 3009877 подписана без возражений представителем плательщика).
В связи с тем, что просрочка доставки груза составила 1 сутки то пени предъявленные истцом в размере 11 430,72 руб. заявлены неправомерно и подлежат уменьшению па 10 001,88 руб.
По накладной N ЭП963544 вагоны были задержаны в пути следования на ст. Наугольный МСК ж.д. в связи с неприемом поезда станцией назначения Бужаниново МСК ж.д. по причинам, зависящим от грузополучателя АО "Загорский Трубный Завод".
Вагон N 61591434 по накладной N ЭП963544 следовали в составе поезда N 2404 индекс 2300-521-2367. В связи с занятостью мест выгрузки и станционных путей ст. Бужаниново (подтверждается актами общей формы от 14.09.2019 N 2126 и от 18.09.2019 N 2152), начальник станции направил обращение от 14.09.2019 N4197 об отставлении от движения порожних вагонов в поезде 2300-521-2367, следующих в адрес АО "Загорский Трубный Завод". На основании обращения был издан оперативный приказ о задержке вагонов в пути следования от 14.09.2019 N 9797.
На начало задержки был составлен акт общей формы от 14.09.2019 N 2126.
После освобождения путей станции назначения, начальник станции Бужаниново направил обращение от 18.09.2019 N 4279 возможности приема грузовых вагонов и об отправлении поезда 2300-521-2367. На основании уведомления был издан оперативный приказ об отправлении задержанных вагонов от 18.09.2019 N 9507.
На окончание задержки был составлен акт общей формы от 18.09.2019 N 2152.
На станции назначения был составлен акт общей формы от 18.09.2019 N 10291 на увеличение срока доставки на 4 суток, а также акт общей формы от 18.09.2019 N 10292 на факт задержки для начисления платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования промежуточных станций по причине неприема станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя АО "Загорский Трубный Завод". Данный акт подписан без возражений представителем грузополучателя.
За период задержки вагонов на станции Наугольный АО "Загорский Трубный Завод" была начислена плата за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования (накопительная ведомость N 3009877 подписана без возражений представителем плательщика).
Таким образом, представитель получателя согласился с тем фактом, что задержка вагонов была по их вине, АОФ и ведомость подачи и уборки вагонов подписаны без разногласий.
ОАО "РЖД" также представляет памятки подачи/уборки, подтверждающие период простоя на путях общего пользования.
Срок доставки по накладной N ЭП963544 истекал 11.09.2019, с учетом увеличения срока доставки на 4 суток, груз должен был доставлен не позднее 15.09.2019, фактически доставлен - 18.09.2019. В связи с тем, что просрочка доставки груза составила 3 суток то пени предъявленные истцом в размере 4 401,60 руб. заявлены неправомерно и подлежат уменьшению на 2 515,20 руб.
Таким образом, неправомерно предъявленная сумма пени составляет 12 517,08 руб.
Соответственно, с учетом применения судом первой инстанции ст.333 ГК РФ в размере 35,74%, в отношении которой решение не обжалуется, с ответчика в пользу истца следует взыскать 2 702,28 руб. пени.
Расходы сторон по оплате госпошлины распределяются пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований без учета применения ст.333 ГК РФ, в результате чего с истца в пользу ответчика следует взыскать 1 873 руб. (ст.110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, ч. 2 ст. 269, п.4 ч.1 ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 10 февраля 2020 года по делу N А40-303866/19 изменить. Взыскать с ОАО "РЖД" в пользу ООО "ВСТК" 2 702 руб. 28 коп. - пени, в остальной части иска отказать.
Взыскать с ООО "ВСТК" в пользу ОАО "РЖД" 1 873 руб. - в возмещение расходов по оплате госпошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-303866/2019
Истец: ООО "ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ОАО РЖД в лице Московского Территориального центра фирменного транспортного обслуживания