г. Владивосток |
|
14 мая 2020 г. |
Дело N А59-7050/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 мая 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Д.А. Глебова,
судей С.М. Синицыной, Е.Н. Шалагановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.А. Колотенко,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области,
апелляционное производство N 05АП-2505/2020
на решение от 17.02.2020 судьи О.А. Портновой
по делу N А59-7050/2019 Арбитражного суда Сахалинской области
по иску общества с ограниченной ответственностью "Шадан" (ИНН 6501015680, ОГРН 1026500550108)
к управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области (ИНН 6501154644, ОГРН 1046500652065),
третье лицо - департамент землепользования г. Южно-Сахалинска,
о снятии с государственного кадастра недвижимости объектов недвижимого имущества,
при участии: лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Шадан" обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области о снятии с государственного кадастра недвижимости объектов недвижимого имущества: с кадастровым номером 65:01:0316004:284 - нежилое здание "Столярный цех", общей площадью 381 кв.м., а также объект недвижимости с кадастровым номером 65:01:0316004:283 - нежилое здание "Административное здание", общей площадью 204,2 кв.м., расположенных по адресу: город Южно- Сахалинск, ул. Дзержинского, 7.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 17.02.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Сахалинской области от 17.02.2020 отменить. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что Закон о регистрации предусматривает заявительный характер государственной регистрации прав и устанавливает специальные правила и определенный порядок проведения регистрации.
В канцелярию Пятого арбитражного апелляционного суда от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела. От управления поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом заявленного управлением ходатайства, суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон.
Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение не подлежит отмене или изменению в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, 20.07.2000 года истцом и Комитетом по управлению муниципальной собственностью г. ЮжноСахалинска заключен договор аренды, по условиям п. 1.1 которого истцу в аренду переданы земельные участки с кадастровыми номерами - 65:01:03:1604:0033 площадью 2848 кв. м. и 65:01:031604:0034 площадью 635 кв. м., расположенные по ул. Дзержинского, 7 в г. Южно-Сахалинске.
Срок аренды - до 30.05.2023 года.
Государственная регистрации договора аренды в ЕГРПНИ произведена 07.05.2001 года и 20.10.2004 года.
Общая площадь предоставленного в аренду участка - 3 483 кв. м.
В характеристике участка поименовано наличие обременения площадью 254 кв. м. и указано на наличие на земельном участке комплекса зданий и сооружений производственной базы.
13.04.2016 года в договор внесены изменения в части кадастровых номеров предоставленных в аренду участков, указано, что в аренду предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами:
- 65:01:0316004:925 площадью 1732 кв. м.
- 65:01:0316004:934 площадью 538 кв. м.
Соглашение зарегистрировано в ЕГРПНИ 23.05.2016 года.
По данным Единого государственного реестра недвижимости от 10.10.2019 года земельный участок с кадастровым номером 65:01:0316004:925 площадью 1732 кв. м. поставлен на кадастровый учет 06.08.2015 года, в отношении него зарегистрировано право аренды истца 23.05.2016 года со сроком с 20.10.2004 по 30.05.2023 года.
Согласно данным ЕГРНИ от 22.03.2018 года на земельном участке с кадастровым номером 65:01:0316004:925 находится нежилое здание с кадастровым номером 65:01:0316004:978 (производственное помещение с административными помещениями на территории производственной базы в Южно-Сахалинске, по ул. Дзержинского, 7), запись внесена 22.03.2018 года.
По данным ЕГРНИ от 10.10.2019 года на земельном участке с кадастровым номером 65:01:0316004:925 находится нежилое здание с кадастровым номером 65:01:0316004:283 (инвентарный - 859), площадью 204,2 кв. м., наименование - административное здание, этажей 2, год завершения строительства - 1993, кадастровая стоимость 9,3 млн. рублей, дата постановки на кадастровый учет - (присвоения кадастрового номера) - 30.06.2012 года.
По данным ЕГРНИ от 10.10.2019 года на земельном участке с кадастровым номером 65:01:0316004:925 находится нежилое здание с кадастровым номером 65:01:0316004:284 (инвентарный - 859), площадью 381,8 кв. м., наименование - столярный цех, этажей 2, год завершения строительства - 1993, кадастровая стоимость 3, 9 млн. рублей, дата постановки на кадастровый учет - (присвоения кадастрового номера) - 30.06.2012 года.
Письмом N 02-10/4007 от 26.06.2018 года Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, уведомило истца о том, что объекты недвижимости с кадастровыми номерами 65:01:0316004:283 и 65:01:0316004:284 внесены в кадастр недвижимости, информация о зарегистрированных правах отсутствует, разъяснено, что с заявлением о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости вправе обратиться только собственник.
Согласно акту обследования объектов недвижимости с кадастровыми номерами 65:01:0316004:284 и 65:01:0316004:283 установлено, что указанные объекты прекратили свое существование в связи со сносом (уничтожением).
Объекты состоят на кадастровом учете с 30.06.2012 года, то есть более 8 лет.
Акты обследования составлены после постановки объектов на кадастровый учет - 01.10.2019 года.
Согласно отзыву Росреестра, 07.11.2019 года в Росреестр поступило заявление Департамента землепользования г. Южно-Сахалинска о снятии с государственного кадастрового учета спорных объектов недвижимости на основании акта обследования от 01.10.2019 года.
14.11.2019 года учетные действия приостановлены на том основании, что заявление подано не собственником объектов недвижимости, а представленные акты обследования не содержат сведений о документах, на основании которых осуществлялся снос объектов недвижимости. Указано, что решение суда может быть основанием для снятия объектов с кадастрового учета.
Изложенное послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Рассмотрев исковое заявление, суд первой инстанции счел требования истца обоснованными и удовлетворил их.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с нарушением владения.
В силу ст. 305 Гражданского кодекса РФ права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Таким образом, обращение истца, как арендатора земельного участка, с требованием по настоящему делу не противоречит положениям ст. 305 ГК РФ, допускающей вещную защиту арендатору в отношении имущества, переданного ему его собственником, от незаконного посягательства иных лиц.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства - при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
В силу части 2 статьи 7 Закона о недвижимости Единый государственный реестр недвижимости ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из: реестра объектов недвижимости и реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества.
Собственником объекта недвижимости, то есть лицом, уполномоченным на совершение с объектом недвижимости каких-либо действий, влекущих возникновение, изменение или прекращение прав на объект недвижимости в соответствии с положениями Закона о недвижимости является лицо, чье право внесено в ЕГРН.
Из материалов дела судом установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 65:01:0316004:925 площадью 1732 кв. м., находящемся в муниципальной собственности и переданном в аренду истцу, учтены объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами 65:01:0316004:284 и 65:01:0316004:283.
Также из представленных в дело доказательств следует, что сведения о регистрации прав на объекты недвижимости с кадастровыми номерами 65:01:0316004:284 и 65:01:0316004:283 в ЕГРП отсутствуют.
Указанные объекты внесены в ЕГРП как ранее учтенные объекты недвижимости, год завершения строительства которых - 1993, дата постановки на кадастровый учет - 30.06.2012 года.
Государственный кадастровый учет без одновременной государственной регистрации прав осуществляется исключительно в случаях, установленных частью 5 статьи 14 Закона о регистрации.
При этом снятие объекта недвижимости с кадастрового учета возможно при предоставлении: заявления собственника и акта обследования, подтверждающего прекращение существования помещения в связи с гибелью или уничтожением здания (пункт 1 статьи 23 Закона о регистрации), вступившего в законную силу судебного решения
Пунктом 1 статьи 23 указанного Закона предусмотрено, что акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машиноместа или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машиноместа в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машиноместо было расположено.
Пунктом 3 Приказа Министерства экономического развития РФ от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке" акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений ЕГРН, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости. Указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения ЕГРН, включаются в состав приложения к акту.
Согласно Положению о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 снос (демонтаж) объекта или части объекта капитального строительства рассматривается в качестве отдельного этапа строительства (пункты 1, 10 Положения), в отношении которого выполняется проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, состав и требования к которому предусмотрены п. 24 Положения.
В пункте 7 части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включается раздел проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости сноса или демонтажа объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 39 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" указанная проектная документация, содержащая информацию о сносе объекта капитального строительства, подлежит обязательной государственной экспертизе.
Таким образом, осуществление самовольного сноса объекта недвижимости без получения предварительного согласования, уполномоченного органа на проведение таких работ, не допускается.
При этом, снятие объекта с кадастрового учета в связи с прекращением существования объекта недвижимости представляет собой строго регламентированную законодательством процедуру, для проведения которой необходимо обращение надлежащего лица, представление, в том числе, акта обследования, подтверждающего прекращение его существования до момента снятия с кадастрового учета, и принятие регистрирующим органом соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
В любом случае, в соответствии с пунктом 3 ст. 20 Закона о кадастре установлено, что с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.
Судом первой инстанции верно установлено, что с заявлением о снятии объектов с кадастрового учета обратился истец, не являющийся собственником объектов недвижимости.
В акте обследования объектов документы о соблюдении указанного выше порядка согласования сноса объектов недвижимости не поименованы, к акту не приложены.
В то же время, судом установлено, что в ЕГРП права на спорные объекты недвижимости не зарегистрированы, в связи с чем обращение собственника с заявлением о снятии объектов с кадастрового учета невозможно.
Спорные объекты учтены на кадастровом учете с 2012 года (более 8 лет).
В соответствии с ч. 4, 10 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.
При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости
В случае, если в Едином государственном реестре недвижимости в течение пяти лет с даты присвоения кадастровых номеров ранее учтенным зданиям, сооружениям, помещениям, объектам незавершенного строительства отсутствуют сведения о правах на такие объекты недвижимости или о вещных правах на земельные участки, на которых расположены такие объекты недвижимости, орган регистрации прав в течение десяти рабочих дней по истечении указанного срока направляет сведения о таких объектах недвижимости в уполномоченные органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов.
В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 установлен Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, согласно которому принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - федеральный орган, орган регистрации прав).
На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление) (приложение N 1 к настоящему Порядку) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, орган регистрации прав направляет заявителю уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества (приложение N 3 к настоящему Порядку) в срок и в порядке, установленные частью 5 статьи 34 Закона для уведомления правообладателя (правообладателей) об изменениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости на основании сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Запись о снятии объекта недвижимого имущества с учета вносится в Единый государственный реестр недвижимости одновременно с записью о государственной регистрации права собственности.
Изложенное означает, что при отсутствии в ЕГРП записи о собственнике недвижимого имущества, которое поставлено на кадастровый учет более пяти лет назад, регистрирующий орган информирует об этом орган местного самоуправления, который вправе заявить о признании объекта бесхозяйным с последующей регистрацией права муниципальной собственности на объект недвижимости (по истечении одного года с даты внесения записи о бесхозяйном статусе имущества).
Судом установлено, что 07.11.2019 года Департамент обращался в регистрирующий орган с заявлением о снятии спорных объектов с кадастрового учета в связи с их уничтожением, рассмотрение заявления приостановлено 14.11.2019 года.
В связи с изложенным, при отсутствии сведений об ином правообладателе спорного недвижимого имущества, учитывая волеизъявление органа местного самоуправления относительно судьбы спорного имущества (снятие с кадастрового учета), суд приходит к выводу об отсутствии в данном случае спора о правах на указанное недвижимое имущество.
Законодательством порядок снятия с государственного кадастрового учета ранее учтенных объектов недвижимости при отсутствии спора о правах не установлен.
В отсутствие указанного порядка орган кадастрового учета не имеет правовых оснований для самостоятельного исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о спорных объектах, а истец по делу не имеет иных способов защиты нарушенного права, кроме обращения в арбитражный суд с иском о снятии несуществующих объектов, не имеющих правообладателей, с кадастрового учета.
Отсутствие порядка снятия с кадастрового учета таких объектов недвижимости не должно служить препятствием участникам гражданского оборота в реализации права на судебную защиту в случае, когда наличие в ЕГРП сведений о кадастровом учете спорных объектов недвижимости нарушает права и законные интересы истца, как обладателя земельного участка и объектов недвижимости на нем.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к указанию управления на то, что Закон о регистрации предусматривает заявительный характер государственной регистрации прав и устанавливает специальные правила и определенный порядок проведения регистрации, однако апеллянт не указывает, какой именно порядок предусмотрен для истца, не являющегося собственником спорных объектов, не приводит соответствующих норм права, в связи с чем данный довод не опровергает по существу сделанные выше выводы об отсутствии порядка снятия с кадастрового учета таких объектов недвижимости, а сводится к выражению несогласия с ними, и отклоняется.
В силу вышеизложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции полно и всестороннее исследовал все существенные обстоятельства дела и дал им надлежащую оценку, правильно применил нормы материального и процессуального права. Основания для отмены судебного акта не установлены, а доводы заявителя апелляционной жалобы не нашли своего объективного подтверждения.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 17.02.2020 по делу N А59-7050/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Д.А. Глебов |
Судьи |
С.М. Синицына |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-7050/2019
Истец: ООО "Шадан"
Ответчик: УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области
Третье лицо: Департамент землепользования города Южно-Сахалинска