г. Саратов |
|
13 мая 2020 г. |
Дело N А12-35292/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "12" мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "13" мая 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Шалкина В.Б.,
судей Борисовой Т.С., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дроздовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищное эксплуатационное управление" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 ноября 2019 года по делу N А12-35292/2019 (судья Дашкова Н.В.),
по исковому заявлению публичного акционерного общества "Волгоградэнергосбыт", ИНН 3445071523, ОГРН 1053444090028)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищное эксплуатационное управление" (ИНН 3435314167, ОГРН 1143435004954)
о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищное эксплуатационное управление" - Кузнецова А.Н., по доверенности от 10.12.2018 г.,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Волгоградэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением, согласно которому, с учетом уточнения размера исковых требований в порядке ст.49 АПК РФ, просил взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищное эксплуатационное управление" 100 668 руб. 10 коп. основного долга по договору N 2014262/15 за апрель, май 2019.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26 ноября 2019 года с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищное эксплуатационное управление" (в пользу публичного акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" взыскано 100 668 руб. 10 коп. основного долга по договору N 2014262/15 за апрель, май 2019, а также 2 000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.
С общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищное эксплуатационное управление" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 2 020 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищное эксплуатационное управление" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что судом первой инстанции, сделаны выводы не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, не была дана оценка отсутствию доказательств суммы задолженности (платежные документы не представлены, расчет не содержит показатели, отвечающие критерию проверяемости), как основания для подтверждения заявленных требований.
Апелляционный суд, изучив материалы дела в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, считает, что судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между истцом, именуемым - гарантирующий поставщик, и ответчиком, именуемым - покупатель, заключен договор ресурсоснабжения (снабжения электроэнергией) N 2014262/15 от 25.05.2015, по условиям которого, истец обязался осуществлять продажу электрической энергии (мощности) в точках поставки, определенных приложением к договору, а так же самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения энергией покупателя, а покупатель обязался оплачивать приобретаемую энергию и оказанные услуги на условиях договора.
В соответствии с пунктом 2.2.5 договора Гарантирующий поставщик имеет право получать плату за потреблённую энергию непосредственно от Потребителей в соответствии с законодательством РФ, за исключением объемов энергии, используемой на общедомовые нужды, а также для компенсации потерь энергии во внутридомовых электрических сетях, условия указанного порядка расчетов устанавливаются дополнительным соглашением Сторон к договору.
На основании пункта 2.3.10 договора Покупатель обязан для определения величины отпущенной за расчетный период Покупателю энергии по состоянию на 24-00 часа последних суток текущего месяца снимать показания коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в точках поставки, а в случае отсутствия общедомовых (коллективных) приборов учёта, а также в случае, указанном в п. 2.2.5 договора, в отношении соответствующих объектов, указанных в приложении к дополнительному соглашению, снимать показания индивидуальных приборов учета.
На основании показаний коллективных (общедомовых) и индивидуальных приборов, учета с учётом положений об определении объёма потреблённого за расчётный период ресурса (Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 г. N 124) рассчитывать количество потребленной энергии и до 16 часов первого числа месяца следующего за расчетным представлять Гарантирующему поставщику согласованную с СО (ССО, ВС - в случае опосредованного присоединения) информацию о потреблении энергии по форме ведомости показаний СКУЭ (далее - ведомость) в соответствии с приложением 4 к договору за подписью уполномоченного лица. Ведомость должна быть скреплена печатью Покупателя.
Согласно пункту 5.2. договора, определение объёма поставленной в расчётном периоде энергии производится гарантирующим поставщиком с учётом данных покупателя об объёмах потребления ОДПУ. Покупатель оформляет и представляет Гарантирующему поставщику ведомость (СКУЭ) в двух экземплярах в соответствии с п. 2.3.10. договора с разбивкой по составляющим при использовании расчетного способа, а Гарантирующий поставщик при получении ведомости от Покупателя ставит отметку о ее получении на экземпляре Покупателя.
На основании полученной от Покупателя ведомости Гарантирующий поставщик формирует и направляет Покупателю акт приема-передачи энергии за соответствующий расчетный период.
Покупатель в течение 3-х рабочих дней с момента получения документов обязан подписать акт приема-передачи и вернуть один экземпляр акта в адрес Гарантирующего поставщика либо направить мотивированный отказ от его подписания.
В пункте 7.2 договора установлены сроки оплаты за энергию (мощность) - до 15 числа месяца, следующего за расчётным, на основании акта приёма-передачи энергии за соответствующий расчётный период.
Сторонами заключено соглашение от 18.10.2018 г. к договору ресурсоснабжения (снабжения электроэнергией) N 2014262/15 от 25.05.2015 г.
В соответствии с п. 2-3 Приложение N 2 к соглашению от 18.10.2018 г. к договору ресурсоснабжения (снабжения электроэнергией) N 2014262/15 от 25.05.2015 г. (Приложение N 9.1. к договору ресурсоснабжения (снабжения электроэнергией) N 2014262/15 от 25.05.2015 г.) сторонами согласован порядок определения объема потребленной энергии -Гарантирующий поставщик ежемесячно, в последний рабочий день расчетного месяца, предоставляет Покупателю на электронный адрес ukzheu@yandex.ru объем потребления энергии по каждому жилому и нежилому помещению соответствующего объекта, отпущенный Гарантирующим поставщиком по договорам энергоснабжения (прямые договоры). Покупатель оформляет и представляет Гарантирующему поставщику ведомость (СКУЭ) в двух экземплярах, а Гарантирующий поставщик при получении ведомости от Покупателя ставит отметку о ее получении на экземпляре Покупателя.
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно части 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчётов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в спорный период регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту - Правила N 354). В пункте 1 Правил N 354 определено, что исполнителем является лицо, предоставляющее потребителю коммунальные услуги.
Согласно пункту 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается, в том числе, управляющей организацией, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путём их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Нормами части 4 статьи 155, части 1 статьи 161, пункта 3 части 1 статьи 162 ЖК РФ на управляющую организацию возложена обязанность сбора платежей от населения за коммунальные услуги, а также по обеспечению населения коммунальными услугами. Этому корреспондирует обязанность нанимателей и собственников помещений в многоквартирном жилом доме вносить плату за коммунальные ресурсы, в том числе, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в данном доме, непосредственно управляющей организации (части 4 и 7 статьи 155 ЖК РФ).
Согласно пункту 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом.
В соответствии с частями 1 и 12 статьи 161 ЖК РФ, пунктом 13 Правил N 354 и нормами, содержащимися в Правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее по тексту - Правила N 124), исполнитель коммунальной услуги обязан заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на поставку коммунальных ресурсов, в частности, на поставку электроэнергии с целью содержания общего имущества многоквартирного дома.
При этом, согласно разъяснениям, изложенным в пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных доказательств следует, что наниматели (собственники) помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети, в связи с чем, управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг (пункт 1 статьи 162 ГК РФ).
Гарантирующий поставщик, как ресурсоснабжающая организация, вправе получить плату за весь фактически переданный в многоквартирный дом объём электрической энергии.
В соответствии с частью 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение вносят этой управляющей организации. В свою очередь, управляющая организация рассчитывается с поставщиком ресурса за электрическую энергию, приобретённую в объёмах, необходимых для содержания общего имущества.
Исходя из положений пункта 29 Правил N 491 пунктов 4, 40 Правил N 354 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498) с 01.01.2017 коммунальная услуга "электроснабжение" представляет собой объём коммунального ресурса, потреблённого в жилом или нежилом помещении. Стоимость электроэнергии, потреблённой в жилых помещениях многоквартирного дома, собственники/наниматели жилых помещений оплачивают ресурсоснабжающей организации в составе платы за коммунальную услугу "электроснабжение".
Расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с 01.01.17 исключены из состава коммунальной услуги "электроснабжение" и включены в состав платы за содержание жилого помещения в силу пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ, а также пунктов 4, 40 Правил N 354, в редакции, действующей с 01.01.2017.
Выполнение обязанности управляющей организации содержания общего имущества в многоквартирном доме связывается с необходимостью несения такой управляющей организацией расходов на оплату энергетических ресурсов, потребленных при выполнении необходимого для содержания общего имущества в многоквартирном доме перечня работ. Именно для целей исполнения управляющей организацией данной обязанности плата за потреблённую на ОДН электроэнергию с 01.01.2017 включена в состав платы за содержание жилого помещения, которая в силу положений частей 4 и 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации вносится собственниками/нанимателями жилых помещений исключительно в адрес управляющей организации, которая, в свою очередь обязана объёмы электроэнергии, потреблённые с целью содержания общего имущества в многоквартирном доме, приобретать у ПАО "Волгоградэнергосбыт", как ресурсоснабжающей организации.
Объём обязательств ответчика перед ПАО "Волгоградэнергосбыт" определён истцом в соответствии с пунктом 21(1) Правил N 124 по формуле:
Уд = Уодпу - Употр, где:
Уодпу - объём коммунального ресурса, определенный по показаниям общедомового прибора учёта за расчётный период (расчётный месяц);
Употр - объём коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определённый за расчётный период (расчётный месяц) в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг.
В случае если величина Употр превышает или равна величине Уодпу, то объём коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчётный период (расчётный месяц), принимается равным 0.
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 данных Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учёта, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к данным Правилам.
При этом, распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к Правилам N 354 между потребителями объём коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчётный период, не может превышать объёма коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведённым в установленном порядке, принято решение о распределении объёма коммунальной услуги в размере превышения объёма коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта, над объёмом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В силу пункта 45 Правил N 354, если объём коммунальной услуги, предоставленной за расчётный период на общедомовые нужды, составит "ноль", то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определённая в соответствии с пунктом 44 указанных Правил, за такой расчётный период потребителям не начисляется (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498).
Согласно подпункту "а" пункта 21 (1) Правил N 124 в случае, если величина объёма коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме, за расчётный период (Употр) превышает или равна величине объёма коммунального ресурса, определенного по показаниям ОДПУ за расчётный период (Уодпу), не исключают требуемый ответчиком перерасчёт.
В случае, когда величина Употр превышает объём Уодпу, то объём, подлежащий оплате в следующих расчётных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами, что исключает для ресурсоснабжающей организации возможность получить плату за не оказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванного невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учёта. Объём, подлежащий оплате, в следующих расчётных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами.
Таким образом, если по итогам расчётного периода объём ресурса на общедомовые нужды имеет отрицательное значение (меньше 0), то в этом периоде ОДН признается равным 0, но в следующем периоде (периодах), если объём ресурса на ОДН имеет положительное значение (больше 0), оно подлежит уменьшению на ранее полученное отрицательное значение объема ресурса на ОДН применительно к каждому конкретному многоквартирному дому.
Если исполнитель коммунальных услуг против иска ресурсоснабжающей организации о взыскании стоимости ресурса, переданного на общедомовые нужды, заявляет возражения о необходимости уменьшения объёма подлежащего оплате ресурса, переданного в спорный период, на отрицательное значение объёма аналогичного ресурса, переданного на те же цели в предшествующий (предшествующие) период по конкретному многоквартирному жилому дому, то они подлежат проверке судом при рассмотрении дела по существу, и при установлении соответствующих обстоятельств такое уменьшение должно быть произведено.
Ответчик указывает, что из положений статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что оплата энергии должна производиться за фактическое принятое количество ресурса, определенное с применением приборов учета.
Между тем отрицательная разница между объемом, определенным ОДПУ и объемом потребления ресурса непосредственно в жилых и нежилых помещениях МКД, не учтенная при осуществлении последующих платежей, увеличивает плату за коммунальные услуги, исчисленную по показаниям ОДПУ, на стоимость этой разницы.
Поскольку собственники помещений по многоквартирным домам перешедшим на прямые договоры производили расчеты непосредственно с ресурсоснабжающей организацией, стоимость электрической энергии, потребленной на содержание общедомового имущества, определялась истцом как разница между показаниями общедомового прибора учета и объемом ресурса, потребленным собственниками (владельцами) в помещениях многоквартирного дома, не относящихся к общедомовому имуществу (определенные по индивидуальным приборам учета либо исчисленном расчетным путем, включая нормативы потребления), однако без учета отрицательной разницы за предыдущий период.
Таким образом, в рамках настоящего дела суду - при условии установления оснований для применения расчета, предусмотренного пунктом 21 (1) Правил N 124, - исчисление размера обязательств Ответчика по оплате стоимости электрической энергии на цели содержания общего имущества в последующих расчетных периодах следует производить с учетом отрицательной разницы в отношении конкретного многоквартирного дома.
Изложенное согласуется с правовой позицией, изложенной Верховным Судом Российской Федерации в решении от 20.06.2018 N АКПИ18-386.
Из представленного ответчиком контррасчёта, произведённого за спорный период на основании ведомостей СКУЭ, стоимость электроэнергии, в том числе на ОДН с учетом отрицательных значений предыдущего периода составила: в апреле 2019 года - 1 818 982 рубля 60 копеек, в мае 2019 года - 1 206 609 рублей 76 копеек.
Всего за период апрель-май 2019 года по договору от 22.05.2015 г. N 2014262/15 поставлено ресурса 721 567 кВт/ч на сумму 3 025 592 рубля 36 копеек, оплата произведена ответчиком на сумму 3 088 445 рублей 04 копеек.
В подтверждение данного обстоятельства, в материалы дела представлены реестры платежей, платёжные документы, подтверждающие произведённую оплату в неоспариваемой истцом сумме.
Контррасчёт ответчика истцом не оспорен, доказательств возникновения долга во взыскиваемом размере ни суду первой, ни апелляционной инстанции не представлено.
При таких обстоятельствах, контррасчёт за период апрель май 2019 года, предоставленный ООО "УК "ЖЭУ", уменьшенный на отрицательные величины, принимается судом апелляционной инстанции.
Апелляционный суд также соглашается с доводами ответчика о том, что акты приёма-передачи N 0235/0051223 от 30.04.2019, N 0235/0066226 от 31.05.2019 за период апрель-май 2019, являющиеся основанием расчётов между сторонами, составлены истцом в нарушении положений пункта 5.2 договора от 22.05.2015 г. N 2014262/15 с использованием иных показателей для составления акта приёма-передачи, не предусмотренных договором.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что задолженность перед истцом за спорный период отсутствует, правовые основания для удовлетворения исковых требований о взыскании задолженности отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 ноября 2019 года по делу N А12-35292/2019 отменить. В иске отказать.
Довзыскать с публичного акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину по иску в размере 2020 руб.
Взыскать с публичного акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищное эксплуатационное управление" 3000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В. Б. Шалкин |
Судьи |
Т. С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-35292/2019
Истец: ПАО "ВОЛГОГРАДЭНЕРГОСБЫТ" ВОЛЖСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Ответчик: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЖИЛИЩНОЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ"