Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 июля 2020 г. N Ф08-5243/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
13 мая 2020 г. |
дело N А53-1011/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чотчаева Б.Т.,
судей Ковалевой Н.В., Новик В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Романовой К.А.,
при участии:
от Межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия: представитель Помникова О.И. (доверенность от 27.12.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЕвроСибОйл"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.03.2020 по делу N А53-1011/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЕвроСибОйл"
к Межрегиональному управлению федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия
о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЕвроСибОйл" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании незаконным постановления от 24.12.2019 N В-27.1/11-2019 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 12.03.2020 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество просит постановление о назначении административного наказания и решение арбитражного суда первой инстанции от 12.03.2020 отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на отсутствие в постановлении и решении ссылок о нарушении обществом проекта разработки нефтяного месторождения и (или) лицензии ЭЛИ 00366 НЭ. Считает, что административным органом неправильно истолкован закон и вынесено незаконное постановление и решение. Считает, что суд первой инстанции при исследовании мотивированного представления о назначении внеплановой проверки от 20.05.2019 должен был проверить его на наличие анализа должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах причинения вреда либо возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, памятникам истории и культуры, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Общество считает, что акт проверки не является надлежащим доказательством вмененного правонарушения. Указывает на то, что при проверке присутствовал ненадлежащий представитель общества.
В представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу управление просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать
От общества поступило ходатайство об отложении судебного заседания и об участии путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Тюменской области.
Представитель управления возражал против удовлетворения ходатайства общества об отложении судебного заседания и проведении судебного разбирательства путем использования систем видеоконференц-связи, также возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Заявленное обществом ходатайство об отложении судебного заседания и предоставлении возможности участия в судебном заседании посредством организации видеоконференц-связи с Арбитражным судом Тюменской области, не подлежит удовлетворению апелляционным судом ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом судебная коллегия не усматривает препятствий для рассмотрения жалобы по существу. Кроме того, по смыслу статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отложение судебного заседания является правом суда даже при уважительности неявки лица в судебное заседание.
В соответствии с частью 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
В обоснование ходатайства об отложении судебного заседания заявитель апелляционной жалобы не обосновал необходимость отложения, в том числе для предоставления дополнительных документов, влияющих на рассмотрение спора в апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, поскольку основания для отложения судебного заседания судом не установлены, в удовлетворении ходатайства ответчика об участии в судебном заседании посредством организации видеоконференц-связи также следует отказать.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество является пользователем недр в силу лицензии ЭЛИ 00366 НЭ. Наименование участка недр предоставленного в пользование - Восточно-Камышанский. Вид пользования недрами - для разведки и добычи полезных ископаемых. Наименование основных видов полезных ископаемых, содержащихся в пределах предоставленного участка недр - углеводородное сырье. Участок недр расположен в Черноземельском районе Республики Калмыкия. Лицензия зарегистрирована Управлением по недропользованию по Республике Калмыкия (Калмнедра) 28.03.2014 за N 102. В бланк лицензии на пользование недрами ЭЛИ 00366 НЭ внесены изменения, которые зарегистрированы отделом геологии и лицензирования по Республике Калмыкия 16.06.2016 за N 102. Дата окончания действия лицензии - 25.12.2036.
Соблюдение условий пользования недрами установлены в приложении N 1 к лицензии ЭЛИ 00366 НЭ.
В соответствии с пунктом 4.3 условий пользования недрами по лицензии ЭЛИ 00366 НЭ сроки выхода предприятия по добыче полезных ископаемых на проектную мощность определяются согласованным и утверждённым в установленном порядке техническим проектом разработки месторождения.
В соответствии с пунктом 7 условий пользования недрами по лицензии ЭЛИ 00366 НЭ уровень добычи минерального сырья и сроки выхода на проектную мощность определяются техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых.
В соответствии с пунктом 10 условий пользования недрами по лицензии ЭЛИ 00366 НЭ пользователь недр обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.
Разработка Восточно-Камышанского участка недр осуществляется в соответствии с "Дополнением к технологическому проекту разработки Восточно-Камышанского нефтегазоконденсатного месторождения", выполненный в 2017 году ООО "СибГеоПроект".
В управление поступило обращение Управления ФСБ России по Республике Калмыкия от 12.04.2019 N 63/5003 о результатах анализа: отчета по геологическому изучению недр, разработке месторождений углеводородного сырья на лицензионных площадях и месторождениях за 2018 год; сведений о выполнении условий пользования недрами при поисках, разведке и добыче углеводородного сырья по форме федерального статистического наблюдения N 1-ЛС за 2018 год; отчетов о работе добывающих скважин за 2018 год и 10 месяцев 2019 года; справки о состояния фонда скважин за 2018 год и 10 месяцев 2019 года; лицензии ЭЛИ 00366 НЭ с приложением.
Заявлением от 20.05.2019 N 09-2/1131 управление направило в Прокуратуру Республики Калмыкия для согласования приказ управления о проведении внеплановой проверки от 20.05.2019 N 109 и другие документы направлены.
Решением Прокуратуры Республики Калмыкия от 21.05.2019 внеплановая выездная проверка в отношении Общества была согласована.
При проведении внеплановой выездной проверки общества, государственными инспекторами Управления было установлено, что пользование недрами Восточно-Камышанского участка недр осуществляется обществом с нарушением условий лицензии ЭЛИ 00366 НЭ и действующего проектного документа по разработке Восточно-Камышанского нефтяного месторождения:
- ввод в эксплуатацию 4 неработающих скважин - N 103, N 113, N 112 и N 5 не осуществлен;
- эксплуатационный фонд скважин по состоянию на 31.12.2018 составляет 14 скважин, бездействующий фонд составляет 6 скважин или 57% от эксплуатационного, что превышает допустимую величину;
- проектная система сбора, транспорта продукции скважин и подготовки нефти не соответствует существующей системе разработке месторождения. Оперативный учет добытой нефти проводится в отсутствии замерного устройства и без применения сертифицированного оборудования;
- документы, подтверждающие научное сопровождение разработки Восточно-Камышанского месторождения, не представлены;
- утвержденный технологический регламент по эксплуатации установки подготовки нефти и газа Восточно-Камышанского месторождения не представлен;
- утвержденный график замеров газовых факторов и объемов сепарированного газа на всех ступенях сепарации, дебитов газа не представлен;
- документы из перечня первичной документации (журналы замеров продукции скважин; суточные рапорты или отчеты по эксплуатации скважин; результаты гидродинамических, газоконденсатных, геохимических и промыслово-геофизических и сейсмических исследований (включая пластовое и забойное давление, профили притока, поглощения, температуры); акты о выполненных работах по ТРС и КРС, а также материалы по проведённым в стволе скважин воздействиям на призабойную зону пласта (включая возврат, дострел, воздействие на призабойную зону пласта) без подъёма (допуска) подземного оборудования, очистка обсадных и насосно-компрессорных труб мероприятиях не представлены.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 04.12.2019 N В-27/11-2019.
В связи с выявленными нарушениями 17.12.2019 старшим государственным инспектором управления, в присутствии представителя общества - Котляревского А.С., составлен протокол об административном правонарушении N В-27.1/11-2019.
24.12.2019 старшим государственным инспектором управления, в присутствии представителя общества - Котляревского А.С., рассмотрены материалы административного дела и вынесено постановление о назначении обществу административного наказания N В-27.1/11-2019, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Полагая, что постановление управления от 24.12.2019 является незаконным и подлежит отмене, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В соответствии с частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 23951 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) государственный фонд недр составляют как используемые участки недр, так и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и её континентального шельфа.
Участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, относятся к участкам недр местного значения (пункт 1 статьи 2.3 Закона N 2395-1).
Согласно статье 9 Закона N 2395-1 права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.
В силу статьи 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии, определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченным на то органом государственной власти и пользователем недр может быть заключён договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства стороны по выполнению указанного договора.
Согласно статье 12 Закона N 2395-1 лицензия и её неотъемлемые составные части должны содержать данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье; условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ и другие данные.
В соответствии со статьей 22 Закона N 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение требований законодательства, а также утверждённых в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами; представление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации; представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики; безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение утверждённых в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования; сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами; сохранность ценных и опасных грузов, геологической, маркшейдерской и иной документации, специальной корреспонденции, а также грузов, содержащих носители сведений, отнесённых к государственной тайне.
В силу статьи 23 Закона N 2395-1 основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются: 1) соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами; 2) обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр; 3) проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; 4) проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; 5) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; 6) достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых; 7) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; 8) предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод; 9) соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; 10) предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях; 11) предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или промышленного водоснабжения либо резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В соответствии с абзацем 1 статьи 23.2 Закона N 2395-1 разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утверждёнными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 10 условий пользования недрами по лицензии ЭЛИ 00366 НЭ общество обязано было выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.
В соответствии с пунктом 5.15 Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденного приказом Минприроды России от 14.06.2016 N 356 (далее - Правила N 356), пользователь недр осуществляет выполнения проектных решений и рациональной выработки (использования) запасов углеводородов.
В силу Программы работ по вводу в эксплуатацию неработающих скважин, обществу в период 2017 - 2018 годы необходимо было ввести в эксплуатацию 4 скважины: N N 5, 103, 112, 113 (страница 187 Проекта).
Работы по вводу в эксплуатацию скважин N N 5, 103, 112, 113 обществом не были проведены.
Отчеты о работе добывающих скважин и состояния фонда скважин, обществом не представлены.
В соответствии с пунктом 5.15 Правил N 356, пользователь недр обеспечивает научное изучение и сопровождение разработки месторождения (ЭО).
Как указано судом первой инстанции, документы, подтверждающие научное сопровождение Восточно-Камышинского месторождения, обществом не представлены.
В нарушение пункта 9.8 Правил N 356, эксплуатационный фонд скважин общества по состоянию на 31.12.2018, составил 18 скважин, бездействующий фонд составил 13 скважин или 72% от эксплуатационного, что превысило допустимую величину. Данное обстоятельство подтверждается отчетами общества о работе добывающих скважин и состояния фонда скважин.
В соответствии с пунктом 13.8 Правил N 356, эксплуатация установок подготовки нефти, газа и конденсата проводится в строгом соответствии с утвержденными технологическими регламентами.
Обществом не представлен утвержденный технологический регламент по эксплуатации установки подготовки нефти, попутного нефтяного газа Восточно-Камышанского месторождения.
Пунктом 14.1 Правил N 356, установлено, что оперативный учет добытой нефти по скважинам осуществляют на основании данных замера дебита скважин по жидкости с помощью замерных устройств с учетом отработанного скважинами времени и процентного содержания попутно добываемой воды с применением сертифицированного оборудования.
Согласно проекту, существующая схема сбора продукции Восточно-Камышанского месторождения, сбор газоконденсата и газа от скважин месторождения осуществляется согласно требованиям РД 39-0148311-605-86 "Унифицированные схемы сбора, транспорта и подготовки нефти, газа и воды нефтедобывающих районов", предусматривает герметизированную напорную трубопроводную сеть совместного сбора и транспорта продукции скважин до центрального пункта сбора (ЦПС). Эта система обеспечивает подготовку, транспорт и учет нефти, попутного газа и пластовой воды на всем протяжении движения от скважины до пункта сдачи продукции. Продукция скважин (нефть, газ и вода) под устьевым давлением поступает на групповую замерную установку (АГЗУ), где осуществляется замер жидкости по скважинам, 1-я ступень сепарации и предварительный сброс воды в горизонтальных резервуарах (булитах). Далее продукция направляется по существующей трубопроводной сети на установку подготовки нефти (УГГН) Головных сооружений N 1 (ГС-1). Окончательная промысловая подготовка нефти на установке подготовки нефти (УПН) включает обезвоживание и обессоливание нефти термохимическим способом и откачку нефти в товарные резервуары. Подготовленная нефть Восточно-Камышанского месторождения откачивается по трубопроводу ГС-1 - ГС-2 (Ду=200 мм, L=22 км), где находится Ж.Д.наливной пункт. Выделившийся в процессе подготовки нефти попутный газ используется на собственные нужды. Принципиальная схема сбора, транспорта и подготовки продукции Восточно-Камышанского месторождения приведена на рисунке 10.3.1.
Как верно установлено судом первой инстанции, доказательства установления и эксплуатации обществом замерных устройств и сертифицированного оборудования, не представлены. Таким образом, оперативный учет добытой нефти обществом проводится в отсутствии замерного устройства и без применения сертифицированного оборудования. Проектная система сбора, транспорта продукции скважин и подготовки нефти не соответствует существующей системе разработке месторождения.
Пунктом 14.3 Правил N 356, установлено, что оперативный учет добычи газа и конденсата, добываемых попутно с нефтью, осуществляют на основании учета добычи нефти и суммы замеров газа и конденсата на газовых линиях всех ступеней сепарации с учётом объёма газа, оставшегося в нефти после последней ступени сепарации.
В соответствии с пунктом 14.4 Правил N 356, замеры газовых факторов и объемов сепарированного газа на всех ступенях сепарации, дебитов газа производят по графику, составленному в соответствии с комплексом промысловых гидродинамических исследований, предусмотренных в техническом проекте разработки месторождения.
Согласно пункту 14.5 Правил N 356, график замеров утверждается пользователем недр.
Судом первой инстанции установлено, что обществом не представлен утвержденный график замеров газовых факторов и объемов сепарированного газа на всех ступенях сепарации, дебитов газа.
В соответствии с пунктом 14.9 Правил N 356, пользователь недр обеспечивает достоверность данных учета добычи УВС и воды, а также закачки рабочих агентов.
Пунктом 15.1 Правил N 356, определено, что документация по разработке месторождения и эксплуатации скважин составляется недропользователем с целью систематизации и хранения информации, необходимой для: а) перспективного и оперативного планирования технологических показателей разработки месторождения и составления отчётных документов по выполнению проектных решений; б) проектирования разработки месторождения; в) обоснования и планирования мероприятий, направленных на повышение эффективности систем разработки месторождения (ЭО), а также эксплуатации отдельных скважин, установок и оборудования, используемых в технологическом процессе добычи углеводородов; г) контроля и мониторинга разработки месторождения (ЭО), оценки эффективности мероприятий по совершенствованию и регулированию процесса разработки; д) учета и списания запасов нефти и свободного газа и попутных полезных компонентов; е) планирования и контроля эффективности мероприятий по охране недр.
Согласно пункту 15.2 Правил N 356 документация, ведущаяся пользователем недр, должна соответствовать установленным единым формам и храниться на бумажных, магнитных, электронных или оптических носителях, которая подразделяется первичную, сводную и обобщающую (пункт 15.3 Правил N 356).
Первичная документация включает данные различных измерений и исследований, имеющих отношение к технологическим процессам добычи УВС и воды, закачки агентов вытеснения и ППД, акты о проведении различных видов работ в скважинах и на других нефте- и газопромысловых объектах. Первичная документация ведется недропользователем (пункт 15.4 Правил N 356).
В соответствии с пунктом 15.5 Правил N 356, к основным первичным документам относятся: а) акты опробования и испытания скважин; б) описание кернового материала; в) отчеты по результатам лабораторного исследования керна (стандартные и специальные методы); г) результаты ГИС (в том числе: определения коллекторских свойств и параметров пластов); д) результаты лабораторных исследований нефти, конденсата, газа и воды; е) данные литолого-фациальных исследований пластов; ж) журнал замеров продукции скважин и закачки вытесняющих агентов; з) суточные рапорты или отчеты по эксплуатации скважин, полученные по системе телемеханики; и) результаты гидродинамических, газоконденсатных, геохимических и промыслово-геофизических и сейсмических исследований (включая пластовое и забойное давление, профили притока, поглощения, температуры); к) акты о перфорации скважин; л) акты о выполненных работах по ТРС и КРС, а также материалы по проведённым в стволе скважин воздействиям на призабойную зону пласта (включая возврат, дострел, воздействие на призабойную зону пласта) без подъема (допуска) подземного оборудования, очистка обсадных и насосно-компрессорных труб мероприятиях.
Обществом не представлены документы, относящиеся к первичной документации: журналы замеров продукции скважин; суточные рапорты или отчеты по эксплуатации скважин; результаты гидродинамических, газоконденсатных, геохимических и промыслово-геофизических и сейсмических исследований (включая пластовое и забойное давление, профили притока, поглощения, температуры); акты о выполненных работах по ТРС и КРС, а также материалы по проведенным в стволе скважин воздействиям на призабойную зону пласта (включая возврат, дострел, воздействие на призабойную зону пласта) без подъема (допуска) подземного оборудования, очистка обсадных и насосно-компрессорных труб мероприятиях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118 утверждено Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (далее - Положение N 118). В соответствии с пунктом 2 Положения N 118 подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах".
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003 N 71 (далее - Правила N 71), пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утверждённых в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья.
Подпунктом 2 пункта 3 Правил N 71 охраны недр, установлено, что пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 Правил N 71, пользователь недр обязан обеспечить соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрам.
Согласно подпункту 8 пункта 3 Правил N 71, пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции, общество осуществляло пользование недрами с несоблюдением проектного документа и с нарушениями условий пользования недрами по лицензии ЭЛИ 00366 НЭ:
- ввод в эксплуатацию 4 неработающих скважин N N 5, 103, 112, 113 обществом не осуществлен;
- эксплуатационный фонд скважин по состоянию на 31.12.2018 составил 14 скважин, бездействующий фонд составил 6 скважин, или 57% от эксплуатационного, что превысило допустимую величину;
- проектная система сбора, транспорта продукции скважин и подготовки нефти не соответствует существующей системе разработке месторождения. Оперативный учет добытой нефти проводится в отсутствии замерного устройства и без применения сертифицированного оборудования;
- документы, подтверждающие научное сопровождение разработки Восточно-Камышанского месторождения, обществом не были представлены;
- утвержденный технологический регламент по эксплуатации установки подготовки нефти и газа Восточно-Камышанского месторождения, обществом не был представлен;
- утвержденный график замеров газовых факторов и объемов сепарированного газа на всех ступенях сепарации, дебитов газа, обществом не был представлен;
- журналы замеров продукции скважин, суточные рапорты или отчеты по эксплуатации скважин, результаты гидродинамических, газоконденсатных, геохимических и промыслово-геофизических и сейсмических исследований (включая пластовое и забойное давление, профили притока, поглощения, температуры), акты о выполненных работах по ТРС и КРС, а также материалы по проведенным в стволе скважин воздействиям на призабойную зону пласта (включая возврат, дострел, воздействие на призабойную зону пласта) без подъема допуска) подземного оборудования, очистка обсадных и насосно-компрессорных труб мероприятиях, обществом не были представлены.
Факт добычи обществом полезных ископаемых на предоставленном участке, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и не отрицается самим заявителем. Доказательства принятия всех зависящие от него мер по соблюдению лицензионных условий и требований, обществом в материалы дела не представлены.
Ответственность по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применима при условии пользования лицензиатом недрами, а не при наличии у него такого права, следовательно, правонарушение является оконченным, а административная ответственность по названной статье наступает не в связи с самим фактом нарушения предусмотренных лицензией условий, а только при осуществлении лицом лицензируемой деятельности в условиях наличия таких нарушений.
Как следует из материалов дела, в протоколе об административном правонарушении указана дата и время совершения обществом вменяемого ему правонарушения.
Из материалов дела усматривается, когда вменяемое правонарушение было окончено, что соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и указывает на соблюдение Департаментом требований статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении обществу административного правонарушения.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о доказанности управлением обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совершение вмененного обществу правонарушения нельзя признать малозначительным по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается, прежде всего, в пренебрежительном отношении заявителя к требованиям публично-правовых норм и интересам государства.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что совершенное заявителем правонарушение не может быть квалифицировано как малозначительное.
Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, в соответствии со статьёй 4.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отнесено к компетенции суда, органа, должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, которые, при вынесении решения о привлечении к административной ответственности, последние обязаны учитывать.
Размер и вид наказания, назначенный обществу оспариваемым постановлением, соответствует тяжести совершённого заявителем правонарушения и санкции части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы общества о незаконности проведения проверки, суд находит основанными на неверном толковании норм.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор), относятся, в том числе, организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора). Перечень видов регионального государственного контроля (надзора) и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Положение об управлении утверждено приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от 27.08.2019 N 478 (далее - Положение N 478).
В соответствии с Положением N 478 управление является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования регионального уровня, осуществляющим отдельные функции
Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Ростовской области и Республике Калмыкия, а также в Каспийском море.
Согласно пункту 4.1.1 Положения N 478 управление осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.
В соответствии с пунктом 4 Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 N 293 (далее - Положение N 293) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет государственный геологический надзор по следующим вопросам: а) соблюдение недропользователями требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, в том числе на континентальном шельфе Российской Федерации; б) выполнение условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование недрами, технических проектах и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами; в) наличие утверждённых технических проектов и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами; г) достоверность содержания геологической и иной первичной документации о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых; д) соблюдение установленного порядка представления государственной отчетности, а также геологической и иной информации о недрах в фонды геологической информации; е) достоверность данных, необходимых для расчета платежей за пользование недрами при поиске, оценке, разведке и добыче полезных ископаемых; ж) сохранность разведочных горных выработок и скважин, геологической и технической документации, образцов руд и горных пород, керна, дубликатов проб полезных ископаемых, которые могут быть использованы при дальнейшем изучении недр, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, а также при пользовании недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; и) выполнение установленных в соответствующих разрешениях условий создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок, проведения буровых работ, связанных с геологическим изучением, поиском, разведкой и разработкой минеральных ресурсов, а также прокладки подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации (в пределах своей компетенции); к) достоверность и обоснованность представляемых недропользователями материалов для постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс запасов полезных ископаемых и списания их с государственного баланса; л) предотвращение самовольного пользования недрами; м) предотвращение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых; н) достоверность данных, включаемых в государственную статистическую отчётность организациями, осуществляющими поиск, оценку и разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу.
В соответствии с пунктом 6 Положения N 293 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет государственный геологический надзор по следующим вопросам: а) безопасное состояние горных выработок, скважин и иных подземных сооружений; б) соблюдение требований законодательства Российской Федерации и утверждённых в установленном порядке стандартов (норм, правил) при ликвидации и консервации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 196 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 2 Административного регламента исполнение государственной функции по проведению в установленном порядке государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами. Территориальными органами Росприроднадзора являются управления в соответствующих субъектах Российской Федерации.
Таким образом, управление является уполномоченным органом по осуществлению государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.
Довод заявителя о том, что акт проверки является ненадлежащим доказательством, правомерно отклонен судом первой инстанции в соответствии с положениями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку административное дело в отношении общества возбуждено на основании протокола от 17.12.2019, а не акта проверки. Факт фиксации вмененного обществу административного нарушения установлен также названным протоколом.
Довод общества о том, что при проведении проверки присутствовал ненадлежащий представитель общества, отклонен судом первой инстанции, как не основанный на нормах Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и противоречит представленным в материалы дела доказательствам. Так, отрицая полномочия Котляревского А.С., действующего на основании доверенности от 13.12.2019, выданной исполняющим обязанности директора общества, общество не отрицает законность его действий, в том числе подачу ходатайства об отложении даты рассмотрения материалов административного дела.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении заявления, а, потому, основания для отмены или изменения принятого решение у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.03.2020 по делу N А53-1011/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Б.Т. Чотчаев |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-1011/2020
Истец: ООО "ЕВРОСИБОЙЛ"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ