г. Киров |
|
14 мая 2020 г. |
Дело N А82-1469/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агроторг" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 06.12.2019 по делу N А82-1469/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агроторг" (ОГРН 1027809237796; ИНН 7825706086)
к Инспекции государственного строительного надзора Ярославской области (ИНН 7604106041, ОГРН 1077604015015)
с участием в деле третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "ПетроСтройГарант" (ИНН: 7814363060, ОГРН: 1079847032473) -,
о признании незаконными и отмене постановлений по делам об административных правонарушениях,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Агроторг" (далее - заявитель, ООО "Агроторг", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлениями, объединенными впоследствии в одно производство в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными и отмене постановлений Инспекции государственного строительного надзора Ярославской области (далее - ответчик, Инспекция, административный орган) от 24.12.2018 N 188, N 189 и от 08.02.2019 N 224, в соответствии с которыми Общество признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 9.5, частью 1 статьи 9.4, частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначены административные наказания в виде административных штрафов в размерах 500 000 рублей, 100 000 рублей и 10 000 рублей соответственно.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ПетроСтройГарант" (далее - третье лицо, ООО "ПетроСтройГарант").
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 06.12.2019 заявленные требования удовлетворены частично, суд изменил постановления ответчика от 24.12.2018 N 188 и N 189 в части размеров назначенных административных наказаний на основании частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, снизив суммы административных штрафов до 250 000 рублей и 50 000 рублей соответственно. В удовлетворении остальной части заявленных требований арбитражным судом отказано.
ООО "Агроторг" с принятым решением суда первой инстанции не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе заявитель настаивает на незаконности и необоснованности оспариваемых постановлений и необходимости их отмены. По мнению Общества, в его действиях отсутствуют составы вменяемых ему административных правонарушений, в связи с тем, что проведённые им работы не являются реконструкцией, а осуществлены в рамках перепланировки при проведении капитального ремонта. Общество также указывает на отсутствие его вины в совершении вменяемых административных правонарушений ввиду принятия им всех необходимых действий для соблюдения требований действующего законодательства. Кроме того, заявителем приведены аргументы о необходимости применения в рассматриваемой ситуации положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, предусматривающей назначение одного административного наказания за совершение нескольких административных правонарушений, образованных одним действием (бездействием).
Более подробно доводы Общества со ссылками на положения действующего законодательства и конкретные обстоятельства дела раскрыты в апелляционной жалобе.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу выражает несогласие с приведенными в ней доводами и опровергает их, находит обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо мотивированный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 12.02.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 13.02.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ.
В связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой судебное заседание, изначально назначенное на 01.04.2020, перенесено апелляционным судом на 13 час. 55 мин. 13.05.2020.
13.05.2020 лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Инспекция представила ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Инспекцией по согласованию с Прокуратурой области проведена внеплановая выездная проверка реконструкции объекта капитального строительства - встроено-пристроенных помещений здания (многоквартирного жилого дома) по адресу: г. Ярославль, ул. Угличская, д. 54 -, а именно: реконструкции встроено-пристроенных помещений на 1 этаже указанного здания для размещения магазина "Пятерочка".
В ходе проведения проверки административным органом установлено следующее.
Согласно договору аренды нежилого помещения от 09.08.2018 N 15654, заключенного между ООО "Виктория-6" и ООО "Агроторг", последнее является арендатором нежилых помещений N N 1 - 12, части помещений NN 21, 22-24, общей площадью 356,9 кв.м., на 1 этаже встроено-пристроенной части здания.
В осях Б-Г/4-5 указанные нежилые помещения встроены в существующее здание многоквартирного жилого дома.
В августе-сентябре 2018 года Общество организовало и провело силами подрядной организации работы по устройству трех новых проемов ПР-1, ПР-2, ПР-3 в несущих наружных и внутренних стенах указанных нежилых помещений, в том числе, в стенах многоквартирного жилого здания (на основании проекта, разработанного ООО "ПетроСтройГарант"):
- дверной проем (ПР-1) шириной 1800 мм устроен во внутренней несущей стене по оси В, между осями 2 и 3;
- дверной проем (ПР-2) шириной 1500 мм устроен в наружной несущей стене по оси Г;
- дверной проем (ПР-3) шириной 1200 мм устроен во внутренней несущей стене по оси 4 между осями В и Г; данная стена является несущей стеной многоквартирного жилого дома, в который встроены реконструируемые нежилые помещения 1 этажа;
- во внутренних несущих стенах нежилых помещений, являющихся одновременно несущими стенами многоквартирного жилого дома, в который встроены реконструируемые нежилые помещения 1 этажа, расширены дверные проемы ПР-4, ПР-5; вместо оконного проема устроен и расширен дверной проем (ПР-6);
- кроме того, 3 проема заложены (ликвидированы) и один проем заложен частично.
Работы осуществлялись путем разборки кирпичной кладки, монтажа новых несущих конструкций (элементов) над создаваемыми проемами, что является заменой существующих строительных конструкций на конструкции с другими техническими характеристиками; в ходе выполнения работ была изменена схема воздействия нагрузок на несущие элементы здания, что повлияло на его характеристики надежности и безопасности.
Инспекция заключила, что в соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) вышеуказанные работы отнесены к работам по реконструкции нежилых помещений (часть здания), так и объекта в целом.
Разрешения на строительство, то есть разрешения на осуществление работ по реконструкции, у застройщика (собственника) не имеется. Однако, в нарушение пунктов 1, 2 статьи 51 ГрК РФ арендатором - ООО "Агроторг" - вышеуказанные работы по реконструкции здания были проведены, а впоследствии помещение эксплуатировалось - в отсутствие необходимого разрешения.
Результаты проверки зафиксированы надзорным органом в соответствующих актах проверки.
21.11.2018 и 24.12.2018 по факту установленных нарушений уполномоченным должностным лицом Инспекции в отношении ООО "Агроторг" составлены протоколы об административных правонарушениях N 188, N 189 и N 224, которыми действия (бездействие) Общества квалифицированы по части 1 статьи 9.5, части 1 статьи 9.4, части 5 статьи 9.5 соответственно.
24.12.2018 и 08.02.2019 по результатам рассмотрения указанных протоколов и иных материалов административных дел уполномоченным должностным лицом Инспекции в отношении ООО "Агроторг" вынесены постановления N 188, N 189, N 224, согласно которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.5, части 1 статьи 9.4, части 5 статьи 9.5 КоАП РФ с назначением административных наказаний в виде административных штрафов в размерах 500 00 рублей, 100 000 рублей и 10 000 рублей соответственно.
Полагая, что вынесенные административным органом постановления являются незаконными и подлежат отмене, Общество обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с соответствующими заявлениями, объединенными судом впоследствии в одно производство в порядке статьи 130 АПК РФ.
Судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела выявлено, что спор между сторонами имеется в отношении того, являлись ли произведенные Обществом работы на указанном выше объекте реконструкцией. При этом между сторонами была достигнута единообразная позиция о том, что нарушения не были установлены ответчиком в отношении 5 - 6 проемов - работы по которым Обществом не производились (были произведены до получения Обществом помещения в аренду). В остальной части позиция Инспекции о наличии в деянии заявителя событий вменяемых оспариваемыми постановлениями административных правонарушений осталась неизменной.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия и доказанности материалами дела в деянии заявителя всех элементов составов вменяемых ему административных правонарушений, а также отсутствия со стороны ответчика существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делам об административных правонарушениях. Вместе с тем, руководствуясь положениями частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и исходя из конкретных обстоятельств дела, арбитражный суд изменил постановления ответчика от 24.12.2018 N 188 и N 189 в части административного наказания, снизив размеры назначенных заявителю административных штрафов ниже минимальных размеров, установленных частью 1 статьи 9.5, частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, определив их в суммах 250 000 рублей и 50 000 рублей соответственно.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
Объектом данного правонарушения является установленный законодательством порядок осуществления строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, является нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства, в том числе, при реконструкции объектов капитального строительства.
Субъектами ответственности, предусмотренной названной нормой КоАП РФ, могут быть как застройщик, так и подрядная организация, непосредственно осуществляющие работы по строительству.
Статья 9.5 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство (часть 1), а также за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство (часть 5).
Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 1 статьи 9.5 КоАП РФ, является порядок осуществления строительства объектов недвижимости. Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении застройщиком (лицом, осуществляющим строительство) действий по осуществлению строительства (реконструкции), в ведении текущей деятельности по строительству (реконструкции) объекта при отсутствии разрешения на строительство, под которым понимается документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1 статьи 51 ГрК РФ).
Субъектами ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство (пункт 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Объектом же административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ, выступает, среди прочего, порядок эксплуатации реконструированных объектов недвижимости. Объективную сторону данного административного правонарушения образуют действия по эксплуатации объекта капитального строительства без соответствующего разрешения на ввод такого объекта в эксплуатацию, которое представляет собой документ, удостоверяющий выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 55 ГрК РФ). Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не может быть выдано, если заинтересованным лицом при подаче соответствующего заявления не представлено разрешение, на основании которого осуществлялось строительство (пункт 3 части 3, пункт 1 части 6 статьи 55 ГрК РФ).
По части 5 статьи 9.5 КоАП РФ привлечению к административной ответственности подлежат лица, осуществляющие эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство. При рассмотрении таких дел судам необходимо исходить из того, что субъектом данного административного правонарушения является лицо, непосредственно осуществляющее эксплуатацию объекта капитального строительства (пункт 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
С учетом существа рассматриваемых нарушений требований действующего законодательства и вменяемых заявителю административных правонарушений, в данном случае выяснению и установлению подлежит вопрос о том, являются ли проведенные Обществом на спорном объекте работы реконструкцией этого объекта, требующей соответствующего разрешения на ведение работ и соответственно разрешения на ввод реконструированного объекта в эксплуатацию.
Отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту регламентированы положениями ГрК РФ.
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 ГрК РФ под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Согласно части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В пункте 4 части 17 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Несущие конструкции здания - строительные конструкции, образующие заданную проектом схему здания, обеспечивающие его пространственную устойчивость при расчетных внешних воздействиях (приложение N 6 к "МДК 2-04.2004. Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда", утвержденных Госстроем России).
По смыслу подпункта 2.1 пункта 2 раздела III Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, такие работы как разборка (демонтаж) зданий и сооружений, стен, перекрытий, лестничных маршей и иных конструктивных и связанных с ними элементов или их частей являются работами, которые затрагивают конструктивные характеристики его надежности и безопасности, влияют на возможность безопасной эксплуатации объекта, поэтому выполнение данных работ свидетельствует о реконструкции объекта.
Факт проведения на рассматриваемом объекте работ, установленных административным органом, подтверждается материалами дела, участвующими в деле лицами не оспаривается и считается установленным.
Повторно исследовав и оценив представленные в дело доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ в их взаимной связи и в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что рассматриваемые работы следует признать реконструкцией, поскольку при проведении работ в отношении спорного объекта произошла замена несущих строительных конструкций объекта, а именно: ослабление ранее существовавших несущих конструкций (частичная разборка кирпичной кладки несущей стены здания является заменой ранее существовавшей несущей конструкции, поскольку её в прежнем виде после проведения работ не существует), то есть данные изменения затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства.
Реконструкция объекта капитального строительства может быть осуществлена только на основании выданного уполномоченным органом разрешения на строительство, которое Обществом не получалось, что им самим не отрицается. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию Обществом также не получено.
Доводы Общества о том, что проведённые им работы не являются реконструкцией, а осуществлены в рамках перепланировки при проведении капитального ремонта, являются несостоятельными и подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании норм права и неверной оценке фактических обстоятельств дела.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии и доказанности материалами дела в деянии ООО "Агроторг" событий административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 9.4, частями 1, 5 статьи 9.5 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что Общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основаниями для привлечения к административной ответственности, не установлено, в связи с чем вина заявителя в совершении вменяемых ему административных правонарушений имеет место.
При изложенных обстоятельствах в деяниях ООО "Агроторг" имеются составы административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 9.4, частями 1, 5 статьи 9.5 КоАП РФ.
Процедура привлечения Общества к административной ответственности Инспекцией соблюдена, существенных процессуальных нарушений из материалов дела не усматривается, на что обоснованно указано арбитражным судом первой инстанции в обжалуемом решении.
Проверка проведена компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий на основании подпункта "б" пункта 2 части 5 статьи 54 ГрК РФ, Положения об Инспекции государственного строительного надзора Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области то 15.03.2012 N 196-п, а также положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Грубых нарушений установленных законом требований при проведении проверки ответчиком не допущено (иное из дела не следует и заявителем не подтверждено).
Оснований для назначения в рассматриваемом случае административного наказания по правилам части 2 статьи 4.4 КоАП РФ не имеется, поскольку вменяемые Обществу в вину административные правонарушения по части 1 статьи 9.4, частям 1 и 5 статьи 9.5 КоАП РФ совершены не одним, а разными самостоятельными действиями (бездействием), образующими объективные стороны соответствующих самостоятельных административных правонарушений. То обстоятельство, что все правонарушения так или иначе связаны с осуществлением реконструкции без соответствующего разрешения не указывает на возможность применения нормы части 2 статьи 4.4 КоАП РФ.
По убеждению апелляционного суда, назначенные Обществу административные наказания в виде административных штрафов, часть из которых определена судом с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, в рассматриваемом случае согласуются с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствуют принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, а также характеру совершенных правонарушений и соразмерны их тяжести.
Правовых и фактических оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ в данном случае не имеется.
Относительно аргументов Общества о необоснованном отказе суда первой инстанции в назначении судебной экспертизы, апелляционная коллегия полагает необходимым указать на следующее.
По смыслу части 1 статьи 82 АПК РФ назначение экспертизы является не обязанностью, а правом суда. Необходимость разъяснения вопросов, возникающих при рассмотрении дела и требующих специальных познаний, определяется судом, разрешающим данный вопрос. Вопросы, разрешаемые экспертом, должны касаться существенных для дела фактических обстоятельств. В связи с этим, определяя необходимость назначения экспертизы, суд исходит из предмета заявленных требований и обстоятельств, подлежащих доказыванию в рамках этих требований. Судебная экспертиза назначается судом, в случае, когда вопросы права нельзя разрешить без оценки фактов, для установления которых требуются специальные познания, поэтому требование одной из сторон о назначении судебной экспертизы не создает обязанности суда назначить экспертизу и (или) привлечь специалиста.
Суд первой инстанции рассмотрел заявленные Обществом ходатайства, но не усмотрел оснований для их удовлетворения и разрешил спор по имеющимся в деле доказательствам.
Суд апелляционной инстанции полагает, что при установлении всех имеющих значение для дела фактов, при документальном подтверждении выводов суда материалами дела и при отсутствии существенной необходимости разрешения вопросов, требующих соответствующих специальных познаний, отказ в проведении судебной экспертизы не может являться основанием для вывода о неполном исследовании и выяснении судом всех обстоятельств настоящего дела. В материалах дела имеются достаточные и надлежащие доказательства, необходимые для правильного разрешения настоящего спора по существу.
Доводы апелляционной жалобы проверены арбитражным судом апелляционной инстанции, однако они не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта. В этой связи апелляционный суд признает несостоятельной позицию подателя жалобы, а обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ярославской области от 06.12.2019 по делу N А82-1469/2019 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 06.12.2019 по делу N А82-1469/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агроторг" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-1469/2019
Истец: ООО "Агроторг"
Ответчик: Инспекция государственного строительного надзора Ярославской области
Третье лицо: ООО "ПетроСтройГарант", УФСП ЯО
Хронология рассмотрения дела:
14.05.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-236/20
06.12.2019 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-1469/19
29.04.2019 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-1470/19
29.04.2019 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-4015/19