Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 июля 2020 г. N Ф03-2721/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
14 мая 2020 г. |
А73-21043/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дроздовой В.Г.
судей Волковой М.О., Жолондзь Ж.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры, ОГРН 1172724018345: Храмцова Е.Б., удостоверение от 27.11.2018 ТО N 240384;
от Управления лесами Правительства Хабаровского края: не явились;
от Краевого государственного специализированного автономного учреждения "Дальневосточная база авиационной охраны лесов", ОГРН 1072721000120: не явились;
от Общества с ограниченной ответственностью "Автоспецтех", ОГРН 1132728001647: не явились,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Краевого государственного специализированного автономного учреждения "Дальневосточная база авиационной охраны лесов"
на решение от 18.02.2020
по делу N А73-21043/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации в лице Управления лесами Правительства Хабаровского края
к Краевому государственному специализированному автономному учреждению "Дальневосточная база авиационной охраны лесов", Обществу с ограниченной ответственностью "Автоспецтех"
о признании договора недействительным,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Хабаровского края обратился Заместитель Амурского бассейнового природоохранного прокурора (далее - истец, Прокуратура) с иском к Краевому государственному специализированному автономному учреждению "Дальневосточная база авиационной охраны лесов" (далее - ответчик, КГСАУ "ДВ авиабаза", учреждение), Обществу с ограниченной ответственностью "Автоспецтех" (далее - ответчик, ООО "Автоспецтех", общество) о признании недействительным договора на оказание услуг по санитарным рубкам от 13.03.2019 N 75-У.
Решением от 18.02.2020 иск удовлетворен.
Не согласившись с решением суда, КГСАУ "ДВ авиабаза" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом норм материального права.
Приводит доводы о неправильном применении положений статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации. Считает, что не было обязанности проводить закупку в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Оспариваемый договор заключен на основании Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Учреждение не отказывалось от государственного задания по проведению санитарно-оздоровительных рубок, поэтому привлечение общества к работам за счет собственных средств закону не противоречит.
Полученные бюджетные средства по соглашению о предоставлении субсидии из краевого бюджета на выполнение государственного задания в 2019 году израсходованы на заработную плату штатных инженеров лесного хозяйства, учреждение, являясь автономным, не получало лимиты бюджетных обязательств на исполнение Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ для осуществления санитарных рубок, поэтому общество привлекалось для выполнения работ за счет учреждения.
Указывает, что оспариваемый договор исполнен.
Отзывы на апелляционную жалобу лица, участвующие в деле, не представили.
В судебном выступлении прокурор просил отказать в удовлетворении жалобы.
КГСАУ "ДВ авиабаза", Управление лесами Правительства Хабаровского края, ООО "Автоспецтех", извещенные о рассмотрении дела, представителей в заседание суда не направили, возражения против рассмотрения апелляционной жалобы не представили. Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Установлено, что 28.12.2018 Управление лесами Правительства Хабаровского края утвердило для КГСАУ "ДВ авиабаза" государственное задание на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
В состав работ КГСАУ "ДВ авиабаза" согласно государственному заданию включены работы по проведению сплошных санитарно-оздоровительных рубок: "Локализация и ликвидация очагов вредных организмов. Сплошная санитарная рубка" (раздел 11 пункт 3.2 государственного задания), в том числе, место выполнения - Солнечное лесничество на общей площади 149,6 га.
29.01.2019 между Управлением лесами Правительства Хабаровского края в лице КГКУ "Амгуньское лесничество" (продавец) и КГСАУ "ДВ авиабаза" (покупатель) заключен договор купли-продажи лесных насаждений N 01-11, в соответствии с которым продавец обязуется передать лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности, в собственность покупателю для заготовки древесины в соответствии с частью 3 статьи 29.1 Лесного кодекса Российской Федерации, а покупатель обязуется принять лесные насаждения и уплатить за них плату в соответствии с разделом III настоящего договора.
По договору купли-продажи N 01-11, согласно акту приема-передачи лесных насаждений от 05.02.2019 N33 продавцом в рамках государственного задания переданы покупателю - КГСАУ "ДВ авиабаза" - лесные насаждения для сплошной санитарной рубки погибших и поврежденных насаждений в Солнечном лесничестве Солнечном участковом лесничестве, в том числе местоположением: часть 2 квартал 2 деляна на площади 24.4 га.
13.03.2019 между КГСАУ "ДВ авиабаза" (заказчик) и ООО "Автоспецтех" (исполнитель) заключен договор на оказание услуг по санитарным рубкам N 75-У, по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель до 10 декабря 2019 обязуется выполнить при производстве сплошных санитарных рубок на территории Солнечного лесничества Солнечное участковое лесничество, часть 2 квартал 2 деляна 1, выдел 10 на площади 24.4 га работы следующего содержания: подготовительные работы: устройство трелевочных волоков и погрузочных площадок; валку леса и обрубку сучьев; трелевку и складирование хлыстов в места, определенные технологической картой лесосечных работ (верхний склад, погрузочная площадка). Данная деляна является предметом государственного задания КГСАУ "ДВ авиабаза" на 2019 год (пункт 1.1 договора N 75-У).
Договор N 75-У сторонами исполнен.
В последующем между КГКУ "Амгуньское лесничество" и КГСАУ "ДВ авиабаза" 25.12.2019 подписан акт проверки (приемки) выполнения работ в соответствии государственным заданием от 28.12.2019.
Прокуратура, установив в ходе проверки, что ООО "Автоспецтех" привлечено к выполнению государственного задания без проведения конкурса или аукциона, что свидетельствует о предоставлении последнему преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности, ограничении конкуренции на рынке соответствующих работ (услуг) и является нарушением запрета, установленного пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135- ФЗ "О защите конкуренции", обратилась в арбитражный суд.
В силу статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс, ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
В соответствии с требованиями статьи 168 ГК РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований (абзац 2 части 1 статьи 52 АПК РФ).
Иск заявлен в защиту публичных интересов.
В пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 25) разъяснено, что применительно к статьям 166 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы. Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.
На основании пункта 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс, ЛК РФ) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в частности, осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
Средства на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций и не могут быть израсходованы на иные цели (пункты 3 и 6 статьи 83 Лесного кодекса).
Санитарные рубки (выборочная, сплошная) согласно пунктам 1, 16 Правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.09.2016 N 470, являются санитарно-оздоровительным мероприятием, которое проводится с целью улучшения санитарного состояния лесных насаждений, уменьшения угрозы распространения вредных организмов, обеспечения лесными насаждениями своих целевых функций, а также снижения ущерба от воздействия неблагоприятных факторов, что в соответствии со статьями 19, 60.7 Лесного кодекса отнесено к осуществлению мероприятий по защите лесов.
В качестве финансового обеспечения выполнения таких мероприятий предоставляется субсидия из бюджета Российской Федерации в рамках соответствующего государственного задания.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ, Закон об автономном учреждении) автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.
Автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах, указанных в части 1 настоящей статьи (часть 7 статьи 2 Закона N 174-ФЗ).
Основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания. Финансовое обеспечение указанной в частях 1 и 2 настоящей статьи деятельности осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников (части 1, 2, 2.1, 4 статьи 4 Закона N 174-ФЗ).
Таким образом, мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями в целях реализации соответствующих полномочий органов государственной власти непосредственно (без передачи полномочий третьим лицам) на основании утвержденного для них учредителем государственного (муниципального) задания за счет средств соответствующего бюджета.
КГСАУ "ДВ авиабаза" создано постановлением Правительства Хабаровского края от 11.02.2011 N 32-пр "Об автономных учреждениях Хабаровского края" путем изменения типа краевого государственного специализированного бюджетного учреждения "Дальневосточная база авиационной охраны лесов" в соответствии с распоряжением Правительства Хабаровского края от 28.12.2011 N 836-рп "О создании краевого государственного специализированного автономного учреждения "Дальневосточная база авиационной охраны лесов".
Согласно уставу учреждения (пункты 1.3, 2.2) КГСАУ "ДВ авиабаза" является некоммерческой организацией, созданной на неопределенный срок для осуществления мероприятий по охране лесов от пожаров, иного негативного воздействия, а также по защите и воспроизводству лесов.
Учредителем КГСАУ "ДВ авиабаза" является Хабаровский край, органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим функции и полномочия учредителя, является управление лесами Правительства Хабаровского края (пункт 1.6 устава).
В соответствии с пунктом 2.9 устава учреждение выполняет государственное задание, установленное учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными к основной деятельности. Кроме деятельности, осуществляемой в соответствии с государственным заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию, учреждение по своему усмотрению вправе оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых (при оказании однородных услуг) условиях в порядке, установленном федеральными законами (пункт 2.10 устава).
Учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его уставе. Доходы, полученные от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и используются им для достижения уставных целей.
Согласно пункту 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов.
На основании частей 4, 5 статьи 19 Лесного кодекса в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в части 2 настоящей статьи, или на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом с одновременной продажей лесных насаждений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с включением в контракт на выполнение данных работ условия о купле-продаже лесных насаждений.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) он регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в частности, в части, касающейся: определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Исходя из статьи 8 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу приведенных норм права мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов выполняются для государственных нужд за счет бюджетных средств и непосредственно автономным учреждением на основании государственного задания, от выполнения которого автономное учреждение не вправе отказаться.
В случае если осуществление указанных мероприятий не возложено на автономные учреждения, то исполнитель определяется уполномоченными органами государственной власти, в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
В силу части 5 статьи 95 Закона N 44-ФЗ при исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя).
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг автономными учреждениями установлены Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ, Закон о закупках).
Из сравнительного анализа буквального содержания и смысла статьи 1 Закона N 44-ФЗ и статьи 1 Закона N 223-ФЗ следует, что Закон N 223-ФЗ определяет порядок закупок для нужд самих автономных учреждений. В тех же случаях, когда автономные учреждения выступают государственными заказчиками в силу наделения их соответствующими полномочиями государственными органами и производят закупки для удовлетворения государственных нужд, Закон N 223-ФЗ не подлежит применению.
В этих случаях автономные учреждения как государственные заказчики должны определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами, указанными в статье 24 Закона N 44-ФЗ, т.е. на открытых, закрытых конкурсах, аукционах, путем запроса котировок, запроса предложений, а у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) только в определенных законом случаях.
В рамках настоящего дела судом установлено, что оспариваемый договор заключен не в целях удовлетворения собственных потребностей юридического лица - автономного учреждения, а для государственных нужд - выполнения государственного задания.
Исходя из вышеизложенного доводы учреждения о недопустимости применения к правоотношениям по заключению оспариваемого договора положений Закона N 44-ФЗ правомерно отклонены судом первой инстанции.
Доводы учреждения о недостаточности финансирования на выполнение задания, расходов бюджетных средств на оплату заработной платы не влияют на выводы о нарушении требований закона.
Ссылка на невозможность восстановления прав в связи с исполнением сделки не может быть принята, поскольку допустимо предъявление исков о признании недействительной ничтожной сделки без заявления требования о применении последствий ее недействительности, если истец имеет законный интерес в признании такой сделки недействительной (пункт 84 Постановления Пленума ВС РФ N 25).
По смыслу статьи 167 Гражданского кодекса недействительность ничтожной сделки определяется обстоятельствами, существовавшими на момент ее заключения, в связи с чем такая сделка недействительна с момента ее совершения (абзац 2 пункта 84 постановления Пленума ВС РФ N 25).
Ссылка ответчика на Определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2018 N 305-ЭС18-6679, отклонена апелляционным судом, поскольку предметом исследования вышестоящего суда являлись иные обстоятельства, чем установлены в рамках настоящего дела.
В ходе повторной оценки имеющихся доказательств, с учетом доводов заявителя жалобы и установления всех юридически значимых обстоятельств, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не установлено.
Нормы материального и процессуального права применены судом верно.
Судебные расходы, составляющие уплаченную государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы, отнесены на ответчика в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 18.02.2020 по делу N А73-21043/2019 оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Г. Дроздова |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-21043/2019
Истец: Амурская бассейновая природоохранная прокуратура, Управление лесами Правительства Хабаровского края
Ответчик: КГСАУ "ДВ авиабаза", КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ БАЗА АВИАЦИОННОЙ ОХРАНЫ ЛЕСОВ", ООО "Автоспецтех"
Хронология рассмотрения дела:
31.07.2020 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2721/20
14.05.2020 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1799/20
18.02.2020 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-21043/19
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-21043/19