г. Саратов |
|
14 мая 2020 г. |
Дело N А57-8204/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "12" мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "14" мая 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Шалкина В.Б.,
судей Борисовой Т.С., Дубровиной О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дроздовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Балашовского муниципального района Саратовской области на решение Арбитражного суда Саратовской области от 12 февраля 2020 года по делу N А57-8204/2019
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Очистные сооружения канализации" (ОГРН 1176451022868, ИНН 6440036182)
к Администрации Балашовского муниципального района Саратовской области (ОГРН 1026401589268, ИНН 6440010762)
с участием третьих лиц: Муниципального казенного учреждения Муниципального
образования Город Балашов "Городское ЖКХ" (ИНН 6440037813), МУП "Балашовское ЖКХ" муниципального образования город Балашов (ИНН 6440017662)
о взыскании задолженности в размере 10 178 154,75 руб.
без участия представителей сторон, уведомленных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Очистные сооружения канализации" к Администрации муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области о взыскании задолженности в размере 10 178 154,75 руб.
Определением от 24.06.2019 года по ходатайству истца судом заменен ненадлежащий ответчик - Администрация муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области надлежащим - Администрацией Балашовского муниципального района Саратовской области, г. Балашов (ОГРН 1026401589268; ИНН 6440010762).
В ходе рассмотрения дела ответчиком представлен отзыв на иск, согласно которому Администрация Балашовского муниципального района Саратовской области оспаривает размер задолженности, в дополнении к отзыву представлен контррасчет задолженности, согласно которому ответчик полагает, что плата за самовольное (бездоговорное) пользование централизованными системами канализации составляет 2 983 659 рублей 87 копеек.
Определением от 10.07.2019 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Муниципальное казенное учреждение Муниципального образования Город Балашов "Городское ЖКХ" (ИНН 6440037813).
Определением от 23.10.2019 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора МУП "Балашовское ЖКХ" муниципального образования город Балашов (ИНН 6440017662).
Определением суда от 11.11.2019 года по ходатайству сторон назначена судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО "Федерация экспертов Саратовской области" Шипитько И.А. Стоимость судебной экспертизы составила 100 000 рублей. Перед экспертом поставлен следующий вопрос: "Определить объем и стоимость услуг по водоотведению (очистке сточных вод) за период с 11.12.2018 по 27.12.2018 гг. в отсутствие заключенного договора с объектов Администрации муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области на объекты Общества с ограниченной ответственностью "Очистные сооружения канализации"?".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 12 февраля 2020 года исковые требования Общества с ограниченной ответственностью "Очистные сооружения канализации", г.Балашов (ОГРН 1176451022868; ИНН 6440036182) - удовлетворены в части.
С Администрации Балашовского муниципального района Саратовской области, г. Балашов (ОГРН 1026401589268; ИНН 6440010762) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Очистные сооружения канализации", г. Балашов (ОГРН 1176451022868; ИНН 6440036182) стоимость услуг по водоотведению (очистке сточных вод) за период с 11.12.2018 по 27.12.2018 в размере 6 197 620 рублей 53 копейки. В удовлетворении оставшейся части исковых требований - отказано.
С Общества с ограниченной ответственностью "Очистные сооружения канализации", г. Балашов (ОГРН 1176451022868; ИНН 6440036182) в доход федерального бюджета взыскана сумма государственной пошлины в размере 28 898 рублей 77 копеек.
С Администрации Балашовского муниципального района Саратовской области, г. Балашов (ОГРН 1026401589268; ИНН 6440010762) в доход федерального бюджета взыскана сумма государственной пошлины в размере 44 992 рубля 23 копейки.
С Общества с ограниченной ответственностью "Очистные сооружения канализации", г. Балашов (ОГРН 1176451022868; ИНН 6440036182) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Федерация экспертов Саратовской области" (ОГРН 1176451030260; ИНН 6450100253) взысканы денежные средства за производство судебной экспертизы в размере 39 110 рублей.
С Администрации Балашовского муниципального района Саратовской области, г. Балашов (ОГРН 1026401589268; ИНН 6440010762) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Федерация экспертов Саратовской области" (ОГРН 1176451030260; ИНН 6450100253) взысканы денежные средства за производство судебной экспертизы в размере 60 890 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация Балашовского муниципального района Саратовской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что является ненадлежащим ответчиком по делу, так как права собственника имущества муниципального образования город Балашов исполняет Комитет по управлению муниципальным имуществом (КУМИ) Администрации Балашовского муниципального района в силу Положения о КУМИ.
Апелляционный суд, изучив материалы дела в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, считает, что судебный акт не подлежит отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, 10.12.2018 года МУП "Балашовское ЖКХ", оказывающее услуги по водоснабжению и водоотведению населению и юридическим лицам города Балашова, которое являлось гарантирующим поставщиком в сфере водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования город Балашов, прекратило хозяйственную деятельность и передало все имущество собственнику.
Исходя из Определения Арбитражного суда Саратовской области от 26 сентября 2018 года и от 12 декабря 2018 года по Делу N А57-6063/2009, Постановления двенадцатого арбитражного апелляционного суда по Делу N А57-6063/2009, Решения N 6/2 от 29.11.2018 года совета муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области, Распоряжения администрации БМР N 2143-р от 19.12.2018 года, Постановления администрации БМР N 284-п от 28.12.2018 года ООО "ОСК" пришло к выводу, что в период с 11 декабря 2018 года по 27 декабря 2018 года включительно "ОСК" осуществило прием сточных вод от юридического лица - Администрация муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области.
Истец полагает, что названные документы доказывают факт самовольного (бездоговорного) пользования централизованными системами канализации ООО "ОСК", о чем составлен акт о самовольном (бездоговорном) пользовании централизованными системами канализации от "19" февраля 2019 года.
Учитывая, что договор на прием и очистку сточных вод между ООО "ОСК" и собственником имущества в спорный период не был заключен, а также принимая во внимание, что прибор учета на объекте отсутствовал, определение объема должно осуществляться расчетным методом, установленным законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения, а именно с применением Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776 (вступили в силу с 17.09.2013), исходя из пропускной способности устройств и сооружений при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 метра в секунду с момента обнаружения.
Договор между спорящими сторонами не заключен, вместе с тем, отсутствие письменного договора не освобождает потребителя от оплаты фактически потребленного ресурса.
Согласно пункта 64 Постановления Правительства Российской Федерации N 644 Организация водопроводно-канализационного хозяйства при обнаружении оснований для временного прекращения или ограничения холодного водоснабжения и (или) водоотведения в связи с действиями (бездействием) абонента (кроме случаев самовольного подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и (или) самовольного пользования централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также случаев, указанных в пунктах 3,8 и 9 части 3 статьи 21 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении") составляет акт с участием представителя абонента и вручает его абоненту, а при неявке абонента - составляет акт и в течение 3 рабочих дней направляет его соответствующему абоненту с требованием устранить выявленные нарушения в течение срока, определенного организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Абонент в течение 3 рабочих дней со дня получения акта подписывает его и направляет в организацию водопроводно-канализационного хозяйства. В случае несогласия с содержанием акта абонент вправе написать возражение на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое возражение в организацию водопроводно-канализационного хозяйства в течение 3 рабочих дней со дня получения акта.
Одновременно с направлением подписанного акта абонент направляет в организацию водопроводно-канализационного хозяйства информацию о возможности или невозможности устранения выявленных нарушений в предложенные сроки. В случае невозможности устранения нарушений в сроки, предложенные организацией водопроводно-канализационного хозяйства, абонент предлагает иные сроки для устранения выявленных нарушений.
В соответствии с пунктом 65 Постановления Правительства Российской Федерации N 644 случае если абонент не направил в организацию водопроводно-канализационного хозяйства подписанный акт или возражения на акт в течение 3 рабочих дней со дня получения акта, такой акт считается согласованным и подписанным абонентом.
26 февраля 2019 года данный акт был получен адресатом (копия уведомления о вручении и отчет об отслеживании отправления прилагаются).
По истечении 3-х дневного срока, предусмотренного Постановлением Правительства Российской Федерации N 644, в адрес ООО "Очистные сооружения канализации" поступило Исх. Письмо N 107 от 04.03.2019 года от Совета муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области о невозможности подписать вышеуказанный акт (копия исходящего письма прилагается).
ООО "Очистные сооружения канализации" выполнило свои обязательства - осуществило прием сточных вод от юридического лица - Администрация муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области в отсутствие заключенного договора (конечными потребителями услуг по водоотведению являются население и юридические лица города Балашова).
27 марта 2019 года в адрес ответчика было направлено предарбитражное уведомление N 44 с предложением решить данную ситуацию мирным путем. Однако, со стороны ответчика до настоящего времени обязательства не выполнены.
Полагая свое право нарушенным, ООО "Очистные сооружения канализации" обратилось в суд с иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров холодного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона N 416-ФЗ к договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено названным Законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Таким образом, между сторонами сложились отношения, регулируемые параграфом 6 главы 30 ГК РФ.
В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
На основании пункта 2 статьи 14 Закона N 416-ФЗ к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено Законом N 416-ФЗ, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
Порядок заключения договоров холодного водоснабжения, договоров водоотведения, единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения, договоров транспортировки воды, договоров транспортировки сточных вод регулируется Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 644.
В силу п.4, п. 5 названных Правил, холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения. Договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Основанием для заключения договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения является заявка абонента на заключение такого договора, подписанная абонентом или уполномоченным им лицом, действующим от имени абонента на основании доверенности, либо предложение о заключении договора от организации водопроводно-канализационного хозяйства (п. 8 Правил).
Постановлением Правительства Российской Федерации N 776 утверждены Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод. Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод определяют порядок коммерческого учета воды, сточных вод с использованием приборов учета, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в узлах учета, спроектированных и допущенных в эксплуатацию в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, или расчетным способом в целях расчета размера платы за поданную (полученную), транспортируемую воду, принятые (отведенные), транспортируемые сточные воды по договорам холодного водоснабжения, договорам горячего водоснабжения, договорам водоотведения, единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, договорам по транспортировке холодной воды, договорам по транспортировке горячей воды, договорам по транспортировке сточных вод и другим договорам, заключенным с организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с п. 24 Постановления Правительства Российской Федерации N 776 при самовольном подключении и (или) пользовании централизованной системой водоотведения объем отведенных сточных вод определяется расчетным способом в соответствии с методическими указаниями по расчету объема принятых (отведенных) сточных вод с использованием метода учета пропускной способности канализационных сетей, утверждаемыми Министерством регионального развития Российской Федерации, за период времени, в течение которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за 3 года.
Из приведенных выше положений нормативных актов следует, что в любом случае прием и очистка сточных осуществляется на основании договора, заключенного абонентом с соответствующей организацией, осуществляющей эксплуатацию канализационных сетей.
Актом о самовольном (бездоговорном) пользовании централизованными системами канализации Администрацией муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области установлено, что договор на прием и очистку сточной воды в установленном порядке не заключен, заявка на заключение договора не подавалась, коммерческий учет воды не осуществлялся. При выявлении факта самовольного (бездоговорного) пользования централизованными системами канализации расчет размера платы за оказанную услугу производится расчетным способом, в порядке, установленном Правилами коммерческого учета воды.
Объем принятых сточных вод определен истцом за весь период, начиная с даты принятия имущества Администрацией от МУП "Балашовское ЖКХ" и по дату наделения статусом гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования город Балашов МКУ МО город Балашов "Городское ЖКХ".
Факт оказания истцом ответчику в спорный период услуг по водоотведению и их объем подтверждены материалами дела.
В соответствии с произведенным истцом расчетом размер стоимость услуг по водоотведению (очистке сточных вод) за период с 11.12.2018 по 27.12.2018 гг. в отсутствие заключенного договора с объектов Администрации муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области на объекты Общества с ограниченной ответственностью "Очистные сооружения канализации" составляет 10 178 154,75 руб., обязательство ответчика произвести оплату задолженности на момент рассмотрения спора не исполнено.
Ответчик оспаривает размер задолженности, в обоснование возражений представлен контррасчет задолженности, согласно которому ответчик полагает, что плата за самовольное (бездоговорное) пользование централизованными системами канализации составляет 2 983 659 рублей 87 копеек.
В целях проверки возражений ответчика относительно размера стоимости услуг по водоотведению (очистке сточных вод) за период с 11.12.2018 по 27.12.2018 судом первой инстанции назначена судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО "Федерация экспертов Саратовской области" Шипитько И.А. На разрешение эксперта поставлен следующий вопрос: "Определить объем и стоимость услуг по водоотведению (очистке сточных вод) за период с 11.12.2018 по 27.12.2018 гг. в отсутствие заключенного договора с объектов Администрации муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области на объекты Общества с ограниченной ответственностью "Очистные сооружения канализации"?".
Согласно экспертному заключению ООО "Федерация экспертов Саратовской области" N 002/2020 от 10.01.2020 объем услуг по водоотведению (очистке сточных вод) за период с 11.12.2018 по 27.12.2018 гг. в отсутствие заключенного договора с объектов Администрации муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области на объекты Общества с ограниченной ответственностью "Очистные сооружения канализации" составляет 436 452,15 м3. стоимость услуг по водоотведению (очистке сточных вод) за период с 11.12.2018 по 27.12.2018 гг. в отсутствие заключенного договора с объектов Администрации муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области на объекты Общества с ограниченной ответственностью "Очистные сооружения канализации" составляет 6 197 620 рублей 53 копейки.
Согласно статье 41 Федерального закона от 31.05.2011 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.
Исследовав заключение судебной экспертизы ООО "Федерация экспертов Саратовской области" N 002/2020 от 10.01.2020, суд первой инстанции правомерно установил, что данное заключение является полным, не содержит неясностей и противоречий, включает обоснованные выводы по поставленным вопросам и соответствует требованиям статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает во внимание, что эксперт свободен в выборе методов и способов исследований для ответа на поставленный перед ним вопрос, оснований сомневаться в выводах независимого эксперта у суда не имеется, с учетом изложенного, суд признает заключение эксперта N 002/2020 от 10.01.2020 надлежащим, допустимым и достоверным доказательством по делу.
Истцом доказательств опровергающих выводы судебной экспертизы в материалы дела не представлено, тогда как в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Сторонами стоимость услуг по водоотведению (очистке сточных вод) за период с 11.12.2018 по 27.12.2018 гг., установленная заключением судебной экспертизы ООО "Федерация экспертов Саратовской области" N 002/2020 от 10.01.2020 в размере 6 197 620 рублей 53 копейки, в ходе рассмотрения настоящего спора не оспаривалась.
Истец и ответчик порядок проведения и результаты судебной экспертизы N 002/2020 от 10.01.2020 не оспаривали.
В ходе рассмотрения дела сторонами ходатайство о проведении по делу повторной или дополнительной судебной экспертизы не заявлялось.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции пришёл к верному выводу, что в материалы дела представлены достаточные доказательства о стоимости услуг по водоотведению (очистке сточных вод) за период с 11.12.2018 по 27.12.2018 гг.
Доводы ответчика, что администрация Балашовского муниципального района является ненадлежащим ответчиком по делу, так как права собственника имущества муниципального образования город Балашов исполняет Комитет по управлению муниципальным имуществом (КУМИ) Администрации Балашовского муниципального района в силу Положения о КУМИ, правомерно отклонены судом первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно пункту 1.2 устава Муниципального унитарного предприятия "Балашовское жилищно-коммунальное хозяйство" учредителем ответчика является Администрация муниципального образования города Балашова.
В этом же пункте устава указано, что имущество предприятия является муниципальной собственностью и закреплено за ним на праве хозяйственного ведения.
Согласно п. 3.1 устава право хозяйственного ведения имуществом возникает у предприятия с момента передачи имущества.
На основании договора безвозмездного пользования от 01.11.2009 (с учетом дополнительных соглашений) от 07.08.2007, приложения к дополнительному соглашению 07.08.2007 (акт приема-передачи имущества) Администрацией муниципального образования города Балашова передано в хозяйственное ведение имущество, которое отражается на балансе предприятия по состоянию на 01.10.2007 (пункт 1.2 договора). В последующем на основании акта приема-передачи от 06.10.2009 Администрация муниципального образования города Балашова дополнительно передавала МУП "Балашовское ЖКХ" имущество на праве умственного ведения.
Между тем, основным видом деятельности МУП "Балашовское ЖКХ" является водоснабжение города Балашов, водоотведение и очистка сточных вод, а также удовлетворения функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства, кроме того МУП "Балашовское ЖКХ" являлась гарантирующей организацией на территории города Балашов, в обязанности которой в соответствии с пунктом 4 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" входит организация обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Должник осуществлял производственно-технологические работы, очистку сточных вод необходимых предприятию для обеспечения его работоспособности, отказ от любого из пунктов, может повлечь остановку работы предприятия, и как следствие, техногенную катастрофу ввиду остановки водоснабжения и водоотведение всего города, поскольку в городе Балашов нет иных предприятий обеспечивающих очистку и подачу питьевой воды населению и хозяйствующим субъектам.
В силу пункта 1 статьи 16 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими (полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" (пункт 1 статьи 17 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Таким образом, у Администрации МО "Город Балашов" предусмотрена обязанность, закрепленная в федеральном законодательстве, по решению вопросов, связанных с водоснабжением и водоотведением.
В составе единого комплекса объекта централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения города Балашова включены инженерные сооружения и инженерное оборудование (несущие общую функциональную нагрузку) непосредственно задействованные в непрерывном технологическом процессе по водоподготовке, подаче и водоотведении на территории города Балашов согласно перечня.
Указанное инженерное оборудование, транспорт и сооружения (перечисленные в Постановлении) несут единую функциональную нагрузку - они либо непосредственно участвуют в процессе подачи воды - водоподготовке, водоотведения либо используются в устранении аварийных ситуаций на сетях водоснабжения (водоотведения).
Такое имущество имеет признаки объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Как установлено при нормативно-правовом анализе и прямо следует из материалов настоящего дела, функция гарантирующего поставщика по подаче воды и водоотведению состоит в непрерывном технологическом процессе по водоподготовке (подъем, очистка, анализ) подаче воды (создание давления и перекачка) потребителю и водоотведение (удаление -транспортировка, перекачка, очистка, анализ, слив) и постоянному устранению аварийных ситуаций (ремонту текущему и капитальному) для поддержания названного непрерывного процесса.
Следовательно, данный технологический процесс может быть обеспечен только единой постоянно функционирующей системой (комплексом) инженерного оборудования, сооружений, зданий и оборудования в нем, соответствующими условиями труда, обслуживающим транспортом. Все спорные объекты недвижимого имущества являются неделимыми, не могут быть изъяты и удалены без ущерба для технологического процесса, несут общую функциональную технологическую нагрузку, задействованы непосредственно либо в процессе водоподготовки (водоподачи) либо в процессе водоотведения, а также входят в единый имущественный комплекс с объектами централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Указанные обстоятельства установлены Постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции от 27 августа 2019 года по делу N А57-6063/2009.
В соответствии с ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Кроме того, спорное имущество передано должнику на праве хозяйственного ведения распоряжением Комитета по управлению имуществом Балашовского муниципального района Саратовской области от 01.02.2007 N 5, процедура конкурсного производства в отношении должника введена 19.05.2010, МУП Балашовское ЖКХ создано 22.11.2006, учредителем является Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Балашовского муниципального района. Органом местного самоуправления, осуществляющим права учредителя выступает Администрация МО г. Балашов.
Согласно пункту 1 статьи 1 Устава Муниципального образования город Балашов Балащовского муниципального района Саратовской области Муниципальное образование город Балашов является муниципальным образованием со статусом городского поселения и входит в состав Балашовского муниципального района.
29 ноября 2018 года на основании Решения N 6/2 Совета Муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области спорное имущество МУП "Балашовское ЖКХ" принято в казну муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области.
28 декабря 2018 года на основании Решения N 10/2 Совета Муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области спорное имущество муниципального образования город Балашов было передано в безвозмездное пользование МКУ МО город Балашов "Городское ЖКХ".
От имени муниципальных образований в гражданско-правовых отношениях выступают органы местного самоуправления в рамках имеющейся у них компетенции (пункт 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Совет Муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области согласно пункту 1 статьи 15 Устава Муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области входит в структуру органов местного самоуправления муниципального образования город Балашов.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, что Администрация Балашовского муниципального района Саратовской области является надлежащим ответчиком настоящему спору.
Довод ответчика о том, что на момент составления акта имущество за указанными кадастровыми номерами, эксплуатировало МКУ МО г. Балашов "Городское ЖКХ", в фактическом пользовании которого на момент составления акта находилось имущество, переданное муниципальному образованию в соответствии с определением арбитражного суда, несостоятелен, так как актом установлено самовольное (бездоговорное) пользование Централизованными системами канализации в период с 11 декабря 2018 года по 27 декабря 2018 года.
Имущество муниципального образования город Балашов было передано в безвозмездное пользование МКУ МО город Балашов "Городское ЖКХ - 28 декабря 2018 года. Исковые требования по настоящему спору заявлены за период с момента прекращения хозяйственной деятельности МУП "Балашовское ЖКХ" (10 декабря 2018 года) до момента начала хозяйственной деятельности МКУ МО город Балашов "Городское ЖКХ" (28 декабря 2018 года).
В нарушение требований статей 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответчик своих обязательств по оплате стоимости услуг по водоотведению (очистке сточных вод) за период с 11.12.2018 по 27.12.2018 гг.не выполнил.
Согласно части 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статьей 310 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором.
В соответствии с положениями статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
С учетом предоставленных доказательств, суд первой инстанции пришёл к верному выводу, что исковые требования Общества с ограниченной ответственностью "Очистные сооружения канализации" о взыскании с Администрации Балашовского муниципального района Саратовской области стоимости услуг по водоотведению (очистке сточных вод) за период с 11.12.2018 по 27.12.2018 гг. подлежат удовлетворению частично в размере 6 197 620 рублей 53 копейки.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель апелляционной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает. В целом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой, представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 12 февраля 2020 года по делу N А57-8204/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В. Б. Шалкин |
Судьи |
Т. С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-8204/2019
Истец: ООО "Очистные сооружения канализации"
Ответчик: Администрация МО г.Балашова
Третье лицо: Администрация Балашовского МР Саратовской области, МКУ Мо г. Балашов "Городское ЖКХ", МУП "Балашовское ЖКХ" МО г. Балашов, ООО "ФЭСО"