г. Чита |
|
14 мая 2020 г. |
Дело N А58-10841/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.05.2020.
Полный текст постановления изготовлен 14.05.2020.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.В. Барковской, судей: А.Е. Мациборы, В.Л. Каминского
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щелкановой А.С.
при участии в судебном заседании:
лица, участвующие в деле: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройтекс Плюс" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 12 февраля 2020 года по делу N А58-10841/2019 по иску Муниципального унитарного предприятия "Жатайтеплосеть" Городского округа "Жатай" (ИНН 1435134185, ОГРН 1031402045641) к обществу с ограниченной ответственностью "Стройтекс Плюс" (ИНН 1435295094, ОГРН 1151447005027) об обязании заключить договор,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Жатайтеплосеть" Городского округа "Жатай" обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Стройтекс Плюс" обязать заключить договор от 09.09.2019 N 3/2019 на поставку горячей воды на общедомовые нужды в целях содержания общего имущества многоквартирного дома.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 12 февраля 2020 года иск удовлетворен.
Ответчик, не согласившись с принятым судебным актом, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новый судебный акт.
Со ссылкой на пункт 12 Правил N 124, часть 9 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 4.8 договора NУК-3/2019 от 09.09.2019 указывает на не предоставление услуги в связи с отсутствием водоразборных устройств, входящих в состав общего имущества, что подтверждается техническими паспортами.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие надлежащим образом уведомленных лиц.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, муниципальное унитарное предприятие "Жатайтеплосеть" Городского округа "Жатай" является ресурсоснабжающей организацией в части поставки воды для потребителей поселка Жатай.
В управлении ООО "Стройтекс Плюс" находятся многоквартирные жилые дома, расположенные по следующим адресам: поселок Жатай, улица Дьячкова, 7, ул. Комсомольская, 12/1, 12, ул. Корзинникова, 4, ул. Матросова, 1, 3а, 21, 23, 25, 32/2, 70, ул. Северная, 18, 20/1, 23/1, 35, 37, 46, 51 52, 54, 64/1, 66/2, 68/2, ул. Трактовая, 4.
В адрес ответчика истцом был направлен договор водоснабжения и водоотведения в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме от 09.09.2019 N УК- 3/2019 его рассмотрения и подписания.
Письмом от 09.10.2019 N 282 ответчик возвратил истцу договор водоснабжения и водоотведения в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме от 09.09.2019 N УК-3/2019, отказался от заключения договоров с пояснением о том, что в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО "Стройтекс Плюс" коммунальные ресурсы не могут быть затрачены на общедомовые нужды в силу конструктивных особенностей многоквартирного дома (далее - МКД).
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с иском в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из следующего.
В силу статей 421 и 445 Гражданского кодекса Российской Федерации понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Если сторона, для которой в соответствии с Гражданским кодексом РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Согласно пункту 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В силу пункта 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации, ТСЖ, жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление МКД, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, договоров с ресурсоснабжающими органзиациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение).
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или ТСЖ либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими органзиациями (далее - Правила N 124).
В силу пункта 10 Правил N 124 ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с названными Правилами, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации.
Пункт 11 Правил N 124 устанавливает, что в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе названным Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
Пункт 12 Правил N 124 устанавливает исчерпывающий перечень оснований, по которым исполнитель услуг вправе отказаться от заключения договора о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Поскольку указанные в пункте 12 Правил N 124 основания для отказа от заключения договора отсутствовали, суд правомерно удовлетворил требования о понуждении общества заключить договор на условиях истца. Общество не опровергло факт подключения к централизованным сетям истца, которое осуществляет поставку спорных коммунальных ресурсов в многоквартирные дома, находящиеся в управлении общества.
Ссылка на не предоставление услуги в связи с отсутствием водоразборных устройств, входящих в состав общего имущества, подлежит отклонению в связи со следующим.
В соответствии с частью 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД и требования к их формированию определяются Правилами N 306. Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил N 306).
Согласно пункту 2 Правил N 306 норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД - это определяемый в соответствии с данными правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в МКД в случаях, установленных Правилами N 354, а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
В силу подпункта "а" пункта 4.1 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД учитываются следующие конструктивные и технические параметры МКД: в отношении холодной и горячей воды - этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая), вид системы горячего водоснабжения, оснащенность в местах общего пользования водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием.
Как следует из содержания Формы для установления нормативов потребления холодной (горячей) воды в целях содержания общего имущества в МКД (таблица 2 приложения N 2 к Правилам N 306), при определении указанных нормативов также учитываются следующие конструктивные и технические параметры жилых помещений, их категории, дифференцированные: по этажности МКД (от 1 до 5, от 6 до 9, от 10 до 16, более 16); по степени благоустройства МКД: с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением; с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением; без водонагревателей с централизованным холодным водоснабжением и водоотведением, оборудованные раковинами, мойками и унитазами; с централизованным холодным водоснабжением без централизованного водоотведения.
Из пункта 10 Правил N 306 следует, что нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в МКД, по каждому виду потребляемых коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии), которые определяются степенью благоустройства МКД, а также наличием ресурсопотребляющего оборудования и устройств, включенных в состав общего имущества.
Пунктом 29 Правил N 306 предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД по каждому виду коммунальных ресурсов включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании МКД), а также объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Таким образом, исходя из буквального толкования приведенных норм, потребление коммунального ресурса в виде холодной воды в целях содержания общего имущества в МКД состоит не только из его непосредственного забора из внутридомовых инженерных систем для выполнения услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, но также включает в себя нормативные технологические потери коммунального ресурса, используемого в целях оказания коммунальной услуги, то есть технически неизбежные и обоснованные потери, обусловленные, в том числе техническими параметрами МКД.
Соответственно, если в МКД потребителям предоставляются коммунальные услуги водоснабжения, то такие потребители в составе платы за содержание общего имущества оплачивают и расходы на приобретение холодной воды, используемой в целях содержания общего имущества в МКД.
Следовательно, применение норматива на холодную воду, используемую при содержание общего имущества в МКД, может быть поставлено в зависимость от индивидуальных характеристик МКД, использованных в целях дифференциации применения норматива, и не может зависеть только от наличия (отсутствия) водоразборных устройств и санитарно-технического оборудования, позволяющих производить отбор холодной воды для оказания услуги по содержанию мест общего пользования.
Поскольку в силу положений статьи 161, частей 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую организацию, как исполнителя коммунальных услуг, возложена обязанность по содержанию общего имущества в МКД и по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений МКД, требование о заключении договора по оплате стоимости водоснабжения в целях содержания общего имущества в МКД правомерно.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции обоснованным, соответствующим нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по изложенным в ней доводам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.258, ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 12 февраля 2020 года по делу N А58-10841/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
О.В. Барковская |
Судьи |
В.Л. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-10841/2019
Истец: МУП "Жатайтеплосеть" Городского округа "Жатай"
Ответчик: ООО "Стройтекс Плюс"