г. Саратов |
|
15 мая 2020 г. |
Дело N А12-47188/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Землянниковой В.В., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Половниковой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости "Менжинского-2-4-8"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 февраля 2020 года по делу N А12-47188/2019 (судья Калашникова О.И.)
по заявлению товарищества собственников недвижимости "Менжинского-2-4-8" (400033, город Волгоград, улица им. Менжинского, 2, ОГРН 1053477259549, ИНН 3441028510)
к администрации Волгограда в лице Управления "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда (400066, город Волгоград, улица им. Володарского, дом 5, ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139),
с привлечением в качестве заинтересованного лица Скрынниковой Нины Михайловны (г. Волгоград),
об оспаривании ненормативного правового акта,
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось товарищество собственников недвижимости "Менжинского-2-4-8" (далее - заявитель, ТСН "Менжинского-2-4-8", ТСН) с заявлением о признании предписания Управления "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда (далее - ответчик, Управление) от 30.10.2019 N 4452-р о прекращении нарушений обязательных требований недействительным.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Скрынникова Нина Михайловна.
Решением от 18 февраля 2020 года Арбитражный суд Волгоградской области в удовлетворении заявления товарищества собственников недвижимости "Менжинского-2-4-8" отказал.
Товарищество собственников недвижимости "Менжинского-2-4-8" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 28.03.2020, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Участниками процесса ходатайств об отложении судебного заседания, проведении видео-конференц-связи, проведении процесса онлайн заявлено не было.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Управлением "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда на основании распоряжения от 29.10.2019 N 4452-р проведена внеплановая документарная проверка в отношении юридического лица ТСН "Менжинского-2-4-8".
По результатам проверки составлен акт проверки от 30.10.2019 N 4452-р и выдано предписание N4452-р о прекращении нарушений обязательных требований, в соответствии с которым ТСН "Менжинского-2-4-8" в платежных поручениях за январь и июнь 2019 года, а также в дальнейшем обязано производить начисление платы за коммунальный ресурс по электроснабжению, потребляемый при содержании общего имущества жилого дома в соответствии с нормативами потребления до момента принятия собственниками иного способа начисления размера платы.
Не согласившись с выданным предписанием, ТСН "Менжинского-2-4-8" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого предписания, поскольку заявителем в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что на общем собрании принято решение об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме: 1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, другими федеральными законами, а также нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с указанными федеральными законами, в частности, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), и Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2016 N 491 (далее - Правила N 491).
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 44 Правил N 354 установлено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к этим правилам, в которой используется показатель - объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение.
В соответствии с частью 1 и пунктом 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
При этом плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за коммунальные услуги; взнос на капитальный ремонт; плату за содержание жилого помещения.
Состав расходов, входящих в расчет платы за коммунальные услуги и платы за содержание жилого помещения, был изменен Законом N 176-ФЗ, которым расходы на оплату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, были исключены из состава платы за коммунальные услуги и отнесены к плате за содержание жилого помещения (часть 2 статьи 154, части 9.1, 9.2 статьи 156 ЖК РФ в редакции Закона N 176-ФЗ).
Указанные правовые позиции соответствуют разъяснениям, изложенным в пунктах 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" (далее - Постановление Пленума N 22).
Помимо структуры двух видов платы собственников помещений в МКД, в пункте 9 Постановления Пленума N 22 указано, что в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, а также в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, плата за коммунальные услуги включает в себя в том числе плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме (часть 5 статьи 154 ЖК РФ).
В рассматриваемом случае собственниками дома выбран способ управления в виде управления - Товарищество собственников недвижимости.
Исходя из положений пункта 9.2 статьи 156 ЖК РФ, пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 29 Правил N 491 установлено, что расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая, в том числе, оплату расходов на оплату холодной воды, горячей воды, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг.
Решением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 12.10.2016 N АКПИ16-779 применительно к указанному 44 пункту Правил предоставления коммунальных услуг разъяснено, что данное правило применяется вне зависимости от способа управления многоквартирным домом всеми исполнителями коммунальных услуг.
В Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 15.11.2018 N 306-ЭС18-10584 по делу N А72-11432/2017 также разъяснено, законодатель, возлагая на лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, обязанность по оплате превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды, в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, фактически возложил на него последствия ненадлежащего исполнения управляющей организацией мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом, в том числе надлежащему содержанию общедомового имущества (инженерных коммуникаций), выявлению несанкционированного подключения, безучетного потребления коммунальных услуг, контролю за правильностью определения объема коммунальных ресурсов в помещениях, где индивидуальные приборы учета отсутствуют.
В апелляционной жалобе ТСН "Менжинского-2-4-8" указывает, что соответствующее решение было принято собственниками помещений в многоквартирных домах N 8, N4 и N4 по улице Менжинского г. Волгограда на общем собрании, состоявшемся 18.11.2017.
Однако, как следует из материалов дела, в ходе проверки в обоснование наличия указанного решения ТСН "Менжинского-2-4-8" представлен протокол общего собрания собственников МКД от 29.11.2017, в котором по вопросу N 5 принято решение утвердить порядок несения расходов на оплату электрической энергии, потребляемой при содержании общего имущества - соразмерно принадлежащим долям каждому собственнику в праве общей собственности на имущества в МКД, согласно требованиям Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006.
Апелляционный суд соглашается с позицией суда первой инстанции о том, что из данной формулировки решения не следует волеизъявление собственников на распределение объема, превышающего объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса.
Как верно указал суд, представленное ТСН "Менжинского-2-4- 8" приложение N 4 к вопросам NN4, 5 повестки дня собрания не является приложением к протоколу общего собрания от 29.11.2017 и не относится к решениям, принятым собственниками помещений в МКД, так относится к повестке собрания, а не к утвержденному собственниками решению.
Таким образом, доводы заявителя об имеющемся волеизъявлении собственников по указанному вопросу, отраженному в решении общего собрания, проведенного в установленном порядке и оформленного протоколом, подлежат отклонению.
При установленных обстоятельствах обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что при отсутствии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме начисление платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, должно производиться исходя из утвержденных нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба товарищества собственников недвижимости "Менжинского-2-4-8" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 февраля 2020 года по делу N А12-47188/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-47188/2019
Истец: ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ "МЕНЖИНСКОГО-2-4-8"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ "ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ" АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА
Третье лицо: Скрынникова Н. М.