г. Вологда |
|
14 мая 2020 г. |
Дело N А13-21699/2019 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Алимовой Е.А.,
рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 29 января 2020 года по делу N А13-21699/2019,
установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области (ОГРН 1023500877058, ИНН 3525114885; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Зосимовская, дом 45а, далее - управление, фонд) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к некоммерческому садоводческому товариществу "Березка 3 на реке Лихтошь 2" (ОГРН 1023500596129, ИНН 3507006380; адрес: 160502, Вологодская область, Вологодский район, деревня Скрябино; далее - товарищество) о взыскании финансовых санкций в сумме 14 000 руб. по требованиям от 10.10.2019 N 045S01190008583/1, от 13.08.2019 N 045S01190008578, от 16.05.2019 N 045S01190003652.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление управления рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 23 января 2020 года, вынесенным в порядке упрощенного производства в виде резолютивной части по делу N А13-21699/2019, заявленные требования удовлетворены частично. С товарищества в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации взыскано 6 500 руб. финансовых санкций за непредставление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за период с июля по декабрь 2018 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год по решениям от 18.07.2019 N 045S19190007979, 045S19190007978. В удовлетворении остальной части требований отказано. Кроме того, с товарищества в федеральный бюджет взыскано 929 руб. государственной пошлины.
По ходатайству управления 29.01.2020 судом изготовлено мотивированное решение.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить в части отказа в удовлетворении требований о взыскании с товарищества 1 000 руб. финансовых санкций за непредставление сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год. В обоснование жалобы ссылается на то, что с учетом Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019 (далее - Обзор N 2), и суммы требования от 16.05.2019 N 045S01190003652 (менее 3 000 руб.) управление могло обратиться в суд до конца 2021 года.
От товарищества отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Поскольку в порядке апелляционного производства решение суда обжаловано только в части требований, при этом лица, участвующие в деле, не заявили иных возражений, в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, товарищество в силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) является страхователем.
В ходе проведенной фондом проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный отчетный период, установлено, что указанные сведения по форме СЗВ-М за период с июля по декабрь 2018 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 и 2018 годы не представлены, тогда как в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам, представленным страхователем в налоговый орган, отражены данные о застрахованных лицах за 2017 год - о двух застрахованных лицах, за 9 месяцев 2018 года - о четырех застрахованных лицах, за 2018 год - о трёх застрахованных лицах.
При этом расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2017 год поступили 02.02.2018 в управление, за 9 месяцев 2018 года и за 2018 год - 25.05.2019.
Поскольку предусмотренные пунктами 2 и 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения не представлены, управление пришло к выводу о непредставлении товариществом сведений о застрахованных лицах, о чем составлены акты от 13.06.2019 N 045S18190009128, 045S18190009126, от 19.03.2019 N 045S18190003456.
Управлением приняты решения от 18.07.2019 N 045S19190007979, 045S19190007978, от 17.04.2019 N 045S19190002854 о привлечении товарищества к ответственности в виде финансовых санкций в общей сумме 14 000 руб.
В адрес товарищества фондом выставлены требования от 10.10.2019 N 045S01190008583/1, от 13.08.2019 N 045S01190008578, от 16.05.2019 N 045S01190003652 об уплате финансовых санкций в добровольном порядке в сроки до 29.10.2019, 02.09.2019, 04.06.2019.
Поскольку в добровольном порядке товарищество не уплатило штрафы, фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовых санкций в сумме 14 000 руб.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в части взыскания с товарищества финансовых санкций в размере 6 500 руб. (с учетом применения смягчающих обстоятельств и снижения размера штрафа по требованиям от 10.10.2019 N 045S01190008583/1, от 13.08.2019 N 045S01190008578), отказал в удовлетворении заявленных требований в части взыскания финансовой санкции в размере 1 000 руб. по требованию от 16.05.2019 N 045S01190003652 в связи с пропуском срока подачи заявления.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
На основании части третьей статьи 17 данного Закона за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Также в данной правовой норме закреплялось, что взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), действовавшего до 01.01.2017.
С 01.01.2017 Закон N 212-ФЗ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
Вместе с тем согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из анализа перечисленных норм права следует, что к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 АПК РФ), подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
Таким образом, с 01.01.2017 на правоотношения, связанные с контролем за уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, а также с взысканием штрафов, начисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации по статье 17 Закона N 27-ФЗ, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, в том числе и положения статей 46, 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Учитывая сходство норм НК РФ и Закона N 212-ФЗ в части, касающейся выставления соответствующего требования, а также принятия мер, направленных на принудительное взыскание доначисленных (начисленных) сумм недоимки, пеней и штрафов, суд апелляционной инстанции полагает, что к спорным правоотношениям в равной степени применима правовая позиция, изложенная в пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 57).
При этом в пункте 31 Постановления N 57 разъяснено, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 101, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи, с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.
Указанными нормами НК РФ установлено, что срок проведения проверки составляет 3 месяца со дня представления расчета, срок составления акта проверки - 10 дней с момента окончания проверки, срок получения акта - на 6 день с даты отправки заказного письма, срок вынесения решения - 10 дней со дня истечения срока по пункту 6 статьи 100 НК РФ (+ 1 месяц на представление возражений страховщика + 1 месяц в случае продления), получения решения - на 6 день со дня отправки заказного письма, вступления решения в законную силу - 1 месяц со дня вручения решения страхователю, срок выставления требования - 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, срок исполнения требования - 8 дней с даты получения требования (+ 6 дней на получение требования), срок обращения в суд - в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов.
Суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске срока на обращение в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций с товарищества в размере 1 000 руб. по требованию от 16.05.2019 N 045S01190003652.
При этом суд первой инстанции руководствовался следующим.
Как следует из материалов дела, в нарушение положений пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ товарищество не представило сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год в отношении двух лиц.
Следовательно, принимая во внимание установленный срок представления сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год (01.03.2018), отправной точкой при расчете совокупного срока обращения управления в суд с заявлением о взыскании с товарищества финансовых санкций является 01.03.2018.
Акт проверки в соответствии с требованиями НК РФ должен был быть составлен фондом не позднее 18.06.2018, фактически акт составлен 19.03.2019, что свидетельствует о нарушении фондом процессуальных сроков проверки, повлекших за собой соответствующее смещение совокупных сроков.
Исходя из изложенного, срок обращения фонда в суд с заявлением о взыскании спорной суммы штрафа в соответствии с НК РФ истек в конце мая 2019 года.
Заявление подано фондом в суд 20.11.2019.
Одновременно с указанным заявлением от фонда поступило ходатайство о восстановлении пропущенного срока, в котором заявитель сослался на внутренние организационные причины.
Вместе с тем, как указал суд первой инстанции, согласно абзацу третьему пункта 60 Постановления N 57 не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.
Кроме того, суд первой инстанции учел, что с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание финансовых санкций управление также обратилось с пропуском срока (17.09.2019).
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что управлением утрачена возможность взыскания с ответчика финансовой санкции в сумме 1 000 руб. по требованию от 16.05.2019 N 045S01190003652 в связи с истечением установленного срока ее взыскания.
В апелляционной жалобе управление сослалось на то, что с учетом Обзора N 2 и суммы требования от 16.05.2019 N 045S01190003652 (менее 3 000 руб.) управление могло обратиться в суд до конца 2021 года.
Данный довод суд апелляционной инстанции признает несостоятельным, поскольку срок для обращения с заявлением о взыскании с товарищества финансовых санкций по требованию от 16.05.2019 N 045S01190003652 истек в конце мая 2019 года, то есть до утверждения 17.07.2019 Обзора N 2.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований в части взыскания финансовых санкций в размере 1 000 руб. по требованию от 16.05.2019 N 045S01190003652.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 29 января 2020 года по делу N А13-21699/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-21699/2019
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Вологде Вологодской области
Ответчик: Некоммерческое садоводческое товарищество "Березка 3 на реке Лихтошь 2"
Третье лицо: МИФНС N 1 по Вологодской области