Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 октября 2020 г. N Ф03-2971/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
15 мая 2020 г. |
А73-21340/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Харьковской Е.Г., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сушиной Я.Н.
при участии в заседании:
от федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ВВО: Кузьмин Д.В. по доверенности от 28.10.2019;
от управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: Оттева В.Г. по доверенности от 14.01.2020,
на решение от 20.01.2020
по делу N А73-21340/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
к управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
о признании незаконным решения,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Санита-Сервис",
установил:
в Арбитражный суд Хабаровского края обратилось федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, заявитель) с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России, антимонопольный орган) о признании незаконным решения Хабаровского УФАС России N 8-01/252 от 09.08.2019 по делу 024/01/18.1-543/2019.
Заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А73-21340/2019, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Общество с ограниченной ответственностью "Санита-Сервис" (далее - ООО "Санита-Сервис", Общество).
В судебном заседании представитель заявителя заявил ходатайство об уточнении заявленных требований, просил суд признать незаконным решение Хабаровского УФАС России N 8-01/252 от 09.08.2019 по делу N027/01/18.1-543/2019.
Суд принял уточнение требования, решением от 20.01.2020 удовлетворил уточненное требование по делу N А73-21340/2019.
Хабаровское УФАС России не согласилось с вышеуказанным судебным актом, обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, содержащей требование - решение отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требования заявителя.
По мнению Хабаровского УФАС России, суд первой инстанции пришел к неправильному выводу о правомерности включения в документацию об электронном аукционе требования о предоставлении участниками аукциона в составе заявки лицензии на осуществление медицинской деятельности "по дезинфектологии". В подтверждение своей позиции об отсутствии необходимости получения лицензии на осуществление медицинской деятельности при осуществлении дезинфекционной деятельности (по дезинфекции, дезинсекции, дератизации) вне рамок оказания медицинской деятельности апеллянт сослался на Постановление от 29.04.2019 N 46-АД19-1 Верховного Суда Российской Федерации.
Апелляционная жалоба была принята к производству определением от 28.02.2020 Шестого арбитражного апелляционного суда.
Время рассмотрения апелляционной жалобы изменялось, рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось определениями суда от 25.03.2020, 13.04.2020.
В судебном заседании представитель Хабаровского УФАС России поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России поддержал доводы отзыва, согласно которым решение является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению. ООО "Санита-Сервис" в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направило представителя, отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам относительно законности и обоснованности обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, поводом для подачи заявления по настоящему делу послужили следующие обстоятельства.
11.06.2019 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" http://zakupki.gov.ru ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в лице филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ВВО размещено извещение N 31908088750 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по дератизации, дезинсекции объектов жилого фонда ЖКС N 7 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ВВО. Размещена документация электронного аукциона.
Заказчик - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в лице филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ВВО.
Дата начала срока подачи заявок - 11.07.2019.
Дата окончания подачи заявок - 01.08.2019. Дата рассмотрения первых частей заявок - 01.08.2019. Дата начала срока подачи ценовых предложений - 05.08.2019.
Рассмотрение вторых частей заявок - 06.08.2019. Дата подведения итогов - 06.08.2019.
Начальная (максимальная) цена договора - 102 994,85 руб.
29.07.2019 в Хабаровское УФАС России поступила жалоба ООО "Санита-Сервис" на действия филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ВВО при проведении аукцион в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по дератизации, дезинсекции объектов жилого фонда ЖКС N 7 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ВВО (извещение N 31908088750).
Согласно жалобе третьего лица, положения документации об аукционе нарушают требования части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в части требования о наличии у участников закупки лицензии на осуществление медицинской деятельности по виду работ (услуг) "дезинфектология".
По результатам рассмотрения жалобы Хабаровским УФАС России принято решение N 8-01/252 от 09.08.2019 по делу N 027/01/18.1-543/2019, которым жалоба ООО "Санита-Сервис" на действия филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ВВО при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по дератизации, дезинсекции объектов жилого фонда ЖКС N 7 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ВВО (извещение N 31908088750) признана обоснованной. Действия филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ВВО при проведении указанной закупки признаны нарушающими часть 1 статьи 2, пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц".
09.08.2019 Хабаровское УФАС России выдало ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ВВО предписание N 8-01/252 об устранении нарушений антимонопольного законодательства по делу N 027/01/18.1-543/2019, согласно которому ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ВВО в срок до 02.09.2019 необходимо отменить итоговый протокол от 05.08.2019 N31908088750-04, отменить протокол рассмотрения вторых частей заявок от 05.08.2019 N 31908088750-03, отменить протокол сопоставления ценовых предложений от 05.08.2019 N 31908088750-02, отменить протокол рассмотрения первых частей заявок от 05.08.2019 N 31908088750-01, вернуть все заявки участникам, внести изменения в аукционную документацию с учетом замечаний, изложенных в решении Хабаровского УФАС России N 8-01/252 от 09.08.2019, уведомить лиц, подавших заявки на участие в аукционе, о внесенных изменениях в аукционную документацию, провести процедуру на участие в аукционе с учетом замечаний, изложенных в решении Хабаровского УФАС России N 8-01/252 от 09.08.2019.
При рассмотрении дела суд первой инстанции руководствовался положениями статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан), Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения), Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), иными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с указанными законами.
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В силу части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к участникам такой закупки.
В оспариваемом решении N 8-01/252 от 09.08.2019 Хабаровское УФАС России указало, что из определений понятий "медицинская деятельность" и "санитарно-противоэпидемические (профилактических) мероприятия" не следует, что указанные мероприятия могут проводиться только в рамках медицинской деятельности. В случае, если предметом закупки является выполнение работ или оказание услуг, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положения законодательства Российской Федерации, заказчик устанавливает требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа. Вместе с тем, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательное наличие у лица, выполняющего работы, услуги, лицензии, свидетельства или иного документа, то заказчик не праве требовать наличие такого документа у участника закупки. При этом у хозяйствующего субъекта отсутствует необходимость получения лицензии ввиду работ (услуг) в целях оказания услуг по дезинфекции, дезинсекции, дератизации, которые не предусматривают осуществление мероприятий в рамках оказания медицинской помощи и не являются медицинской услугой. Следовательно, необходимость получения лицензии на осуществление медицинской деятельности отсутствует. Положением о закупке товаров, работ, услуг ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (в редакции N 5) не предусмотрено право заказчика устанавливать требования в отношении лицензии на услуги по дератизации, дезинсекции. Установление данных требований к участнику закупки ограничивает количество потенциальных участников закупки. В этой связи, указание в документации закупки требования к участнику о наличии лицензии на услуги по дератизации, дезинсекции, является нарушением указанных выше норм Закона о закупках. Вследствие этого, Хабаровское УФАС России пришло к выводу о том, что действия заказчика, установившего указанное требование в закупочной документации, ограничивают количество участников закупки, противоречат части 1 статьи 2, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Кроме этого Хабаровское УФАС России считает, что оказание услуг по очистке и дезинфекции помещений, осуществляется в рамках деятельности, предусмотренной ОКПД 2 по коду 81.29.11.000 - услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации, по ОКВЭД 2 - 81.29.1 (дезинфекция, дезинсекция зданий, промышленного оборудования). В рамках раздела 81.29 указанными классификаторами предусмотрена деятельность по чистке и уборке прочая. Данный вид деятельности не требует наличия лицензии, в то время как медицинская деятельность относится к группе 86 (услуги в области здравоохранения). Исходя из действующего законодательства, у хозяйствующего субъекта отсутствует необходимость получения лицензии ввиду работ (услуг) в целях оказания услуг по дезинфекции, дезинсекции, дератизации, которые не предусматривают осуществление мероприятий в рамках оказания медицинской помощи и не являются медицинской услугой.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуется таким принципом, как равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Руководствуясь действующим законодательством, суд отклонил доводы антимонопольного органа в связи со следующим.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2.3.1 Положения о закупке товаров, работ, услуг ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (редакция N 5) (размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru) при осуществлении закупки заказчик устанавливает такие единые требования к участникам закупки, как соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчиком ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в лице филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ВВО размещено извещение и соответствующая документация о проведении электронного аукциона на оказание услуг по дератизации, дезинсекции объектов жилого фонда ЖКС N 7 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ВВО, перечень которых приведен в разделе IV документации электронного аукциона (Техническом задании).
Согласно разделу II.III документации электронного аукциона (Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе) вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать лицензию на оказание медицинской деятельности на основании пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", Письма Минздрава России от 09.06.2016 N 14-5/993 "О лицензировании работ (услуг) по дезинфектологии".
Основным актом федерального законодательства, закрепляющим как общие принципы правового регулирования отношений в сфере охраны здоровья граждан, так и особые права отдельных категорий граждан в данной сфере является Закон об основах охраны здоровья граждан.
В соответствии со статьей 2 Закона об основах охраны здоровья граждан охрана здоровья граждан - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии со статьей 1 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - это организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Согласно пункту 1 статьи 29 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Данные мероприятия выполняются как в рамках осуществления медицинской деятельности, так и в рамках иных мероприятий, не относящихся к медицинской деятельности, таких как санитарная охрана территорий, ограничительные мероприятия (карантин), производственный контроль, гигиеническое воспитание и обучение.
Является правильным вывод суда о том, что проведение мероприятий санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера является составной частью комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья граждан, и включает в себя организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные, в том числе, на предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования медицинской деятельности установлен Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение о лицензировании).
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются, том числе при проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи.
Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (Приложение к Положению о лицензировании), включены, в том числе работы (услуги) по дезинфектологии, состоящие из работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.
Требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности установлены в Санитарно-эпидемиологических правилах СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2013 N 131 (далее - СП 3.5.1378-03).
В силу пункта 3.1 СП 3.5.1378-03 дезинфекционная деятельность включает хранение, транспортировку, фасовку, упаковку, приготовление рабочих растворов, приманок и других форм применения, импрегнацию одежды, камерное обеззараживание вещей, санитарную обработку людей, обработку объектов (помещений, транспорта, оборудования), открытых территорий в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также дезинфекцию и стерилизацию изделий медицинского назначения и другие мероприятия.
Дезинфекция определена как работы по обеззараживанию помещений, транспорта, оборудования, мебели, посуды, белья, игрушек, изделий медицинского назначения, предметов ухода за больными, пищевых продуктов, остатков пищи, выделений, технологического оборудования по переработке сырья и продуктов, санитарно-технического оборудования, посуды из-под выделений, одежды, обуви, книг, постельных принадлежностей, питьевых и сточных вод, открытых территорий (пункт 3.6.1 СП 3.5.1378-03).
Дезинсекция предусматривает истребительные мероприятия и защиту от нападения синантропных членистоногих (тараканов, постельных клопов, блох, муравьев, мух, комаров, гамазовых клещей и других), имеющих эпидемиологическое, санитарно-гигиеническое и беспокоящее значение, в населенных пунктах (здания и прилегающая территория) и в открытой природе (пункт 3.8.1 СП 3.5.1378-03).
Дератизация осуществляется с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, создания благоприятных условий жизнедеятельности человека путем устранения и (или) уменьшения вредного воздействия грызунов на человека (пункт 3.9.1 СП 3.5.1378-03).
Приказом Минздравсоцразвития России от 08.10.2015 N 707н к специалистам, осуществляющим деятельность по специальности "Дезинфектология" установлены следующие квалификационные требования: уровень профессионального образования - высшее образование по специальности "Медико-профилактическое дело", подготовка в ординатуре по специальности "Дезинфектология"; дополнительное профессиональное образование - профессиональная переподготовка по специальности "Дезинфектология" при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по специальности "Эпидемиология".
Ранее аналогичные квалификационные требования к работникам по специальности "Дезинфектология" были установлены Приказом Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 N 415н.
Кроме того, Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н установлены требования к квалификации "Инструкторов дезинфекторов" и "Медицинских дезинфекторов".
В соответствии с требованиями названного приказа данные работники осуществляют свою деятельность под руководством врача-дезинфектолога. При этом, на должность "Инструктора дезинфектора" назначается работник, имеющий среднее профессиональное (медицинское) образование по специальности "Медико-профилактическое дело" и сертификат специалиста "Дезинфекционное дело" без предъявления требований к стажу работы; на должность "Медицинский дезинфектор" назначается работник, имеющий среднее профессиональное образоваие по профилю выполняемой работы без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и дополнительную подготовку по направлению профессиональной деятельности не менее 3 месяцев без предъявления требований к стажу работы.
Из изложенного следует, что для осуществления дезинфекционной деятельности юридические лица независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, должны иметь лицензию на медицинскую деятельность по "дезинфектологии" и иметь в своем штате специалистов с необходимым медицинским образованием, а позиция антимонопольного органа о том, что работы (услуги) по дезинфектологии подлежат лицензированию только в случае их организации и выполнения при оказании медицинской помощи, является ошибочной.
В соответствии со статьей 2 Закона об основах охраны здоровья граждан медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и предоставление медицинских услуг, который должен рассматриваться в системной связи с проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение, а профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя, в том числе выявление причин и условий возникновения и развития заболеваний, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.
Как правильно указал суд первой инстанции, дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы (в комплексе или отдельности) не выполняются по отношению к пациенту, поэтому они не являются медицинским вмешательством или медицинской услугой, но в то же время относятся к числу санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в связи с чем, включены в понятие "медицинская деятельность", следовательно, выполнение работ (оказание услуг) по дезинфектологии (мероприятия по дезинфекции, дезинсекции и дератизации) должно рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность в соответствии с Законом об основах охраны здоровья граждан, а также как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в значении, данном в Законе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, и в соответствии с Законом о лицензировании отдельных видов деятельности, является лицензируемым видом деятельности.
В рассматриваемом случае объектом закупки являлось оказание услуг по дератизации и дезинсекции, отнесенных к группе дезинфектологии, соответственно, требование о предоставлении участниками аукциона в составе заявки лицензии на осуществление медицинской деятельности "по дезинфектологии" включено заказчиком в документацию об электронном аукционе правомерно, включение в документацию об электронном аукционе требования о наличии у участников закупки лицензии на осуществление медицинской деятельности "по дезинфектологии" не нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 12.01.2018 N 310-КГ17-14344 по делу NА23-840/2016, от 15.01.2018 N 309-КГ17-12073 по делу N А60-27966/2016, от 06.06.2018 N 104-ПЭК18 по делу N А23-840/2016.
Изложенная в оспариваемом решении позиция антимонопольного органа правильно и обоснованно признана судом ошибочной.
Суд правомерно отклонил довод антимонопольного органа о том, что оказание услуг по очистке и дезинфекции помещений, осуществляется в рамках деятельности, предусмотренной ОКПД 2 по коду 81.29.11.000 - услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации, по ОКВЭД 2 - 81.29.1 (дезинфекция, дезинсекция зданий, промышленного оборудования), в рамках раздела 81.29 указанными классификаторами предусмотрена деятельность по чистке и уборке прочая, данный вид деятельности не требует наличия лицензии, в то время как медицинская деятельность относится к группе 86 (услуги в области здравоохранения), при этом работы (услуги) по дезинфектологии подлежат лицензированию только в случае их организации и выполнения при оказании медицинской помощи.
Согласно подпункту 1 пункта 2.3.1 Положения о закупке товаров, работ, услуг ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России при осуществлении закупки заказчик устанавливает такие единые требования к участникам закупки, как соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Установленное заказчиком в аукционной документации требование о предоставлении участником аукциона в составе заявки лицензии на осуществление медицинской деятельности "по дезинфектологии" основано на требованиях действующего законодательства Российской Федерации, в том числе требований части 1 статьи 2, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Следовательно, доводы Хабаровского ЦУФАС России о том, что Положением о закупке товаров, работ, услуг ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (в редакции N 5) не предусмотрено право заказчика устанавливать требования в отношении лицензии на услуги по дератизации и дезинсекции, также подлежали отклонению.
Установив, что оспариваемое решение Хабаровского УФАС России N 8-01/252 от 09.08.2019 не соответствует требованиям закона, суд, руководствуясь частью 2 статьи 201 АПК РФ, принял законное и обоснованное решение об удовлетворении заявленного в деле требования.
Оснований для изменения или отмены судебного акта (ст. 270 АПК РФ) и для удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 20.01.2020 по делу N А73-21340/2019 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-21340/2019
Истец: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
Третье лицо: ООО "Санита-Сервис", ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации