г. Чита |
|
15 мая 2020 г. |
Дело N А19-20825/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 мая 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А.,
при участии в судебном заседании прокурора Казанцевой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эталон" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 января 2020 года по делу N А19-20825/2019,
установил:
Прокуратура Иркутской области (ОГРН 1033801014532, ИНН 3808014899, далее - прокуратура) в интересах Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (ОГРН 1103850013772, ИНН 3808214087) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к областному государственному автономному учреждению "Лесхоз Иркутской области" (ОГРН 1028500567182, ИНН 8504000413, далее - ОГАУ "Лесхоз Иркутской области"), обществу с ограниченной ответственностью "Эталон" (ОГРН 1183850017273, ИНН 3808204554, далее - ООО "Эталон") о признании договора недействительным.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечены: индивидуальный предприниматель глава КФХ Судникович Наталья Михайловна (ОГРН 306381430500027, ИНН 383202775277), общество с ограниченной ответственностью "Искра" (ОГРН 1133850039432, ИНН 3814018531).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 января 2020 года по делу N А19-20825/2019 исковое требование удовлетворено.
ООО "Эталон" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт полагает, что в соответствии с приложением N 1 к Договору, сторонами (ответчиком 1 и ответчиком 2) была согласована местность, на которой будет проводиться заготовка древесины и данная территория не полностью попадает в государственное задание. В соответствии с п. 1.1 Договора Продавец обязуется передать в собственность Покупателя древесину, находящуюся на лесосеке в виде неочищенных от сучьев стволов дерева с прикорневой частью и вершиной, поваленных в результате механического воздействия, а Покупатель принять за свой счет погрузить его в транспортные средства, вывезти и оплатить стоимость товара, а также выполнить мероприятия, определенные подпунктом 4.2.1, 4.2.2 Договора. Качество и количество Товара, передаваемое по Договору, проверены Покупателем и известны ему до подписания настоящего договора. Однако из представленных документов не следует, что ответчик нарушил условия государственного задания, потому что невозможно однозначно сделать вывод о том, какие участки и в каком объеме попадали по государственное задание.
Также полагает, что в Договоре между ответчиком 1 и ответчиком 2 не ставится вопрос о вырубках леса, а стоит вопрос только о сборе уже вырубленной древесины, таким образом, ответчик 1 не приступал к санитарной вырубке, как говорит истец, а уже постфактум собирал вырубленное и приводил в порядок территорию. Таким образом, довод истца, а том, что ответчик отказался от исполнения государственного задания в корне неверно, поскольку ответчик 1 уже работал с вырубленной древесиной и пнями по условиям договора, которые за счет того, что ответчик 1 вывозит и оплачивает переходит в собственность ответчика 1.
Апеллянт, указывает, что суд первой инстанции применил нормы материального права, не подлежащие применению в настоящем деле - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", поскольку ОГАУ "Лесхоз Иркутской области" не руководствовалось государственным заданием, а покупало услуги для собственных нужд.
Прокуратура в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилась.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 14.04.2020. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Ответчики и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении судебного разбирательства, как и об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, не заявили.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, с учетом обстоятельств дела, позиции участников судопроизводства и условий режима, введенного в субъектах Российской Федерации (Иркутская область и Забайкальский край), суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле, в период действия ограничительных мер, связанных с противодействием распространению новой коронавирусной инфекции.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, распоряжением министерства лесного комплекса Иркутской области от 24.12.2018 N 4407-мр утверждено государственное задание N 1 от 24.12.2018, которое предусматривает в числе прочего проведение ОГАУ "Лесхоз Иркутской области" на территории Братского лесничества Иркутской области санитарно-оздоровительных мероприятий в виде сплошных и выборочных санитарных рубок. В комплекс мероприятий включены следующие виды работ: валка леса; обрезка сучьев и вершин; раскряжовка хлыстов; зачистка сучьев после раскряжевки; трелевка хлыстов; сортировка, штабелевка древесины; очистка мест рубок со сбором порубочных остатков в кучи на перегнивание либо сжигание.
Во исполнение указанного задания министерством лесного комплекса Иркутской области и ОГАУ "Лесхоз Иркутской области" заключено соглашение от 18.01.2019 N 1 о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение работ, предметом которого является предоставление учреждению из областного бюджета в 2019 году и плановом периоде 2020-2021 годов субсидий на финансовое обеспечение выполнение государственного задания на выполнение работ N 1 от 24.12.2018.
На основании государственного задания N 1 от 24.12.2018 на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годы между Министерством лесного комплекса Российской Федерации (продавец) и ОГАУ "Лесхоз Иркутской области" (покупатель) заключен договор купли-продажи лесных насаждений от 09.04.2019 г. N3ктн, по условиям которого продавец обязался передать лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности, в собственность покупателя для заготовки древесины, а покупатель обязался принять лесные насаждения и уплатить за них плату, предусмотренную разделом 3 договора. Место нахождения лесных насаждений: Иркутская область, Куйтунское лесничество, Барлукское участковое лесничество, Тельбинская дача, квартал N 40, выделы N 18,19.
Разделом 2 договора от 09.04.2019 г. N 3ктн предусмотрены условия заготовки древесины: форма рубки - выборочная, вид рубки - рубка погибших и поврежденных лесных насаждений (пункт 5); сроки и условия вывоза - одновременно с заготовкой, до 25.12.2019 г. (пункт 7); очистка лесосеки от порубочных остатков осуществляется одновременно с заготовкой древесины, следующим способом: сбор порубочных остатков в кучи с последующим сжиганием вне пожароопасный сезон до 25.12.2019 г. (пункт 8).
В соответствии с пунктом 15 договора от 09.04.2019 г. N 3ктн ОГАУ "Лесхоз Иркутской области" приняло на себя обязательства, в том числе выполнять лесосечные работы в соответствии с технологической картой лесосечных работ (подпункт "г"); осуществлять складирование заготовленной древесины в местах, предусмотренных технологической картой лесосечных работ (подпункт "д"); обеспечить вывоз древесины в срок, установленный договором (подпункт "е"); осуществлять выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков (подпункт "ж").
Лесные насаждения для заготовки древесины, определенные договором от 09.04.2019 г. N 3ктн переданы ОГАУ "Лесхоз Иркутской области" по акту приема-передачи лесных насаждений от 09.04.2019 г.
Между тем, ОГАУ "Лесхоз Иркутской области" (продавец) и ООО "Эталон" (покупатель) заключен договор N КРМ-103Х/2019 от 10.04.2019 г., по условиям которого продавец обязался передать в собственность покупателя древесину, находящуюся на лесосеке в виде неочищенных от сучьев стволов дерева с прикорневой частью и вершиной, поваленную в результате механического воздействия (далее - "хлыст у пня" или "товар"), а покупатель принять за свой счет погрузить её в транспортные средства, вывезти и оплатить стоимость товара, а также выполнить мероприятия, определенные подпунктом 4.2.1, 4.2.2 договора (пункт 1.1 договора). Место нахождения товара: Иркутская область, Куйтунское лесничество, Барлукское участковое лесничество, Тельбинская дача, квартал N40, выделы N 18,19 - объем древесины - 9989 м3. (пункт 1.2 договора от N N КРМ-103Х/2019 от 10.04.2019 г.). Схема расположения лесных насаждений до заготовки товара приводится в приложении N 1 к договорам.
Пунктом 4.2.2 договора предусмотрено, что покупатель обязан выполнить все мероприятия, связанные с трелёвкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины, а также очистку от порубочных остатков и представить лесной участок, указанный в пункте 1.2. настоящего договора, к осмотру в полном соответствии с правилами заготовки, утвержденными приказами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 N 474 и от 27.06.2016 N 367 в срок до 25.12.2019. Продавец имеет право в одностороннем порядке, без присутствия покупателя, проводить осмотр лесного участка, а также оформлять и подписывать акт осмотра лесного участка.
Согласно пункту 4.2.3 договора ООО "Эталон" приняло на себя обязательства не позднее 05.04.2019 г. и 25.12.2019 предоставить продавцу фото (видео) отчет об использовании лесов по определенным в названных пунктах параметрам, в том числе материалы фото- и видеофиксации, представляющие собой серию фотоснимков и видеофайлов, фиксирующих выполнение лесосечных работ.
Полагая, что оспариваемый договор является недействительным (ничтожным), заключенным с нарушением действующего лесного и гражданского законодательства Российской Федерации, поскольку нарушен порядок его заключения, а выполнение работ, определенных в названном договоре, в силу принятого и утвержденного в отношении ОГАУ "Лесхоз Иркутской области" государственного задания, является обязанностью автономного учреждения и не может передаваться третьим лицам, в том числе ООО "Эталон" по договору N КРМ-103Х/2019 от 10.04.2019 г., прокурор обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о признании указанного договора недействительной (ничтожной) сделкой.
Обращаясь с настоящим иском в суд, прокурор сослался на несоответствие договора N КРМ-103Х/2019 от 10.04.2019 г. положениям частей 1, 2 статьи 19, подпункта 4 части 1 статьи 83 Лесного Кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), части 2.1. статьи 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Федеральный закон "Об автономных учреждениях").
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
В силу статьи 50.7 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству. Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию.
На основании статьи 60.1 ЛК РФ леса подлежат защите от вредных организмов (жизнеспособных растений любых видов, сортов или биологических типов, животных либо болезнетворных организмов любых видов, биологических типов, которые способны нанести вред лесам и лесным ресурсам).
Статьями 60.2, 60.3, 60.7, 60.8 ЛК РФ определено, что проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе рубок погибших и поврежденных лесных насаждений является мерой санитарной безопасности в лесах, проводимой в целях защиты лесов от вредных организмов.
Защита лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 3 статьи 50.7, часть 4 статьи 60.1, часть 2 статьи 60.8, часть 1 статьи 19 ЛК РФ).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 83 ЛК РФ полномочия по организации использования лесов, их охраны, защиты от вредных организмов переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 26.3 Федерального закона 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 данной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. Финансовое обеспечение реализации указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
В силу пункта 1 части 1 статьи 82 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в частности, организацию использования лесов, их охрану (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиту (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводство (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
На основании частей 2 и 6 статьи 83 ЛК РФ средства на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций и не могут быть израсходованы на иные цели.
Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из Федерального фонда компенсаций для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 838.
Частью 2 статьи 19 ЛК РФ предусмотрено, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 12 распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.09.2013 N 1724-р "Об утверждении Основ государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года" принятие норм, обеспечивающих получение специализированными государственными учреждениями субъектов Российской Федерации права на осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов без проведения конкурса связано с решением задач по повышению эффективности управления лесным сектором, и обусловлено тем, что данные учреждения имеют в наличии лесозаготовительную и лесопожарную технику, оборудование, средства связи, имеют в штате работников с профессиональным образованием в области лесного хозяйства.
Таким образом, государство посредством данных учреждений выполняет для общества определенные работы и заинтересовано в том, чтобы эти работы выполнялись качественно и в срок. Эта заинтересованность закреплена нормативно - посредством государственного задания, а также соглашения об условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения такого государственного задания.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статье 4 Федерального закона "Об автономных учреждениях" государственное задание представляет собой документ, который формируется и утверждается учредителем и устанавливает требования к составу, качеству, объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных услуг (выполнения работ).
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона "Об автономных учреждениях" основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. При этом финансовое обеспечение деятельности осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников (часть 4 статьи 4 Федерального закона "Об автономных учреждениях").
Министерством лесного комплекса Иркутской области для ОГАУ "Лесхоз Иркутской области" утверждено государственное задание N 1 от 24.12.2018, которое предусматривает в числе прочего проведение автономным учреждением на территории Братского лесничества Иркутской области санитарно-оздоровительных мероприятий в виде сплошных и выборочных санитарных рубок. В комплекс мероприятий включены следующие виды работ: валка леса; обрезка сучьев и вершин; раскряжовка хлыстов; зачистка сучьев после раскряжевки; трелевка хлыстов; сортировка, штабелевка древесины; очистка мест рубок со сбором порубочных остатков в кучи на перегнивание либо сжигание (разделы 3 "Профилактика возникновения очагов вредных организмов", 4 "Локализация и ликвидация очагов вредных организмов" государственного задания).
Во исполнение государственного задания N 1 от 24.12.2018 между Министерством лесного комплекса Иркутской области и ОГАУ "Лесхоз Иркутской области" заключено соглашение от 18.01.2019 N 1 о предоставлении из областного бюджета в 2019 году и плановом периоде 2020-2021 годов субсидий на финансовое обеспечение выполнение работ, а лесные насаждения, расположенные на землях федеральной собственности: Иркутская область, Куйтунское лесничество, Барлукское участковое лесничество, Тельбинская дача, квартал N 40, выделы N 18, 19 переданы ОГАУ "Лесхоз Иркутской области" для заготовки древесины в соответствии с частями 2-4 статьи 29.1 ЛК РФ на основании договора купли-продажи лесных насаждений от 09.04.2019 г. N 3ктн.
Автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания (часть 2.1 статьи 4 Федерального закона "Об автономных учреждениях").
Таким образом, с учетом положений Федерального закона "Об автономных учреждениях" и соглашения о предоставлении субсидии суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в обязанности ОГАУ "Лесхоз Иркутской области" входит самостоятельное выполнение государственного задания N 1 от 24.12.2018 (сплошные и выборочные санитарные рубки: валка леса бензомоторными пилами; обрезка сучьев и вершин бензомоторными пилами; раскряжевка хлыстов; зачистка сучьев после раскряжевки; трелевка хлыстов; сортировка, штабелевка древесины; очистка мест рубок).
На основании части 1 статьи 16 ЛК РФ рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу).
Для заготовки древесины на лесосеке (части площади лесного участка, лесотаксационного выдела, лесного квартала, на которой расположены предназначенные для рубки лесные насаждения) допускается осуществление рубок, в том числе: средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, уходе за лесами (пункт 2 части 2 статьи 16 ЛК РФ).
По части 3 статьи 16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В соответствии с частью 1 статьи 16.1 ЛК РФ лесосечные работы состоят из подготовительных, основных и заключительных работ, связанных с заготовкой древесины, а также с выполнением мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусматривающих рубки лесных насаждений. Виды лесосечных работ, порядок и последовательность их проведения, предельные (максимальные) размеры лесосек, форма технологической карты лесосечных работ, форма акта и порядок осмотра лесосеки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 4 статьи 16.1 ЛК РФ).
Приказом Минприроды России от 27.06.2016 N 367 (зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2016 N 45040) утверждены виды лесосечных работ, порядок и последовательность их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки (далее - Приказ от 27.06.2016 N 367).
Согласно пункту 1 Приказа от 27.06.2016 N 367 лесосечные работы выполняются юридическими лицами, гражданами, осуществляющими заготовку древесины или мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, предусматривающие рубки лесных насаждений в соответствии с формой технологической карты согласно приложению 2 настоящего приказа. При заготовке древесины на лесных участках, не предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, лесосечные работы выполняются на основании договора купли-продажи лесных насаждений (пункт 3 Приказа от 27.06.2016 N 367).
К видам осуществляемых последовательно лесосечных работ отнесены: подготовительные лесосечные работы; основные лесосечные работы; заключительные лесосечные работы (пункт 6 Приказа от 27.06.2016 N 367).
В силу пункта 8 Приказа от 27.06.2016 N 367 к основным лесосечным работам относятся процессы, связанные с осуществлением рубок лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах), определенные частью 1 статьи 16 ЛК РФ: 1) валка (в том числе спиливание, срубание, срезание) лесных насаждений; 2) трелевка древесины; 3) частичная переработка древесины; 4) хранение древесины в лесу; 5) иные процессы, технологически связанные с рубкой лесных насаждений.
К заключительным лесосечным работам относятся среди прочего работы по очистке (доочистке) мест рубок от порубочных остатков (пункт 9 Приказа от 27.06.2016 N 367).
Таким образом, из приведенных положений Лесного кодекса РФ и Приказа от 27.06.2016 N 367 следует, что лесосечные работы, связанные с заготовкой древесины, а также с выполнением мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусматривающих рубки лесных насаждений представляют собой единый технологический процесс, включающий в себя не только валку леса (в том числе спиливания, срубания, срезания), но и иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу), при этом государственным заданием N 1 от 24.12.2018 и договором купли продажи лесных насаждений от 29.01.2019 N 56, заключенным во исполнение данного государственного задания, к условиям заготовки древесины отнесены не только рубка погибших и поврежденных лесных насаждений (валка леса), но и обрезка сучьев и вершин; раскряжовка хлыстов; зачистка сучьев после раскряжевки; трелевка хлыстов; сортировка, штабелевка древесины; очистка мест рубок со сбором порубочных остатков в кучи на перегнивание либо сжигание, то есть частичная переработка (разделы 3 "Профилактика возникновения очагов вредных организмов", 4 "Локализация и ликвидация очагов вредных организмов" государственного задания), а также складирование заготовленной древесины в местах, предусмотренных технологической картой лесосечных работ, обеспечение вывоза древесины, осуществление работ по очистке лесосек от порубочных остатков в соответствии с Правилами заготовки древесины и особенностями заготовки древесины в лесничествах, лесопарках (статья 23 ЛК РФ), утвержденными приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474, Правилами ухода за лесами, утвержденными приказом Минприроды России от 22.11.2017 N 626, Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 N 607, Правилами заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, утвержденных приказом Рослесхоза от 05.12.2011 N 512, Видами лесосечных работ, порядком и последовательностью их проведения, утвержденными приказом Минприроды России 27.06.2016 N 367.
Из условий оспариваемого прокурором договора N КРМ-116Х/2019 от 30.04.2019 г. следует, что предметом данного договора является древесина, находящаяся на лесосеке в виде неочищенных от сучьев стволов дерева с прикорневой частью и вершиной, поваленных в результате механического воздействия - "хлыст у пня", место нахождения данной древесины определено: Иркутская область, Куйтунское лесничество, Барлукское участковое лесничество, Тельбинская дача, квартал N 40, выделы N 18, 19 в объеме 9989 м3, которую ООО "Эталон" обязалось принять, за свой счет погрузить в транспортные средства, вывезти, а также выполнить мероприятия, связанные с трелёвкой, частичной переработкой, хранением, очисткой от порубочных остатков и представить лесной участок к осмотру (пункты 4.2.2. договоров).
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлено, что часть мероприятий, предусмотренных государственным заданием N 1 от 24.12.2018 и договором купли-продажи лесных насаждений от 25.04.2019 г. N4ктн, в нарушение требований частей 1, 2 статьи 19, подпункта 4 части 1 статьи 83 ЛК РФ, части 2.1. статьи 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" передано покупателю (ООО "Эталон") на основании договора N КРМ-103Х/2019 от 10.04.2019 г., а именно: мероприятия по обрезке сучьев и вершин; раскряжовке хлыстов; зачистке сучьев после раскряжевки; трелевке хлыстов; сортировке, штабелевке древесины; очистке мест рубок со сбором порубочных остатков в кучи на перегнивание либо сжигание, складированию заготовленной древесины в местах, предусмотренных технологической картой лесосечных работ, обеспечению вывоза древесины.
На основании пункта 5 Приказа от 27.06.2016 N 367 при выполнении лесосечных работ должны соблюдаться условия договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, контракта, указанного в части 5 статьи 19 ЛК РФ, права постоянного (бессрочного) пользования, проекта освоения лесов, лесной декларации, технологической карты лесосечных работ, требования лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения.
При толковании условий оспариваемого договора, суд первой инстанции руководствовался правилами статьи 431 ГК РФ и исходил из буквального значения содержащихся в них слов и выражений, согласованных в пункте 1.1 оспариваемого договора.
Следовательно, порядок исполнения обязательств сторонами оспариваемой сделки (исполнение договора) не имеет в рассматриваемом случае квалифицирующего значения для оценки соответствия оспариваемой сделки требованиям действующих норм материального права, поскольку оценка такой сделки дается судом в контексте ее определения как юридического факта, а не как фактически сложившимся между сторонами обязательственным правоотношениям.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, предусмотренных государственным заданием N 1 от 24.12.2018 на основании спорного договора N КРМ-103Х/2019 от 10.04.2019 г. ОГАУ "Лесхоз Иркутской области" передано ООО "Эталон", не являющемуся субъектом соответствующих правоотношений, в нарушение статьи 4 Федерального закона "Об автономных учреждениях", статьей 19, 83 ЛК РФ.
Следовательно, ООО "Эталон" не имело законных оснований осуществлять какие-либо мероприятия (работы) в лесах, в том числе мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, предусматривающих рубки лесных насаждений, на лесных участках.
Частью 3 статьи 19 ЛК РФ определено, что при осуществлении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов государственными (муниципальными) учреждениями, указанными в части 2 данной статьи, одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в соответствии с названным Кодексом.
При осуществлении мероприятий, предусмотренных статьей 19 ЛК РФ, заготовка соответствующей древесины осуществляется на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 настоящего Кодекса контракта (часть 3 статьи 29.1 ЛК РФ).
В этой связи судебная коллегия отмечает, что довод ответчика о том, что в соответствии с приложением N 1 к договору N КРМ-103Х/2019 местность, на которой предполагается заготавливать древесину, не полностью подпадает под государственное задание и невозможно однозначно сделать вывод какие участки попали под государственное задание, опровергается материалами дела.
Так, согласно пункту 1.2 договора от 10.04.2019 N КРМ-103Х/2019 место нахождения товара: Иркутская область, Куйтунское лесничество, Барлукское участковое лесничество, Тельбинская дача, квартал N 40, выделы N 18, 19.
Между тем, как было указано ранее, во исполнение государственного задания N 1 от 24.12.2018 между Министерством лесного комплекса Иркутской области и ОГАУ "Лесхоз Иркутской области" заключено соглашение от 18.01.2019 N 1 о предоставлении из областного бюджета в 2019 году и плановом периоде 2020-2021 годов субсидий на финансовое обеспечение выполнение работ, а лесные насаждения, расположенные на землях федеральной собственности: Иркутская область, Куйтунское лесничество, Барлукское участковое лесничество, Тельбинская дача, квартал N 40, выделы N 18, 19 переданы ОГАУ "Лесхоз Иркутской области" для заготовки древесины в соответствии с частями 2-4 статьи 29.1 ЛК РФ на основании договора купли-продажи лесных насаждений от 09.04.2019 г. N 3ктн.
Апеллянт, указывает, что суд первой инстанции применил нормы материального права, неподлежащие применению в настоящем деле - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", поскольку ОГАУ "Лесхоз Иркутской области" не руководствовалось государственным заданием, а покупало услуги для собственных нужд.
Между тем ОГАУ "Лесхоз Иркутской области" является некоммерческой организацией, созданной для обеспечения выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органов государственной власти в сфере лесного хозяйства (пункт 1.3 Устава). Основными целями деятельности учреждения является выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов, отводу и таксации лесосек лесных участков, в рамках заключаемых учредителем договоров купли-продажи лесных насаждений (пункт 2.3 Устава) (http://www.leshozirk.ru/).
В силу положений, установленных в частях 4, 5 статьи 19 ЛК РФ, в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в части 2 настоящей статьи, или на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом. При осуществлении закупок работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В этих целях в контракт на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов включаются условия о купле-продаже лесных насаждений.
Таким образом, мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляются непосредственно (без передачи полномочий третьим лицам) государственными (муниципальными) учреждениями на основании утвержденного для них учредителем государственного (муниципального) задания за счет средств соответствующего бюджета. Если же осуществление указанных мероприятий не возложено на указанные учреждения, поставщики соответствующих работ, услуг (подрядчики, исполнители) определяются уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд. Соответственно, если выполнение указанных мероприятий поручено государственному (муниципальному) учреждению в целях реализации государственных нужд, последнее при обеспечении выполнения полномочий органа государственной власти обязано руководствоваться положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
Обязанностью ОГАУ "Лесхоз Иркутской области" является самостоятельное выполнение государственного задания, обеспечивающего государственные нужды, однако, в случае выполнения части работ по охране, защите и воспроизводству лесов иными привлеченными лицами, необходимо соблюдение соответствующих конкурсных процедур в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 44-ФЗ, в связи с чем в рассматриваемом случае при заключении оспариваемого договора N КРМ-116Х/2019 от 30.04.2019 г. учреждением нарушены требования Федерального закона N 44-ФЗ, поскольку не соблюдены положения о проведении конкурсных процедур, привлечение ООО "Эталон" к выполнению части работ по государственному заданию, обеспеченному финансированием из бюджета, без проведения конкурса или аукциона свидетельствует о предоставлении последнему преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности, ограничении конкуренции на рынке соответствующих работ (услуг) и является нарушением положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (части 1 статьи 15, части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ).
На основании части 1 статьи 15 Федеральный закон N 44-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Частями 4, 4.1 указанной нормы определено, что права при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1-3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.
При предоставлении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации юридическим лицам субсидий, предусмотренных пунктом 8 статьи 78 и подпунктом 3 пункта 1 статьи 78.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на юридические лица, которым предоставлены указанные субсидии, при осуществлении ими закупок за счет указанных субсидий распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении ими этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок, а также контроль в сфере закупок, предусмотренный частью 3 статьи 99 настоящего Федерального закона.
Поскольку в рассматриваемом случае установлен факт передачи учреждением третьему лицу в рамках оспариваемого договора фактически лесных насаждений и право выполнения работ на землях лесного фонда во исполнение утвержденного государственного задания, следовательно, самостоятельным правом на распоряжение лесными насаждениями, расположенными на таком лесном участке, учреждение не наделено.
Вопреки утверждению апеллянта, проводимые работы осуществляются по поручению государственного органа для государственных нужд за счет бюджетного финансирования, а не для собственных нужд учреждения.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что выполнение данных мероприятий поручено учреждению в целях реализации государственных нужд, следует признать, что последнее при обеспечении выполнения полномочий органа государственной власти в случае передачи выполнения части работ по охране, защите и воспроизводству лесов иными привлеченными лицам обязано руководствоваться положениями Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии со статьей 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, в том числе из договоров и иных сделок.
Согласно статье 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В силу части 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
На основании статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Поскольку оспариваемая сделка (договор N КРМ-103Х/2019 от 10.04.2019 г.) заключена с нарушением требований статей 16, 19, 29, 55, 76, 77, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", Федерального закона N 44-ФЗ, Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, вследствие чего влечет нарушение публичных интересов и нарушает установленный законодателем порядок исполнения автономным учреждением предусмотренных законом обязанностей, а также нарушает права и законные интересы Российской Федерации и неопределенного круга субъектов предпринимательской деятельности, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что требования прокурора о признании недействительным (ничтожным) договора N КРМ-116Х/2019 от 30.04.2019 г., заключенного между ОГАУ "Лесхоз Иркутской области" и ООО "Эталон" являются правомерными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителей жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 января 2020 года по делу N А19-20825/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-20825/2019
Истец: в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, Прокуратура Иркутской области
Ответчик: ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ", ООО "Эталон"
Третье лицо: Общество с ограниченной отвтственностью "Искра", Судникович Наталья Михайловна