г. Владивосток |
|
15 мая 2020 г. |
Дело N А59-7666/2019 |
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Т.А. Солохиной,
рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Холмскому району Сахалинской области, апелляционное производство N 05АП-2490/2020 на решение от 05.03.2020 судьи Шестопал И.Н. по делу N А59-7666/2019 Арбитражного суда Сахалинской области, принятое в порядке упрощённого производства,
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Холмскому району Сахалинской области (межрайонное) к муниципальному унитарному предприятию "Муниципальная управляющая компания" (ОГРН 1156509000680, ИНН 6509023555)
о взыскании финансовой санкции в размере 4 500 рублей по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за январь, март 2017 года, январь, февраль 2018 года,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Холмскому району Сахалинской области (далее - Управление, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Муниципальная управляющая компания" (далее - предприятие) о взыскании финансовой санкции в размере 4 500 рублей по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за январь, март 2017 года, за январь, февраль 2018 года.
В соответствии с правилами главы 29 АПК РФ и с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства", дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением суда от 05.03.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу и просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В доводах жалобы указывает на то, что индивидуальные сведения о каждом работающем застрахованном лице по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год страхователь представил - 03 марта 2018 года. Страхователем допущено нарушение срока предоставления отчета по форме СЗВ-М за январь 2017 г. в отношении 4-х застрахованных лиц, за март 2017 г. в отношении 3-х застрахованных лиц. Проверкой имеющихся в распоряжении Управления сведений индивидуального (персонифицированного) учета на предмет достоверности, полноты и своевременности представления установлено:
- в отчетах по форме СЗВ-М с типом "исх." за январь 2018 г. отсутствуют сведения индивидуального (персонифицированного) учета, представленные страхователем и принятые Управлением в отношении 1 застрахованного лица за январь 2018 г. (приложение к Акту - таблица сверки);
- в отчетах по форме СЗВ-М с типом "исх.", "доп." за февраль 2018 г. отсутствуют сведения индивидуального (персонифицированного) учета, представленные страхователем и принятые Управлением в отношении 2-х застрахованных лиц за февраль 2018 г. (приложение к Акту - таблица сверки).
Таким образом, страхователем допущено нарушение срока предоставления отчета по форме СЗВ-М за январь 2018 г. в отношении 1-го застрахованного лица, за февраль 2018 г. в отношении 2-х застрахованных лиц.
Сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь 2017 г. в отношении 4-х застрахованных лиц, за март 2017 г. в отношении 3-х застрахованных лиц, за январь 2018 г. в отношении 1-го застрахованного лица, за февраль 2018 г. в отношении 2-х застрахованных лиц, - не представлялись.
По результатам контрольных мероприятий расхождения между представленными страхователем сведениями по конкретному застрахованному лицу и сведениями по данному застрахованному лицу, находящимися в органе ПФР отсутствовали, в связи с чем, уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий страхователю не направлялось.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления отзыва на апелляционную жалобу и иных документов по делу на основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266 - 272 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что 11.03.2019 Управление в ходе проведения проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, выявило факт нарушения требований пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) в деятельности предприятия, выразившегося в несвоевременном представлении страхователем сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь 2017 года, что зафиксировано в акте о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 074S18190002700, по результатам рассмотрения которого Управлением вынесено решение от 08.04.2019 N 074S19190004445 о применении к предприятию финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ в размере 2000 руб. (4 застрахованных лиц * 500 руб.).
20.03.2019 Управление в ходе проведения проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, выявило факт нарушения требований пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в деятельности предприятия, выразившегося в несвоевременном представлении страхователем сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март 2017 года, что зафиксировано в акте о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N074S18190003207, по результатам рассмотрения которого Управлением вынесено решение от 17.04.2019 N 074S19190004830 о применении к предприятию финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ в размере 1500 руб. (3 застрахованных лиц * 500 руб.).
19.04.2019 Управление в ходе проведения проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, выявило факт нарушения требований пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в деятельности предприятия, выразившегося в несвоевременном представлении страхователем сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь 2018 года, что зафиксировано в акте о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N074S18190004633, по результатам рассмотрения которого Управлением вынесено решение от 24.05.2019 N 074S19190006209 о применении к предприятию финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ в размере 500 руб. (1 застрахованное лицо * 500 руб.).
07.05.2019 Управление в ходе проведения проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, выявило факт нарушения требований пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в деятельности предприятия, выразившегося в несвоевременном представлении страхователем сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за февраль 2018 года, что зафиксировано в акте о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 074S18190005185, по результатам рассмотрения которого Управлением вынесено решение от 06.06.2019 N074S19190006828 о применении к предприятию финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ в размере 500 руб. (1 застрахованное лицо * 500 руб.).
Для добровольной уплаты финансовой санкции предприятию направлены требования от 29.04.2019 N 074S01190004678 об уплате в срок до 21.05.2019 санкции в размере 2000 рублей, требование от 16.05.2019 N074S01190005105 об уплате в срок до 04.06.2019 санкции в размере 1500 рублей, требование от 19.06.2019 N 074S01190006340 об уплате финансовой санкции в размере 500 рублей в срок до 09.07.2019 и требование от 28.06.2019 N 074S01190006720 об уплате финансовой санкции в размере 500 рублей в срок до 16.07.2019.
Поскольку требования об уплате финансовой санкции за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в добровольном порядке не исполнено, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 272.1 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
При представлении сведений в электронной форме соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет страхователю подтверждение приема указанных сведений в форме электронного документа (пункт 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ).
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ).
Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 N 83п утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах", применяемая с 01.04.2016 (форма СЗВ-М).
Как следует из Постановления Пенсионного фонда Российской Федерации N 83п от 01.02.2016, при представлении сведений о застрахованных лицах обязательно заполняется тип формы (код): "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Исходя из положений статей 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ, указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 названного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять в пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах, определенные названным Законом.
Между тем, этой же нормой Закона N 27-ФЗ также закреплено и право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с пенсионным фондом.
В свою очередь статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных названным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N766н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, вступившая в силу с 19.02.2017.
Согласно пункту 37 данной Инструкции при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения
Согласно пункту 39 Инструкции за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
При этом ни статьей 15 Закона N 27-ФЗ, ни Инструкцией от 21.12.2016 N 766н не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Судом установлено, что основанием для обращения в арбитражный суд с исковым заявлением на взыскание финансовых санкций, начисленных за нарушение законодательства об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования (за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах), послужили решения Управления от 06.06.2019 N 074S19190006828, от 24.05.2019 N 074S19190006209, от 17.04.2019 N 074S19190004830, от 08.04.2019 N 074S19190004445, принятые по результатам проведенной проверки представленных форм СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ, в результате которой установлено, что сведения о застрахованных лицах, указанных в отчете по форме СЗВ-СТАЖ, отсутствуют в отчетах по форме СЗВ-М за январь (по 4 застрахованным лицам), март (по трем застрахованным лицам) 2017 года и январь (по одному лицу), февраль (по одному лицу) 2018 года, о чем составлены акты о выявлении правонарушения.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ошибки в отчете по форме СЗВ-М за январь, март 2017 года и январь, февраль 2018 года выявлены Управлением, следовательно, в силу вышеназванных положений Инструкции страхователю должно быть вручено уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок. Вместе с тем, такое уведомление суду не представлено, как и не представлено доказательств его направления в адрес страхователя. Апелляционная жалоба Управления таких сведений также не содержит.
Суд первой инстанции, оценивая обстоятельства рассматриваемого дела, правомерно заключил о том, что положения пунктов 37 и 39 Инструкции должны действовать во взаимосвязи с положениями установленными статьей 15 Закона N 27-ФЗ.
Так, орган пенсионного фонда при выявлении ошибок и (или) несоответствий составляет уведомление и направляет его страхователю, добросовестный страхователь, в свою очередь, получив уведомление об устранении имеющихся в ранее представленных индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, представляет органу пенсионного фонда дополняющие (уточняющие) сведения по форме, что исключает применение к страхователю финансовых санкций по статье 17 Закона N 27-ФЗ, вместе с тем в случае недобросовестных действий страхователя и устранения выявленных несоответствий по истечении 5-ти дневного срока или не устранение несоответствий вовсе к такому страхователю применяются финансовые санкции по статье 17 Закона N 27-ФЗ.
В целом по смыслу статьи 17 Закона N 27-ФЗ, по мнению апелляционного суда, законодатель устанавливает режим сотрудничества между страхователями и пенсионным фондом, допуская привлечение к ответственности только после предложения пенсионным фоном исправить ошибки. Обратный подход не будет стимулировать добросовестных страхователей к последующему контролю своей отчетности, что позволяет создать дополнительные гарантии защиты прав застрахованных лиц.
Вместе с тем, не составив уведомление и не направив его в адрес страхователя, Управление фактически лишило предприятие права, предусмотренного статьей 15 Закона N 27-ФЗ и пунктом 39 Инструкции N766н, на получение уведомления об устранении имеющихся в ранее представленных индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, и на их устранение в установленный срок, с целью исключения применения к страхователю финансовых санкций по статье 17 Закона N 27-ФЗ.
Указанное обстоятельство правомерно расценено судом первой инстанции как несоблюдение Управлением требований закона, установленных указанными выше нормами и прав страхователя, что не может свидетельствовать о законности применения к предприятию рассматриваемых финансовых санкций.
Иное толкование Пенсионным фондом положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Доводы апелляционной жалобы изучены судом апелляционной инстанции, однако они подлежат отклонению, так как не являются основанием для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины не рассматривается судом апелляционной инстанции, поскольку Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 05.03.2020 по делу N А59-7666/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Судья |
Т.А. Солохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-7666/2019
Истец: ГУ УПФР по Холмскому району Сахалинской области
Ответчик: МУП "Муниципальная управляющая компания"