Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 августа 2020 г. N Ф03-2749/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
15 мая 2020 г. |
А73-25433/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Харьковской Е.Г., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сушиной Я.Н.
при участии в заседании:
от акционерного общества "Хабаровский аэропорт": Абузярова А.С. по доверенности от 25.02.2020;
от управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: Сидельникова Э.В. по доверенности от 15.11.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Хабаровский аэропорт"
на решение от 07.02.2020
по делу N А73-25433/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению акционерного общества "Хабаровский аэропорт"
к управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
об оспаривании постановления от 22.11.2019 N 19 о наложении штрафа по делу N 027/04/14.31-641/2019 об административном правонарушении,
установил:
в Арбитражный суд Хабаровского края обратилось акционерное общество "Хабаровский аэропорт" (далее - АО "Хабаровский аэропорт", общество, заявитель) с заявлением об изменении в части назначенного административного наказания постановления от 22.11.2019 N 19 управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России, антимонопольный орган, административный орган) о наложении штрафа по делу N 027/04/14.31-641/2019 об административном правонарушении.
Заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А73-25433/2019.
Решением от 07.02.2020 суд отказал в удовлетворении заявления по делу N А73-25433/2019.
АО "Хабаровский аэропорт" подало на вышеназванный судебный акт апелляционную жалобу, содержащую требование - решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Заявитель считает решение незаконным и необоснованным, поскольку суд не принял доводы общества о неправильности выполненного административным органом расчета суммы административного штрафа, а также о наличии в административном деле смягчающих ответственность обстоятельств.
Апелляционная жалоба была принята к рассмотрению определением от 27.02.2020 Шестого арбитражного апелляционного суда.
Хабаровское УФАС России в отзыве не согласилось с доводами заявителя, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определениями суда от 25.03.2020 и от 13.04.2020 изменялось время рассмотрения апелляционной жалобы, рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее соответственно.
Третье лицо не направило в судебное заседание своего представителя, что не препятствовало рассмотрению дела по существу.
Исследовав материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам относительно законности судебного акта, обоснованности апелляционной жалобы.
На основании жалобы АО "Авиакомпания "Аврора" Приказом от 16.01.2018 N 25 Хабаровское УФАС России возбудило дело N 3-1/356 по признакам нарушения АО "Хабаровский аэропорт" части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
По результатам рассмотрения дела антимонопольным органом принято решение от 06.12.2018 N 10, которым установлено доминирующее положение АО "Хабаровский аэропорт" на товарном рынке услуг обслуживания пассажиров в аэропорту "Хабаровск (Новый)" (субъект естественной монополии), а также оно признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, что выразилось в бездействии по утверждению сбора (тарифа) за наземное обслуживание дополнительно к базовому сбору (тарифу), включающего только предоставляемые потребителю операции (в части тарифа за обслуживание пассажиров).
Предписанием от 06.12.2018 N 6 АО "Хабаровский аэропорт" указано в срок до 05.03.2019 прекратить нарушение антимонопольного законодательства, выразившееся в бездействии по утверждению сбора (тарифа) за наземное обслуживание дополнительно к базовому сбору (тарифу), включающему только предоставляемые потребителю операции (в части тарифа за обслуживание пассажиров).
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, АО "Хабаровский аэропорт" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 25.04.2019 по делу N А73-3420/2019, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2019, в удовлетворении заявленных требования АО "Хабаровский аэропорт" отказано.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о доказанности антимонопольным органом наличия в действиях АО "Хабаровский аэропорт" нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции при злоупотреблении своим доминирующим положением.
Постановлением кассационной инстанции от 30.10.2019 N Ф03-4567/2019 вышеуказанные судебные акты оставлены без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В соответствие со статьей 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
На основании решения N 10 от 06.12.2018 по делу N3-1/356 постановлением N 19 от 22.11.2019 по делу N 027/04/14.31-641/2019 об административном правонарушении антимонопольный орган признал АО "Хабаровский аэропорт" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, общество было подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 4 541 468 руб. 86 коп.
Суд первой инстанции правильно установил имеющие значение для дела обстоятельства, пришел к правильным выводам о доказанности злоупотребления обществом доминирующим положением, выразившегося в бездействии АО "Хабаровский аэропорт" по утверждению сбора (тарифа) за наземное обслуживание дополнительно к базовому сбору (тарифу), включающего только предоставляемые потребителю операции (в части тарифа за обслуживание пассажиров), что могло привести к ущемлению интересов АО "Авиакомпания "Аврора" в сфере предпринимательской деятельности, а также к ограничению конкуренции (рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке). Следовательно, как правильно указал суд, совершение АО "Хабаровский аэропорт" административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, также является доказанным.
Вина общества во вмененном ему правонарушении считается доказанной в отсутствие доказательств принятия заявителем всех зависящих от него мер по соблюдению действующего антимонопольного законодательства. Не представлены доказательства, подтверждающие наличие объективных причин, препятствующих выполнению заявителем возложенных на него действующим законодательством обязанностей.
Фактические обстоятельства дела и доказательства не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9 КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Не представлено доказательств объективно непреодолимых либо непредвиденных препятствий, находящихся вне контроля хозяйствующего субъекта, не позволяющих обществу выполнить требования закона.
В соответствии со статьей 3.5 КоАП РФ расчёт суммы штрафа производится от суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение.
Апеллянт не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что расчёт суммы административного штрафа произведён антимонопольным органом в соответствии с положениями части 2 статьи 14.31 КоАП РФ, а также с использованием алгоритма, указанного в Примечании 4 к статье 14.31 КоАП РФ. Суд апелляционной инстанции проверил этот довод общества и установил следующее.
Из материалов дела следует, что расчет штрафа производится от суммы выручки АО "Хабаровский аэропорт" от реализации товара (работы, услуги) на рынке оказания услуг по обслуживанию пассажиров.
Определением от 22.08.2019 административным органом у общества запрошена информация о совокупном размере суммы выручки за 2017 год, ее расшифровка по всем видам деятельности с обязательным указанием суммы выручки от оказания услуг по обслуживанию пассажиров. Письмом от 19.09.2019 N 3.1-2892 АО "Хабаровский аэропорт" представило информацию о сумме выручки от услуги "Обслуживание пассажиров" - 346 016 674 руб. 52 коп., в том числе: коммерческое обслуживание - 156 463 851 руб. 30 коп.; пользование аэровокзалом - 189 552 823 руб. 22 коп.
Следовательно, является правильным поддержанный судом вывод административного органа о расчете штрафа из указанной выше суммы выручки на рынке по обслуживанию пассажиров за 2017. Довод заявителя о правомерности расчета штрафа исходя только из суммы услуги по коммерческому обслуживанию, подлежит отклонению.
В соответствии с примечанием 2 к статье 14.31 КоАП РФ, при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2-7 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса.
При рассмотрении дела N 027/04/14.31-641/2019 об административном правонарушении антимонопольный орган рассмотрел ходатайство АО "Хабаровский аэропорт" о принятии во внимание смягчающих административную ответственность обстоятельств в соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ - оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении. Хабаровским УФАС России данное ходатайство удовлетворено, сумма административного штрафа снижена на 1/8.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу относительно размера административного штрафа по делу N 027/04/14.31-641/2019 об административном правонарушении: штраф рассчитан с учетом смягчающих административную ответственность обстоятельств, а также, исходя из суммы выручки, представленной обществом на рынке оказания услуг по обслуживанию пассажиров.
Согласно предписанию Хабаровского УФАС России N 6 от 06.12.2018 общество было обязано прекратить нарушение антимонопольного законодательства, установленное в решении Комиссии Хабаровского УФАС России по делу N 3-1/356 о нарушении антимонопольного законодательства N 10 от 06.12.2018, в срок до 05.03.2019, и в срок до 15.03.2019 сообщить об исполнении настоящего предписания с приложением соответствующих подтверждающих документов.
Не согласившись с данным предписанием антимонопольного органа, АО "Хабаровский аэропорт" обжаловало его в судебном порядке.
В этой связи срок исполнения предписания N 6 от 06.12.2018 (с учетом приостановления на период обжалования) продлевался до 11.07.2019 г.
В целях исполнения предписания N 6 от 06.12.2018, срок исполнения которого истек 11.07.2019, АО "Хабаровский аэропорт" направило в Хабаровское УФАС России письмо от 25.10.2019 N 3.1.-3252 о разработке и утверждении дополнения N1 к прейскуранту цен N 09-19 от 06.09.2019, предусматривающего сбор (тариф) на наземное обслуживание пассажиров с неполным перечнем услуг.
При таких обстоятельствах, суд правомерно отклонил довод общества о добровольном исполнении предписания N 6 от 06.12.2018, признал обоснованным вывод антимонопольного органа об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для снижения административного штрафа на основании пункта 7 статьи 4.2. КоАП РФ (добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль).
Как правильно указано в обжалуемом решении, назначенный обществу административный штраф не подлежит замене на предупреждение в силу части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, позволяющих суду реализовать право на снижение размера назначенного обществу административного наказания ниже низшего предела, установленного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, судом не установлено, поэтому суд с учетом конкретных обстоятельств административного дела, посчитал назначенное заявителю наказание соразмерным тяжести совершенного правонарушения и степени вины юридического лица.
Суд апелляционной инстанции так же считает, что назначенный обществу административный штраф направлен на достижение цели административного наказания, определенной статьей 3.1 КоАП РФ, отвечает принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Заявитель не оспаривает выводы суда о том, что не допущено нарушений процессуальных требований КоАП РФ, об отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении общества.
Таким образом, решение является законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению по основаниям, указанным в ст. 270 АПК РФ. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 07.02.2020 по делу N А73-25433/2019 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-25433/2019
Истец: АО "ХАБАРОВСКИЙ АЭРОПОРТ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
Третье лицо: АО "Авиакомпания "Аврора"