Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 августа 2020 г. N Ф04-3014/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
14 мая 2020 г. |
Дело N А75-19297/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 мая 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Иванова Н.Е., Лотов А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3129/2020) Администрации Нефтеюганского района на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.02.2020 по делу N А75-19297/2019 (судья Чешкова О.Г.), принятое по исковому заявлению Администрации Нефтеюганского района (ОГРН 1028601791976, ИНН 8619005217, 628309, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г.Нефтеюганск, 3 мкр., д.21) к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (ОГРН 1058602819538, ИНН 8604035473, 628309, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г.Нефтеюганск, ул.Ленина, д.26), третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - МУ "Администрация городского поселения Пойковский" (628311, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нефтеюганский район, пгт.Пойковский, 4 мкр., д.5), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице регионального отделения по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628007, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г.Ханты-Мансийск, ул.Мира, д.27 д.5), акционерное общество "РН-Мамонтово" (628301, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г.Нефтеюганск, 2 мкр., д.24, к.402), об обязании разработать проект, установить требования промышленной безопасности к эксплуатации объекта и разработать специальные технические условия, внести сведения о границах санитарно-защитных зон скважин на кустовой площадке в Единый государственный реестр недвижимости,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" - Потехина Жанна Владимировна (по доверенности N 85/20 от 01.02.2020 сроком действия по 31.01.20221);
установил:
администрация Нефтеюганского района (далее - истец, Администрация) обратилась в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (далее - ответчик, общество, ООО "РН-Юганскнефтегаз") об обязании разработать проект санитарно-защитных зон, установить требования промышленной безопасности к эксплуатации объекта и разработать специальные технические условия с учетом существующих объектов индивидуального жилищного строительства и спортивно-технического клуба "Вираж", внести сведения о границах санитарно-защитных зон скважин на кустовой площадке N 47 Правдинского месторождения нефти в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены муниципальное образование "Администрация городского поселения Пойковский" (далее - администрация городского поселения Пойковский), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Уральскому округу в лице регионального отделения по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"), акционерное общество "РН-Мамонтово" (далее - АО "РН-Мамонтовское").
При рассмотрении дела истец заявил об уточнении исковых требований в части установления срока совершения необходимых действий до 31.12.2020.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд первой инстанции принял уточнение исковых требований.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.02.2020 по делу N А75-19297/2019 требования истца удовлетворены частично, суд обязал ООО "РН-Юганскнефтегаз" разработать проект санитарно-защитных зон, установить размеры и внести в ЕГРН сведения о границах санитарно-защитных зон кустовой площадки N 47 Правдинского месторождения нефти с учетом всех фактически существующих объектов, попадающих в границы зоны на дату разработки проекта в срок не более одного года с даты вступления настоящего решения в законную силу.
В остальной части в удовлетворении требований отказано судом по мотивам выхода органа местного самоуправления за пределы полномочий на предъявление требований о разработке специальных технических условий на отступление от требований, установленных пунктом 6.1.7 статьи 6 Приказа МЧС России от 17.06.2015 N 302 "Об утверждении свода правил "Обустройство нефтяных и газовых месторождений. Требования пожарной безопасности" (далее - СП 231.1311500.2015) с учетом существующих объектов индивидуального жилищного строительства и здания спортивно-технического клуба "Вираж".
Не согласившись с принятым решением, Администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований истца в полном объеме.
В обоснование жалобы податель ссылается на то, что в собственности муниципального образования Нефтеюганского района находится нежилое строение с кадастровым номером 86:08:0000000:31507, расположенное по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра Нефтеюганский район, пгт. Пойковский, промзона, строение 30а, которое было передано в оперативное управление Нефтеюганскому районному бюджетному учреждению дополнительного образования "Центр развития творчества детей и юношества". Администрация указывает, что обратилась в суд за защитой публичных интересов, прав и законных интересов неопределенного круга лиц, проживающих и находящихся на землях, расположенных в непосредственной близости от опасных производственных объектов (ОПО) скважин, расположенных на кустовой площадке N 47 Правдинского месторождения нефти.
Администрация ссылается на то, что ООО "РН-Юганскнефтегаз" как лицо, эксплуатирующее опасный производственный объект, обязано установить требования промышленной безопасности к объекту, с учетом имеющихся объектов жилищного строительства, находящихся в зоне кустовой площадки. Податель жалобы полагает, что вывод суда первой инстанции в части выхода за пределы полномочий ошибочен, так как Администрация реализовывает полномочия по обеспечению защиты населения и территории, требования промышленной безопасности ООО "РН-Юганскнефтегаз" не соблюдены.
От ООО "РН-Юганскнефтегаз" поступил отзыв на жалобу, согласно которому общество заявляет о том, что разработка обоснования промышленной безопасности ОПО, а также специальных технических условий, предусматривает их разработку в рамках проектной документации; проектная документация разработана на кустовую площадку N 47 Правдинского месторождения нефти в 1980 году, в настоящее время подготовки проектной документации в связи с ремонтом, реконструкцией, ликвидацией не требуется, в связи с чем, разработка специальных технический условий на отступление от требований пожарной безопасности не требуется.
Ссылаясь на пункт 13 статьи 26 Федерального закона N 342-ФЗ, ООО "РН-Юганскнефтегаз" утверждает о том, что обязанность по установлению санитарно-защитных зон (СЗЗ) возложена на собственника.
Кроме того, ООО "РН-Юганскнефтегаз" указывает, что кустовая площадка N 47 Правдинского месторождения нефти была построена до момента возведения иных объектов недвижимости, находящихся в охранной зоне; уменьшение размера зоны промышленной и пожарной безопасности нормами действующего законодательства не предусмотрено. По мнению ООО "РН-Юганскнефтегаз", наличие объектов индивидуального жилищного строительства и общественно-делового назначения не могут оказывать влияния на размер СЗЗ.
ООО "РН-Юганскнефтегаз" выражает несогласие с решением суда первой инстанции в части удовлетворенных исковых требований, указывая, что обязанность по внесению сведений о границах СЗЗ возникла с момента вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 342-ФЗ), то есть с 04.08.2018, в то время как объект передан обществу в аренду в 2007 году, что свидетельствует об отсутствии обязанности внесения в ЕГРН сведений о СЗЗ на момент передачи имущества.
От администрации городского поселения Пойковский поступил отзыв на жалобу, согласно которому она поддерживает требования истца в полном объеме, просит удовлетворить апелляционную жалобу.
Также от администрации городского поселения Пойковский поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие ее представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
Истец, администрация городского поселения Пойковский, ФГБУ "ФКП Росреестра", АО "РН-Мамонтовское", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили. На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся участников процесса.
В судебном заседании представитель ООО "РН-Юганскнефтегаз" поддержала доводы отзыва, просила решение отменить в части удовлетворенных судом требований, отказать в удовлетворении требований истца в полном объеме.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, возражения на жалобу, отзыв, заслушав представителя ООО "РН-Юганскнефтегаз", суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, между АО "РН-Мамонтово" (арендодатель) и ООО "РН-Юганскнефтегаз" (арендатор) заключен договор аренды недвижимого и движимого имущества от 01.05.2019 N 108 А/НД (РН-М), в соответствии с условиями которого арендодатель передает, а арендатор принимает за плату во временное пользование недвижимое и движимое имущество, наименование, количество, состояние, местонахождение и основные характеристики определяются в Приложении N 1, которое является неотъемлемой частью договора (пункт 1.1 договора).
Недвижимое и движимое имущество является собственностью арендодателя и свободно от требований со стороны третьих лиц, не являющихся сторонами в договоре, учитывается на балансе арендодателя (пункт 1.2 договора).
Согласно Приложению N 1 к договору имуществом, переданном в аренду являются, в том числе, скважины на кустовой площадке N 47 Правдинского месторождения нефти.
Договоры аренды заключаются данными сторонами ежегодно на новые сроки, не требующие регистрации, в настоящий момент договор является действующим, что не оспаривается участниками судебного процесса (том 1 л. д. 104-125).
На кустовых площадках N N 47, 110, 65А Правдинского месторождения нефти расположены действующие скважины, собственником которых является АО "РН-Мамонтово".
Кустовые площадки N N 47, 110, 65А Правдинского месторождения нефти расположены на земельных участках с кадастровыми номерами 86:08:020301:34, 86:08:020301:109, 86:08:020301:116.
Земельные участки оформлены в аренду по договорам от 06.05.2011 N 217, от 27.05.2010 N 117.
Согласно доводам истца, Администрацией района в связи с решением вопросов местного значения организованы работы по установлению возможности безопасного использования земельных участков, находящихся в зонах с особыми условиями использования территорий кустовой площадки N 47 Правдинского месторождения нефти, для индивидуального жилищного строительства, а также расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нефтеюганский район, пгт. Пойковский, промзона, здание 30А спортивно-технического клуба "Вираж", находящегося в собственности истца, в связи с проведением которых установлено, что в ЕГРН отсутствуют сведения о санитарно-защитной зоне скважин кустовой площадки N 47 Правдинского месторождения нефти.
По мнению Администрации, поскольку от скважин кустовой площадки N 47 Правдинского месторождения нефти до жилых зданий и спортивно-технического клуба "Вираж" расстояние меньше установленных законом предельно допустимых показателей, владельцу скважин необходимо провести мероприятия, обеспечивающие безопасную жизнедеятельность граждан, а именно:
1) разработать проект зон с особыми условиями использования (санитарно-защитных зон), установить размеры этих зон и внести границы зон в ЕГРН;
2) установить при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, консервации или ликвидации требования промышленной безопасности к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации скважин на кустовой площадке N 47 Правдинского месторождения нефти в обосновании безопасности опасного производственного объекта, с учетом существующих жилых домов и общественно-делового объекта спортивно-технического клуба "Вираж";
3) разработать специальные технические условия на отступление от требований, установленных пунктом 6.1.7 статьи 6 СП 231.1311500.2015 с учетом существующих объектов индивидуального жилищного строительства и здания спортивно-технического клуба "Вираж" (том 1, л. д. 7-8).
Из материалов дела следует, что ООО "РН-Юганскнефтегаз" является организацией, эксплуатирующей скважины (сооружения), обладает законными правами по представлению интересов ПАО "НК "Роснефть" (доверенность от 17.12.2018), на основании договоров аренды с АО "РН-Мамонтово" имеет права и обязанности по владению и использованию по назначению скважин на кустовой площадке N 47 Правдинского месторождения нефти.
В соответствии с пунктом 2.3.5 договора аренды ответчик (арендатор) обязан соблюдать земельное, лесное, водное и иное природоохранное законодательство при осуществлении права пользования имуществом, указанном в Приложении N 1.
Письмами от 02.04.2019 N 16-02-4239 и от 10.07.2019 N 16-02-9120 ООО "РН-Юганскнефтегаз" предоставило Администрации района сведения о состоянии правоустанавливающих документов по кусту скважин N 47, сообщило о том, что ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, ранее установленные для кустов скважин N 47, 110, 65А Правдинского месторождения нефти действуют до 01.01.2020 в соответствии с частью 13 статьи 26 Закона N 342-ФЗ. Работы по установлению зон с особыми условиями использования территории обществом будут проведены до января 2022 года (том 1 л. д. 34).
Администрация района письмом от 08.08.2019 обратилась к ООО "РН-Юганскнефтегаз", как к организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, с требованиями, аналогичными требованиям иска (том 1 л. д. 54).
Поскольку требование администрации района в добровольном порядке обществом исполнено не было, истец обратился в суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ (том 2, л. д. 57), об обязании ответчика совершить вышеуказанные действия до 31.12.2020.
Судом первой инстанции требования истца удовлетворены частично, что послужило основанием для обжалования решения истцом в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
Как следует из материалов дела и было выше сказано, в собственности муниципального образования Нефтеюганский район находится нежилое строение с кадастровым номером 86:08:0000000:31507, расположенное по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нефтеюганский район, пгт. Пойковский, промзона, строение 30а, данное строение передано в оперативное управление Нефтеюганскому районному бюджетному учреждению дополнительного образования "Центр развития творчества детей и юношества", для размещения секции юных картингистов.
В соответствии с соглашениями от 20.1.12017 N 276 и от 11.12.2018 N 313 "О передаче осуществления части полномочий Администрации г.п. Пойковский по решению вопросов местного значения Администрации района" администрацией г.п. Пойковский полномочия по решению вопросов местного значения переданы Администрации района.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусматривает в качестве одного из способов защиты гражданских прав присуждение к исполнению обязанностей в натуре. Исполнение обязанности в натуре означает понуждение должника выполнить действия, которые он должен совершить в силу имеющегося гражданско-правового обязательства. По смыслу указанной нормы права при ненадлежащем исполнении обязательства должником кредитор может потребовать исполнения обязательства в натуре, то есть потребовать совершения тех действий, которые составляют содержание обязательства.
Таким образом, требование о понуждении к исполнению обязанности в натуре может быть удовлетворено только при наличии у ответчика соответствующей обязанности, прямо предусмотренной законом или договором.
Из позиции истца следует, что Администрация обратилась в суд с иском в защиту публичных интересов, прав и законных интересов неопределенного круга лиц, проживающих, а так же осуществляющих общественную деятельность на землях, расположенных в непосредственной близости от опасных производственных объектов - нефтедобывающих скважин, расположенных на кустовой площадке N 47 Правдинского месторождения нефти.
Согласно пункту 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, в том числе, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, Администрация вправе предъявить иск в защиту публичных интересов (интересов неопределенного круга лиц), заключающихся в обеспечении безопасной жизнедеятельности на землях, попадающих в санитарно-защитную зону объекта, находящегося в ведении ответчика.
Понятие зоны с особыми условиями использования территорий приведено в пункте 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), под зоной с особыми условиями использования территорий понимаются, в частности, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 105 ЗК РФ санитарно-защитные зоны относятся к зонам с особыми условиями использования территории.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются с целью защиты граждан и окружающей среды от негативных факторов воздействия объектов.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) предусмотрено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 2 указанной статьи).
Так, правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 (далее - Правила N 222).
Пунктом 2 Правил N 222 на правообладателе объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу указанного постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, возлагается обязанность в срок не более одного года со дня вступления в силу данного постановления проведения исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и предоставления в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявления об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 утвержденных указанным постановлением Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.
В соответствии с пунктом 1 Правил N 222 санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
Согласно пункту 3 Правил N 222 решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают следующие уполномоченные органы по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны:
а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (далее - санитарная классификация), групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию;
б) территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III - V класса опасности.
Согласно пункту 13 Правил N 222 заявление об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны и документы, указанные в пункте 14 настоящих Правил, представляются или направляются в уполномоченный орган лицами, указанными в пунктах 6, 7, 9 и 10 настоящих Правил, по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителей или иными лицами на основании заключения договора с заявителями.
Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74 введены в действие СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03).
Согласно разделу VII СанПиН для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон. Для промышленных объектов и производств, сооружений третьего класса установлен ориентировочный размер санитарно-защитной зоны - 300 м.
Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности - на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (пункты 4.2, 4.3 СанПиН).
Таким образом, ООО "РН-Юганскнефтегаз", являясь организацией эксплуатирующей ОПО, относящийся к III классу опасности, а именно скважины на кустовой площадке N 47 Правдинского месторождения нефти на основании договоров аренды с АО "РН-Мамонтово", обязано устанавливать санитарно-защитную зону в целях обеспечения безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
В нарушение приведенных нормативных правовых актов санитарно-защитная зона скважин кустовой площадки N 47 Правдинского месторождения нефти не устанавливалась, постановление Главного государственного санитарного врача Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по данному вопросу не принималось, что подтверждается выпиской из ЕГРН, письмом Роспотребнадзора в Нефтеюганском районе от 05.12.2019 N 4317 (том 1, л. д. 126), а также по существу не оспаривается ООО "РН-Юганскнефтегаз".
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик ссылается на то, что разработка обоснования промышленной безопасности ОПО, а также специальных технических условий, предусматривает их разработку в рамках проектной документации, в свою очередь проектная документация разработана на кустовую площадку N 47 Правдинского месторождения нефти в 1980 году, в настоящее время подготовки проектной документации не требуется.
Апелляционная коллегия отклоняет указанный довод, в связи с тем, что пунктом 1 Правил N 222 предусмотрено, что СЗЗ, как их понимает названное выше законодательство, устанавливаются также в отношении уже действующих объектов капитального строительства при осуществлении их эксплуатации.
Более того, пунктом 2 Правил N 222 на правообладателей объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу указанного постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, возлагается обязанность в срок не более одного года со дня вступления в силу данного постановления проведения исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и предоставления в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявления об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 утвержденных указанным постановлением Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.
Доводы ООО "РН-Юганскнефтегаз" о том, что обязанность по установлению СЗЗ возложена на собственника объекта - АО "РН-Мамонтово", признаются апелляционным судом несостоятельными, поскольку, как сказано выше, пунктом 2 Правил N 222 установлено, что обязанность по установлению СЗЗ возложена на правообладателей объектов капитального строительства.
ООО "РН-Юганскнефтегаз" является лицом эксплуатирующим скважины на кустовой площадке N 47 Правдинского месторождения нефти на основании договора аренды, то есть, наряду с собственником, правообладателем объкта.
В ходе судебного заседания суда апелляционной инстанции представитель ООО "РН-Юганскнефтегаз" пояснила, что часть скважин объекта законсервирована, а также поддержала доводы отзыва относительно того, что уменьшение размера зоны промышленной и пожарной безопасности нормами действующего законодательства не предусмотрено, наличие объектов индивидуального жилищного строительства и общественно-делового назначения не могут оказывать влияния на размер СЗЗ.
Суд апелляционной инстанции не принимает указанные доводы ответчика во внимание, в связи с тем, что, во-первых, в материалы дела не представлены доказательства консервации производственного объекта, во-вторых, СЗЗ определяется на основании экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны. Определение санитарно-защитной зоны не входит в предмет рассматриваемых требований.
ООО "РН-Юганскнефтегаз" ссылается на то, что частью 13 статьи 26 Закона N 342-ФЗ предусмотрены положения, согласно которым собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 1 октября 2021 года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне.
Таким образом, общество полагает, что требования истца преждевременны, срок, установленный частью 13 статьи 26 Закона N 342-ФЗ, не истек.
Апелляционная коллегия полагает данные доводы необоснованными, поскольку доказательств определения в отношении спорного ОПО предварительных СЗЗ в материалы дела не представлено, приводимые положения предполагают, что правообладатели объектов вправе руководствоваться действующими нормами до момента утверждения Правительством Российской Федерации положения в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территории, что вытекает из положений статьи 106 ЗК РФ.
Ссылки общества на то, что кустовая площадка N 47 Правдинского месторождения нефти была построена до момента возведения иных объект недвижимости, находящихся в охранной зоне, подлежат отклонению судом, в силу того, что ООО "РН-Юганскнефтегаз", являясь лицом, эксплуатирующим ОПО, обязано обеспечить безопасность, путем установления СЗЗ и внесения о них сведений в ЕГРН.
По мнения суда апелляционной инстанции, правильным является также вывод решения о том, что не могут быть признаны обоснованными требования Администрации об обязании ответчика разработать специальные технические условия на отступление от требований, установленных пунктом 6.1.7 статьи 6 СП 231.1311500.2015, утвержденных Приказом МЧС России от 17.06.2015 N 302 "Об утверждении свода правил "Обустройство нефтяных и газовых месторождений. Требования пожарной безопасности" (далее СП 231.1311500.2015) с учетом существующих объектов индивидуального жилищного строительства и здания спортивно-технического клуба "Вираж".
Пунктом 6.1.7 статьи 6 СП 231.1311500.2015 установлено, что минимальное расстояние от устьев скважин, зданий и наружных установок объектов добычи и подготовки нефти и газа категорий А, Б, АН, БН до других объектов, не относящихся к объектам обустройства нефтяных и газовых месторождений, до жилых зданий должно составлять не менее 300 метров, а до общественных зданий - не менее 500 метров.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в случае, если при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, капитальном ремонте, консервации или ликвидации опасного производственного объекта требуется отступление от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, таких требований недостаточно и (или) они не установлены, лицом, осуществляющим подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, могут быть установлены требования промышленной безопасности к его эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации в обосновании безопасности опасного производственного объекта.
Однако, пунктом 14 названных выше Правил N 222 предусмотрено, что 14 к заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются:
а) проект санитарно-защитной зоны;
б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
В силу пункта 16 Правил N 222 проект санитарно-защитной зоны содержит:
а) сведения о размерах санитарно-защитной зоны;
б) сведения о границах санитарно-защитной зоны (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в электронном виде);
в) обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека;
г) перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил;
д) обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в подпункте "б" пункта 5 настоящих Правил, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков).
Таким образом, ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности - на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.
Следовательно, требования истца об установлении отступов фактически являются составной частью требования об обязании установления СЗЗ.
При этом, апелляционная коллегия также поддерживает выводы суда первой инстанции относительно отсутствия полномочий Администрации по заявлению требований об обязании ответчика разработать специальные технические условия на отступление, поскольку истец, мотивируя данное требование, ссылается на нормы права, устанавливающие требования пожарной безопасности и безопасности эксплуатации ОПО.
Заявляя данное требование, истец сослался на положения Федерального закона N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Приказ Ростехнадзора от 25.11.2016 N 495 "Об утверждении требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов", Приказ Ростехнадзора от 12.03.2013 N 101 "Об утверждении Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности", Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Свод правил СП 231.1311500.2015 "Обустройство нефтяных и газовых месторождений. Требования пожарной безопасности".
В соответствии с положениями статей 5, 6 Федерального закона N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", в целях осуществления государственной политики в области промышленной безопасности Президент Российской Федерации или по его поручению Правительство Российской Федерации определяет федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности и возлагает на них осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности. Федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности имеют подведомственные им территориальные органы, создаваемые в установленном порядке.
Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области промышленной безопасности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
К видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности.
Требования к проектированию, строительству, реконструкции, ремонту, эксплуатации, консервации опасного производственного объекта в силу норм Федерального закона N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", установление специальных технических условий в целях обеспечения пожарной безопасности (СП 231.1311500.2015 "Обустройство нефтяных и газовых месторождений. Требования пожарной безопасности") обеспечиваются в результате контроля специально уполномоченных органов с этой сфере регулирования, к которым истец не относится.
В силу статьи 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" федеральный государственный пожарный надзор на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного надзора в области промышленной безопасности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Указанной статьей определено, что органами государственного пожарного надзора являются:
структурное подразделение центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;
территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора на территориях субъектов Российской Федерации, либо органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных им в соответствии со статьей 16.1 настоящего Федерального закона полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного пожарного надзора;
территориальные, объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;
структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора.
Таким образом, Администрация района не относится ни к органам, уполномоченным на осуществление государственного контроля в области промышленной безопасности, ни к органам, уполномоченным на осуществление государственного контроля в области пожарного надзора.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о выходе истца за пределы своих полномочий в части заявления указанных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, в связи с освобождением Администрации от уплаты таковой.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Администрации Нефтеюганского района оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.02.2020 по делу N А75-19297/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-19297/2019
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ НЕФТЕЮГАНСКОГО РАЙОНА
Ответчик: ООО "РН-ЮГАНСКНЕФТЕГАЗ"
Третье лицо: "АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ПОЙКОВСКИЙ", АО "РН-МАМОНТОВО", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Уральскому округу в лице регионального отделения по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
Хронология рассмотрения дела:
07.07.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5699/2022
18.08.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3014/20
14.05.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3129/20
04.02.2020 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-19297/19
14.11.2019 Определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-19297/19