г. Воронеж |
|
15 мая 2020 г. |
Дело N А36-12473/2019 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Миронцевой Н.Д.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу акционерного общества "Тандер" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 17.02.2020 по делу N А36-12473/2019 (судья Тонких Л.С.),
по заявлению акционерного общества "Тандер" (ОГРН 1022301598549 ИНН 2310031475)
о признании незаконным и отмене постановления управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области (ОГРН 1054800240362, ИНН 4825040932) от 26.11.2019 N 1810 о привлечении к административной ответственности по ст.14.15 КоАП РФ,
без вызова лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Тандер" (далее - АО "Тандер", общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области (далее - управление Роспотребнадзора по Липецкой области, управление, административный орган) от 26.11.2019 по делу об административном правонарушении N 1810 о привлечении к административной ответственности по ст. 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Данное дело было рассмотрено судом в порядке упрощенного производства по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 07.02.2020, принятым в виде резолютивной части, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Мотивированное решение изготовлено судом 17.02.2020 по заявлению АО "Тандер".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Ссылается на использование в качестве доказательств фотоматериалов, полученных с нарушением требований законодательства. Считает, что в материалы дела не представлены доказательства проведения в порядке ст.27.8 КоАП РФ осмотра принадлежащих обществу помещений по адресу г. Липецк, ул. Студенческий городок, 22, пом.2.
От управления Роспотребнадзора по Липецкой области поступил отзыв с возражениями против доводов апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассматривалась судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам в соответствии с положениями ст.272.1 АПК РФ и разъяснениями, изложенными в п.47 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
В ходе рассмотрения дела судом установлено следующее.
На основании распоряжения от 09.09.2019 N 906\06вн управлением Роспотребнадзора по Липецкой области 01.10.2019 проведена внеплановая выездная проверка акционерного общества "Тандер", в том числе, по месту фактического осуществления деятельности по адресу: г.Липецк, ул.Студенческий городок, д.22, корп.2.
Срок проведения проверки 10 рабочих дней с 30.10.2019 по 11.10.2019.
С указанным распоряжением ООО "Тандер" было ознакомлено 01.10.2019, о чем свидетельствует подпись представителя общества - директора магазина Данько А.Ю.
В ходе проведения проверки был проведен осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, о чем в присутствии представителя Данько А.Ю. и двух понятых составлен протокол от 01.10.2019 (т.1 л.д.60).
Осмотр проводился с применением средств фотофиксации, о чем в протоколе осмотра имеется соответствующая запись.
В ходе проверки было установлено, что в торговом зале магазина "Магнит", принадлежащего ООО "Тандер" и находящегося по указанному адресу, не выполняются в полном объеме требования п.33(1) Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55: визуализация молочных продуктов без заменителя молочного жира осуществлялась с использованием разноцветных ценников (белые ценники - продукты без заменителя молочного жира, зеленые ценники - продукты с заменителем молочного жира); при этом отсутствовала информация для потребителей о том, что означает цветовая дифференциация ценников и аббревиатура на них.
Кроме того, осуществлялось совместное размещение (выкладка) молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов без заменителя молочного жира (масло сливочное традиционное 82,5 % в\с "Сметанин", сыр "Дружба" плавленый 45 % жирности производства "Карат", сыр "Спагетти" 40 % жирности 1\80 гр, Гиагинский МЗ и др.) с иными пищевыми продуктами, в том числе с продуктами, содержащими заменитель молочного жира (продукт сливочный 72,5 % 1\180 гр, 1\400 гр "Буренкин луг", продукт плавленый "Надежда", продукт плавленый "Городской", рассольный продукт "Сиртаки" Фета Греческая 1\200 гр и др.).
При этом ценники на продуктах, содержащих заменитель молочного жира, были белого цвета (вместо зеленого); отсутствовала информация "Продукты без заменителя молочного жира" на ценниках белого цвета на ряде продуктов "мороженое".
Указанные нарушения отражены в акте проверки от 04.10.2019 N 125\26.
01.10.2019 директору магазина Данько А.Ю. вручено уведомление о необходимости явки в управление для составления протокола об административном правонарушении по ст.14.15 КоАП РФ.
В пояснениях директор магазина Данько А.Ю. от 01.10.2019 (т.1 л.д.64) вину не признала, указала на доступность разграничения соответствующих продуктов для потребителя.
22.10.2019 должностным лицом управления Роспотребнадзора по Липецкой области в отсутствие законного представителя (защитника) ООО "Тандер" был составлен протокол N 1728 об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.15 КоАП РФ.
Обществу вменяется несоблюдение в полном объеме требований к размещению (выкладке) молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов без заменителя молочного жира с иными пищевыми продуктами, в частности отсутствие надлежащего визуального разделения и соответствующей информации, что не соответствует требованиям действующего законодательства и вводит потребителя в заблуждение.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 26.11.2019 N 1810 АО "Тандер" привлечено к административной ответственности по ст. 14.15 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, АО "Тандер" обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Статьей 14.15 КоАП РФ установлено, что нарушение правил продажи отдельных видов товаров влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
Субъектами данного правонарушения являются граждане, юридические и должностные лица.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 14.15 КоАП РФ, заключается в нарушении требований Правил продажи отдельных видов товаров.
Отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) регулируются Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее также - Закон о защите прав потребителей), которым в том числе нормативно определен порядок реализации требований потребителей, связанных с обнаружением недостатков в товаре.
Пунктом 1 статье 10 Закона о защите прав потребителей установлено требование, согласно которому Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 утверждены Правила продажи отдельных видов товаров (далее - Правила продажи отдельных видов товаров, Правила), в пункте 1 которых установлено, что они разработаны в соответствии с Законом о защите прав потребителей и регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.
В соответствии с пунктом 5 Правил продавец при осуществлении своей деятельности обязан соблюдать обязательные требования к организации и осуществлению торговой деятельности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Вместе с тем продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров (пункт 11 Правил).
Согласно пункту 15 Правил продажи отдельных видов товаров информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров.
С 1 июля 2019 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2019 N 50, в соответствии с которым Правила продажи отдельных видов товаров дополнены новым пунктом 33.1, устанавливающим обязанность к размещению в торговом зале или ином месте молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов способом, позволяющим визуально отделить указанные продукты от иных пищевых продуктов, а также сопровождению их информационной надписью "Продукты без заменителя молочного жир".
Данное нововведение призвано содействовать потребителям в выборе соответствующих товаров за счет дополнительной визуализации раздельного размещения молочной продукции в зависимости от ее видов и компонентного состава. При котором те виды молочной продукции, которые соответствуют определениям "молочный продукт", "молочный составной продукт" и "молокосодержащий продукт", приведенным в Техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции", будут сгруппированы таким образом, чтобы их локальное размещение исключало смешивание, прежде всего, с теми видами молочной продукции, которые относятся к "молокосодержащему продукту с заменителем молочного жира", а также позволяет обеспечить право потребителя на получение необходимой и достоверной информации о товарах, которое защищено положениями статьи 8 Закона о защите прав потребителей.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
При этом статьей 26.1 Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливает подлежащие выяснению обстоятельства. В частности, доказательствами являются протокол об административном правонарушении, иные протоколы, предусмотренные Кодекса об административных правонарушениях, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего, свидетелей, заключения эксперта, иные документы, а также показания специальных технических средств, вещественные доказательства.
Таким образом, при разрешении вопроса о привлечении общества к административной ответственности по ст.14.15 КоАП РФ подлежали установлению факты размещения в торговом зале или ином месте молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов способом, позволяющим визуально отделить указанные продукты от иных пищевых продуктов, а также сопровождению их информационной надписью "Продукты без заменителя молочного жир".
Факт совершения вменяемого административного правонарушения подтверждается актом проверки N 125/26, протоколом об административном правонарушении от 22.10.2019 N 1728, протоколом осмотра от 01.10.2019 и приложенными к нему фотоматериалами.
При этом в материалах дела имеется запись о том, что фотосъемка проводилась в присутствии директора магазина "Магнит" АО "Тандер" по адресу г. Липецк, Студенческий городок, 22, пом.2 Данько А.Ю. 01.10.2019, о чем свидетельствует ее подпись (т.1 л.д. 68-112). В протоколе осмотра имеется запись о применении средств фотофиксации. Осмотр проводился в присутствии двух понятых.
Таким образом, нарушений требований ст.27.8 КоАП РФ при проведении осмотра и составлении протокола судом не установлено. В связи с чем указанные доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Следовательно, административным органом объективно доказано наличие в деянии лица объективной стороны вменяемого административного правонарушения.
Доказательств, подтверждающих соблюдение установленных требований к выкладке молочной и молокосодержащей продукции и опровергающих выводы административного органа, АО "Тандер" не представлено.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае обществом не были своевременно предприняты все зависящие от него меры для соблюдения установленных правил и норм содержания объектов недвижимости.
Совершенное правонарушение не было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля лица, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него для надлежащего исполнения требований законодательства.
Обстоятельств исключающих вину не установлено.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено, срок привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Наказание в размере 10 000 руб. назначено в минимальном размере санкции ст.14.15 КоАП РФ.
Таким образом, решение суда первой инстанции является верным.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не усматривается.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 17.02.2020 по делу N А36-12473/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок в порядке части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-12473/2019
Истец: АО "Тандер"
Ответчик: Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в Данковском, Лев-Толстовском, Чаплыгинском районах
Третье лицо: Управление Роспотребнадзора по Липецкой области