город Омск |
|
14 мая 2020 г. |
Дело N А75-19364/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 мая 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-18081/2019) общества с ограниченной ответственностью "Фарммед" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.11.2019 по делу N А75-19364/2019 (судья Истомина Л.С.), принятое по заявлению Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу (ОГРН 1047200660870, ИНН 7202130767) к обществу с ограниченной ответственностью "Фарммед" (ОГРН 1168617058928 от 28.04.2016, ИНН 8602267694, место нахождения: 628406, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Ивана Захарова, д. 19, оф. 3) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципального образования Городской округ Сургут в лице Администрации города Сургута,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
установил:
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - территориальный орган Росздравнадзора, заявитель, административный орган) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Фарммед" (далее - ООО "Фарммед", заинтересованное лицо, общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование городской округ Сургут в лице администрации города Сургута (далее - третье лицо, администрация).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.11.2019 по делу N А75-19364/2019 заявление удовлетворено. ООО "Фарммед" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного приостановления фармацевтической деятельности, осуществляемой по адресу: г. Сургут, ул. Ивана Захарова, д. 19, офис 3, сроком на 30 суток.
Возражая против принятого по делу решения, заинтересованное лицо в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает на неизвещение общества о проведении проверки, существенное нарушение порядка проведения таковой, недоказанность возникновения в результате действий (бездействия) заинтересованного лица угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В письменных отзывах на жалобу заявитель и третье лицо просят оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменные отзывы на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что ООО "Фарммед" осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии на осуществлении фармацевтической деятельности от 05.02.2018 N ЛО-86-02-000842-18, действующей бессрочно, выданной Службой по контролю и надзору в сфере здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по адресу осуществления деятельности юридического лица: 628406, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Ивана Захарова, д. 19, офис 3.
На основании приказа территориального органа Росздравнадзора от 27.08.2019 N П72-241/19 в период с 04.09.2019 по 01.10.2019, согласованного прокуратурой 27.08.2019, в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки доводов, изложенных в обращении физического лица.
В результате проведения проверки в аптеке готовых лекарственных форм по адресу: 628403, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Ивана Захарова, д. 19, офис 3, выявлены нарушения пункта 6 статьи 55 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ), подпункта "г" пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081, требований приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.04.2014 N 183н "Об утверждении перечня лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету" (далее - приказ N 183н), от 17.06.2013 N 378н "Об утверждении правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения" (далее - приказ N 378н), выразившиеся в следующем:
- в торговом зале у кассы находятся лекарственные препараты, подлежащие предметно-количественному учету, без вторичных упаковок: тропикамид, капли глазные, 1,0 5, 10 мл, серия 1907101, годен до 04.2022 - 9 флаконов; тропикамид-СОЛОфарм, капли глазные, 1,0 %, 10 мл, серия 30519, годен до 06.2022 - 10 флаконов; тропикамид, капли глазные, 1 %, 10 мл, серия 60519, годен до 06.2021 - 10 флаконов; лирика, 150 мг капсулы, серия СА9885, годен до 02.2022 - 8 блистеров по 14 капсул; прегабалин-СЗ, 300 мг капсулы, серия 60719, годен до 07.2022 - 4 блистера по 14 капсул; нурофен плюс, капсулы, серия НВ076, годен до 06.2022 - 13 блистеров по 12 капсул. При этом указанные препараты на товарных остатках по состоянию на 05.09.2019 отсутствуют. Документы, подтверждающие расход лекарственных препаратов по рецептам формы 148-1у/-88 на лекарственные препараты предметно-количественного учета, выписанные медицинскими работниками, не представлены. Приобретение и реализация указанных лекарственных препаратов не подтверждена товарно-сопроводительными документами. Записи в Журнале учета операций, связанных с обращением лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, отсутствуют;
- нарушаются указанные на первичной и вторичной упаковках производителя условия хранения лекарственных средств: ретинол ацетат, 33 тыс. МЕ, капсулы N 10, серия 0101118, годен до 02.2020, 5 блистеров, хранится на открытой полке (допустимо хранить в сухом защищенном от света месте); валидол Авексима, таблетки подъязычные, N 20, серия 145519, годен до 06.2021, 20 упаковок, хранится при температуре + 23 °С (допустимая до +18 °С); натрия тетраборат, раствор для местного применения, 20%, 60 г, серия 110419, годен до 05.2022, 16 флаконов, хранится в материальной комнате при температуре + 23 °С (допустимая до +22 °С); нистатин мазь для наружного применения, 100 000 ЕД/г, 30 г, серия 131118, годен до 11.2021, 6 упаковок, хранится в фармацевтическом холодильнике N 1 при температуре + 6,2 °С (допустимая не выше +5 °С); Зеленина капли, капли для приема внутрь, 25 мл, серия 010218, годен до 02.2020, 4 флакона, хранятся в фармацевтическом холодильнике N 2 при температуре + 11,8 °С (допустимая от +15 °С);
- отсутствуют лекарственные препараты, наличие которых обязательно для аптек (готовых лекарственных форм, производственных, производственных с правом изготовления асептических лекарственных препаратов), а именно: нитроглицерин (аэрозоль или спрей подъязычный дозированный; таблетки); спиронолактон (капсулы или таблетки); дексаметазон (таблетки); диксициклин (капсулы или таблетки); парацетамол (сироп или суспензия для приема внутрь); беклометазон (аэрозоль для ингаляций дозированный); лоратадиин (сироп); пилокарпин (капли глазные).
Результаты проверки отражены в акте от 01.10.2019 N 136.
Установив в деянии общества признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, административный орган составил в отношении ООО "Фарммед" протокол от 04.10.2019 N 123 об административном правонарушении.
Изложенные обстоятельства явились основанием обращения территориального органа Росздравнадзора в суд с настоящим заявлением.
Требования заявителя удовлетворены судом первой инстанции, с чем заинтересованное лицо не согласилось, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечанием к указанной норме Кодекса установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Объективную сторону вменяемого предпринимателю правонарушения по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ образует осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований.
Объектом указанного нарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.
Субъектами данного правонарушения являются лица, осуществляющие лицензируемые виды предпринимательской деятельности и имеющие соответствующие лицензии.
С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
Таким образом, вменяя учреждению нарушение части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, административный орган в силу статьи 65 и части 5 статьи 205 АПК РФ должен доказать, что предпринимательская деятельность осуществлена с нарушением условий лицензии.
При этом для установления события административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, административному органу следует выяснить, осуществляется ли фактически лицом, в отношении которого проводится проверка соблюдения лицензионных требований, предпринимательская деятельность, в случае ее осуществления - соблюдаются ли при этом условия лицензии.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 99-ФЗ под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Согласно пункту 47 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности установлен Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" (далее - Положение о лицензировании).
Пунктом 6 указанного Положения о лицензировании предусмотрено, что осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных пунктом 5 Положения о лицензировании.
Согласно подпункту "г" пункта 5 Положения о лицензировании к лицензионным требованиям при осуществлении фармацевтической деятельности относится, в том числе, соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения: аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, - правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, требований части 6 статьи 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 58.1 Федеральный закона N 61-ФЗ).
Предметно-количественный учет лекарственных средств для медицинского применения ведут производители лекарственных средств, организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность, и медицинские организации, осуществляющие обращение лекарственных средств для медицинского применения, путем регистрации любых связанных с их обращением операций, при которых изменяется их количество и (или) состояние, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения (далее - специальные журналы, пункт 3 статьи 58.1 Федерального закона N 61-ФЗ).
Правила ведения и форма журнала лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, утверждены приказом N 378н. В свою очередь, правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утверждены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.07.2017 N 403н (далее - Правила отпуска).
Согласно пункту 4 Правил отпуска по рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы N 148-1/у-88, отпускаются лекарственные препараты, включенные в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету.
В силу пункта 14 Правил отпуска остаются и хранятся у субъекта розничной торговли рецепты (с отметкой "Лекарственный препарат отпущен") на: наркотические и психотропные лекарственные препараты списка II, психотропные лекарственные препараты списка III - в течение пяти лет; лекарственные препараты, отпускаемые бесплатно или со скидкой, - в течение трех лет; комбинированные лекарственные препараты, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, внесенные в списки II и III Перечня, изготовленные в аптечной организации, лекарственные препараты, обладающие анаболической активностью, лекарственные препараты, подлежащие предметно-количественному учету, - в течение трех лет.
Лекарственные препараты "Тропикамид" и "Лирика" (прегабалин) подлежат предметно-количественному учету на основании раздела IV приказа N 183н.
Материалы дела свидетельствуют об отпуске обществом лекарственных препаратов "Тропикамид" и "Лирика" (прегабалин) без рецепта врача. При этом реализация таких препаратов не была учтена в специальном журнале, что нарушает приведенные положения правового регулирования. Приобретение и реализация лекарственных препаратов не подтверждена товарно-сопроводительными документами, рецептами или требованиями медицинских организаций, которые согласно пункту 14 Правил отпуска должны храниться три года.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 58 Федерального закона N 61-ФЗ хранение лекарственных средств осуществляется производителями лекарственных средств, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность, медицинскими организациями, ветеринарными организациями и иными организациями, осуществляющими обращение лекарственных средств; правила хранения лекарственных средств утверждаются соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу подпункта "з" пункта 5 Положения о лицензировании лицензиат, осуществляющий хранение лекарственных средств для медицинского применения, должен соблюдать правила хранения лекарственных средств для медицинского применения.
В соответствии с пунктом 49 Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных средств, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.08.2016 N 646н, лекарственные препараты размещают в помещениях и (или) зонах для хранения лекарственных препаратов в соответствии с требованиями нормативной документации и (или) требованиями, указанными на упаковке лекарственного препарата, с учетом физико-химических свойств лекарственных препаратов; фармакологических групп; способа введения лекарственных препаратов.
В соответствии с пунктом 3 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных приказом здравоохранения Российской Федерации от 23.08.2010 N 706н (далее - Правила N 706н), в помещениях для хранения лекарственных средств должны поддерживаться определенные температура и влажность воздуха, позволяющие обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств.
В соответствии с пунктом 7 Правил N 706н помещения для хранения лекарственных средств должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами (электронными гигрометрами) или психрометрами). Измерительные части этих приборов должны размещаться на расстоянии не менее 3 м от дверей, окон и отопительных приборов. Приборы и (или) части приборов, с которых производится визуальное считывание показаний, должны располагаться в доступном для персонала месте на высоте 1,5 - 1,7 м от пола. Показания этих приборов должны ежедневно регистрироваться в специальном журнале (карте) регистрации на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией (для электронных гигрометров), который ведется ответственным лицом. Журнал (карта) регистрации хранится в течение одного года, не считая текущего. Контролирующие приборы должны быть сертифицированы, калиброваны и подвергаться поверке в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 32 Правил N 706н хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры (термолабильные лекарственные средства), организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации.
Хранение лекарственных препаратов для медицинского применения осуществляется в соответствии с требованиями государственной фармакопеи и нормативной документации, а также с учетом свойств веществ, входящих в их состав (пункт 40 Правил N 706н). Организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять хранение лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями к их хранению, указанными на вторичной (потребительской) упаковке указанного лекарственного препарата (пункт 42 Правил N 706н).
В результате проведенной административным органом проверки установлено, что обществом нарушаются указанные на первичной и вторичной упаковках производителя условия хранения лекарственных средств: ретинол ацетат, 33 тыс. МЕ, капсулы N 10, 5 блистеров, хранится на открытой полке (допустимо хранить в сухом защищенном от света месте); валидол Авексима, таблетки подъязычные N 20, 20 упаковок, хранится при температуре + 23 °С (допустимая до +18 °С); натрия тетраборат, раствор для местного применения, 20 %, 60 г, 16 флаконов, хранится в материальной комнате при температуре + 23 °С (допустимая до + 22 °С); нистатин мазь для наружного применения, 100 000 ЕД/г, 30 г, 6 упаковок, хранится в фармацевтическом холодильнике N 1 при температуре + 6,2 °С (допустимая не выше +5 °С); Зеленина капли, капли для приема внутрь, 25 мл, 4 флакона, хранятся в фармацевтическом холодильнике N 2 при температуре + 11,8 °С (допустимая от +15 °С). Обстоятельства нарушения обществом условий хранения лекарственных препаратов подтверждены материалами дела.
В нарушение требований пункта 6 статьи 55 Федерального закона N 61-ФЗ, пункта 38 Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.08.2016 N 647н, ООО "Фарммед" не обеспечено наличие в аптечном учреждении минимального ассортимента лекарственных средств, что в соответствии с подпунктом "г" пункта 5 Положения о лицензировании, отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований.
Установленные административным органом нарушения свидетельствуют о том, что действия заинтересованного лица составляют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Указанные в акте проверки и протоколе об административном правонарушении нарушения лицензионных требований, по существу не оспариваются ООО "Фарммед".
Возражая против привлечения к административной ответственности, ООО "Фарммед" указывает, что у административного органа не имелось оснований для проведения внеплановой проверки, о проведении проверки общество не уведомлялось, в протоколе об административном правонарушении не указаны дата и место совершения административного правонарушения. При этом, по утверждению подателя апелляционной жалобы, в аптечном пункте по адресу г. Сургут, ул. Лермонтова, 3 (указан в протоколе как место совершения правонарушения), заинтересованное лицо деятельность не осуществляет.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы жалобы общества на основании следующего.
В соответствии с подпунктом 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) основанием проведения внеплановой проверки служит мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно приказу о проведении внеплановой выездной проверки от 27.08.2019 N П72-241/19 проверка проведена с целью проверки доводов, изложенных гражданкой Б. в обращении, поступившем из Управления по работе с обращениями граждан Аппарата Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (от 19.08.2019 N В72-755/19).
В поименованном обращении гражданином изложено требование о принятии мер по факту безрецептурного отпуска лекарственных средств в аптечном пункте по ул. И. Захарова, д. 19, г. Сургут. Из обращения следует, что несмотря на многочисленные обращения в прокуратуру г. Сургута и администрацию г. Сургута, аптека продолжает отпускать подросткам лекарственные препараты без рецепта врача, в результате чего во дворе дома постоянно находятся и пребывают молодые люди в состоянии наркотического опьянения. В заявлении содержатся сведения о фактах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, а также данные, позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора).
В результате рассмотрения обращения физического лица должностным лицом административного органа вынесено мотивированное представление о необходимости проведения внеплановой проверки от 20.08.2019. Согласно представлению в ходе телефонного разговора с обратившимся лицом подтверждена его личность и установлено, что обращение не является анонимным.
Проведение в отношении ООО "Фарммед" внеплановой выездной проверки согласовано прокуратурой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 27.08.2019). Приказ о проведении внеплановой выездной проверки вручен представителю ООО "Фарммед" Колеснику В.В., действовавшему по ордеру от 05.09.2019 N 0965, при проведении проверки присутствовал фармацевт ООО "Фарммед" Яваев Е.Д. (приказ от 03.09.2019 N 12). Представитель общества получил акт проверки и был уведомлен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Ввиду того, что внеплановая выездная проверка проведена по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, у административного органа отсутствовала обязанность по уведомлению юридического лица не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения.
Следовательно, внеплановая выездная проверка проведена территориальным органом Росздравнадзора с соблюдением требований, установленных Федеральным законом N 294-ФЗ.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции представителем административного органа пояснено, что в протоколе от 04.10.2019 N 123 об административном правонарушении допущена опечатка при указании места совершения правонарушения на листе 1. Указанная опечатка не влечет признание данного процессуального документа недопустимым доказательством и является очевидной. В протоколе об административном правонарушении содержатся верные данные об адресе аптеки, в которой выявлены грубые нарушения лицензионных требований, из его содержания следует, что нарушения выявлены в ходе выезда 05.09.2019.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса).
Фармацевтическая деятельность отнесена действующим законодательством к числу особо значимых видов экономической (хозяйственной) деятельности, подлежащей лицензированию, что свидетельствует о том, что соблюдение ООО "Фарммед" лицензионных требований и правил при осуществлении указанной деятельности является необходимым условием для создания гарантий не нанесения ущерба правам, законным интересам граждан.
Материалы дела не свидетельствуют о принятии обществом всех зависящих от него необходимых мер для обеспечения соблюдения требований законодательства при осуществлении лицензионной деятельности. В материалах дела отсутствуют доказательства, из которых следует, что правонарушение вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению вышеуказанных требований законодательства Российской Федерации.
С учетом изложенного в действиях ООО "Фарммед" нашел подтверждение состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Оснований для применения части 3.2. статьи 4.1 и положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Санкцией части 4 статьи 14.1 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрено наказание в виде наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (статья 3.1 КоАП РФ).
В силу положений части 1 статьи 3.12 КоАП РФ обстоятельствами, при наличии которых может быть назначено наказание в виде административного приостановления деятельности является, в том числе, совершение административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность. Перечисленные обстоятельства служат основаниями для административного приостановления деятельности, если менее строгий вид наказания, предусмотренный санкцией соответствующей нормы КоАП РФ, не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Административное приостановление деятельности, обеспечивая реализацию задач законодательства об административных правонарушениях, применяется в отношении конкретного лица, если выявленное в его действиях правонарушение предусматривает такой вид наказания, имеются предусмотренные законом обстоятельства для его назначения и менее строгое наказание не сможет обеспечить достижение целей наказания.
По убеждению апелляционного суда, допущенное ООО "Фарммед" административное правонарушение посягает не только на установленный законом порядок обращения лекарственных средств, но и на основополагающие принципы деятельности государства, связанные с защитой граждан, в первую очередь несовершеннолетних, от незаконного (безрецептурного) распространения одурманивающих лекарственных средств.
В соответствии с письмом Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.10.2019, согласно данным БУ "Сургутская клиническая психоневрологическая больница" потенциально любой лекарственный препарат при приеме без назначения врача, а также при приеме в сверхтерапевтических (токсических) дозировках вызывает интоксикацию, по клинической картине сходную с опьянением, а при систематическом бесконтрольном приеме вызывает наркогенный эффект, то есть привыкание и пристрастие, формируя развитие зависимости. Появление медико-социальных последствий продолжающейся интоксикации - вопрос времени. Такими последствиями могут быть и токсическая передозировка с последующим летальным исходом, либо инвалидизацией, развитие недостаточности функционирования жизненно важных внутренних органов, таких как печень, сердце, почки, нарушения работы нервной системы, и как следствие, нарушение психических процессов. В письме приводятся данные об увеличении распространенности пагубного употребления ненаркотических препаратов по сравнению с 2018, 2017 годами, на основании чего делается вывод о необходимости ужесточения системы мер контроля за обращением лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
При этом проверкой выявлено, что ООО "Фарммед" закупались лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету, однако никакой учет этих средств не велся, на основании чего суд приходит к заключению о приобретении обществом данных средств исключительно с целью безрецептурной продажи гражданам, включая несовершеннолетних лиц, что полностью подтверждает обоснованность обращения гражданки Б., указывающей, что во дворе дома постоянно находятся несовершеннолетние с признаками наркотического опьянения.
Таким образом, вопреки утверждению подателя апелляционной жалобы, действия общества повлекли возникновение реальной угрозы жизни и здоровью граждан, предпосылок к совершению различных правонарушений лицами, находящимися под воздействием психоактивных лекарственных средств, а также иным негативным последствиям. Иное не следует из материалов дела и не обосновано обществом.
При установленных обстоятельствах назначение наказания в виде административного штрафа не будет способствовать достижению цели административного наказания. Назначив обществу наказание в виде административного приостановления деятельности сроком на тридцать суток, суд первой инстанции правильно применил нормы административного законодательства, установил соответствие между правонарушением и его последствиями, а также санкцией, создав также стимул для приведения деятельности общества в соответствие с требованиями закона.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен. Порядок привлечения общества к ответственности соблюден.
Удовлетворив заявление территориального органа Росздравнадзора о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение по делу.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 204 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, поэтому судебные расходы по уплате таковой при подаче апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не распределяются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фарммед" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.11.2019 по делу N А75-19364/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-19364/2019
Истец: Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Тюменской области, Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Тюменской области, Ханты-Мансийскому округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу, ТО Росздравнадзора по Тюменской области, ХМАО-Югре и ЯНАО
Ответчик: ООО "ФАРММЕД"
Третье лицо: администрация города сургута