Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 сентября 2020 г. N Ф07-4939/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
15 мая 2020 г. |
Дело N А56-166372/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Медведевой И.Г.
судей Слоневской А.Ю., Савиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Куляевым С.Д.
при участии:
от истца: Рудова О.И., представитель по доверенности от 05.06.2019, паспорт,
от ответчика: Козлов Д.М., представитель по доверенности от 07.11.2019, паспорт,
от 3-их лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6706/2020) Жилищного комитета на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.01.2020 по делу N А56-166372/2018 (судья Герасимова М.С.), принятое
по иску ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
к Жилищному комитету
третьи лица:
1) ТСЖ "Комендантский"
2) ООО "Жилкомсервис N 3 Московского района"
3) ООО "Жилкомсервис N 2 Петроградского района"
4) ТСЖ "Шаврова 25/1"
о взыскании
установил:
ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Жилищному комитету (далее - ответчик) о взыскании 680 608,52 руб. убытков в виде разницы в тарифах за потребленную тепловую энергию, в том числе 643 322,30 по договору N 8690.037.1 от 01.10.2008 за период с февраля по март 2017 года, 1 007,95 руб. по договору N 15220.039.1 от 01.12.2014 за ноябрь 2015 года, 3 479,54 руб. по договору N 9312.041.1 от 01.10.2008 за ноябрь 2015 года, 12 165,01 руб. по договору N10857.041.1 от 01.12.2008 за период с октября по ноябрь 2015 года, 20 633,72 руб. по договору N 8525.037.1 от 01.09.2008 за декабрь 2016 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены, ТСЖ "Комендантский", ООО "Жилкомсервис N 3 Московского района", ООО "Жилкомсервис N 2 Петроградского района", ТСЖ "Шаврова 25/1".
Решением от 30.01.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Жилищный комитет просит указанное решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для взыскания с Комитета задолженности по оплате тепловой энергии по разнице в тарифах за ноябрь 2017 года по договору N 4940.036.1 от 15.11.2016.
В отзыве на апелляционную жалобу истец, выражая свое согласие с обжалуемым судебным актом, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, указывая на то, что объем оказанных истцом в спорный период услуг теплоснабжения по договору, заключенному с ТСЖ "Комендантский" установлен вступившими в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.07.2019 по делу N А56-27759/2019; порядок предоставления субсидий ранее января 2016 года регламентирован Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2016 N 1258 "О Порядке предоставления в 2017 гожу субсидий теплоснабжающим (ресурсоснабжающим) организациям на компенсацию выпадающих расходов (возмещение выпадающих доходов прошлых лет)"; акт сверки объемов тепловой энергии был подписан ТСЖ "Шаврова 25/1" без разногласий в ноябре 2016 года.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Третьи лица, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили, апелляционный суд, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, апелляционный суд не установил оснований для его отмены или изменения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (Предприятие) были заключены следующие договоры теплоснабжения в горячей воде:
- договор N 8690.037.1 от 01.10.2008 с ТСЖ "Комендантский";
- договор N 15220.039.1 от 01.12.2014 с ООО "Жилкомсервис N3 Московского района";
- договор N 9312.041.1 от 01.10.2008 с ООО "Жилкомсервис N2 Петроградского района";
- договор N 10857.041.1 от 01.12.2008 с ООО "Жилкомсервис N2 Петроградского района";
- договор N 8525.037.1 от 01.09.2008 с ТСЖ "Шаврова 25/1".
В соответствии с данными договорами предприятие обеспечивает подачу (поставку) исполнителю через присоединенную сеть коммунального ресурса на точку поставки, а исполнитель обязуется принимать и своевременно оплачивать принятый коммунальный ресурс, а также соблюдать предусмотренный настоящим договором режим его потребления, обеспечивать безопасность ее эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением коммунального ресурса.
По условиям договоров стоимость коммунального ресурса рассчитывается по тарифам, установленным уполномоченным органом власти в области государственного регулирования тарифов.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 Закона N 190-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится реализация предусмотренных частью 3 статьи 7 названного Закона полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
В соответствии с распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 18.12.2014 N 569-р "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на территории Санкт-Петербурга на 2015 год" в период с 01.07.2015 по 31.12.2015 установлен тариф в размере 2 077,92 руб./Гкал (с учетом НДС).
В соответствии с распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.12.2014 N 596-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе, предоставляемые для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2015 год" в период с 01.07.2015 по 31.12.2015 установлен тариф в размере 1 541,78 руб./Гкал (с НДС).
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 N 363-р "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербург" на территории Санкт-Петербурга на 2016-2018 годы" в период с 01.07.2016 по 31.12.2016 и с 01.2017 по 06.2017 установлен тариф в размере 2 392,44 руб./Гкал (с НДС).
В соответствии с распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 N 377-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе горячего водоснабжения, предоставляемые гражданам, и тарифов на тепловую энергию и горячую воду для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2016 за период с 01.07.2015 по 31.12.2016 установлен тариф в размере 1 621,95 руб./Гкал (с НДС).
В соответствии с распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.12.2016 N 249-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе горячего водоснабжения, предоставляемые гражданам, и тарифов на тепловую энергию и горячую воду для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2017 г. за период с 01.01.2017 по 30.06.2017 установлен тариф в размере 1621,95 руб./Гкал (с НДС).
В связи с применением истцом указанных тарифов, возникла разница в тарифах между экономически обоснованным тарифом (тарифом для ГУП "ТЭК СПб") и тарифом для населения, в связи с чем, у ответчика образовалась задолженность в общей сумме 680 608,52 руб., из которой:
- 643 322,30 руб. по договору N 8690.037.1 от 01.10.2008 за период февраль-март 2017;
- 1 007,95 руб. по договору N 15220.039.1 от 01.12.2014 за период ноябрь 2015;
- 3 479,54 руб. по договору N 9312.041.1 от 01.10.2008 за период ноябрь 2015;
- 12 165,01 руб. по договору N 10857.041.1 от 01.12.2008 за период октябрь-ноябрь 2015;
- 20 633,72 руб. по договору N 8525.037.1 от 01.09.2008 за период декабрь 2016.
В ответе от 24.04.2017 ответчик отказал истцу в перечислении субсидии (абонент ТСЖ "Комендантский"), сославшись на тот факт, что акты сверок объемов тепловой энергии исполнителем коммунальных услуг подписаны не были.
В ответах от 04.12.2018 и от 23.10.2018 ответчик отказал истцу в перечислении субсидии (по абонентам ООО "ЖКС N 3 Московского района" и ООО "ЖКС N 2 Петроградского района"), сославшись на тот факт, что предоставление субсидий за периоды ранее января 2016 не предусмотрено Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2017 N 1174 "О Порядке предоставления в 2018 году субсидий теплоснабжающим организациям на компенсацию выпадающих доходов, связанных с применением льготных и (или) регулируемых тарифов на тепловую энергию".
В ответе от 11.12.2018 ответчик отказал истцу в перечислении субсидии (по абоненту ТСЖ "Шаврова 25/1"), сославшись на тот факт, что акты сверок объемов тепловой энергии не были подписаны со стороны исполнителя коммунальных услуг.
Между тем, согласно объяснениям истца, объем оказанных истцом в спорный период услуг теплоснабжения по договору, заключенному с ТСЖ "Комендантский" установлен вступившими в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.07.2019 по делу N А56-27759/2019; акт сверки объемов тепловой энергии был подписан ТСЖ "Шаврова 25/1" без разногласий в ноябре 2016 года.
Порядок предоставления субсидий, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, возникших за период с октября по ноябрь 2015 года регламентирован Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2016 N 1258 "О Порядке предоставления в 2017 году субсидий теплоснабжающим (ресурсоснабжающим) организациям на компенсацию выпадающих расходов (возмещение выпадающих доходов прошлых лет)".
Порядок предоставления субсидий, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, возникших за период с декабря 2016 года по март 2017 года регламентирован Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2017 N 1174 "О Порядке предоставления в 2018 году субсидий ресурсоснабжающим организациям на возмещение выпадающих доходов".
Согласно указанным Порядкам, разница в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских подлежит компенсации из бюджета Санкт-Петербурга путем выделения на безвозвратной и безвозмездной основе целевых субсидий.
Между ГУП "ТЭК СПб" и Жилищным комитетом подписаны Соглашения о порядке предоставления субсидий в спорные периоды. В соответствии с пунктами данных Соглашений Предприятие направило в адрес ответчика претензии с просьбой выделить недополученные денежные средства в виде субсидии на возмещение выпадающих доходов за указанный период.
Ссылаясь на то, что Жилищный комитет не в полном объеме возместил разницу в тарифах за спорный период, ГУП "ТЭК СПб" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о возмещении выпадающих доходов предприятия при поставке тепловой энергии в размере 680 608,52 руб.
Суд первой инстанции удовлетворили иск предприятия, признав его обоснованным по праву и по размеру.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Разница между тарифом на тепловую энергию, отпускаемую предприятием, и тарифом для расчета размера платы за предоставляемую гражданам коммунальную услугу по отоплению и горячему водоснабжению компенсируется из бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию.
Порядок предоставления субсидий предусматривает, что величина субсидий определяется как разница между стоимостью фактически приобретенного у ресурсоснабжающих организаций либо абонентов ресурсоснабжающих организаций объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам тарифу на тепловую энергию, отпускаемую ресурсоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год и стоимостью того же объема тепловой энергии по тарифу, установленному Комитетом по тарифам для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год.
Таким образом, межтарифная разница представляет собой реальные расходы ресурсоснабжающей организации, возникающие вследствие применения в расчетах за отпускаемый ресурс тарифов на уровне ниже экономически обоснованных.
Поскольку Жилищный комитет не представил доказательств возмещения предприятию межтарифной разницы за спорный период в полном объеме, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленного предприятием требования о взыскании 680 608,52 руб. задолженности по субсидиям.
При этом, наличие или отсутствие вины и бездействия со стороны Санкт-Петербурга не влияет на установление компенсации потерь, вызванных межтарифной разницей, и необходимость их возмещения Жилищным комитетом.
Доводы жалобы об отсутствии правовых оснований для взыскания с Комитета задолженности по оплате тепловой энергии по разнице в тарифах за ноябрь 2017 года по договору N 4940.036.1 от 15.11.2016, апелляционным судом отклоняются, поскольку данный договор и указанный в жалобе период не являются предметом настоящего спора.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция считает, что иск предприятия удовлетворен правомерно. При рассмотрении дела суд первой инстанции полно и объективно установил фактические обстоятельства, правильно применил нормы материального и процессуального права. В связи с этим основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Жилищного комитета отсутствуют.
Расходы по оплате госпошлины распределены по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.01.2020 по делу N А56-166372/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Г. Медведева |
Судьи |
А.Ю. Слоневская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-166372/2018
Истец: ГУП "ТЭК СПб"
Ответчик: Жилищный комитет
Третье лицо: ООО "ЖКС N2 ПЕТРОГРАДСКОГО РАЙОНА", ООО "ЖКС N3 МОСКОВСКОГО РАЙОНА", ТСЖ "КОМЕНДАНТСКИЙ", ТСЖ "ШАВРОВА 25/1"