г. Саратов |
|
15 мая 2020 г. |
Дело N А12-45317/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 13.05.2020 года.
Полный текст постановления изготовлен - 15.05.2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алижановой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Сибрикова Валерия Владимировича
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06 марта 2020 года по делу N А12-45317/2019 (судья С. Г. Пильник)
по заявлению индивидуального предпринимателя Сибрикова Валерия Владимировича (404143, Волгоградская обл., Среднеахтубинский район, р. п. Средняя Ахтуба, ул. Октябрьская, д. 84, кв. 116, ИНН 342803197633, ОГРН 319344300103975)
к Администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области (404143, Волгоградская обл., Среднеахтубинский район, р. п. Средняя Ахтуба, ул. Ленина, д. 65, ИНН 3428928021, ОГРН 1023405173318), Администрации рабочего поселка Средняя Ахтуба Среднеахтубинского района Волгоградской области (404143, Волгоградская обл., Среднеахтубинский район, р. п. Средняя Ахтуба, ул. Советская, д. 69, ИНН 3428903700, ОГРН 1033400712575)
о признании незаконным отказа по включению в схему размещения нестационарных торговых объектов.
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Сибриков Валерий Владимирович (далее - заявитель, предприниматель, ИП Сибриков В.В.) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным отказа во включении места размещения нестационарного торгового объекта по адресу: р.п. Средняя Ахтуба, ул. Октябрьская, 77 "е", в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Среднеахтубинского муниципального района на 2017-2021 годы, выраженного в письмах администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области N 641 от 21.11.2019 и администрации городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области N 2980 от 26.11.2019.
Кроме того заявитель просит обязать Администрацию Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области включить в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Среднеахтубинского муниципального района на 2017-2021 годы место размещения павильона площадью 42 кв.м. по адресу: р.п. Средняя Ахтуба, ул. Октябрьская, 77 "е", для торговли хлебобулочными изделиями.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 06.03.2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ИП Сибриков В.В. не согласился с решением суда первой инстанции и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Администрация Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области представила отзыв на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 17.04.2020, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 05.10.2015 года к договору аренды земельного участка N 12/2006 от 27.06.2006 подписано дополнительное соглашение, по условиям которого Арендатором земельного участка площадью 28 кв.м. стал Сибриков Валерий Владимирович, срок действия договора аренды установлен с 12.10.2015 по 31.12.2016.
Постановлением администрации Среднеахтубинского муниципального района от 18.11.2016 N 637 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области на 2017 - 2021 годы. В Схеме в пункте 38 было предусмотрено размещение нестационарного торгового объекта - киоска под продажу хлебобулочных изделий площадью 28 кв.м. по адресу: р.п.Средняя Ахтуба, ул. Октябрьская, д. 77Е.
25.01.2017 в администрацию Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области из администрации рабочего поселка Средняя Ахтуба Среднеахтубинского района Волгоградской области поступило обращение Сибрикова В.В. об исключении из Схемы торгового места по адресу р.п. Средняя Ахтуба ул. Октябрьская, 77 "е" в связи с нецелесообразностью использования.
Решением межведомственной комиссии по размещению нестационарных торговых объектов на территории Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области принято решение об исключении торгового места по адресу: р.п. Средняя Ахтуба ул. Октябрьская, 77"е" из Схемы.
Постановлением администрации Среднеахтубинского муниципального района от 26.04.2017 N 267 внесены изменения в постановление администрации Среднеахтубинского муниципального района от 18.11.2016 N 637 и утверждена Схема в новой редакции, где нестационарный торговый объект (НТО) по адресу: р.п. Средняя Ахтуба, ул. Октябрьская, 77 "е" отсутствует.
27.09.2019 года заявитель обратился к главе администрации городского поселения р.п. Средняя Ахтуба с заявлением о включении в схему размещения нестационарных объектов павильона площадью 42 кв.м. по адресу: р.п. Средняя Ахтуба, ул. Октябрьская, N 77 "е", для торговли хлебобулочными изделиями. Данное обращение направлено в администрацию Среднеахтубинского муниципального района для рассмотрении на межведомственной комиссии по размещению нестационарных торговых объектов (письмо администрации городского поселения р.п. Средняя Ахтуба от 03.10.2019 N 2361).
На заседании комиссии по размещению нестационарных торговых объектов (протокол N 3 от 21.11.2019) принято решение об отказе во включении места размещения нестационарного торгового объекта по адресу: р.п. Средняя Ахтуба, ул. Октябрьская, 77 "е" в схему, в связи с несоответствием размещения нестационарного торгового объекта в таком месте требованиям нормативных правовых актов.
Письмом N 641 от 21.11.2019 администрация Среднеахтубинского муниципального района сообщила администрации городского поселения р.п. Средняя Ахтуба об отказе во включении места размещения нестационарного торгового объекта по адресу: р.п. Средняя Ахтуба, ул. Октябрьская, 77 "е" в Схему, в связи с несоответствием размещения нестационарного торгового объекта в таком месте требованиям нормативных правовых актов.
Администрация городского поселения р.п. Средняя Ахтуба направила заявителю письмо N 2980 от 26.11.2019 об отказе во включении места размещения нестационарного торгового объекта по адресу: р.п. Средняя Ахтуба, ул. Октябрьская, 77 е в схему, в связи с несоответствием размещения нестационарного торгового объекта в таком месте требованиям нормативных правовых актов.
Заявитель, полагая, что отказ во включении места размещения нестационарного торгового объекта по вышеназванному адресу в схему размещения нестационарных торговых объектов является незаконным и необоснованным, нарушающим права в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что место размещение НТО (спорного объекта) по адресу: р.п. Средняя Ахтуба, ул. Октябрьская, 77 "е", не соответствует пунктам 6.2, 6.3 "ГОСТ Р 54608-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Общие требования к объектам мелкорозничной торговли", поскольку размещается в охранной зоне сетей канализации. Кроме того, требования заявителя являются ненадлежащим способом защиты и попыткой изменить подсудность такого спора.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
Порядок и основания для принятия решения об исключении или об отказе в исключении места размещения нестационарного торгового объекта из Схемы принимается в соответствии с Порядком разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области, утвержденным приказом Комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 04.02.2016 N 14-ОД (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.2. Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов схема разрабатывается с учетом требований земельного законодательства, нормативных правовых актов в сфере градостроительной деятельности, сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия; санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, охраны окружающей среды, благоустройства, розничной торговли, в том числе регулирования оборота табачных изделий, алкогольной продукции (включая пиво и напитки, изготавливаемые на его основе) и иными нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные требования к размещению нестационарных торговых объектов и правил осуществления торговой деятельности.
Пунктом 2.4. Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов предусмотрено, что разработка схемы осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления или его структурным подразделением с учетом предложений органов государственной власти, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и граждан.
Для организации работы по разработке схемы или внесению в нее изменений уполномоченный орган местного самоуправления создает межведомственную комиссию, состав и порядок деятельности которой устанавливается нормативным правовым актом органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
Пунктом 2.7 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов предусмотрено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты и граждане, заинтересованные в разработке схемы могут направлять в уполномоченный орган свои предложения относительно мест размещения нестационарных торговых объектов.
Предложение заинтересованных лиц о включении мест размещения нестационарных торговых объектов в схему оформляется в виде заявления, которое должно содержать следующие сведения: адресные ориентиры, площадь места размещения нестационарного торгового объекта, предлагаемого для включения в схему; вид нестационарного торгового объекта, предлагаемого для включения в схему; вид деятельности, специализация (при ее наличии) нестационарного торгового объекта, предлагаемого для включения в схему.
К указанному заявлению прилагается копия инженерно-топографического плана в масштабе М 1:500 с нанесенными на нее границами места расположения нестационарного торгового объекта, предлагаемого для включения в схему.
Предложения могут быть поданы в течение 30 календарных дней со дня размещения информации о разработке схемы.
Уполномоченный орган в течение 30 календарных дней со дня истечения срока, указанного в пункте 2.7 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов, с учетом предложений заинтересованных лиц, разрабатывает проект схемы и осуществляет его согласование с органами местного самоуправления (их структурными подразделениями), уполномоченными: в области градостроительной деятельности; в области земельных отношений; в области организации благоустройства; в области обеспечения благоприятной окружающей среды; в области предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения; в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения; в области организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; в области торговли (пункт 2.8).
Срок согласования проекта схемы составляет не более 14 календарных дней с даты поступления в каждый из органов (структурных подразделений). Согласование, отказ в согласовании проекта схемы, замечания (предложения) к проекту схемы оформляются письменно и направляются в уполномоченный орган. В случае наличия у согласующих органов (их структурных подразделений) возражений относительно мест размещения нестационарных торговых объектов они указываются в письменных замечаниях с обоснованием причин таких возражений.
В случае неполучения согласованного проекта схемы согласующим органом (структурным подразделением) в течение 3-х рабочих дней с даты истечения установленного для согласования срока, проект схемы считается согласованным таким органом (структурным подразделением), что предусмотрено пунктом 2.10 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов.
Уполномоченный орган в течение 5-ти рабочих дней со дня истечения срока для согласования проекта схемы направляет его в комиссию с приложением предложений, указанных в пункте 2.7 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов, и документов о согласовании или отказе в согласовании проекта схемы, поступивших из согласующих органов (их структурных подразделений) (пункт 2.11 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов).
Проект схемы и документы, указанные в пункте 2.7 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов, рассматриваются на заседании комиссии в течение 5-ти рабочих дней со дня их поступления в комиссию (пункт 2.12 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов).
По результатам рассмотрения документов, указанных в пункте 2.7 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов, комиссия принимает решение о включении мест размещения нестационарных торговых объектов в схему или отказе во включении (пункт 2.13 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов).
Пунктами 2.15, 2.16 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов предусмотрено, что решение комиссии направляется в уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней со дня его принятия, а уполномоченный орган в течение 3 рабочих со дня получения решения комиссии размещает его на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Как установлено в ходе судебного разбирательства спорный объект, расположенный по адресу: р.п. Средняя Ахтуба, ул. Октябрьская, 77 "е", существует, расположен на территории общего пользования, в охранной зоне сетей канализации.
По улице Октябрьской линия застройки не сформирована, отсутствует планировочная организация территории. Улица Октябрьская является главной транспортно-планировочной осью, где сконцентрированы объекты обслуживания населения.
В связи с тем, что улица с прилегающими территориями образует общественно-деловую зону, необходима организация пешеходных потоков и комплексное благоустройство территории.
Согласно пунктам 6.2, 6.3 "ГОСТ Р 54608-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Общие требования к объектам мелкорозничной торговли" не допускается размещение объектов мелкорозничной торговли в охранной зоне инженерных сетей, под железнодорожными путепроводами и автомобильными эстакадами, а также в 5-метровой охранной зоне от входов (выходов) в подземные пешеходные переходы. Кроме того, при размещении объектов мелкорозничной торговли должны быть обеспечены благоустройство и оборудование мест размещения, в том числе удобный подъезд автотранспорта, не создающий помех для прохода пешеходов, заездные карманы.
Место размещение НТО (спорного объекта) по адресу: р.п. Средняя Ахтуба, ул. Октябрьская, 77 "е", не соответствует пунктам 6.2, 6.3 "ГОСТ Р 54608-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Общие требования к объектам мелкорозничной торговли", т.к. размещается в охранной зоне сетей канализации.
Судом первой инстанции правомерно отмечено, что предпринимателем не опровергнуты представленные администрацией доказательства о фактическом наличии сетей канализации на указанной территории.
Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства в отношении инженерных коммуникаций установлены Сводом правил СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" (утв. Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 820); Правилами охраны электрических сетей, размещенных на земельных участках, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон".
Размер ремонтно-охранных зон определен в соответствии с п. 12.35 (табл. 15) вышеуказанного СП 42.13330.2011. Данным пунктом установлен размер охранных зон для следующих видов инженерных сетей: водопровод и напорная канализация; самотечная канализация (бытовая и дождевая); дренаж (в том числе сопутствующий дренаж); тепловые сети; кабели силовые всех напряжений и кабели связи; каналы, коммуникационные тоннели; наружные пневмомусоропроводы.
Исходя из позиции, изложенной в Определении Верховного суда Российской Федерации от 07.08.2015 N 303-КГ15-8879, наличие в границах размещения нестационарного торгового объекта охранной зоны инженерных коммуникаций является основанием для отказа в заключении договора обеспечения жителей услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Таким образом, в силу действующего в настоящий момент законодательства, включение места размещения нестационарного торгового объекта по адресу: р.п. Средняя Ахтуба, ул. Октябрьская, д. 77 Е, в Схему размещения НТО невозможно.
Процедуру размещения нестационарных торговых объектов на территории Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области регламентирует Решение Среднеахтубинской районной Думы Волгоградской области от 22.12.2016 N 33/200 "Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области".
В соответствии с п. 1.3 указанного порядка, размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, утвержденной в установленном порядке (далее - Схема).
Исходя из положений п. 1.4 указанного порядка, размещение нестационарного торгового объекта осуществляется на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области без оформления земельно-правовых отношений.
Как было указано выше, на заседании комиссии по размещению нестационарных торговых объектов (протокол N 3 от 21.11.2019) принято решение об отказе во включении места размещения нестационарного торгового объекта по адресу: р.п. Средняя Ахтуба, ул. Октябрьская, 77 "е" в схему, в связи с несоответствием размещения нестационарного торгового объекта в таком месте требованиям нормативных правовых актов.
Принимая во внимание решение межведомственной комиссии письмами администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области N 641 от 21.11.2019 и администрации городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области N 2980 от 26.11.2019, предпринимателю сообщено об указанном решении.
Судебная коллегия отмечает, что по смыслу статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ целью утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов является не ограничение прав организаций и предпринимателей на использование земель для целей, не связанных со строительством, а необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимального обеспечения населения площадью торговых объектов.
При этом, частью 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ не предусмотрена обязанность администрации включать все торговые объекты в Схему размещения нестационарных торговых объектов.
Таким образом, невключение в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Среднеахтубинского муниципального района на 2017-2021 годы спорного места размещения нестационарного торгового объекта не является произвольным, обосновано несоответствием указанного места размещения нестационарного торгового объекта требованиям действующего законодательства.
Из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 N 225-О следует, что реализация законоположений в части включения нового торгового объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов по заявлению лица, обратившегося в орган местного самоуправления должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантией свободы экономической деятельности и поддержки конкуренции с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий - с другой. Органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условия для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства.
Правоприменительная практика исходит из того, что подаваемые субъектами предпринимательства заявления не являются безусловным основанием для включения мест торговли в схему размещения нестационарных торговых объектов; орган местного самоуправления с учетом необходимости обеспечения соблюдения и поддержания санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, а также в целях создания условия для удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг свободен в выборе мест (адресов) торговли, включаемых в схему размещения нестационарных торговых объектов, из всех возможных (допустимых) вариантов, а субъекты предпринимательской деятельности не наделены правом требовать включения конкретных мест (адресов) торговли в схему.
При этом, предметом спора является отказ предпринимателю во включении места размещения нестационарного торгового объекта по адресу р.п. Средняя Ахтуба, ул. Октябрьская, 77 "е" в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Среднеахтубинского муниципального района на 2017-2021 г.г., выраженный в письмах администраций.
В силу пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту, так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае совокупность указанных условий отсутствует.
При этом, следует принять во внимание и то, что Схема размещения нестационарных торговых объектов утверждается органом местного самоуправления в установленном порядке, подлежит официальному обнародованию, содержит предписания субъектам торговой деятельности относительно ассортимента товаров, типов и площади возводимых торговых объектов и по предмету регулирования затрагивает как права лиц, поименованных в схеме, так и права иных субъектов предпринимательской деятельности, имеющих намерение осуществлять данную деятельность на территории муниципального образования, круг которых не определен.
Признаки нормативного правового акта приведены в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", согласно которому данный акт характеризуется его изданием в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличием в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Таким образом, по правовой природе Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Среднеахтубинского муниципального района на 2017-2021 годы, утвержденная постановлением Администрации Среднеахтубинского муниципального района от 18.11.2016 N 637, является нормативным правовым актом.
Указанное согласуется с правовой позицией, изложенной в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.01.2016 N 117-АПГ15-8, а также изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2015 N 60-КГ15-2.
В связи с чем, судебная коллегия пришла к выводу о том, что в рассматриваемом случае требования заявителя о признании незаконным отказа во включении места размещения нестационарного торгового объекта по адресу р.п. Средняя Ахтуба, ул. Октябрьская, 77 "е" в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Среднеахтубинского муниципального района на 2017-2021 г.г., выраженного в письмах администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области N 641 от 21.11.2019 и администрации городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области N 2980 от 26.11.2019, являются ненадлежащим способом защиты и попыткой изменить подсудность данного спора.
Как следует из материалов дела, заявителем фактически оспаривается решение межведомственной комиссии, которым не согласовано включение в Схему размещения НТО на территории Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области на 2017-2021 годы, утвержденную постановлением Администрации Среднеахтубинского муниципального района от 18.11.2016 N 637, торговых мест ИП Сибрикова В.В.
При этом, в качестве восстановления нарушенного права исходя из заявленного предпринимателем требования может быть указано на обязание администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области включить в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Среднеахтубинского муниципального района на 2017-2021 г.г. места размещения павильона площадью 42 кв.м. по адресу р.п. Средняя Ахтуба, ул. Октябрьская, 77 "е", для торговли хлебобулочными изделиями.
В связи с чем, способом восстановления нарушенного права является обязание уполномоченного органа Среднеахтубинского муниципального района внести изменения в действующий нормативный правовой акт.
Однако, в настоящее время категория дел об оспаривании нормативных правовых актов подведомственна судам общей юрисдикции в силу положений пункта 1 части 2 статьи 1 и статьи 19 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В рассматриваемом случае, Схема размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров на территории Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области на 2017-2021 годы, утвержденная постановлением Администрации Среднеахтубинского муниципального района от 18.11.2016 N 637, в установленном порядке заявителем не оспорена. Исходя из изложенного, требования заявителя являются ненадлежащим способом защиты и попыткой изменить подсудность такого спора.
Исходя из условий частей 1, 2, 4 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. В случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица. Обращение в арбитражный суд осуществляется в том числе в форме: искового заявления - по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений; заявления - по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, по делам о несостоятельности (банкротстве), по делам особого производства и в иных случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия судом решения о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так и, нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Указание в резолютивной части судебного акта на определенный способ восстановления нарушенного права (в случае удовлетворения требований заявителя) направлено на достижение целей и задач арбитражного судопроизводства, то есть, прежде всего, на защиту пострадавшего лица.
Выбранный заявителем в данном случае способ судебной защиты не приводит к восстановлению нарушенного права, поскольку Схема размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров на территории Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области на 2017-2021 годы, утвержденная постановлением Администрации Среднеахтубинского муниципального района от 18.11.2016 N 637, является нормативным правовым актом и в установленном порядке заявителем не оспорена.
Таким образом, все доводы предпринимателя фактически сводятся к оспариванию Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области на 2017-2021 годы, в части не включения в нее спорного места.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к повторению утверждений исследованных и отклоненных арбитражным судом первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы индивидуального предпринимателя Сибрикова Валерия Владимировича не имеется.
При подаче апелляционной жалобы по настоящему делу заявителем уплачена государственная пошлина в размере 3 000 рублей.
Учитывая, что при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины для физических лиц составляет 150 рублей, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 2 850 рублей подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06 марта 2020 года по делу N А12-45317/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета индивидуальному предпринимателю Сибрикову Валерию Владимировичу излишне уплаченную чеком-ордером от 19.03.2020 государственную пошлину в размере 2 850 рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-45317/2019
Истец: представитель Каткова Ю.А., Сибриков Валерий Владимирович
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ РАБОЧЕГО ПОСЕЛКА СРЕДНЯЯ АХТУБА СРЕДНЕАХТУБИНСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, АДМИНИСТРАЦИЯ СРЕДНЕАХТУБИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА, Администрация Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области
Третье лицо: Администрация городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области