15 мая 2020 г. |
Дело N А83-3094/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 15 мая 2020 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Чертковой И.В., судей Ольшанской Н.А., Рыбиной С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Григорьевой А.С.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащих образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения культуры "Центр народного творчества Красноперекопского района" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 28 октября 2019 года по делу N А83-3094/2019 (судья Гаврилюк М.П.),
по иску государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" к муниципальному казенному учреждению культуры "Центр народного творчества Красноперекопского района", при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Администрации Совхозненского сельского поселения Красноперекопского района Республики Крым, о взыскании
установил:
государственное унитарное предприятие Республики Крым "Вода Крыма" в лице Красноперекопского филиала ГУП РК "Вода Крыма" (далее - ГУП РК "Вода Крыма", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к муниципальному казенному учреждению культуры "Центр народного творчества Красноперекопского района" (далее - МКУК "ЦНТ Красноперекопского района", учреждение) о взыскании 30 065,26 руб., из них: задолженность за отведение поверхностных сточных вод (ПСВ) в размере 25 052,98 руб., пени в размере 5 012,28 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 28 октября 2019 года исковые требования ГУП РК "Вода Крыма" в лице Красноперекопского филиала удовлетворены частично. Взысканы с МКУК "ЦНТ Красноперекопского района" в пользу ГУП РК "Вода Крыма" в лице Красноперекопского филиала ГУП РК "Вода Крыма" задолженность за отведение поверхностных сточных вод (ПСВ) в размере 25 052,98 руб., пеня в размере 4 710,62 руб., а также расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 2 000,00 руб. В остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, МКУК "ЦНТ Красноперекопского района" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что суд необоснованно оставил без внимания его доводы, что цена контракта является твердой и не подлежит изменению в течение срока оказания услуг. Кроме того, ответчик не является собственником земельного участка и не использует его в своей деятельности, следовательно, у истца отсутствуют основания для взыскания с ответчика оплаты за отведение поверхностных сточных вод.
От ГУП РК "Вода Крыма" в лице Красноперекопского филиала ГУП РК "Вода Крыма" поступили письменные пояснения с обоснованием своей правовой позиции, которые приобщены судом к материалам дела.
Представитель МКУК "ЦНТ Красноперекопского района" в судебном заседании апелляционной инстанции 10.03.2020 доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ГУП РК "Вода Крыма" в судебном заседании апелляционной инстанции 10.03.2020 возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил суд апелляционной инстанции обжалуемое решение оставить без изменения, поскольку считает его законным и обоснованным.
Администрация Совхозненского сельского поселения Красноперекопского района Республики Крым о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации о судебном заседании на сайте http://kad.arbitr.ru/, представителя не направила.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя Администрации Совхозненского сельского поселения Красноперекопского района Республики Крым.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 АПК РФ, установлено следующее.
13.02.2018 между ГУП РК "Вода Крыма" в лице Красноперекопского филиала ГУП РК "Вода Крыма" (исполнитель) и МКУК "ЦНТ Красноперекопского района" (заказчик) был заключен государственный контракт N 7/74 на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению (далее - государственный контракт).
В соответствии с пунктом 1 государственного контракта заказчик обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном настоящим договором. Исполнитель обязуется осуществлять прием сточных вод заказчика от канализационного(ых) выпуска(ов) в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а заказчик обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим контрактом, соблюдать в соответствии с настоящим договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Сторонами подписаны акт о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (Приложение N 1 к государственному контракту), режим приема сточных вод (Приложение N 3 к государственному контракту), сведения об узлах учета и приборах учета воды, сточных вод и местах отбора проб воды, сточных вод (Приложение N 4 к государственному контракту), сведения о нормативах по объему отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, установленных для заказчика (Приложение N 6 к государственному контракту), сведения о нормативах допустимых сбросов заказчиком (лимитах на сбросы), нормативах водоотведения по составу сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод (Приложение N 7 к государственному контракту).
Разделом XIII государственного контракта стороны предусмотрели условия отведения (приема) поверхностных сточных вод (ПСВ) в централизованную систему водоотведения.
В соответствии с п.48 государственного контракта исполнитель в соответствии с условиями настоящего контракта обязуется осуществлять прием поверхностных сточных вод заказчика в централизованную общесплавную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а заказчик обязуется производить исполнителю оплату за отведение (прием) поверхностных сточных вод в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим контрактом.
Согласно пункту 49 государственного контракта отведение ПСВ осуществляется без непосредственного подключения к централизованной системе водоотведения.
В приложении N 8 к контракту указаны сведения о точках приема поверхностных сточных вод заказчика: местонахождение точек приема поверхностных сточных вод в местах присоединения к централизованным системам водоотведения - принимается вся территория заказчика по адресу: Красноперекопский район, с. Совхозное, ул. Зеленая, д. 5а, исходя из общей площади земельного участка 0,9649 га, в том числе зеленые насаждения - 0,011128 га.
Коммерческий учет принятых исполнителем поверхностных сточных вод осуществляется расчетным способом в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод (постановление Правительства РФ от 04.09.2013 N 776).
Оплата по настоящему контракту осуществляется заказчиком по тарифам на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и (или) тарифам на техническую воду и (либо) водоотведение, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При установлении исполнителю двухставочных тарифов указывается размер подключенной нагрузки, в отношении которой применяется ставка тарифа за содержание централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения Общая цена контракта составляет 5 522,00 руб., в том числе НДС (п.7 государственного контракта).
Расчетный период, установленный настоящим контрактом, равен 1 календарному месяцу. Заказчик оплачивает полученную холодную воду и отведенные сточные воды до 10-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счетов, выставляемых к оплате исполнителем не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет исполнителя (п. 8 государственного контракта).
В соответствии с п. 65 государственного контракта в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств по оплате контракта, исполнитель вправе потребовать от заказчика уплаты пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Настоящий контракт вступает в силу с даты его заключения (пункт 68 государственного контракта).
Настоящий контракт заключен на срок до 31.12.2018. Стороны пришли к соглашению, что условия настоящего контракта применяются к их отношениям, возникшим с 01.01.2018 (пункт 69 государственного контракта).
В акте разграничения балансовой принадлежности канализационных сетей N 230, подписанному представителями сторон по договору без замечаний, имеется техническая характеристика сети: тип прокладки сети - подземная, диаметр трубопровода 100 мм, материал трубопровода чугун, длина участка - 117 м, канализационная сеть, находящаяся на балансе муниципального бюджетного учреждения культуры "Центр народного творчества Красноперекопского района": сети канализации до колодца КК-1. Схема участка канализационных сетей, с обозначением контрольных колодцев (КК) или выпусков согласована ГУП РК "Вода Крыма" в лице Красноперекопского филиала и утверждена директором муниципального бюджетного учреждения культуры "Центр народного творчества Красноперекопского района" 27.08.2015.
11.12.2017 муниципальное бюджетное учреждение культуры "Центр народного творчества Красноперекопского района" направило в адрес Красноперекопского филиала ГУП РК "Вода Крыма" письмо исх.N 182/2017, из которого явствует, что в ответ на запрос Красноперекопского филиала ГУП РК "Вода Крыма" с целью выполнения расчетов объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод по объекту СП N 1 "Совхозненский сельский Дом культуры", расположенному по адресу: Красноперекопский район, с.Совхозное, ул.Зеленая, 5а направляет информацию о площади земельного участка, занимаемого вышеуказанным объектом - 0,9649 га, площадь зеленых насаждений - 0,011128 га.
В период с января по апрель 2018 года ГУП РК "Вода Крыма" оказало учреждению услуги по водоснабжению и водоотведению и предъявило для оплаты счета от 28.02.2018 N 74 на сумму 7 865,75 руб., от 31.03.2018 на сумму 13 291,11 руб., от 30.04.2018 на сумму 4 047,86 руб., которые получены ответчиком.
Между сторонами подписаны без возражений и замечаний акты сдачи-приемки работ (оказания услуг) и акты выполненных работ N 7/74 от 28.02.2018, от 31.03.2018, от 30.04.2018.
Кроме того, в справках от 06.03.2018 N 7, от 03.04.2018 N 7-77 ФГБУ "Крымское УГМС" представлена информация о количестве осадков.
Согласно гарантийному письму от 25.04.2018 N 62/2018 учреждение обязалось произвести оплату выставленных счетов в связи с оказанием ГУП РК "Вода Крыма" в лице Красноперекопского филиала услуг по принятию (отведению) поверхностных сточных вод по объекту СП N1 "Совхозненский сельский Дом культуры", расположенному по адресу: Красноперекопский район, с.Совхозное, ул.Зеленая, 5а в течение 2018 года.
Письмами от 15.05.2018 N 1635, от 28.06.2018 N 2788, от 18.07.2018 N 2338 ГУП РК "Вода Крыма" сообщало об образовавшейся задолженности по оплате за прием поверхностных сточных вод.
Письмом от 31.05.2018 N 99/2018 учреждение сообщило ГУП РК "Вода Крыма", что собственником земельного участка является Администрация Совхозненского сельского поселения, в пользование учреждению не предоставлялся, на основании чего просили произвести перерасчет.
В письме от 29.06.2018 N 117/2018 ответчик указал, что плата за водоотведение сточных вод не может быть предъявлена в составе услуги по водоотведению, поскольку объем ПСВ не учитывается при расчете тарифов на услуги водоотведения.
В письме от 29.08.2018 учреждение пояснило, что у него отсутствуют основания для оплаты выставленных счетов за услуги (прием ПСВ), которые предоставлялись Администрации Совхозненского сельского поселения.
В целях досудебного урегулирования спора, истец направил в адрес ответчика претензию от 12.09.2018 N 2881 с требованием об уплате образовавшейся задолженности.
Задолженность ответчиком не погашена, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с соответствующим иском.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Правоотношения сторон по холодному водоснабжению и водоотведению регулируются Федеральным законом от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 (далее - Правила N 644), Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2013 года N 776 (далее - Правила N 776).
В разделе 1 Правил N 644, определено, что поверхностные сточные воды - это принимаемые в централизованную систему водоотведения дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные сточные воды.
Согласно пункту 38 Правил N 644 отведение (прием) поверхностных сточных вод в централизованные системы водоотведения осуществляется на основании договора водоотведения, заключаемого с учетом особенностей, установленных настоящими Правилами.
В силу части 3 статьи 15 Закона N 416-ФЗ единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются в соответствии с типовым единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Пунктом 39 Правил N 644 прямо предусмотрено, что договор водоотведения, предусматривающий отведение (прием) поверхностных сточных вод, заключается между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и лицом, владеющим на законном основании объектом недвижимого имущества, в том числе земельным участком, зданием, сооружением, находящимся в зоне централизованного водоотведения поверхностных сточных вод, определенной в схеме водоснабжения и водоотведения. До утверждения схемы водоснабжения и водоотведения новые договоры водоотведения заключаются с абонентами, в отношении которых согласно решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации применяются тарифы на водоотведение для поверхностных сточных вод.
В договоре водоотведения, предусматривающем отведение (прием) поверхностных сточных вод, определяются точки приема поверхностных сточных вод (пункт 43 Правил N 644).
В соответствии с пунктом 11 статьи 20 Закона N 416-ФЗ в случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения, при этом учитывается объем поверхностных сточных вод в случае, если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен договором водоотведения.
В силу пункта 25 Правил N 776 коммерческий учет поверхностных сточных вод осуществляется расчетным способом в соответствии с методическими указаниями по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утверждаемыми Министерством регионального развития Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, между ГУП РК "Вода Крыма" в лице Красноперекопского филиала ГУП РК "Вода Крыма" и МКУК "ЦНТ Красноперекопского района" заключен государственный контракт N 7/74 на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению, предусматривающий прием поверхностных сточных вод в систему водоотведения.
Согласно пункту 1 контракта ГУП РК "Вода Крыма" обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, осуществлять прием сточных вод от абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект.
Приложением к договору является акт о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, сведения о точках приема поверхностных сточных вод указаны в приложении N 8, которые подтверждают наличие внутриплощадочных канализационных сетей. Таким образом, согласно пункту 11 Методики вся территория абонента признается зоной отведения поверхностных сточных вод.
В силу пункта 1 статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ, Кодекс) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 Кодекса).
ГУП РК "Вода Крыма" были оказаны услуги по водоотведению и приему поверхностных сточных вод в рамках заключенного контракта. Ответчик, в свою очередь, обязательства по контракту не выполнил, в связи с чем образовалась задолженность по оплате оказанных услуг в сумме 25 052,98 руб.
Учитывая, что ГУП РК "Вода Крыма" надлежащим образом исполнило взятые на себя обязательства по контракту, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что исковые требования предприятия о взыскании задолженности в размере 25 052,98 руб. являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Факт попадания поверхностных сточных вод в централизованную систему водоотведения ответчиком не оспорен.
Доказательств отведения поверхностных сточных вод в спорный период 2018 года иной организацией водопроводно-канализационного хозяйства или иным путем учреждением не представлено.
Учреждение не заявляло возражений против приема поверхностных сточных вод в канализационную систему.
Доводы заявителя о том, что ответчик не является собственником земельного участка и не использует его в своей деятельности, ссылки на договор N 9 безвозмездного временного пользования помещениями от 14.05.2018 отклоняются в связи со следующим.
В соответствии с п. 11 Методических указаний по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.10.2014 N 639/пр, при наличии внутриплощадочных канализационных сетей, вся территория, используемая абонентом, признается находящейся в зоне централизованного водоотведения поверхностных сточных вод.
В приложении N 8 к контракту указаны сведения о точках приема поверхностных сточных вод заказчика, для расчета объема ПСВ принимается вся территория заказчика - Красноперекопский район, с.Совхозное, ул. Зеленая, д. 5а, где общая площадь земельного участка составляет 0,9649 га.
Доводы заявителя об отсутствии права на земельный участок не свидетельствуют о принятии неправомерного судебного акта при наличии между сторонами обязательственных правоотношений на основании государственного контракта от 13.02.2018 N 7/74. Доказательства признания контракта недействительным или внесения в него изменений отсутствуют.
Кроме того, МКУК "ЦНТ Красноперекопского района" вправе обратиться с соответствующим иском к Администрации Совхозненского сельского поселения Красноперекопского района Республики Крым.
В соответствии с п. 65 контракта в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств по оплате контракта, исполнитель вправе потребовать от заказчика уплаты пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Расчет истца судом проверен и признан неверным в части определения им даты начала периода исчисления неустойки.
Оплата оказанных услуг по контракту осуществляется до 10 числа, следующего за расчетным (п.8 контракта).
Согласно положениям статьи 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В соответствии с расчетом суда, проверенным апелляционной инстанцией и признанным обоснованным и арифметически правильным, размер неустойки за период с 13.02.2018 по 20.02.2019 составил 4 710,62 руб.
Ответчиком контррасчет взыскиваемых сумм не представлен.
В связи с тем, что материалами дела подтверждается факт нарушения сроков оплаты оказанных услуг, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о взыскании неустойки в размере 4 710,62 руб. за период с 13.02.2018 по 20.02.2019.
Принимая во внимание указанные выше нормы права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что доводы учреждения, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат ссылок на обстоятельства, которые не были бы учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
По результатам повторного рассмотрения дела в порядке апелляционного производства апелляционная коллегия приходит к выводу, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины, понесенные апеллянтом при обращении в суд апелляционной инстанции, подлежат отнесению на него в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 28 октября 2019 года по делу А83-3094/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения культуры "Центр народного творчества Красноперекопского района" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.В. Черткова |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-3094/2019
Истец: ГУП КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ ФИЛИАЛ РК "ВОДА КРЫМА"
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ "ЦЕНТР НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА КРАСНОПЕРЕКОПСКОГО РАЙОНА"
Третье лицо: Администрация Совхозненского сельского поселения Красноперекопского района Республики Крым