г. Тула |
|
31 января 2024 г. |
Дело N А62-8257/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.01.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.01.2024.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Большакова Д.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Тяпковой Т.Ю., при участии представителей заявителя общества с ограниченной ответственностью "Славянский продукт" - Сергеенкова Д.А. (доверенность от 05.01.2023, паспорт, диплом) и заинтересованного лица - управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской, Смоленской и Калужской областям - Писаренковой Л.А. (доверенность от 15.04.2021 N Д-35, паспорт, диплом), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской, Смоленской и Калужской областям на решение Арбитражного суда Смоленской области от 23.08.2023 по делу N А62-8257/2023 (судья Красильникова В.В.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Славянский продукт" (далее - общество) обратилось в суд с заявлением к управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской, Смоленской и Калужской областям (далее - управление) о признании незаконным решения, оформленного письмом от 28.07.2023 N УФС-АГ-5/9100, и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем восстановления III уровня зоосанитарного статуса (компартмента).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 23.08.2023 заявление удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение. В обоснование своей позиции указывает на то, что судом первой инстанции не учтены положения нормативных правовых актов Евразийского экономического союза (наднационального законодательства). Считает, что судом неполно исследованы обстоятельства, имеющие существенное значение для дела. Полагает, что судом нарушены нормы процессуального права.
От общества в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно, считая принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 31.07.2023 обществом посредством электронной почты получено письмо управления от 28.07.2023 N УФС-АГ-5/9100, из содержания которого следует, что управлением принято решение о снижении компартмента в отношении ООО "Славянский продукт", номер в реестре Цербер N RU67:75937736, с III до I уровня зоосанитарного статуса. Решение о снижении компартмента принято в связи с выявленным, по мнению управления, несоблюдением хозяйством критериев компартментализации, которое выразилось в том, что в истекшем периоде 2023 года на предприятие ООО "Славянский продукт" (Смоленская обл., Починковский район, дер. Денисово, д. 43, N RU67:75937736, III компартмет) по электронным ветеринарным сопроводительным документам от 07.04.2023 N 18513815992, от 19.05.2023 N 19084578142 с предприятия ИП Калинина Игоря Викторовича (Российская Федерация, Смоленская обл., г. Смоленск, Смольянинова ул., д. 15, I компартмент) поступила продукция "свинина в полутушах охлажденная", выработанная на площадке ИП Калинина Игоря Викторовича (Российская Федерация, Смоленская обл., Руднянский район, г. Рудня, Полевая ул., д. 2а, убойный пункт с крематором), имеющей также I компартмент.
Общество, не согласившись с решением управления от 28.07.2023, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая заявление, суд первой инстанции признал решение управления обоснованным и его удовлетворил.
Апелляционная инстанция соглашается с таким мнением суда исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правила определения зоосанитарного статуса свиноводческих хозяйств, а также организаций, осуществляющих убой свиней, переработку и хранение продукции свиноводства, утверждены приказом Минсельхоза России от 23.07.2010 N 258 (далее - Правила N 258).
Настоящие Правила определения зоосанитарного статуса (компартмента) свиноводческих хозяйств, а также организаций, осуществляющих убой свиней, переработку и хранение продукции свиноводства, изданы в целях гармонизации правовых актов Российской Федерации с международными стандартами, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2009 N 761 "Об обеспечении гармонизации российских санитарно-эпидемиологических требований, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер с международными стандартами".
Система компартментов применяется для целей обеспечения благоприятного эпизоотического статуса свиноводческих хозяйств различного типа и предотвращения распространения заразных болезней животных на территории Российской Федерации.
Настоящие Правила распространяются на физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность по содержанию и разведению свиней, а также убой свиней, переработку и хранение продукции свиноводства (далее - хозяйства).
Согласно пунктам 3, 4 Правил определение зоосанитарного статуса хозяйств (далее - компартментализация) производится на основе анализа рисков, связанных с распространением возбудителей заразных болезней животных, включая болезни, общие для человека и животных, и заразных болезней человека, для которого свиньи могут служить активным или пассивным переносчиком, и характеризует степень защищенности компартмента.
По результатам компартментализации хозяйство относится к следующим компартментам:
компартмент I - незащищенные от угроз хозяйства;
компартмент II - хозяйства низкого уровня защиты;
компартмент III - хозяйства среднего уровня защиты;
компартмент IV - хозяйства высокого уровня защиты.
Отнесение хозяйства к компартментам II - IV осуществляется по результатам посещения должностными лицами территориального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору хозяйства, проводимого по заявлению хозяйства, оформленному по прилагаемому образцу (приложение N 1).
Хозяйства, не подавшие заявления, и до проведения их посещения относятся к компартменту I.
К компартменту I относятся хозяйства, которые не отнесены к другим компартментам или до проведения их посещения, предусмотренного пунктами 4, 10 настоящих Правил (пункт 13.1).
К компартменту II относятся хозяйства, соответствующие следующим критериям:
а) в хозяйства не завозятся и в течение 3 месяцев до посещения хозяйств, предусмотренного пунктами 4, 10 настоящих Правил, не завозились свиньи из компартмента I (включая генетический материал и временный ввод свиней для любых целей);
б) хозяйства не связаны и в течение 3 месяцев до посещения хозяйств, предусмотренного пунктами 4, 10 настоящих Правил, не были связаны с компартментом I технологически (транспорт, персонал, тара, ветеринарные специалисты и т.д.), за исключением поставки из данного хозяйства в хозяйства компартмента I свиней и генетического материала свиней;
в) выгул свиней за пределами территории хозяйств не осуществляется;
г) территория хозяйств огорожена способом, препятствующим проникновению диких животных (за исключением птиц и мелких грызунов);
д) на территорию хозяйств не осуществляется вход посторонних лиц и въезд постороннего транспорта;
е) хозяйства не используют в корм животным пищевые отходы (п. 13.2).
К компартменту III относятся хозяйства, соответствующие критериям, перечисленным в пункте 13.2 настоящих Правил, а также следующим критериям:
а) в хозяйства не завозятся и в течение 6 месяцев до посещения хозяйств, предусмотренного пунктами 4, 10 настоящих Правил, не завозились свиньи из компартментов I и II (включая генетический материал и временный ввод свиней для любых целей);
б) хозяйства не связаны и в течение 6 месяцев до посещения хозяйств, предусмотренного пунктами 4, 10 настоящих Правил, не были связаны с компартментами I и II технологически (транспорт, персонал, тара, ветеринарные специалисты и т.д.), за исключением поставки из данного хозяйства в хозяйства компартмента II свиней и генетического материала свиней;
в) исключена возможность контактирования работников хозяйств с домашними и (или) дикими свиньями или посещение работниками хозяйств, относящихся к компартментам I и II;
г) выгул свиней вне животноводческих помещений хозяйств не осуществляется;
д) в радиусе 500 метров отсутствуют хозяйства, относящиеся к компартментам I и II;
е) производственные строения хозяйств защищены от проникновения животных (включая птиц), атмосферных осадков и грунтовых вод;
ж) не осуществляется посещение производственных помещений хозяйств лицами (включая специалистов в области ветеринарии и должностных лиц органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), контактировавшими в течение 2 недель, предшествующих посещению хозяйств, предусмотренного пунктами 4, 10 настоящих Правил, с домашними и (или) дикими свиньями (включая посещение охотничьих хозяйств, участие в охоте на диких свиней), посещавшими хозяйства, относящиеся к компартментам I и II, эпизоотические очаги, или участвовавшими в проведении противоэпизоотических мероприятий, направленных на ликвидацию заразных болезней свиней;
з) вход в производственные помещения хозяйств осуществляется с полной сменой одежды и обуви;
и) в корм животным хозяйств используются исключительно корма и кормовые добавки, подвергнутые стерилизующей обработке, термообработке (гранулированию);
к) в хозяйствах осуществляется учет поступивших кормов с указанием их изготовителя и режимов приготовления;
л) в хозяйствах учитываются все ветеринарные мероприятия и процедуры, проводимые со свиньями;
м) до посещения хозяйств, предусмотренного пунктами 4, 10 настоящих Правил, среди поголовья хозяйств не было случаев возникновения следующих заразных болезней свиней:
африканская чума свиней - в течение последних 12 месяцев;
классическая чума свиней - в течение последних 12 месяцев;
везикулярная болезнь - в течение последних 12 месяцев;
трансмиссивный гастроэнтерит - в течение последних 2 лет;
парвовирусная инфекция - в течение последних 12 месяцев;
ящур - в течение последних 12 месяцев;
бруцеллез - в течение последних 6 месяцев;
трихинеллез - в течение последних 6 месяцев;
лептоспироз - в течение последних 3 месяцев;
н) исключена возможность проноса персоналом, работающим в хозяйстве, на территорию предприятия пищевых продуктов;
о) за каждой (технологической) группой животных, содержащихся на одной производственной площадке, закрепляется штат ветеринарных специалистов и персонала по уходу за животными;
п) в хозяйстве проводится идентификация животных.
Согласно пункту 13.3.1 Правил к компартменту III относятся хозяйства, отнесенные к компартменту III до установления в них ограничительных мероприятий (карантина) в связи с возникновением африканской чумы свиней, соответствующие следующим критериям:
а) в хозяйствах был проведен комплекс мероприятий, предусмотренных Ветеринарными правилами осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов африканской чумы свиней, утвержденных приказом Минсельхоза России от 31.05.2016 N 213, зарегистрированным Минюстом России 24.08.2016, регистрационный N 43379 (далее - Ветеринарные правила);
б) с момента отмены ограничительных мероприятий (карантина), установленных в хозяйствах в связи с возникновением африканской чумы свиней, прошло не менее 8 месяцев;
в) в хозяйствах проведен биологический контроль животных в соответствии с пунктом 41 Ветеринарных правил;
г) установлены и устранены причины заноса вируса африканской чумы свиней в хозяйство и приняты меры по недопущению такого заноса в будущем.
В соответствии с пунктом 18 Правил в случае возникновения в хозяйстве одного из заболеваний, перечисленных в пункте 13.3, а также если в ходе посещения выявлено несоответствие хозяйства хотя бы одному из критериев компартментализации, перечисленных в пунктах 13.2 - 13.4, присвоенный хозяйству зоосанитарный статус понижается. Соответствующая информация фиксируется в справке и вносится в Перечень хозяйств, Сводный перечень.
На основании пункта 3 статьи 58 Договора о ЕАЭС от 29.05.2014 решением Совета Евразийской экономической комиссии от 10.11.2017 N 79 утвержден Порядок взаимодействия государств - членов Евразийского экономического союза при профилактике, диагностике, локализации и ликвидации очагов особо опасных, карантинных и зоонозных болезней животных и проведения регионализации и компартментализации (далее - Порядок взаимодействия).
Применение указанного международного документа является обязательным для Российской Федерации в целях соблюдения Государством-членом международных обязательств и положений Договора о ЕАЭС.
Наряду с этим пунктом 40 Порядка взаимодействия определено, что компартментализация проводится в соответствии с рекомендациями кодексов Всемирной организации здоровья животных (ВОЗЖ), законодательством государств-членов и настоящим Порядком.
Таким образом, вопросы определения зоосанитарного статуса (компартментализации) урегулированы не только Правилами N 258, но и Порядком взаимодействия, а также рекомендациями кодексов ВОЗЖ в их комплексном прочтении.
Только строгое соответствие действий указанным нормативным актам обеспечивает Российской Федерации возможность выполнять свои обязательства по профилактике, диагностике, локализации и ликвидации очагов особо опасных, карантинных и зоонозных болезней животных, а также по осуществлению уполномоченным ведомством (Россельхознадзор) государственного контроля (надзора) за соблюдением ветеринарно-санитарных требований в рамках международных обязательств, предусмотренных Договором о ЕАЭС.
Статьей 4.4.3 раздела 4 Кодекса здоровья наземных животных ВОЗЖ, том 1, 2019 год (далее - Кодекс ВОЗЖ) рекомендованы следующие принципы определения и установления зоны или компартмента: обеспечение мер биобезопасности (контроль перемещений, использование естественных, искусственных или административных границ, пространственная изоляция животных, контроль фомитов (любые предметы, контаминированные патогенными микроорганизмами или другими паразитами, при соприкосновении с которыми возникает риск заражения), практики торговли и выращивания и др.), обеспечение надзора за болезнью.
Эти принципы реализованы в Порядке взаимодействия в процедурах установления, изменения, прекращения и восстановления компартмента.
В частности, пунктом 53 Порядка взаимодействия установлено, что решение уполномоченного органа об отнесении объекта к определенному компартменту оформляется соответствующим актом, предусмотренным законодательством государств- членов. К акту прилагаются документы, предусмотренные пунктом 45 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 258 по результатам посещения хозяйства составляется справка, в которой содержится информация о соответствии хозяйства критериям компартментализации.
В справку включается следующая информация о хозяйстве: наименование (для физического лица - фамилия, имя, отчество); адрес места нахождения; виды осуществляемой деятельности; время проведения посещения, предусмотренного пунктами 4, 10 настоящих Правил; оценка соответствия хозяйства критериям компартментализации (по каждому критерию).
Справка размещается Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Кроме того, в соответствии с пунктом 12 Правил N 258 данная информация вносится Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору в Сводный перечень.
При этом Правилами взаимодействия предусмотрены условия прекращения установленного компартмента: действие ветеринарно-санитарного заключения прекращается с даты установления факта наличия изменений на объекте, негативно влияющих на биологическую безопасность объекта и результаты ранее проведенной компартментализации, либо извещения уполномоченного органа о наличии таких фактов (абзац 2 статьи 51 Правил взаимодействия).
Пунктом 54 Порядка взаимодействия определены условия понижения компартмента: при перемещении подконтрольных ветеринарному контролю (надзору) товаров, находящихся на объекте, отнесенном к компартменту с более низким уровнем биологической безопасности, на объект, отнесенный к компартменту с более высоким уровнем биологической безопасности, последнему объекту должен быть установлен уровень биологической безопасности, соответствующий уровню биологической безопасности поставщика подконтрольного ветеринарному контролю (надзору) товара.
Критерии, определяющие биологическую безопасность хозяйств III компартмента, осуществляющих деятельность по содержанию и разведению свиней, установлены в пункте 13.3 раздела III Правил N 258, одним из которых является соблюдение следующего условия (требования):
хозяйства не связаны и в течение 6 месяцев до посещения хозяйств, предусмотренного пунктами 4, 10 настоящих Правил, не были связаны с компартментами I и II технологически (транспорт, персонал, тара, ветеринарные специалисты и т.д.), за исключением поставки из данного хозяйства в хозяйства компартмента II свиней и генетического материала свиней, пункта "б" пункта 13.3 Привил N 258.
Данный критерий устанавливает отсутствие связей с хозяйствами более низкого компартмента посредством транспорта, персонала, тары, ветеринарных специалистов, кроме того, данный перечень источников связи является открытым.
Следовательно, взаимодействие объекта, отнесенного к компартменту с более низким уровнем биологической безопасности с объектом, отнесенным к компартменту с более высоким уровнем биологической безопасности в виде перемещения подконтрольных ветеринарному контролю (надзору) товаров, признается обстоятельством, негативно влияющим на биологическую безопасность объекта и результаты ранее проведенной компартментализации.
Как следует из материалов дела, основным видом деятельности общества является животноводство, в частности, разведение и последующая реализация свиней живым весом.
Решением управления от 13.07.2015, оформленным в виде справки об определении зоосанитарного статуса предприятия, обществу по результату обследования хозяйства, проведенного с 24.06.2015 по 10.07.2015, в соответствии с требованиями приказа Минсельхоза России от 23.07.2010 N 258 присвоен III компартмент.
Однако решением от 28.07.2023, изложенным в письме N УФС-АГ-5/9100, компартмент (номер в реестре Цербер N RU67:75937736) в отношении общества снижен с III до I уровня зоосанитарного статуса в связи с несоблюдением обществом критериев компартментализации.
При этом в письме указано, что управлением в ходе дистанционного наблюдения за соблюдением установленных требований ветеринарного законодательства Российской Федерации обществом установлены факты поступления на предприятие продукции свиноводства с первого компартмента. Так, в истекшем периоде 2023 года на предприятие ООО "Славянский продукт" (Смоленская обл., Починковский район, дер. Денисово, д. 43, N RU67:75937736, III компартмет) по электронным ветеринарным сопроводительным документам от 07.04.2023 N 18513815992 и от 19.05.2023 N 19084578142 поступила продукция "свинина в полутушах охлажденная" с предприятия ИП Калинина Игоря Викторовича (Российская Федерация, Смоленская обл., г. Смоленск, Смольянинова ул., д. 15, I компартмент) и выработанная на площадке ИП Калинина Игоря Викторовича (Российская Федерация, Смоленская обл., Руднянский район, г. Рудня, Полевая ул., д. 2а, убойный пункт с крематором), имеющей также I компартмент. Указанные ветеринарные свидетельства погашены уполномоченным лицом ООО "Славянский продукт" Держиевым Н.Ю., что подтверждает поступление продукции на площадку свиноводческого предприятия, имеющего III уровень зоосанитарного статуса (компартмента).
В связи с указанным обществу изменен компартмент.
Согласно материалам дела вывод о нарушении обществом правил компартментализации сделан в ходе дистанционного наблюдения.
Частью 1 статьи 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закона N 294-ФЗ) установлен перечень мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в том числе наблюдение за соблюдением обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами путем анализа информации, которая может быть получена без возложения на юридические лица и индивидуальных предпринимателей обязанностей не предусмотренных федеральными законами (пункт 7).
На основании части 2 статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Частью 5 этой же статьи закона предусмотрено, что в случае выявления при проведении мероприятий по контролю, указанных в части 1 настоящей статьи, нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.
В случае получения в ходе проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями указанных в частях 5 - 7 статьи 8.2 настоящего Федерального закона сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами (часть 6 статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ).
С 01.07.2021 вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ), который, как указано в статье 2, регулирует отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц.
В соответствии со статьей 7 Закона N 248-ФЗ деятельность по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля ведется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Действия и решения контрольного (надзорного) органа и его должностных лиц должны быть законными и обоснованными.
Проведение контрольных (надзорных) мероприятий, совершение контрольных (надзорных) действий, принятие решений по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, оценка исполнения решений контрольного (надзорного) органа осуществляются контрольным (надзорным) органом, его должностными лицами в пределах своей компетенции.
Решения контрольного (надзорного) органа, действия его должностных лиц должны быть объективными и должны подтверждаться фактическими данными и документами, содержащими достоверную информацию.
При организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля не допускаются необоснованное принятие решений контрольным (надзорным) органом и (или) совершение необоснованных действий (бездействия) должностными лицами контрольного (надзорного) органа.
Наблюдение за соблюдением обязательных требований в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 56 Закона N 248-ФЗ выступает видом контрольного (надзорного) мероприятия, производимым без взаимодействия с контролируемым лицом. Под наблюдением за соблюдением обязательных требований (мониторингом безопасности) понимается сбор, анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, полученных с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи (часть 1 статьи 74 Закона N 248-ФЗ).
В силу части 1 статьи 74 Закона N 248-ФЗ под наблюдением за соблюдением обязательных требований (мониторингом безопасности) в целях настоящего Федерального закона понимается сбор, анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети "Интернет", иных общедоступных данных, а также данных полученных с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.
Согласно части 3 статьи 74 Закона N 248-ФЗ, если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, контрольным (надзорным) органом могут быть приняты следующие решения:
1) решение о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии со статьей 60 настоящего Федерального закона;
2) решение об объявлении предостережения;
3) решение о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 2 статьи 90 настоящего Федерального закона, в случае указания такой возможности в федеральном законе о виде контроля, законе субъекта Российской Федерации о виде контроля;
4) решение, закрепленное в федеральном законе о виде контроля, законе субъекта Российской Федерации о виде контроля в соответствии с частью 3 статьи 90 настоящего Федерального закона, в случае указания такой возможности в федеральном законе о виде контроля, законе субъекта Российской Федерации о виде контроля.
Таким образом, из анализа вышеизложенных положений следует, что по результатам проведенного наблюдения уполномоченным органом в случае выявления фактов причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведений о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаков нарушений обязательных требований могут быть приняты только определенные решения.
Между тем в настоящем случае при наличии сведений о нарушениях обязательных требований ветеринарного законодательства управлением принято решение, выходящее за круг его полномочий, а именно об изменении уровня компартмента путем его понижения с III на I.
При этом апелляционный суд обращает внимание на то, что в ходе рассмотрения дела общество представило документы, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что им не нарушались установленные требования (условия) для отнесения предприятия к 3 уровню компартмента, которые, при назначении решения о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии со статьей 60 настоящего Федерального закона, должно было исследовать и дать соответствующую оценку именно управление, что им фактически сделано не было.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение, выраженное в письме управления от 28.07.2023 N УФС-АГ-5/9100, нельзя признать законным и обоснованным, вследствие чего оно правомерно признано судом первой инстанции недействительным.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что, во-первых, на официальном сайте Россельхознадзора в сети Интернет в разделе "Компартментализация" http://cerberus.vetrf.ru/cerberus/compartment/pub размещен сводный перечень физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность по содержанию и разведению свиней, а также убой свиней, переработку и хранение продукции свиноводства, который содержит информацию о действующих компартментах, документах, зафиксировавших их установление, а также дату установления, а, во-вторых, что согласно размещенной на официальном сайте Россельхознадзора информации, в отношении общества размещены данные о первоначально установленном III компартменте со ссылкой на акт б/н от 13.07.2015, а также данные о снижении обществу компартмента до I с приложением Справки о внесении изменений в справку по обследованию предприятия на предмет отнесения к III компартменту (определение зоосанитарного статуса) от 13.07.2015, датированная 28.07.2023, которая содержит исчерпывающую информацию об установленных фактах, влияющих на уровень биологической защиты общества, мотивах принятого решения со ссылками на нормы права, в то время как материалы дела не содержат указанный документ, подлежит отклонению, поскольку данная информация не является доказательством по делу, носит открытый характер, так что ее отсутствие не влияет на выводы суда.
Указание в апелляционной жалобе на допущенные судом первой инстанции процессуальные нарушения, выразившиеся в принятии дополнительных доказательств по делу в отсутствие представителя управления, не принимается апелляционной инстанцией во внимание, так как пассивная позиция в настоящем деле является процессуальным риском управления, представитель которого не участвовал в рассмотрении дела, в то время как уведомление суда о принятии заявления к производству получено управлением 10.08.2023 (т. 2, л. 63).
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание ссылки в апелляционной жалобе на статью 4.5.8 Кодекса ВОЗЖ, исходя из которого окончательное решение о наделении, приостановке или лишении статуса компартмента принадлежит ветеринарным органам, которые обязаны вести постоянные проверки соблюдения основных требований настоящей главы, касающихся поддержания статуса компартмента, и следить, чтобы вся информация была максимально доступна импортирующим странам.
Обеспечение соответствия статуса компартмента объектов, действительно, затрагивает публичные интересы Российской Федерации, так как нарушение условий компартмента в современной напряженной эпизоотической ситуации по африканской чуме свиней и создает угрозу заноса и распространения африканской чумы свиней и впоследствии ликвидации ее очагов на территории Российской Федерации.
Однако, по мнению апелляционного суда, ветеринарные органы в любом случае должны соблюдать законодательство и достигать исполнения своих полномочий только в рамках действующего правового поля.
Доводы подателя жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 23.08.2023 по делу N А62-8257/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-8257/2023
Истец: ООО "СЛАВЯНСКИЙ ПРОДУКТ"
Третье лицо: Сергеенков Дмитрий Александрович, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО БРЯНСКОЙ, СМОЛЕНСКОЙ И КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТЯМ