г. Москва |
|
14 мая 2020 г. |
Дело N А40-296720/19 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи М.В. Кочешковой,
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "ЛЛК-ИНТЕРНЕШНЛ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.02.2020 по делу N А40-296720/19, принятое судьей И.Н. Уточкиным в порядке упрощенного производства,
по исковому заявлению ООО "ЛЛК-ИНТЕРНЕШНЛ"
к Центральной энергетической таможне
о признании незаконным и отмене постановления,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.02.2020 по делу N А40-296720/19 в удовлетворении заявления ООО "ЛЛК-ИНТЕРНЕШНЛ" (далее - заявитель) о признании незаконным и отмене постановления и определения Центральной энергетической таможни (далее - заинтересованное лицо) от 28.08.2019 по делу об административном правонарушении N 10006000- 114/2019 отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ООО "ЛЛК-ИНТЕРНЕШНЛ" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Через канцелярию суда заблаговременно поступил отзыв Центральной энергетической таможни. Суд считает возможным приобщить отзыв на апелляционную жалобу к материалам дела.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон на основании ст. 272.1 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании материалов дела установлено, что Постановлением заместителя начальника Центральной энергетической таможни от 28.08.2019 по делу об административном правонарушении N 10006000-114/2019 ООО "ЛЛК-ИНТЕРНЕШНЛ" привлечено к административной ответственности по ч. 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000,00 рублей по факту нарушения установленных сроков представления форм учета и отчетности по ДТ N 10418010/261018/0003586 во исполнение контракта на поставку товара N 18L0985 от 12.10.2018 с ЛУКОЙЛ СЕРБИЯ АД.
Вышесказанным постановлением и определением от 28.08.2019 ООО "ЛЛК-ИНТЕРНЕШНЛ" отказано в удовлетворении ходатайства от 28.08.2019 N ДПО-19-1659 о прекращении производства по делу об административном правонарушении на основании п. 9 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ по ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Решением по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении от 30.10.2019 N 1000000/206ю/192А начальника отдела контроля соблюдения законности при привлечении к административной ответственности управления таможенных расследований и дознания Федеральной таможенной службы постановление административного органа оставлено без изменения, отказ в прекращении производства по делу по п. 9 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ административным органом не мотивирован, обстоятельства, связанные с основанием прекращения производства по делу об административным правонарушением, положены административным органом по выводам применения санкции в минимальном размере.
Не согласившись с данным постановлением и решением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено полномочным лицом уполномоченного органа, что не оспаривает заявитель.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд первой инстанции пришел к выводу, что положения ст.ст. 28.2, 25.1. 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.
Как следует из материалов дела, 12.10.2018 ООО "ЛЛК-ИНТЕРНЕШНЛ" (Продавец), заключило с компанией "LUKOIL SERBIA AD" (Покупатель), Сербия, контракт на поставку товара N 18L0985 (далее - Контракт), на поставку парафина нефтяного твердого ЛУКОЙЛ П-2 (затаренный) (далее - Товар).
В рамках исполнения Контракта резидентом произведены поставки на территорию Сербии Товара, совершение таможенных операций в отношении которого осуществлено ООО ООО "ЛЛК-ИНТЕРНЕШНЛ", путем подачи на таможенный пост Приволжский (центр электронного декларирования) Приволжской электронной таможни деклараций на товары, в том числе декларации на товары (далее - ДТ) N 10418010/261018/0003586.
В соответствии с Приложением к Контракту от 12.10.2018 N 3, оплата за партию Товара производится в валюте евро на транзитный счет Продавца путем прямого банковского перевода в течение 45 дней с даты поставки партии Товара (дата поставки партии товара "0" день).
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 10 декабря 2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) резиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации (п. 4 ст. 5 Закона N 173-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что для реализации функций, предусмотренных данным Законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.
Реализуя свои полномочия, Центральным банком Российской Федерации утверждена Инструкция ЦБ РФ от 16 августа 2017 N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления" (далее -Инструкция N 181 -И).
Согласно п. 1.3. Инструкции N 181-И, справка о подтверждающих документах, порядок и сроки представления которой установлены Инструкцией, является единой формой учета и отчетности по валютным операциям резидентов.
В соответствии с п. 8.8 Инструкции N 181-И, при вывозе товара с территории Российской Федерации на условиях предоставления резидентом нерезиденту коммерческого кредита в виде отсрочки оплаты и при наличии требования о таможенном декларировании товаров в соответствии с таможенном законодательством таможенного союза путем подачи декларации на товары резидент должен представить в банк УК в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после месяца, в котором зарегистрированы декларации на товары (далее - отчетный месяц), справку о подтверждающих документах.
Следовательно, в отношении зарегистрированной в октябре 2018 ДТ N 10418010/261018/0003586, справка о подтверждающих документах должна быть представлена в уполномоченный банк не позднее 22.11.2018.
Однако данная справка о подтверждающих документах была представлена в уполномоченный банк по ДТ N 10418010/261018/0003586 - 11.12.2018, то есть после истечения установленного Инструкцией N 181-И срока.
Нормы, содержащиеся в Инструкции N 181-И, установлены ЦБ России на основании ст. 2 Закона N 173-ФЗ.
Необходимо отметить, что осуществленная угроза общественным отношением заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении ООО "ЛЛК-ИНТЕРНЕШНЛ" к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения валютного законодательства Российской Федерации. Недобросовестное отношение Общества к возложенной на себя публично-правовой обязанности соблюдения валютного законодательства Российской Федерации свидетельствует о существенной угрозе интересам государства.
Представление резидентом справок о подтверждающих документах направлено на обеспечение прозрачности валютных операций, проводимых резидентами.
Только при соблюдении ООО "ЛЛК-ИНТЕРНЕШНЛ" требований валютного законодательства, возможно осуществить должный контроль за осуществлением валютной операции.
Исполнение резидентом обязанности, возложенной на него валютным законодательством Российской Федерации и актами органа валютного регулирования, способствует цели Закона, которой является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества (преамбула Закона N 173-ФЗ). Совершенное обществом административное правонарушение посягает на общественные отношения, связанные с соблюдением установленного государством порядка в области финансов, то есть создает существенную угрозу экономическим интересам общества и государства.
При этом в соответствии со ст. 1.2 КоАП РФ задачами административного законодательства является охрана установленного порядка осуществления государственной власти, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законом субъектов РФ об административным правонарушениях установлены административная ответственность.
Понятие вины юридических лиц раскрывается в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, в соответствии с положениями данной статьи КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вступая в правоотношения, регулируемые валютным законодательством РФ, участник внешнеэкономической деятельности был обязан не только знать о существовании соответствующих обязанностей и требований, предусмотренных законодательством РФ, но должным образом и в полном объеме обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
ООО "ЛЛК-ИНТЕРНЕШНЛ" могло представить до 22.11.2018 в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах, однако, ООО "ЛЛК-ИНТЕРНЕШНЛ" не были приняты все зависящие меры по соблюдению требований валютного законодательства Российской Федерации.
Следовательно, ООО "ЛЛК-ИНТЕРНЕШНЛ" не осуществляет должный контроль за соблюдением требований валютного законодательства и взаимодействием с уполномоченными банками при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
Общество, осуществляя внешнеэкономическую деятельность, имело реальную возможность для соблюдения положений действующего валютного законодательства.
Вместе с тем, участник внешнеэкономической деятельности не проявил должной степени заботливости и осмотрительности и не предпринял все необходимые и достаточные меры по недопущению нарушения требований действующего законодательства.
Таким образом, представив 11.12.2018 в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах, заявителем нарушены установленные сроки представления форм учета и отчетности на 13 рабочих дней.
Согласно жалобе, событие правонарушения Общество не оспаривает. Вместе с тем в ходе производства по делу об АП заявитель неоднократно ходатайствовал о признании совершенного Обществом правонарушения малозначительным, объясняя несвоевременное представление документов технической ошибкой внутренней электронной системы учета Общества.
В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Исходя из постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июня 2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (пункты 18, 18.1) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Такие обстоятельства, как, например, имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение им последствий правонарушения, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу ч.ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Правонарушение в сфере валютного законодательства посягает на интересы государства в области реализации единой государственной валютной политики и является общественно опасным; законом установлена дифференцированная ответственность за нарушение сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, в связи с чем ч. 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрен более значительный размер административного штрафа.
Состав административного правонарушения, квалифицируемого ч. 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ, является формальным, и угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных законодательством.
Согласно имеющейся в материалах дела об административном правонарушении выписке из Единого государственного реестра юридических лиц. Общество занимается предпринимательской деятельностью с 2005 года, видом деятельности является производство нефтепродуктов и оптовая торговля нефтепродуктами.
Информация в представляемых уполномоченному банку документах необходима ему как агенту валютного контроля для осуществления контрольно-надзорных функций за резидентами. Непредставление или несвоевременное представление документов препятствует выполнению контрольных мероприятий и тем самым наносит вред общественным отношениям.
Добровольное представление Обществом СПД в Банк в соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ учтено таможенным органом при назначении административного наказания в качестве смягчающего административную ответственность. Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения Общества к административной ответственности административным органом соблюдены, размер ответственности административным органом определен с учетом правил, определенных ст. 4.1 КоАП РФ, а также учитывая, что оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и оценки допущенного Обществом правонарушения, как малозначительного с учетом положений п.п. 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 N 10, суд не усматривает, требования заявителя о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.02.2020 по делу N А40-296720/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья: М.В. Кочешкова
Телефон справочной службы суда - 8 (495) 987-28-00.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-296720/2019
Истец: ООО "ЛЛК-ИНТЕРНЕШНЛ"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ТАМОЖНЯ