город Омск |
|
18 мая 2020 г. |
Дело N А75-21254/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-3561/2020, 08АП-3597/2020) акционерного общества "Уралсибгидрострой" и Администрации города Сургута на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.02.2020 по делу N А75-21254/2019 (судья Чешкова О.Г.), принятое по заявлению акционерного общества "Уралсибгидрострой" (ОГРН 1028600591315, ИНН 8602060026, место нахождения: 640020, Россия, Курганская область, г. Курган, ул. Куйбышева, д. 36) к Администрации города Сургута об оспаривании решения от 23.08.2019 N 01-02-7703/9 об отказе в выдаче разрешения на размещение объекта,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом,
установил:
акционерное общество "Уралсибгидрострой" (далее - заявитель, АО "Уралсибгидрострой", общество) обратилось в суд с заявлением к Администрации города Сургута (далее - заинтересованное лицо, Администрация) об оспаривании решения от 23.08.2019 N 01-02-7703/9 об отказе в выдаче разрешения на размещение объекта.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.02.2020 в удовлетворении требований АО "Уралсибгидрострой" отказано в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, АО "Уралсибгидрострой", а также Администрация обратились в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
В своей апелляционной жалобе АО "Уралсибгидрострой" просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что решение об отказе в предоставлении права размещения объекта на земельном участке, в том числе, было мотивировано обстоятельствами того, что испрашиваемый земельный участок предназначен для выращивания сельскохозяйственных культур, в то время как в силу части 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли сельскохозяйственного назначения не могут находиться в границах населенных пунктов. Общество отмечает, что из выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и публичной кадастровой карты следует, что земельный участок расположен на землях населенных пунктов с разрешённым использованием: под иными объектами специального назначения.
В своей апелляционной жалобе Администрация просит решение суда изменить, указать в мотивировочной части о том, что довод заинтересованного лица касаемо размещения планируемых объектов на штабеле песка, а не на земельном участке, является обоснованным. Администрация указывает, что согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) АО "Уралсибгидрострой" осуществляет деятельность в области земляных работ, разработки песчаных карьеров, добычи глины. В проектной документации N 013-07-19-ТРК указано, что объект размещается не на земельном участке части земной поверхности, а на штабеле песка, находящемся в границах участка с кадастровым номером 86:10:0000000:19040. Администрация делает вывод о том, что в рассматриваемом случае штабель песка является не частью земной поверхности, а товаром, движимым имуществом, на котором в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - постановление Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300) невозможно размещение объектов.
От Администрации поступили возражения на жалобу общества с доказательствами направления возражений в адрес заявителя. Возражения приобщены к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, просительная часть жалобы Администрации содержит ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя заинтересованного лица, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Рассмотрев материалы дела, апелляционные жалобы, возражения Администрации, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, между Администрацией (арендодатель) и заявителем (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка от 21.07.2016 N 276 (далее - договор), в соответствии с условиями которого арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 89 277 кв.м с кадастровым номером 86:10:0000000:19040, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, территориальная зона СХ.3 западнее СОТ "Речник" под площадку для складирования песка (без возведения объектов капитального строительства и размещения движимых объектов торговли) (пункты 1.1-1.4 договора).
Срок аренды земельного участка устанавливается с 08.07.2016 по 07.07.2019. По истечении указанного срока действие договора прекращается (пункт 1.5 договора).
Согласно выписке из ЕГРН данный земельный участок относится к категории земель "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования: "под площадку складирования песка (без возведения объектов капитального строительства и размещения движимых объектов торговли)".
11.03.2019 АО "Уралсибгидрострой" обратилось к Администрации с заявлением о предоставлении данного земельного участка в аренду на прежних условиях.
Письмом от 26.03.2019 N 31-02-998/9 Администрацией отказано в предоставлении земельного участка в связи с тем, что обществом в заявлении не указаны основания, установленные пунктом 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
13.08.2019 в адрес Администрации поступило заявление АО "Уралсибгидрострой" вх. N 138/19-017 о выдаче разрешения на размещение объекта "Сезонные аттракционы", "Спортивные детские площадки" на основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 на земельном участоке площадью 89 277 кв.м с кадастровым номером 86:10:0000000:19040.
23.08.2019 за исх. N 01-02-7703/9 Администрацией обществу направлен отказ в выдаче разрешения на размещение объектов со ссылкой на Порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации и размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, утвержденный Правительством ХМАО-Югры от 19.05.2015 N 174-п.
Согласно оспариваемому отказу, в соответствии с генеральным планом муниципального образования городской округ г. Сургут, утвержденным решением Тюменского областного совета народных депутатов исполнительного комитета от 06.05.1991 N 153, испрашиваемые обществом к размещению объектов земли расположены на территории (функциональной зоне), предусмотренной для размещения объектов для ведения дачного хозяйства, садоводства и огородничества. Размещение аттракционов, спортивных и детских площадок на территориях, предусмотренных для выращивания сельскохозяйственных культур, не предусмотрено (л. д. 28).
Полагая отказ Администрации незаконным и нарушающим его права и интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
11.02.2020 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. Данные обстоятельства должны быть установлены арбитражным судом в совокупности.
Отказывая в удовлетворении требования заявителя, суд первой инстанции, оценив в соответствии со статьями 67, 68, 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, пришел к выводу об отсутствии нарушений норм действующего законодательства со стороны заинтересованного лица.
Суд апелляционной инстанции поддерживает данный вывод суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы общества, исходя из следующего.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в том числе в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Согласно пунктам 24, 26 перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, к таким объектам относятся сезонные аттракционы, а также спортивные и детские площадки.
Постановлением от 19.06.2015 N 174-п Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в соответствии со статьей 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.05.2000 N 26-оз "О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", статьёй 39.34 ЗК РФ утвердило Порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации и размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - Постановление N 174-п, Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - размещение объектов) осуществляется на основании соответствующего разрешения, выданного исполнительным органом государственной власти автономного округа или органом местного самоуправления муниципального образования автономного округа, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 11 Порядка в решении об отказе в выдаче разрешения указывается основание отказа, предусмотренное пунктом 10 настоящего Порядка.
Как следует из материалов дела, в качестве основания для отказа в выдаче разрешения на размещение объектов Администрацией указано на подпункт 10.4 пункта 10 Порядка, согласно которому решение об отказе принимается в случае если размещение объектов не соответствует правовому режиму использования земель или земельных участков, установленному документами территориального планирования.
Администрация указала, что в соответствии с генеральным планом муниципального образования городского округа г. Сургута, утвержденного решением Тюменского областного совета народных депутатов исполнительного комитета от 06.05.1991 N 153, испрашиваемые земли расположены на территории, предусмотренной для размещения объектов для ведения дачного хозяйства, садоводства и огородничества. Размещение аттракционов, спортивных и детских площадок на данных территориях не предусмотрено.
Апелляционная коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции о законности данного отказа, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений.
В силу пункта 2 статьи 1 ГрК РФ территориальное планирование - это планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно части 1 статье 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования субъекта Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований (часть 2 статье 9 ГрК РФ).
Документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов (часть 1 статьи 18 ГрК РФ).
Генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет (часть 11 статье 9 ГрК РФ).
В силу части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
В свою очередь, градостроительное зонирование - это зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ).
Согласно части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки, как элемент градостроительного зонирования, разрабатываются в целях:
1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;
2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;
3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Правила землепользования и застройки в силу части 2 статьи 30 ГрК РФ включают в себя:
1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
2) карту градостроительного зонирования;
3) градостроительные регламенты.
На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).
Обязательным приложением к правилам землепользования и застройки являются сведения о границах территориальных зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ территориальных зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения ЕГРН (часть 6.1. статьи 30 ГрК РФ).
Решением Сургутской городской Думы от 28.06.2005 N 475-III ГД (с изменениями) утверждены Правила землепользования и застройки на территории города Сургута, которыми в числе видов территориальных зон установлена зона садоводства "СХ.3", к которой отнесен испрашиваемый заявителем земельный участок.
В апелляционной жалобе АО "Уралсибгидрострой", ссылаясь на положения части 2 статьи 83 ЗК РФ, указывает, что земли сельскохозяйственного назначения не могут находиться в границах населенных пунктов.
Данное утверждение подателя жалобы признается апелляционным судом несостоятельным в связи с тем, что в силу подпункта 6 части 1 статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам сельскохозяйственного использования.
Вопреки доводам АО "Уралсибгидрострой", размещение объектов, для которых заявитель просит предоставить соответствующее разрешение, не предусмотрено документами территориального планирования и градостроительного зонирования, действующими на территории муниципального образования, что является основанием для отказа в выдаче разрешения в соответствии с подпунктом 10.4 Постановления N 174-п.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе Администрации, также признаются судом несостоятельными по следующим мотивам.
Ссылаясь на решение суда по делу N А75-879/2019, N А75-17583/2019, Администрация утверждает о том, что штабель песка является движимым имуществом, на котором в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 невозможно размещение объектов. Настаивает на том, что довод заинтересованного лица касаемо размещения планируемых объектов на штабеле песка, а не на земельном участке, является обоснованным.
Суд апелляционной инстанции отклоняет ссылку Администрации на судебную практику ввиду иных обстоятельств дела. В материалах настоящего дела отсутствуют доказательства нахождения штабеля песка на спорном земельном участке.
Ссылки Администрации на положения проектной документации N 013-07-19-ТРК отклоняются апелляционным судом, поскольку проектная документация содержит указание на то, что создание полноценной трассы для трюковых аттракционов требует отсыпки в границах участка (ориентировочный объем отсыпки составит 141 648 м3 песка), что не свидетельствует о фактическом размещении песка на участке в данный момент.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что проектная документация N 013-07-19-ТРК содержит указание на деление земельного участка на две зоны, наличие грунтового покрытия, предусмотрена площадь озеленения в размере 65 637 кв.м.
В силу изложенных обстоятельств доводы Администрации подлежат отклонению.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении требований общества, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
В соответствии подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина по ее апелляционной жалобе распределению не подлежит.
Судебные расходы, понесенные в результате рассмотрения апелляционной жалобы общества, подлежат отнесению на АО "Уралсибгидрострой" согласно статье 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, пунктом 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.02.2020 по делу N А75-21254/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-21254/2019
Истец: АО "УРАЛСИБГИДРОСТРОЙ"
Ответчик: Администрация г. Сургута
Хронология рассмотрения дела:
18.05.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3561/20
11.02.2020 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-21254/19
28.11.2019 Определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-21254/19