г. Самара |
|
18 мая 2020 г. |
Дело N А55-27044/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 мая 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Балашевой В.Т.,
судей Деминой Е.Г., Морозова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горянец Д.Д.,
при участии:
от истца - представитель Краснопольский К.В., доверенность от 01.07.2019 N 143, представитель Кукарева А.В., доверенность ль 09.12.2019 N 286,
от ответчика - представитель Безрукова А.Н., доверенность от 20.09.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 мая 2020 года апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "АТП Сервис" на решение Арбитражного суда Самарской области от 12 декабря 2019 года по делу N А55-27044/2019 (судья Агафонов В.В.), по иску общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс", г.Самара (ОГРН 1136316004747, ИНН 6316186232) к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "АТП Сервис", Самарская область, г.Тольятти (ОГРН 1126320012070, ИНН 6321294755) о взыскании 2 745 997 руб. 02 коп. задолженности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "АТП Сервис" (далее - ответчик, компания) о взыскании задолженности за оказанные услуги по договору на оказание услуг по обращению с ТКО N 68/УО-Т/УО от 01.01.2019 в размере 2 745 997,02 руб. за период с января 2019 года по июль 2019 года (с учетом принятого судом уточнения размера исковых).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.12.2019 по делу N А55-27044/2019 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменит, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В качестве оснований для отмены обжалуемого решения заявитель жалобы ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального права.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2020 апелляционная жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 24.03.2020 года в 11 час. 30 мин.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2020 судебное заседание отложено на 14.04.2020 на 12 час. 10 мин.
В связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", части 5 статьи 158 АПК РФ определением от 14.04.2020 рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 16 час. 20 мин. 14.05.2020.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания, движении дела размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 АПК РФ.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, а представители истца просили обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и возражения истца в совокупности с исследованными доказательствами, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
С 01.01.2019 на территории Самарской области осуществлен переход на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО). По итогам проведения конкурсных мероприятий региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области определено общество с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс".
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 N 846, а также Приказом Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.03.2019 N 95 утвержден предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 год для населения в сумме - 598,16 руб. /м3 (с учетом НДС).
В обоснование исковых требований истец указал, что 01.01.2019 между обществом (региональный оператор) и компанией (потребитель) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 68/УО-Т (далее - договор), согласно которому региональный оператор принимает на себя обязательство оказывать услуги по погрузке твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), в том числе крупногабаритных отходов (далее - КГО), в объеме и месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 1.1. договора).
В пункте 1.6. договора установлена дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - с 01.01.2019.
Согласно пункту 2.1. договора под расчетным периодом понимается календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в установленном законом порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Единый тариф на услугу регионального оператора доступен на официальном сайте регионального оператора и уполномоченного органа исполнительной власти.
Потребитель ежемесячно в полном объеме в безналичной форме оплачивает услуги по обращению с ТКО до десятого числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО (пункт 2.6. договора).
В соответствии с пунктом 4.1. договора учет объема (массы) ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", производится следующим способом: расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО.
Договор со стороны ответчика подписан с указанием на протокол разногласий (л.д. 19-28).
Как указал истец, с 01.01.2019 региональный оператор принимал ТКО потребителя, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, те есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО потребителю от 12 жилых многоквартирных домов, расположенных в г. Тольятти.
Услуги по обращению с ТКО были оказаны региональным оператором ответчику надлежащим образом, в адрес последнего был выставлен УПД на оплату услуг по обращению с ТКО за период с января по июль 2019 года(N 00БП-0000408 от 31.01.2019, N 00БП- 0005377 от 28.02.2019; N 00БП-0008520 от 31.03.2019, N 00БП-00016673 от 30.04.2019, N 00БП-0023263 от 31.05.2019, N 00БП-031813 от 30.06.2019, N УО07-0000328 от 30.07.2019) на оплату услуг по обращению с ТКО на общую сумму 2 745 997 руб. 02 коп. (по 395 194 руб. 58 коп. в месяц, за февраль - 374 829 руб. 54 коп., в связи с началом оказания услуг в отношении одного дома с 01.02.2019).
Однако указанные услуги по обращению с ТКО ответчиком не оплачены в полном объеме.
С целью досудебного урегулирования спора региональным оператором была направлена претензия в адрес ответчика с требованием об оплате образовавшейся задолженности, которая оставлена ответчиком без удовлетворения.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд о взыскании 2 745 997,02 руб. задолженности (л.д. 114).
Ответчик иск не признал, считая договор незаключенным, поскольку компания направила в адрес общества мотивированные разногласия, которые истцом проигнорированы.
Существенное условие рассматриваемого договора о его цене не согласовано, решением Самарского областного суда по делу N За-1030/2019 признан недействующими приказ Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 846 от 18 декабря 2018 года "Об установлении единого предельного тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "ЭкоСтройРесурс" (Далее - Приказ N 846), приказ Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28 марта 2019 года N 95 "Об установлении единого предельного тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "ЭкоСтройРесурс" (далее - Приказ N 95) со дня вступления решения суда в законную силу.
По мнению ответчика, истец должен был перейти на прямые договоры с собственниками многоквартирных домов.
В силу части 1 статьи 64 и статей 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статей 67 и 68 АПК РФ об относимости и допустимости доказательств.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, разрешая спор, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления установлены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), согласно пункту 1 статьи 24.7 которого региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (пункт 4 статьи 426 ГК РФ).
Таким образом, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является договором возмездного оказания услуг и регулируется как общими положениями гражданского законодательства, так и нормами для отдельных видов обязательств, содержащихся в главе 39 "Возмездное оказание услуг" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также положениями Закона N 89-ФЗ, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 ГК РФ).
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Ответчик является управляющей организацией, исполнителем коммунальных услуг в отношении многоквартирных домов в соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Согласно части 6.2 статьи 155 ЖК РФ управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 ЖК РФ, договоров с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (часть 12 статьи 161 ЖК РФ).
На основании подпункта "ж" пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) обращение с твердыми коммунальными отходами, то есть сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах является одним из видов коммунальных услуг.
Согласно пункту 148 (1) Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4) - 148 (6) настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан заключать с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (подпункт "б" пункта 148 (22) Правил N 354).
В соответствии с пунктом 148 (7) Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивается управляющей организацией, посредством заключения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям.
Таким образом, в силу названных норм права компания, являющаяся управляющей организацией в отношении многоквартирных жилых домов, как исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязана заключить договор с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
По смыслу пункта 8 (12) Правила N 1156 потребитель, получив от регионального оператора проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами должен представить региональному оператору подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации. В противном случае, по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной Региональным оператором.
Поскольку ответчик, будучи потребителем услуги в силу части 1 статьи 161 ЖК РФ, не выполнил требования, предписанные ему статьями 8(4) - 8(17) Правил N 1156, то договор считается заключенным на условиях типового договора по форме, приложенной к Правилам N 1156.
Таким образом, установив факт неисполнения ответчиком обязательств по оплате услуг, оказанных истцом по обращению с твердыми коммунальными отходами, суд обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования.
Судом расчет исковых требований проверен и признан арифметически верным, из содержания универсальных передаточных документов по договору N 68/УО-Т от 01.01.2019 усматривается, что расчет за ТКО производился исходя из площади жилых помещений многоквартирных домов, перечисленных в приложении N 2 к договору, общей площадью домов 87 123,13 кв.м., что соответствует информации о площади жилых помещений, указанной в отношении данного дома на сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными рассчитан истцом правильно, в соответствии с условиями договора, расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с пунктом 5 Правила N 505, с формулой 9(2) приложения N 2 к Правилам N 1156, исходя из цены определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Доводы ответчика о том, что истец должен перейти на прямые договоры с собственниками многоквартирного дома (далее - МКД), в связи с образовавшейся задолженностью и реализацией права истца, тем самым, на односторонний отказ от исполнения договора региональным оператором, предусмотренного п. 30 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" (далее - Постановление N 124), были проверены судом и обоснованно отклонены, поскольку названный нормативный акт не регулирует правоотношения по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со статьей 157.2. ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, переход на прямые договоры с потребителями возможен в случае принятия общим собранием собственников помещений в МКД решения о заключении договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, а также при прекращении договора на оказание услуг по обращению с ТКО между управляющей компанией и региональным оператором вследствие одностороннего отказа регионального оператора от исполнения договора по причине наличия у управляющей компании признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед региональным оператором по обращению с ТКО в размере, превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате услуг регионального оператора.
При этом признание задолженности управляющей организацией может выражаться как в форме её действий по исполнению требований претензии, так и в письменной форме.
Между тем, доказательства одностороннего отказа регионального оператора от исполнения договора в материалы дела не представлены, как и доказательства заключения договора с каждым собственником помещения в многоквартирном доме или при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме соответствующего решения.
При отсутствии соглашения о возможном внесении оплаты собственниками помещений непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, такая организация вправе взыскивать задолженность за коммунальный ресурс только с исполнителя коммунальных услуг.
С учетом изложенного, повторно рассмотрев дело, арбитражный апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения иска, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам.
По существу, доводы заявителя апелляционной жалобы повторяют возражения ответчика, заявленные в суде первой инстанции, однако не содержат фактов, которые не были бы проверены, или не учтены судом при рассмотрении дела, и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Каких-либо новых обстоятельств, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность судебного акта, в апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд доводы заявителя жалобы отклоняет и считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права. Оснований для отмены обжалуемого решения не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
В соответствии с частями 1 и 5 статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3 000 руб. относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 12 декабря 2019 года по делу N А55-27044/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Т. Балашева |
Судьи |
Е.Г. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-27044/2019
Истец: ООО "ЭкоСтройРесурс"
Ответчик: ООО УК "АТП Сервис"
Третье лицо: ООО "ЭкоСтройРесурс"