г. Челябинск |
|
18 мая 2020 г. |
Дело N А76-23301/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лабиринт-Челябинск" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.02.2020 по делу N А76-23301/2019.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Лабиринт-Челябинск" - Тарасова В.Г. (доверенность от 10.01.2020, диплом о высшем юридическом образовании);
Администрации города Челябинска - Жиганова Н.Н. (доверенность N 11-01-44/47 от 11.02.2020, диплом о высшем юридическом образовании);
Управления развития и благоустройства городской среды города Челябинска - Жиганова Н.Н. (доверенность от 05.02.2020, диплом о высшем юридическом образовании).
Общество с ограниченной ответственностью "Лабиринт-Челябинск" (далее - заявитель, ООО "Лабиринт-Челябинск", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации города Челябинска (далее - Администрация) о признании незаконным и отмене вынесенного Административной комиссией, осуществляющей деятельность на территории города Челябинска (далее - Административная комиссия, административный орган), постановления от 18.06.2019 N 05-15-19-20/13 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 3 Закона Челябинской области от 27.05.2010 N 584-ЗО "Об административных правонарушениях в Челябинской области" (далее - Закон N 584-ЗО), которым заявитель привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 50000 руб.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Административная комиссия, Управление развития и благоустройства Администрации г. Челябинска и индивидуальный предприниматель Шалашов Александр Анатольевич.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 14.02.2020 (резолютивная часть решения объявлена 12.02.2020) в удовлетворении требований заявителя отказано.
ООО "Лабиринт-Челябинск" не согласилось с указанным решением и обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы ссылается на недоказанность наличия в его действиях состава правонарушения (поскольку представленные в материалы дела доказательства являются ненадлежащими, как полученные с нарушением установленных процедур), существенное нарушение административным органом процедуры привлечения к ответственности (ввиду не составления протокола осмотра и составления протокола об административном правонарушении в отсутствие представителя общества), а также вынесение постановления по истечении срока давности привлечения к административной ответственности (вменяемое в вину заявителю нарушение является длящимся, выявлено 05.12.2018, 01.02.2019 зафиксировано не устранение нарушения, а постановление вынесено 18.06.2019).
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Администрации и Управления развития и благоустройства Администрации г. Челябинска в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражал, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции. Привел доводы, изложенные в отзыве Администрации.
Представители иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Лабиринт-Челябинск" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1077451017995 и осуществляет деятельность в магазине "Красное&Белое", расположенном по адресу: г. Челябинск, Тракторозаводский район, ул. Марченко, д.23. Помещение магазина принадлежит обществу на праве аренды на основании заключенного с индивидуальным предпринимателем Шалашовым А.А. договора от 27.02.2009 N Б-11-03/2009 (л.д.79-87).
05.12.2018 должностным лицом Комитета градостроительства и архитектуры города Челябинска проведено обследование фасада указанного здания, результаты которого отражены в акте от 05.12.2018 N 170-3 (л.д.53). По итогам обследования установлено, что на фасаде здания самовольно выполнены работы по изменению архитектурного облика входной группы, а именно: 1) выполнена фрагментарная отделка металлическим профилированным листом фасада возле входа, со светильниками направленного действия, с перекрыванием витражного остекления, что нарушает требования подпункта 15 пункта 20, подпунктов 2 и 3 пункта 24 Решения Челябинской городской Думы от 25.10.2011 N 28/11 "Об утверждении Правил содержания, ремонта и реставрации фасадов зданий и сооружений на территории города Челябинска" (далее - Правила N 28/11); 2) изменен цвет (на красный) ограждений лестничного марша, площадки перед входом; 3) выполнена облицовка боковых поверхностей крыльца входа металлическим профилированным листом красного цвета.
Этот акт обследования направлен в адрес Управления благоустройства города Челябинска, в связи с чем начальником этого Управления 01.02.2019 утверждено плановое рейдовое задание на проведение мероприятий по контролю за соблюдением Правил благоустройства территории горда Челябинска (л.д.54). Заданием предусмотрено проведение 01.02.2019 рейда на предмет соблюдения Правил благоустройства территории города Челябинска, утвержденных решением Челябинской городской Думы от 22.12.2015 N 16/32 (далее - Правила N 16/32) при содержании фасада здания по адресу: ул. Марченко, 23 в Тракторозаводском районе.
По итогам проведенного на основании планового рейдового задания от 01.02.2019 N 04-10-19/009 (л.д.54-55) рейдового мероприятия главным специалистом Управления благоустройства города Челябинска Костылевым Г.А. составлен Отчет о выполнении рейдового задания от 01.02.2019 (л.д.55), которым зафиксирован результат рейда - выявление факта не устранения нарушения в части незаконного переоборудования фасада здания под входную группу магазина "Красное&Белое" ООО "Лабиринт-Челябинск".
В этой связи обществу выданы уведомление об устранении нарушений от 07.02.2019 и предостережение от 18.02.2019 N 04-09-19/257 (л.д.56, 58). Указанные акты содержат сведения о следующих выявленных нарушениях при содержании фасада здания по адресу: ул. Марченко, 23 в Тракторозаводском районе г. Челябинска: нарушение целостности фасада здания из-за производственных работ по фрагментарной отделке фасада возле входа в магазин профилированным листом красного и белого цвета со светильниками направленного действий и перекрыванием витражного остекления; самовольная облицовка боковых поверхностей крыльца входа металлическим профилированным листом красного цвета. Обществу предложено: демонтировать фрагментарную отделку профилированным листом красного и белого цвета, а также светильники направленного действий и облицовку боковых поверхностей крыльца входа; изменить цвет ограждений лестничного марша, площадки перед входом на нейтральный серый цвет; восстановить отделку фасада здания, нарушенную в результате самовольно выполненных работ. Об исполнении указанных требований предложено сообщить не позднее 18.04.2019. Уведомление и предостережение получены представителем общества лично 12.02.2019 и 18.02.2019 соответственно, о чем свидетельствуют соответствующие отметки на этих актах.
По итогам проведенного на основании планового рейдового задания от 19.04.2019 рейдового мероприятия главным специалистом Управления благоустройства города Челябинска Костылевым Г.А. составлен Отчет о выполнении рейдового задания от 19.04.2019, которым зафиксирован результат рейда - выявление факта неисполнения содержащегося в предостережении требования (плановое рейдовое задание совместно с выпиской из журнала рейдовых мероприятий и отчетом о выполнении рейдового мероприятия представлены в суд апелляционной инстанции). Также в ходе этого рейда 19.04.2019 главным специалистом Управления благоустройства города Челябинска Костылевым Г.А. произведен осмотр фасада здания N 23 по ул. Марченко в Тракторозаводском районе г. Челябинска, результаты которого оформлены фототаблицей (л.д.59-60).
Уведомлением от 06.05.2019 (л.д.62) ООО "Лабиринт-Челябинск" поставлено в известность о необходимости явки его представителя в Управление благоустройства города Челябинска 03.06.2019 для участия в составления по факту выявленного нарушения протокола об административном правонарушении. Уведомление направлено по почте и получено адресатом 24.05.2019 (л.д.63-64).
03.06.2019 главным специалистом Управления благоустройства города Челябинска Костылевым Г.А. в отношении ООО "Лабиринт-Челябинск" с участием представителя общества, действовавшего на основании доверенности, составлен протокол об административном правонарушении N 04-04-2019/544 по признакам нарушения, предусмотренного частью 2 статьи 3 Закона N 584-ЗО (л.д.48-50). Представитель общества под расписку уведомлен о рассмотрении дела об административном правонарушении 18.06.2019.
18.06.2019 Административной комиссией в присутствии представителя общества рассмотрено дело об административном правонарушении (протокол рассмотрения дела об административном правонарушении - л.д.47) и вынесено постановление от 18.06.2019 N 05-15-19-20/13 (л.д.43-46), которым общество привлечено к ответственности по части 2 статьи 3 Закона N 584-ЗО в виде административного штрафа в размере 50000 руб.
Считая это постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
В удовлетворении требований заявителя судом первой инстанции отказано. Суд пришел к выводу о законности и обоснованности оспоренного постановления.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации, об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Законодательство об административных правонарушениях состоит из указанного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 1.1 КоАП РФ).
К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится в том числе: установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления; организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации; определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса; создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации (пункты 1-3, 5 части 1 статьи 1.3.1 КоАП РФ).
Административную ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов Челябинской области, муниципальных нормативных правовых актов, а также полномочия органов государственной власти Челябинской области в данной сфере устанавливает Закон N 584-ЗО (статья 1 Закона N 584-ЗО).
Пунктом 1 части 1 статьи 28 Закона N 584-ЗО установлено, что составлять протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 3 этого Закона, уполномочены должностные лица органа местного самоуправления.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 3 Закона N 584-ЗО отнесено к подведомственности административных комиссий (часть 3 статьи 32 Закона N 584-ЗО).
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона N 584-ЗО, нарушение установленных муниципальными нормативными правовыми актами требований по содержанию и ремонту фасадов, отмосток, водостоков, навесных металлических конструкций, окон и витрин, вывесок, входных групп (узлов), иных архитектурных элементов нежилых зданий, строений и сооружений, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Единые, обязательные к исполнению требования в сфере благоустройства на территории города Челябинска установлены Правилами N 16/32, в соответствии с которыми, содержание, ремонт и реставрация фасадов зданий, сооружений физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями осуществляются в соответствии с Правилами содержания, ремонта и реставрации фасадов зданий и сооружений на территории города Челябинска, утвержденными Челябинской городской Думой, и обеспечивают сохранение архитектурного облика города (пункт 163). Запрещается самовольное переоборудование фасадов зданий и их конструктивных элементов (пункт 164).
Правилами 28/11 установлены в том числе следующие требования, предъявляемые к устройству и оборудованию входов: окраска, отделка откосов должна осуществляться в соответствии с колером и общим характером архитектурного решения здания (подпункт 15 пункта 20). Также установлены следующие требования, предъявляемые к устройству и оборудованию окон и витрин: расположение окон и витрин на фасаде, их габариты, характер устройства и внешний вид должны соответствовать технической документации, системе горизонтальных и вертикальных осей, симметрии, ритму, объемно-пространственному решению здания, сооружения, предусмотренному проектом; изменение архитектурного решения и нарушение композиции фасада в результате произвольного размещения, изменения габаритов и конфигурации окон и витрин, устройства новых проемов или ликвидации существующих независимо от их вида и расположения не допускается без проектной документации (подпункты 2 и 3 пункта 24). Кроме того, предусмотрены требования к размещению дополнительного оборудования: состав и места размещения дополнительного оборудования должны быть увязаны с архитектурным решением, комплексным оборудованием и оформлением фасада; размещение дополнительного оборудования должно производиться без ущерба для внешнего вида и технического состояния фасадов в строго определенных местах, с учетом комплексного решения размещения оборудования при минимальном контакте с архитектурными поверхностями, рациональном устройстве и технологичности крепежа, использовании стандартных конструкций крепления; при размещении дополнительного оборудования необходимо обеспечивать безопасность для людей, удобство эксплуатации и обслуживания (подпункты 1-3 пункта 45).
Как указано выше, ООО "Лабиринт-Челябинск" осуществляет деятельность по адресу: г. Челябинск, Тракторозаводский район, ул. Марченко, 23. При этом, обществом допущено нарушение приведенных выше нормативных требований при содержании фасада указанного здания ввиду: нарушения целостности фасада из-за произведенных обществом работ по фрагментарной отделки фасада возе входа в магазин профилированным листом красного и белого цвета со светильниками направленного действия, с перекрыванием оконных проемов; изменения цвета ограждения лестничного марша, площадки перед входом на красный цвет; выполнения облицовки боковых поверхностей крыльца входа металлическим профилированным листом красного цвета.
Указанные обстоятельства выявлены Комитетом градостроительства и архитектуры города Челябинска при проведении 05.12.2018 обследования фасада здания и подтверждены в последующем при проведении 01.02.2019 и 19.04.2019 рейдовых мероприятий должностным лицом Управления благоустройства горда Челябинска, уполномоченным на составление протокола об административном правонарушении, - главным специалистом Костылевым Г.А. (отчеты о выполнении рейдовых мероприятий и фототаблица)
Рейдовые мероприятия, не требующие взаимодействия с юридическим лицом, осуществлены в соответствии с требованиями статьи 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и пункта 57 Административного регламента исполнения муниципальной функции "Осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства на территории города Челябинска", утвержденного Постановлением Администрации города Челябинска от 22.03.2017 N 120-п (проведенные контрольные мероприятия относятся к мероприятиям по контролю, не требующим взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями), в связи с чем результаты таких мероприятий следует признать надлежащими доказательствами по делу.
В этой связи следует признать подтвержденным факт нарушения обществом установленных муниципальными нормативными правовыми актами требований по содержанию фасадов, что свидетельствует о наличии в его действиях объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 3 Закона N 584-ЗО.
Отсутствие составленного в порядке статьи 27.8 КоАП РФ протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (на что ссылается податель апелляционной жалобы) не исключает доказательственного значения приведенных выше документов и не свидетельствует о существенном нарушении процедуры привлечения к административной ответственности.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит в том числе вина лица в совершении правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Надлежащих доказательств, свидетельствующих об отсутствии у общества возможности для соблюдения нарушенных нормативных требований, а также свидетельствующих о принятии обществом всех зависящих от него мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения, в материалы дела не представлены. То есть вина общества в совершении вмененного ему правонарушения подтверждена.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях (бездействии) ООО "Лабиринт-Челябинск" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 3 Закона N 584-ЗО.
Оспоренное постановление вынесено в пределах установленного законом срока давности привлечения к административной ответственности.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, по общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
При этом, в силу части 2 этой же статьи при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Как разъяснено в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов пори применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при применении данной нормы необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
В рассматриваемой ситуации правонарушение является длящимся (поскольку заключается в длительном непрекращающемся нарушении требований к содержанию фасада здания). Факт правонарушения выявлен лицом, уполномоченным на составление протокола об административном правонарушении, по итогам рейдового мероприятия 19.04.2019, что подтверждается соответствующим отчетом о выполнении рейдового задания. В этой связи срок давности привлечения к административной ответственности за свершение правонарушения истекал 19.06.2019.
Оспоренное постановление вынесено административным органом 18.06.2019, то есть в пределах указанного срока давности.
Суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить, что первоначальное выявление нарушения лицом, уполномоченным на составление протокола об административном правонарушении, в ходе рейдового мероприятия 01.02.2019 свидетельствует об окончании указанного административного правонарушения 01.02.2019 (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ). Повторное выявление нарушения тем же лицом 19.04.2019 свидетельствует об окончании совершения обществом 19.04.2019 аналогичного по своему характеру, но иного административного правонарушения. В этой связи довод подателя апелляционной жалобы о необходимости исчисления срока давности привлечения к административной ответственности с момента первоначального выявления нарушения 01.02.2019 подлежит отклонению.
Существенных процессуальных нарушений при привлечении заявителя к ответственности не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для признания оспоренного постановления незаконным и его отмены у суда не имеется.
Нарушений процессуальных требований, являющихся в силу пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции не установлено.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения..
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.02.2020 по делу N А76-23301/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лабиринт-Челябинск" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-23301/2019
Истец: ООО "ЛАБИРИНТ-ЧЕЛЯБИНСК"
Ответчик: Администрация г. Челябинска
Третье лицо: Административная комиссия, осуществляющая деятельность на территории г. Челябинска, ИП Шалашов Александр Анатольевич, Управление благоустройства администрации г. Челябинска