Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 августа 2020 г. N Ф08-5686/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
18 мая 2020 г. |
дело N А53-37625/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии представителя истца Титченко М.В. по доверенности от 30.01.2020, ответчиков Управления благоустройства и лесного хозяйства г. Ростова-на-Дону Августовской А.Г. по доверенности от 20.04.2020, Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г. Ростова-на-Дону Макаровой А.Г. по доверенности от 04.03.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного предприятия "Ростгорсвет" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.02.2020 по делу N А53-37625/2019 по иску муниципального казенного предприятия "Ростгорсвет" к ответчику Управление благоустройства и лесного хозяйства г. Ростова-на-Дону; Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г. Ростова-на-Дону, о взыскании субсидии
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казенное предприятие "Ростгорсвет" (далее - истец, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением о взыскании с Управления благоустройства и лесного хозяйства города Ростова-на-Дону (далее - управление) и Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону (далее - департамент) солидарно субсидии в размере 7 685 892,91 рублей (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 20.02.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована обоснованностью предъявления иска к двум ответчикам, а также доказанностью понесенных затрат предприятия.
Управление благоустройства и лесного хозяйства г. Ростова-на-Дону с доводами жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали правовые позиции по делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 13.02.2019 между Управлением благоустройства и лесного хозяйства города Ростова-на-Дону (управление) и муниципальным казенным предприятием "Ростгорсвет" (получатель) в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 01.11.2017 года N 1068 "Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий муниципальным предприятиям жилищнокоммунального хозяйства города Ростова-на-Дону" (далее - Порядок предоставления субсидии) и распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики от 23.01.2019 года N 08-р "Об утверждении перечня муниципальных унитарных предприятий жилищно-коммунального хозяйства, которым предоставляется субсидия из бюджета города в 2019 году" заключен договор N 16 на предоставление субсидии на возмещение затрат на обеспечение бесперебойного функционирования сетей уличного освещения.
Согласно пункту 1.1 договора предметом договора является предоставление из бюджета города Ростова-на-Дону в 2019 году субсидии:
1.1.1. В целях возмещения затрат получателя, связанных с содержанием объектов жилищно-коммунального хозяйства муниципальной собственности по обеспечению бесперебойного функционирования сетей уличного освещения (техническое обслуживание, ремонт, наладка электрических сетей наружного освещения и праздничной декоративной подсветки (иллюминации), ликвидация повреждений электрических сетей, осветительной арматуры и оборудования, оплата электроэнергии, содержание оперативно-диспетчерской службы);
1.1.2. В целях реализации получателем основного мероприятия "Содержание, восстановление и модернизация сетей наружного освещения, находящихся в муниципальной собственности".
Предоставляемая субсидия имеет строго целевое назначение и не может быть использована в целях, не предусмотренных пунктом 1.1.1 настоящего договора (пункт 1.1.2).
В соответствии с пунктом 2.1 договора субсидия, предусмотренная п. 1.1 настоящего договора, предоставляется получателю в 2019 году на основании бюджетной сметы Управления в пределах лимитов бюджетных обязательств, в сумме 315 942 300, 00 рублей (триста пятнадцать миллионов девятьсот сорок две тысячи триста рублей 00 копеек), в том числе НДС - 52 606 130,31 рублей (пятьдесят два миллиона шестьсот шесть тысяч сто тридцать рублей 31 копейка).
Пунктом 2.2 договора установлено, что предоставление субсидии осуществляется ежемесячно в порядке, установленном Администрацией города Ростова-на-Дону.
В соответствии с пунктом 4.1. договора Управление обязалось обеспечить своевременное предоставление субсидии.
Истец указывает, что по состоянию на 07.09.2019 выполнены работы согласно следующих актов: N 1 от 19.02.2019 (электроэнергия), N 2 от 19.02.2019 (ТО и ремонт СНО), N 3 от 19.02.2019 (накладные расходы), N 4 от 22.02.2019 (электроэнергия), N 5 от 28.02.2019 (ТО и ремонт СНО), N 6 от 28.02.2019 (накладные расходы), N 7 от 28.02.2019 (накладные расходы), N 8 от 28.02.2019 (электроэнергия), N 9 от 01.03.2019 (электроэнергия), N 10 от 26.03.2019 (электроэнергия), N 11 от 31.03.2019 (ТО и ремонт СНО), N 12 от 31.03.2019 (накладные расходы), N 13 от 31.03.2019 (накладные расходы), N 14 от 31.03.2019 (накладные расходы), N 15 от 31.03.2019 (накладные расходы), N 16 от 31.03.2019 (накладные расходы), N 17 от 31.03.2019 (электроэнергия), N 18 от 03.04.2019 (электроэнергия), N 19 от 30.04.2019 (ТО и ремонт СНО), N 20 от 30.04.2019 (накладные расходы), N 21 от 30.04.2019 (накладные расходы), N 22 от 30.04.2019 (накладные расходы), N 23 от 30.04.2019 (накладные расходы), N 24 от 30.04.2019 (накладные расходы), N 25 от 30.04.2019 (электроэнергия), N 26 от 06.05.2019 (электроэнергия), N 27 от 31.05.2019 (ТО и ремонт СНО), N 28 от 31.05.2019 (накладные расходы), N 29 от 31.05.2019 (накладные расходы), N 30 от 31.05.2019 (электроэнергия), N 31 от 03.06.2019 (электроэнергия), N 32 от 30.06.2019 (ТО и ремонт СНО), N 33 от 30.06.2019 (накладные расходы), N 34 от 30.06.2019 (накладные расходы), N 35 от 30.06.2019 (накладные расходы), N 36 от 30.06.2019 (электроэнергия), N 37 от 03.07.2019 (электроэнергия), N 38 от 31.07.2019 (накладные расходы), N 39 от 31.07.2019 (ТО и ремонт СНО), N 40 от 31.07.2019 (накладные расходы), N 41 от 31.07.2019 (электроэнергия), N 42 от 02.08.2019 (электроэнергия), N 43 от 22.08.2019 (накладные расходы), N 44 от 22.08.2019 (накладные расходы), N 45 от 28.08.2019 (накладные расходы).
Итого, за вышеуказанный период фактически понесенные затраты предприятия составили 157 319 131,35 рублей. Субсидии фактически получено на сумму 149 633 239,00 рублей. Предприятию не перечислены затраты на оплату пользования земельными участками, на основании решений суда в размере 7 685 892,91 рублей.
18.09.2019 в адрес управления была направлена претензия с требованием до 26.09.2019 перечислить сумму задолженности в размере 7 685 892,91 рублей.
25.09.2019 поступил ответ на претензию. Ответчик отказался перечислять имеющуюся задолженность ссылаясь на то, что возможность включения в расчет субсидии каких либо расходов или затрат, размер которых устанавливается по результатам судебного спора регулирующими нормативными актами не предусматривается.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В обоснование заявленных требований истец указывает на то, что Уставом МКП "Ростгорсвет" предусмотрено выполнение полного комплекса работ по обеспечению освещения городской территории, в качестве основного вида деятельности. То есть, фактически функция муниципального образования - "Города Ростов-на-Дону" по организации освещения улиц (п.25 ст.21 Устава города Ростова-на-Дону) передана МКП "Ростгорсвет".
Предприятие не наделено правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником. Собственником имущества является муниципальное образование - "Город Ростов-на-Дону".
Данная деятельность осуществляется предприятием в соответствии с Указаниями по эксплуатации установок наружного освещения городов, поселков сельских населенных пунктов, утвержденных приказом Минжилкомхоза РСФСР от 12.05.2988 N 120 (далее - Указания), Приказом Госстроя РФ от 03.04.2000 N 68 "Об утверждении Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства. Часть 3" (далее - Приказ N 68), Гост, СНиП и другими нормативно-правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1.4, Указаний "к эксплуатации наружного освещения городов относятся: работы по ремонту различных электрических устройств и работы по техническому обслуживанию электрических устройств.
В соответствии с пунктами 4.1, 3.35. Указаний, п. 2.1.7. Приказа N 68 в крупнейших городах должны предусматриваться районные участки эксплуатации сетей наружного освещения.
Во исполнение вышеуказанных нормативно-правовых актов для выполнения мероприятий по содержанию (эксплуатации) сетей наружного освещения (ремонт и техническое обслуживание СНО) в МКП "Ростгорсвет" выделены районы по эксплуатации сетей наружного освещения, участок по содержанию восстановлению иллюминации. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, на основании трудовых договоров рабочие места эксплуатационного персонала (электромонтеры, машинисты) данных обособленных подразделений располагаются в зданиях.
В 2006 году (договор о порядке осуществления права оперативного пользования от 25.05.2006) Департамент имущественно-земельных отношений, являющийся представителем собственника имущества, закрепил за МКП "Ростгорсвет" на праве оперативного управления имущественный комплекс в соответствии с целями и предметом деятельности предприятия, указанными в уставе.
В составе переданного имущественного комплекса (по договору от 25.05.2006) значится недвижимое имущество по адресу пер. Кущевский 36а, включающий многоэтажное административное здание, котельную, склад, производственные помещения; а также по ул. Стадионная, 4, и ул. Стадионная, 2 - административные и складские помещения; по ул. Рябышева, 3 - административные, производственно-складские помещения, временный металлический гараж; по ул. Социалистическая 89 - складское помещение.
Данные помещения используются предприятием для персонала (бригады по эксплуатации и ремонту СНО, административный персонал) и для хранения и обслуживания спецтехники при организации бесперебойного функционирования сетей наружного освещения, и не сдаются в аренду третьим лицам.
Используя вышеуказанное недвижимое имущество в целях уставной деятельности, МКП "Ростгорсвет" пользовалось и земельным участком по данным адресам.
С 2006 года по 2013 год ДИЗО, как собственник имущества не предоставлял (не выставлял) предприятию размер арендной платы за пользование землей в силу отсутствия у ДИЗО право подтверждающих документов на землю.
В 2013-2014 годах на основании решений Арбитражного суда Ростовской области с МКП "Ростгорсвет" было взыскано и уплачено 2 305 263,35 руб. Данные затраты были компенсированы предприятию из бюджета города в составе субсидии на обеспечение бесперебойного функционирования сетей наружного освещения.
На данный момент МКП "Ростгорсвет" совместно с ДИЗО г. Ростова-на-Дону и ДАиГ г. Ростова-на-Дону проводит работу по подготовке имущества (зданий, земли) для приема вышеуказанных земельных участков в безвозмездное пользование предприятия.
Однако, учитывая, отсутствие у собственника земли и зданий, необходимых для оформления актуальных документов на землю и расположенных на ней зданий процедура приема данных земель в безвозмездное пользование предприятия затягивается на длительное время.
В итоге, предприятие не имеет законных оснований планово перечислять оплату за использование земельных участков. Получение таких платежей возможно только путем взыскания в судебном порядке, что приводит к невозможности запланировать такие расходы.
Требования ДИЗО по оплате за пользование земельными участками (ул. Стадионная,4, ул. Социалистическая, 89, пер. Кущевский, 36А) в период с 2016 по 2018 годы составляют 10 116 101,24 рублей.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 07.11.2018 по делу А53- 25413/2018 с муниципального казенного предприятия "Ростгорсвет" ИНН 6164246452, ОГРН 1066164020405 в пользу Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону ИНН 6152000398 ОГРН 1026103305304 взыскано неосновательное обогащение в размере 7 557 554 рубля 60 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами 965 891 рубль 66 копеек по состоянию на 06.11.2018, всего 8 523 446 рублей 26 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами, за период с 07.11.2018 по день фактической оплаты. В остальной части иска отказано.
Данная сумма рассчитана ДИЗО на основании Постановления Администрации города Ростова-на-Дону от 27.05.2014 N 580 "О порядке расчета арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Ростова-на-Дону, и ставках арендной платы по видам использования земельных участков, государственная на которые не разграничена, а также земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Ростова-на-Дону, расположенных в границах муниципального образования "Город Ростов-на-Дону" и равна размеру земельного налога на конкретный земельный участок.
МКП "Ростгорсвет" получает субсидию на возмещение понесенных им затрат, связанных с обеспечением бесперебойного функционирования сетей наружного освещения города. Целевое назначение субсидии - возмещение затрат, связанных с содержанием объектов жилищно-коммунального хозяйства муниципальной собственности (техническое обслуживание, ремонт, наладка электрических сетей наружного освещения и праздничной декоративной подсветки (иллюминации), ликвидация повреждений электрических сетей, осветительной арматуры и оборудования, оплата электроэнергии, содержание оперативно-диспетчерской службы), (ст. 78 БК, Постановление Администрации города N 1068 от 01.11,2017).
Данная субсидия выделяется на возмещение фактически понесенных затрат предприятий (п.9 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887; пункт 9 Письма КРО Муниципального казначейство города Ростова-на-Дону N 59- 32.12-13/908 от 02.06.2017).
Фактически понесенные затраты (расходы) - это обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком (ст. 252. НК РФ).
В соответствии с ПБУ 10/99 расходы за пользование земельным участком, по мнению истца, считаются расходами предприятия и подлежат возмещению за счет средств субсидии.
В силу пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Указанные нормативные правовые акты должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. Данные требования определены Правительством Российской Федерации от 06.09.2016 г. N 887 (в ред. от 12.09.2019) "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг".
Согласно подпункту "г", пункта 4 Приложения к постановлению Правительства РФ N 887 размер субсидии и (или) порядок расчета размера субсидии подлежит указанию с учетом информации, обосновывающей ее размер (формулы расчета и порядок их применения, нормативы затрат, статистические данные и иная информация исходя из целей предоставления субсидии), и источника ее получения. Компенсация судебных расходов юридическим лицам за счет средств бюджета публично-правового образования Правительством РФ не предусматривается.
На территории города Ростова-на-Дону порядок предоставления субсидий регламентирован постановлением Администрации города от 01.11.2017 N 1068 "Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий муниципальным предприятиям жилищно-коммунального хозяйства города Ростова-на-Дону".
Согласно пункту 1.2 Положения целью предоставления субсидии муниципальным предприятиям жилищно-коммунального хозяйства города Ростова-на-Дону (далее - муниципальные предприятия) является возмещение затрат по содержанию объектов жилищно-коммунального хозяйства муниципальной собственности на: обеспечение безопасности на гидротехнических сооружениях и противопаводковые мероприятия (содержание, эксплуатация, ремонт, предотвращение и ликвидация аварий гидротехнических сооружений, механическая и биологическая очистка стока рек, пропуск паводковых вод для предотвращения подтоплений территории города); содержание и ремонт систем водопонижения (содержание, ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание систем водопонижения, промывка трубопроводов, ударноканатное бурение скважин); обеспечение бесперебойного функционирования сетей уличного освещения (техническое обслуживание, ремонт, наладка электрических сетей наружного освещения и праздничной декоративной подсветки (иллюминации), ликвидация повреждений электрических сетей, осветительной арматуры и оборудования, оплата электроэнергии, содержание оперативно-диспетчерской службы).
Пунктом 2.8 Положения установлено, что размер субсидии определяется на основании расчета затрат (сметы) на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства муниципальной собственности. Субсидия предоставляется из средств городского и (или) областного бюджетов. Уточнение (изменение) размера субсидии осуществляется по согласованию с Департаментом ЖКХ и энергетики и оформляется дополнительным соглашением к договору на предоставление субсидий.
В соответствии с указанным постановлением субсидия предоставляется МКП "Росгорсвет" с целью возмещения затрат по содержанию объектов жилищно-коммунального хозяйства муниципальной собственности на обеспечение бесперебойного функционирования сетей уличного освещения (техническое обслуживание, ремонт, наладка электрических сетей наружного освещения и праздничной декоративной подсветки (иллюминации), ликвидация повреждений электрических сетей, осветительной арматуры и оборудования, оплата электроэнергии, содержание оперативно - диспетчерской службы.
Компенсация иных расходов указанным Постановлением Администрации города не предусмотрена.
Довод истца относительно солидарной ответственности ответчиков отклонен, поскольку Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрено несение солидарной ответственности главного распорядителя бюджетных средств. В соответствии со статьей 242.5 БК РФ, предусмотрена лишь субсидиарная ответственность главного распорядителя бюджетных средств по неисполненным полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств.
Лицом, которому как получателю бюджетных средств города Ростова-на-Дону доводятся лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии в соответствии со статьей 78 БК РФ, является Управление благоустройства и лесного хозяйства, который является стороной по договору на предоставление субсидий на возмещение затрат на обеспечение бесперебойного функционирования сетей уличного освещения. Компенсация судебных расходов, которые понес МКП "Ростгорсвет" по судебным разбирательствам с ДИЗО, указанными нормативными актами не предусмотрена.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для удовлетворения искового заявления муниципальное казенное предприятие "Ростгорсвет" о взыскании субсидии не имеется.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.02.2020 по делу N А53-37625/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-37625/2019
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "РОСТГОРСВЕТ"
Ответчик: Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г. Ростова-на-Дону, УПРАВЛЕНИЕ БЛАГОУСТРОЙСТВА И ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
Третье лицо: Муниципальное казначейство г. Ростова-на-Дону