г. Саратов |
|
19 мая 2020 г. |
Дело N А57-17620/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "15" мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "19" мая 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С. А. Жаткиной,
судей О. И. Антоновой, Т. В. Волковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е. Т. Коновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Саратовской региональной общественной Физкультурно-спортивной организации "Федерация хоккея Саратовской области"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 31 января 2020 года по делу N А57-17620/2019
по исковому заявлению Министерства молодежной политики и спорта Саратовской области (ОГРН 1076455001699, ИНН 6452930299)
к Саратовской региональной общественной Физкультурно-спортивной организации "Федерация хоккея Саратовской области" (ОГРН 1176451007204, ИНН 6450097385)
о взыскании в доход областного бюджета гранта в форме субсидий в размере 8 650 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Министерство молодежной политики и спорта Саратовской области (далее - Министерство, истец) с исковым заявлением о взыскании с Саратовской региональной общественной физкультурно-спортивной организации "Федерация хоккея Саратовской области" (далее - СРОФСО "Федерация хоккея Саратовской области", ответчик) в доход областного бюджета гранта в форме субсидий в размере 8 650 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 31 января 2020 года по делу N А57-17620/2019 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Заявитель апелляционной жалобы указывает на соблюдение условий предоставление гранта, достижение целей его предоставления.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного рассмотрения извещены надлежащим образом в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, с учетом отзыва на апелляционную жалобу, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в декабре 2017 года в соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от 24.09.2014 N 550-П "Об утверждении Положения о порядке предоставления грантов некоммерческим организациям (в том числе государственным учреждениям), не являющимся казенными учреждениями, на развитие на территории области отдельных видов спорта (спортивных дисциплин)" Министерством молодежной политики и спорта Саратовской области были проведены конкурсы на предоставление грантов некоммерческим организациям (в том числе государственным учреждениям), не являющимся казенными учреждениями, на развитие на территории области отдельных видов спорта (спортивных дисциплин).
По результатам конкурса, проводимого с 04 по 15 декабря 2017 года, Саратовская региональная общественная физкультурно-спортивная организация "Федерация хоккея Саратовской области" была признана победителем. Размер гранта по конкурсу определен в сумме 3 000 000 руб.
На основании приказа от 15.12.2017 N 689 года "Об определении победителей конкурсного отбора некоммерческих организаций, претендующих на получение грантов" между Министерством молодежной политики и спорта Саратовской области (Министерство) и Саратовской региональной общественной физкультурно-спортивной организации "Федерация хоккея Саратовской области" (Организация) заключено соглашения от 15 декабря 2017 года N П-12-17 на предоставление гранта на сумму 3 000 000 рублей.
Согласно п. 1.1 соглашения Министерство предоставляет из областного бюджета грант на сумму 3 000 000 руб. на развитие на территории области хоккея с шайбой, а Организация обязуется использовать грант по целевому назначению, определенному настоящим соглашением.
Пунктом 4.1 соглашения установлено, что в случае установления факта нарушения получателем гранта условий, установленных при его предоставлении, грант подлежит возврату получателем в областной бюджет в полном объеме в следующем порядке:
министерство издает приказ о возврате гранта получателем гранта в областной бюджет;
в течение 7 календарных дней со дня издания приказа, предусмотренного абзацев вторым настоящего пункта, министерство направляет получателю гранта письменное требование о возврате гранта с приложением копии указанного приказа платежных реквизитов для осуществления возврата гранта;
получатель гранта обязан в течение 15 календарных дней со дня получения требования, предусмотренного абзацем третьим настоящего пункта, возвратить грант в областной бюджет;
если в течение срока, установленного абзацем четвертым настоящего пункта, получатель гранта не возвратил грант в областной бюджет, министерство в течение 30 календарных дней со дня истечения указанного срока направляет в соответствующий суд исковое заявление для взыскания средств в судебном порядке.
Кроме того, по результатам конкурса, проводимому с 25 по 28 декабря 2017 года, Саратовская региональная общественная физкультурно-спортивная организация "Федерация хоккея Саратовской области" была признана победителем. Размер гранта по конкурсу определен в сумме 6 000 000 руб.
На основании приказа от 28.12.2017 N 738 "Об определении победителей конкурсного отбора некоммерческих организаций, претендующих на получение грантов" между Министерством молодежной политики и спорта Саратовской области и Саратовской региональной общественной физкультурно-спортивной организации "Федерация хоккея Саратовской области" заключено соглашения от 28 декабря 2017 года N Г2 -12-17 на предоставление гранта на сумму 6 000 000 рублей.
Согласно п. 1.1 соглашения Министерство предоставляет из областного бюджета грант на сумму 6 000 000 руб. на развитие на территории области хоккея с шайбой, а Организация обязуется использовать грант по целевому назначению, определенному настоящим соглашением.
Пунктом 4.1 соглашения установлено, что в случае установления факта нарушения получателем гранта условий, установленных при его предоставлении, грант подлежит возврату получателем в областной бюджет в полном объеме в следующем порядке:
министерство издает приказ о возврате гранта получателем гранта в областной бюджет;
в течение 7 календарных дней со дня издания приказа, предусмотренного абзацев вторым настоящего пункта, министерство направляет получателю гранта письменное требование о возврате гранта с приложением копии указанного приказа платежных реквизитов для осуществления возврата гранта;
получатель гранта обязан в течение 15 календарных дней со дня получения требования, предусмотренного абзацем третьим настоящего пункта, возвратить фант в областной бюджет;
если в течение срока, установленного абзацем четвертым настоящего пункта, получатель гранта не возвратил грант в областной бюджет, министерство в течение 30 календарных дней со дня истечения указанного срока направляет в соответствующий суд исковое заявление для взыскания средств в судебном порядке.
Денежные средства были перечислены истцом на расчетный счет ответчика платежными поручениями от 15.12.2017 N 3128 на сумму 3 000 000 руб. и от 28.12.2017 N 3320 на сумму 6 000 000 руб., а всего на сумму 9 000 000 руб.
Министерством в рамках предусмотренных обязанностей по осуществлению контроля за использованием средств гранта, в 2018 году на основании приказа от 18 января 2018 года N 42 был проведен финансовый контроль соблюдения организацией условий, целей и порядка предоставления гранта.
В соответствии со справкой по результатам финансового контроля от 06 апреля 2018 года установлено, что нарушены условия предоставления гранта, поскольку по состоянию на 01 ноября 2017 года у организации имелась задолженность по уплате налогов, сборов, страховых взносов.
Таким образом, было установлено, что на момент подачи заявок на получение из областного бюджета гранта (13 декабря 2017 года и 26 декабря 2017 года), получатель имел задолженность на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов (на 1 ноября 2017 года).
В целях исполнения досудебного порядка урегулирования спора министерством проведены следующие мероприятия:
Издан приказ от 3 апреля 2018 года N 225 "О возврате в областной бюджет грантов, предоставленных некоммерческим организациям".
В адрес организации направлено требование о возврате субсидии, предоставленной из средств областного бюджета в 2017 году (исх. N 01-01-28/1904 от 10.04.2018 года).
24 апреля 2018 года сторонами был согласован график возврата субсидий, предоставленных из областного бюджета в 2017 году, согласно которому организация обязалась возвратить в областной бюджет гранты на общую сумму 9 000 000,00 рублей: июнь 2018 - 150 000,00 рублей, ноябрь 2018 - 4 350 000,00 рублей, декабрь 2018 - 4 500 000,00 рублей.
По согласованному сторонами графику организацией был произведен только частичный возврат суммы гранта в областной бюджет по соглашению от 15.12.2017 N Г1-12-17 платежным поручением от 01.06.2018 N 235 в размере 150 000,00 рублей.
Министерством был издан приказ от 6 декабря 2018 года N 687 "О возврате в областной бюджет грантов, предоставленных некоммерческим организациям".
В адрес организации направлено требование о возврате субсидии, предоставленной из средств областного бюджета в 2017 году (исх. N 01-01-28/4257 от 12.12.2018).
Сторонами был согласован уточненный график возврата субсидий, предоставленных из областного бюджета в 2017 году, согласно которому организация обязалась возвратить в областной бюджет гранты на общую сумму 9 000 000,00 рублей: июнь 2018 - 150 000,00 рублей, декабрь 2018 - 100 000,00 рублей, апрель 2019 - 100 000,00 рублей, май 2019 - 4 100 000,00 рублей, июнь 2019 - 4 550 000,00 рублей.
По уточненному графику организацией был произведен также только частичный возврат суммы гранта в областной бюджет по соглашению N Г1-12-17 от 15.12.2017 на общую сумму 200 000,00 рублей (платежными поручениями от 29.12.2018 N 762 на сумму 100 000 руб. и от 24.04.2019 N 262 на сумму 100 000 руб.).
Таким образом, ответчиком был произведен частичный возврат суммы гранта в областной бюджет по соглашению N Г1-12-17 от 15.12.2017 года на общую сумму 350 000,00 рублей.
Общая сумма долга составляет 8 650 000,00 рублей:
- по соглашению N Г1 -12-17 от 15 декабря 2017 года грант на сумму 2 650 000,00 рублей;
- по соглашению N Г2-12-17 от 28 декабря 2017 года грант на сумму 6 000 000,00 рублей.
Учитывая, что со стороны СРОФСО "Федерация хоккея Саратовской области" не исполняются обязательства по перечислению задолженности, министерством принято решение о повторном направлении требования о возврате грантов.
Издан приказ от 5 июня 2019 года N 302 "О возврате в областной бюджет грантов, предоставленных некоммерческим организациям".
В адрес организации направлено требование о возврате субсидии, предоставленной из средств областного бюджета в 2017 году (исх. N 01-01-28/3019 от 05.06.2019).
Поскольку возврат субсидий в областной бюджет организацией не произведен, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
К отношениям сторон в части возврата денежных средств, полученных в виде субсидий без выполнения условий предоставления, подлежит применению бюджетное законодательство.
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Финансирование Саратовской региональной общественной физкультурно-спортивной организации "Федерация хоккея Саратовской области" производилось за счет средств областного бюджета в соответствии с вышеизложенным, а также на основании статей 78, 78.1 Бюджетного кодекса РФ и Положения о порядке предоставления грантов некоммерческим организациям (в том числе государственным учреждениям), не являющимся казенными учреждениями, на развитие на территории области отдельных видов спорта, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 24 сентября 2014 года N 550-П.
Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Указанные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.
Согласно пункту 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местной администрации по результатам проводимых ими конкурсов бюджетным и автономным учреждениям, включая учреждения, в отношении которых указанные органы не осуществляют функции и полномочия учредителя.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства Саратовской области от 24.09.2014 N 550-П утверждено Положение о порядке предоставления грантов некоммерческим организациям (в том числе, государственным учреждениям), не являющимся казенными учреждениями, на развитие на территории области отдельных видов спорта (спортивных дисциплин) (далее - Положение о порядке предоставления грантов).
Положением о предоставлении грантов установлено, что: грант предоставляется на безвозмездной основе в рамках реализации подпрограммы "Физическая культура и спорт" государственной программы Саратовской области "Развитие физической культуры, спора, туризма и молодежной политики на 2014 -2020 г." в пределах средств, предусмотренных законом Саратовской области об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, на поддержку некоммерческих организаций (в том числе, государственных учреждений), не являющихся казенными учреждениями. Грант предоставляется в целях развития на территории области отдельных видов спорта (в том числе, спортивных дисциплин).
В соответствии с пунктом 3 Положения о порядке предоставления грантов, получателями грантов могут быть некоммерческие организации, зарегистрированные в установленном порядке на территории Саратовской области.
Отбор некоммерческих организаций, имеющих право на получение грантов, проводится на конкурсной основе.
Согласно пункту 5.5 Положения о порядке предоставления грантов для участия в конкурсе некоммерческие организации представляют в Министерство заявление на получение гранта с приложением необходимых документов.
Для участия в конкурсе необходимы следующие документы: реестр документов, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, полученная не ранее, чем за 30 календарных дней до дня подачи заявления на получение гранта; справка из налогового органа обо всех имеющихся открытых расчетных счетах заявителя; справка из налогового органа об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов; копии учредительных документов и всех изменений к ним; копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; копии учредительных документов (в редакции Постановления Правительства Саратовской области от 16.11.2017 N 578-П); копии документов, подтверждающих назначение на должность руководителя заявителя и главного бухгалтера (при наличии соответствующей должности); смета расходов; информационное письмо, подписанное руководителем заявителя; информационное письмо, подтверждающее непроведение ликвидации заявителя и отсутствие решения арбитражного суда о признании заявителя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства, подписанное руководителем заявителя; справка на бланке заявителя, подписанная руководителем заявителя и главным бухгалтером (при наличии соответствующей должности), об отсутствии ареста или обращения взыскания на имущество заявителя.
В соответствии с пунктом 5.9 Положения о порядке предоставления грантов основаниями для отказа в предоставлении гранта являются: недостоверность представленной некоммерческой организацией информации; несоответствие представленных некоммерческой организацией документов требованиям, определенным пунктами 5.5, 5.6 или непредставление (представление не в полном объеме) документов, указанных в пунктах 5.5, 5.6 Положения о предоставлении грантов; несоответствие некоммерческой организации требованиям, установленным пунктами 4,4.1 Положения о порядке предоставления грантов.
Согласно пункту 4.1 (в редакции Постановления Правительства Саратовской области от 16.11.2017 N 578-П) у некоммерческой организации на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором подается заявка на участие в конкурсном отборе на получение гранта, должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Постановление Правительства Саратовской области от 16.11.2017 N 578-П было опубликовано в установленном законом порядке, находилось в отрытом доступе и ответчик, проявляя должную заботу и осмотрительность, как получатель гранта, должен был ознакомиться с требованиями в части предоставления документов для получения такого гранта.
В ходе проверки обоснованности предоставления некоммерческой организации гранта установлено, что Министерством был предоставлен грант на основании заявки, поданной с нарушением установленных требований и нарушения проведения конкурсного отбора, что повлекло за собой нарушение условий предоставления субсидий.
Решением комиссии по проведению конкурсного отбора некоммерческих организаций, претендующих на получение гранта, рекомендовано признать победителем конкурса организацию - заявителя, которая в дальнейшем на основании приказа Министерства определена как победитель конкурсного отбора на предоставление гранта - Саратовская региональная общественная физкультурно-спортивная организация "Федерация хоккея Саратовской области".
В ходе проведения финансового контроля истцом было выявлено, что ответчик направил в адрес Министерства заявки на получение гранта с приложением документов для участия в конкурсе. Однако в нарушение п.4.1 Положения о порядке предоставления грантов, к заявке от 13.12.2017 на конкурс на получение гранта в сумме 3 000 000 рублей приложена справка N 175596 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 05.12.2017; к заявке от 25.12.2017 на конкурс на получение гранта в сумме 6 000 000 рублей приложена справка N 175707 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 06.12.2017.
В соответствии с пунктом 4.1 Положения о порядке предоставления грантов при подаче заявки на конкурс на получение гранта на развитие отдельных видов спорта в декабре 2017 года следовало представить справку из налогового органа об отсутствии у организации задолженности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов на 01.11.2017.
Согласно справке N 35278 об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов Саратовская региональная общественная физкультурно-спортивная организация "Федерация хоккея Саратовской области" по состоянию на 01 ноября 2017 г. имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, что не оспаривается ответчиком.
Нарушение ответчиком условий предоставления субсидии подтверждается отсутствием необходимого документа, представляемого на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором подается заявка на участие в конкурсном отборе, а именно: справки из налогового органа об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов.
Кроме того, при проведении контрольных мероприятий выяснилось, что у СРОФСО "Федерация хоккея Саратовской области" на необходимую дату представления вышеуказанной справки (01.11.2017) имелась реальная непогашенная задолженность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, что подтверждает невозможность ее допуска для участия в конкурсе.
Как указано выше, несоответствие некоммерческой организации требованиям, установленным пунктами 4, 4.1 Положения о порядке предоставления грантов, вступившими в действие с 16.11.2017, в силу пункта 5.9 Положения о порядке предоставления грантов является основанием для отказа в предоставлении гранта.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что грант в форме субсидии предоставлен ответчику в нарушение пунктом 4, 4.1, 5.8 Положения о порядке предоставления грантов в 2017 году и СРОФСО "Федерация хоккея Саратовской области" не должна была быть допущена к участию в конкурсном отборе.
Довод ответчика о том, что грант предоставляется безвозмездно, основан на неверном толковании закона, поскольку данное требование не действует в случае нарушений условий, установленных при предоставлении субсидий. При этом такие условия определяются нормативно-правовыми актами, регулирующими предоставление субсидии.
Кроме того, апелляционная коллегия отклоняет довод ответчика о том, что поскольку субсидии были потрачены на цели, указанные в соглашениях, то они не подлежат возврату в областной бюджет.
Основанием для возврата послужило не использование субсидии, а несоответствие получателя гранта условиям предоставления субсидий. В данном случае не имеет правого значения как именно были использованы субсидии, поскольку возврат полученного гранта связан с установленным судами обеих инстанций условием получения гранта. Ответчик должен был знать об условиях получения гранта на момент подачи документов.
Доводы апелляционной жалобы, приведенные в их обоснование, не соответствуют нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, они не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 31 января 2020 года по делу N А57-17620/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С. А. Жаткина |
Судьи |
О. И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-17620/2019
Истец: Министерство молодежной политики и спорта Саратовской области
Ответчик: Саратовская Региональная физкультурно-спортивная организация "Федерация хоккея Саратовской области"
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N8 по Саратовской области