31 января 2024 г. |
дело N А83-21280/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.01.2024.
Постановление в полном объеме изготовлено 31.01.2024.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Баукиной Е.А., судей Зарубина А.В., Мунтян О.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Стефаненко В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экономического развития Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 10.11.2023,
принятое по иску Министерства экономического развития Республики Крым (ОГРН 1149102017118, ИНН 9102011897; 295005, Республика Крым, г. Симферополь, пр-т Кирова, 13)
к индивидуальному предпринимателю Безкровной Алене Сергеевне (ИНН911101020687)
о взыскании средств мер поддержки,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Республике Крым,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Министерство экономического развития Республики Крым (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым к индивидуальному предпринимателю Безкровной Алене Сергеевне (далее - ИП Безкровная А.С.) с иском о взыскании средств мер поддержки, полученных за июнь - декабрь 2020 года в сумме 121300,00 руб., использованных с нарушением Закона Республики Крым от 25.06.2020 N 86-ЗРК/2020 "О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Закон N 86-ЗРК/2020).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 10.11.2023 в удовлетворении иска Министерства отказано.
Не согласившись с решением суда от 10.11.2023, Министерство обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Апеллянт указывает, что в соответствии с положениями статьи 5 Закона N 86-ЗРК/2020 и соглашением о межведомственном взаимодействии Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Крым (далее - УФНС по РК) установлено, что ИП Безкровной А.С. (как налоговым агентом) не оплачен налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является ИП Безкровная А.С., за период июнь - декабрь 2020 года, чем нарушены условия подпункта "г" пункта 6 части 2 статьи 6 Закона N 86-ЗРК/2020 (сопроводительное письмо от 01.03.2022 N 15-30/00752дсп@).
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2023 апелляционная жалоба принята к производству.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации о судебном заседании на сайте http://kad.arbitr.ru/, в судебное заседание 25.01.2024 представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями главы 34 АПК РФ.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
ИП Безкровная А.С. направила в налоговый орган заявку на получение мер поддержки за июнь - декабрь 2020 года по форме приложения N 1 к Порядку формирования реестра получателей мер поддержки, предусмотренных Законом N 86-ЗРК/2020. В заявке ИП Безкровная А.С. обязалась уплатить налог на доходы физических лиц не менее 13 процентов, если режим налогообложения предусматривает уплату такого налога.
На основании Порядка формирования реестра получателей мер поддержки, предусмотренных Законом Республики Крым N 86-ЗРК/2020, и распоряжения Председателя Совета министров Республики Крым от 24.07.2021 N 110-рп/ДСП ИП Безкровная А.С. включена в Реестр получателей мер поддержки N 21 (т. 1, л.д. 24).
Платежными поручениями от 12.03.2021 N 735 и от 29.04.2021 N 82 ИП Безкровной А.С. перечислены меры поддержки за июнь - декабрь 2020 года в размере 157690,00 руб.
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым направило Министерству письмо от 01.03.2022 N 15-30/00752_ДСП@, в котором сообщило, что при проведении анализа налогоплательщиков, получателей мер поддержки, установлено, что ИП Безкровная А.С. не оплачен налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент ИП Безкровная А.С., за период июнь - декабрь 2020 года, чем нарушены условия подпункта "г" пункта 6 части 2 статьи 6 Закона N 86-ЗРК/2020 (т.1, л.д. 26).
Министерство направило ИП Безкровной А.С. требование от 11.05.2022 N 12/15 о возврате средств мер поддержки, полученных за июнь - декабрь 2020 года в сумме 121300,00 руб. в добровольном порядке (т.1, л.д. 19)
Поскольку требование ИП Безкровная А.С. не исполнила, Министерство обратилось с настоящим исковым заявлением в Арбитражный суд Республики Крым.
Принимая решение от 10.11.2023 об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что 01.08.2016 ответчик включен в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства; на дату получения субсидии из реестра не исключен. Ответчик находится на упрощенной системе налогообложения. Денежные средства, полученные в качестве субсидии по Закону N 86-ЗРК/2020, переходят в собственность ИП Безкровной А.С. и могут быть направлены на любые расходы для осуществления экономической деятельности, а не только на выплату заработной платы. Субсидии, полученные из регионального бюджета в 2021 году в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, не включаются в налогооблагаемую базу по УСН.
Повторно рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела, проверив доводы апеллянта, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции от 10.11.2023, учитывая следующее.
Законом N 86-ЗРК/2020 введены меры поддержки организациям и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Республике Крым и осуществляющим свою деятельность на территории Республики Крым по основным видам экономической деятельности, определенным Советом министров Республики Крым.
В соответствии со статьей 1 Закона N 86-ЗРК/2020 целью принятия настоящего Закона является оказание некоторых мер поддержки организациям и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Республике Крым по состоянию на 1 января 2020 года, и осуществляющим свою деятельность на территории Республики Крым по основным видам деятельности, определенным Советом министров Республики Крым, в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, направленные на сохранение занятости.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона N 86-ЗРК/2020 мера поддержки - компенсационная выплата, направленная на частичную компенсацию затрат получателей мер поддержки, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников.
Довод апеллянта о том, что с субсидии должен быть уплачен налог в размере 13%, основан на неверном толковании Закона N 86-ЗРК/2020.
Согласно абз. "г" подпункта 6 пункта 2 статьи 6 Закона N 86-ЗРК/2020 получатели меры поддержки обязуются уплатить налог на доходы физических лиц не менее 13 процентов, если режим налогообложения предусматривает уплату такого налога.
В соответствии с подпунктами 1, 2 статьи 207 и статьей 209 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками по налогу на доходы физических лиц являются физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доход от источников в Российской Федерации и за ее пределами.
Пунктом 4 статьи 226 НК РФ предусмотрено, что налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Порядок возврата мер поддержки определен постановлением Совета министров Республики Крым от 26.06.2020 N 366, которым не предусмотрено, что субсидия должна быть использована исключительно на выплату заработной платы работникам, поскольку из содержания норм Закона N 86-ЗРК/2020 императивно не следует такая обязанность получателя компенсационной выплаты.
В пункте 3 статьи 2 Закона N 86-ЗРК/202 словосочетание "в том числе" на сохранение занятости и оплаты труда своих работников, означает "включая", а не "исключительно", как полагает Министерство.
Соответствующая правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 07.09.2023 N 310-ЭС23-3056 по делу N А83-24654/2021.
Таким образом, при наличии в Законе N 86-ЗРК/2020 вышеизложенных положений, не свидетельствующих о том, что субсидия должна быть использована исключительно на заработную плату работникам, действия ИП Безкровной А.С. следует признать основанными на разумных ожиданиях, вытекающих из вышеуказанных положений Закона.
Довод апеллянта о том, что с субсидии должен быть уплачен налог в размере 13%, основан на неверном толковании Закона N 86-ЗРК/2020.
Согласно абз. "г" подпункта 6 пункта 2 статьи 6 Закона N 86-ЗРК/2020 получатели меры поддержки обязуются уплатить налог на доходы физических лиц не менее 13 процентов, если режим налогообложения предусматривает уплату такого налога.
В соответствии с подпунктами 1, 2 статьи 207 и статьей 209 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками по налогу на доходы физических лиц являются физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доход от источников в Российской Федерации и за ее пределами.
Пунктом 4 статьи 226 НК РФ предусмотрено, что налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Как следует из заявки БезкровнойА.С. на получение мер поддержки (т. 1, л.д. 28), наемные работники у ИП Безкровной А.С. в 2020 году отсутствуют, отчетность по форме "Сведения о застрахованных лицах", утвержденная постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п, в пенсионный фонд не предоставлялась.
Обосновывая иск, Министерство указало, что, не уплатив НДФЛ с доходов, источником которых является налоговый агент ИП Безкровная А.С., ответчик нарушил подпункт "г" пункта 6 части 2 статьи 6 Закона N 86-ЗРК/2020.
Вместе с тем, согласно буквальному прочтению предписанного подпунктом "г" условия, получатель обязуется оплатить НДФЛ, "если его режим налогообложения предусматривает уплату налога на доходы физических лиц". Таким образом, обязательство оплатить НДФЛ в месяце после получения субсидии прямо обусловлено наличием соответствующей налоговой обязанности.
В силу же статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации уплата НДФЛ, удержанных из средств, выданных работникам, то есть в качестве налогового агента, обусловлена фактом выдачи таких средств, поскольку только в таком случае возникает обязанность по удержанию и уплате в бюджет суммы НДФЛ с выплаты в качестве обязанности налогового агента.
Как признает само Министерство, ИП Безкровная А.С. не является плательщиком НДФЛ в силу применения специального режима (УСН).
Порядок возврата мер поддержки определен постановлением Совета министров Республики Крым от 26.06.2020 N 366, которым не предусмотрено, что субсидия должна быть использована исключительно на выплату заработной платы работникам, поскольку из содержания норм Закона N 86-ЗРК/2020 императивно не следует такая обязанность получателя компенсационной выплаты.
В пункте 3 статьи 2 Закона N 86-ЗРК/202 словосочетание "в том числе" на сохранение занятости и оплаты труда своих работников, означает "включая", а не "исключительно", как полагает Министерство.
Соответствующая правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 07.09.2023 N 310-ЭС23-3056 по делу N А83-24654/2021.
Таким образом, при наличии в Законе N 86-ЗРК/2020 вышеизложенных положений, не свидетельствующих о том, что субсидия должна быть использована исключительно на заработную плату работникам, действия ИП Безкровной А.С. следует признать основанными на разумных ожиданиях, вытекающих из вышеуказанных положений Закона.
Истцом в подтверждение предъявленных требований также в порядке статей 41, 65 АПК РФ не предоставлены сведения, свидетельствующие, что в 2020 году ответчик обязан был уплачивать в качестве налогового агента НДФЛ.
Как усматривается из письменных пояснений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Крым от 10.08.2023 с 01.01.2018 ИП Безкровная А.С. применяет упрощенную систему налогообложения, с объектом налогообложения - "доходы". (т.1, л.д. 61).
С 01.08.2016 ответчик включен в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. На дату получения субсидии ответчик из реестра не исключен.
Доход в виде мер поддержки в сумме 121300,00 руб., за неоплату НДФЛ от которого Министерство просит взыскать всю сумму перечисленных мер поддержки, Безкровная А.С. получила в апреле 2021 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения по упрощенной системе налогообложения (УСН) признаются доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов.
Согласно пункту 2 статьи 346.14 НК РФ выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком.
Безкровная А.С. применяет упрощенную систему налогообложения, объект налогообложения "доходы".
Подпунктом 1 пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ предусмотрено, что при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 Кодекса.
Как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2021 N 382-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" подпункт 60 пункта 1 статьи 251 НК РФ изложен в иной редакции, согласно которой при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде субсидий (за исключением субсидий на компенсацию процентных ставок по кредитам), полученных из федерального и (или) регионального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, налогоплательщиками, включенными по состоянию на дату получения субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и (или) относящимися к социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с пунктом 8 Федерального закона от 29.11.2021 N 382-ФЗ действие положений подпунктов 60 и 62 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации распространяется на доходы, полученные начиная с налогового периода 2021 года.
Налоговый период - это период времени, по окончании которого определяется налоговая база, исчисляется сумма налога к уплате и представляется по нему налоговая декларация (пункт 1 статьи 52, пункт 1 статьи 55, статьи 80 НК РФ), в связи с чем выплаты, полученные ответчиком в 2021 году по Закону N 86-ЗРК/2020, не подлежат налогообложению.
В связи с вышеизложенным полученная субсидия не учитываются для целей исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска Министерства, так как денежные средства, полученные ответчиком в качестве субсидии по Закону N 86-ЗРК/2020, переходят в его собственность и могут быть направлены на любые расходы для осуществления экономической деятельности, и Безкровная А.С. не является плательщиком налога на доходы физических лиц и его налоговый режим не предусматривает уплату налога на доходы с физических лиц.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 270 АПК РФ являются основанием для безусловной отмены судебного акта, не допущено.
Поскольку Министерство в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ освобождено от уплаты государственной пошлины, с учетом пункта 14 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы, судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 10.11.2023 по делу N А83-21280/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства экономического развития Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Баукина |
Судьи |
А.В. Зарубин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-21280/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: Безкровная Алёна Сергеевна
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Республике Крым, УФНС России по РК