г. Санкт-Петербург |
|
18 мая 2020 г. |
Дело N А56-62372/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Семеновой А.Б., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Коршачек Е.О.,
при участии:
от истца (заявителя): Телишевская Н.Е., по доверенности от 11.05.2018;
от ответчика (должника): Клименко М.В., по доверенности от 16.01.2020;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8005/2020) общества с ограниченной ответственностью "ЭкоПром" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.02.2020 по делу N А56-62372/2019, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Исток"
к обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоПром"
о признании недействительным нормативов водоотведения по составу сточных вод ООО "Исток", направленных сопроводительным письмом от 13.03.2019,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Исток" (далее - ООО "Исток") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоПром" (далее - ООО "ЭкоПром") о признании недействительными нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод ООО "Исток" (без даты, без номера), направленных сопроводительным письмом от 13.03.2019 N 2019-62.
Решением от 06.02.2020 Арбитражный суд города Санкт - Петербурга и Ленинградской области признал недействительными нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод ООО "Исток", направленные сопроводительным письмом ООО "ЭкоПром" от 13.03.2019 N 2019-62.
В апелляционной жалобе ООО "ЭкоПром", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда от 06.02.2020 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы податель ссылается на пропуск срока исковой давности по оспариванию нормативов водоотведения, поскольку заявление подано в суд 03.06.2019, то есть по истечении установленного трехмесячного срока на обращение в суд.
Податель жалобы также считает, что возможность установления нормативов водоотведения ООО "ЭкоПром" закреплена в пункте 61 Постановления Правительства РФ от 12.02.199 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации". Судом первой инстанции не учтено разъяснения, указанные в Письме Минстроя России от 09.10.2017 N 36109-АЧ/04 "Разъяснения по применению законодательства в сфере водоснабжения" в котором указано, что в настоящее время одновременно действуют и подлежат применению два вида требований (нормативов) к составу и свойствам сточных вод абонентов: нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемые в соответствии с Правилами N 167; требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением N 5 к Правилам N 644.
Податель жалобы указывает, что для первоначального установления нормативов водоотведения ООО "ЭкоПром" руководствовалось нормативами допустимого сброса в ручей Каменный, водохозяйственный участок: 01.04.03.004-Нева от в/п Новосаратовка до устья; Разрешением N 26-2413-С-16/21 на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты. Данные документы выданы на основании соответствующего заявления водопользователя ФГУП "РНЦ "Прикладная Химия". С 31.05.2019 ООО "ЭкоПром" получено решение о предоставлении водного объекта в пользование рег. N 47-010403 004-Р-РСВХ-С-2019-05122/00.
Таким образом, по мнению подателя жалобы устанавливая нормативы водоотведения, ООО "ЭкоПром" действует в строгом соответствии с нормами статьи 61 Постановления Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации". Невозможность установления нормативов в спорный период (до момента получения разрешения о предоставлении водного объекта в пользование) привело бы к снятию с абонентов ответственности за негативное воздействие на окружающую среду (водные объекты).
В судебном заседании представитель ООО "Экопром" просил апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда отменить.
Представитель ООО "Исток" просил в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Исток" на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества (два земельных участка и три ангара) по адресу: Ленинградская область. Всеволожский район, г.п. Кузьмоловский, ул. Заводская, участок 3А и участок 3Б и находится в собственности системы водоснабжения и водоотведения, включая систему трубопровода канализации (водоотведения), канализационный колодцы и все инженерное оборудование водомерного узла. Указанная система водоотведения подключена к центральной канализационной системе через канализационные сети, которые ранее принадлежали и эксплуатировались ФГУП "РНЦ "Прикладная химия" и были переданы в аренду ООО "ЭкоПром" по договору от 20.04.2018 N К-1/2018, о чем ФГУП "РНЦ "Прикладная химия" уведомило истца письмом от 30.11.2018 N 262-2083.
21.01.2019 ООО "Исток" направило в ООО "ЭкоПром" заявку на заключение договора водоотведения.
22.02.2019 ООО "ЭкоПром" направило в адрес ООО "Исток" два подписанных экземпляра договора водоотведения N 2-40-Э от 21.01.2019. Указанный договор не был заключен ввиду наличия разногласий по его содержанию.
15.03.2019 ООО "Исток" получило от ООО "Экопром" в электронном виде с сопроводительным письмом от 13.03.2019 N 2019-62 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод ООО "Исток.
В письме от 13.03.2019 N 2019-62 ООО "Экопром" указало, что в соответствии с пунктом 61 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства, и сослалось на постановление Администрации МО "Кузьмоловское городское поселение" Bсеволожского муниципального района Ленинградской области от 27.11.2018 N139а, которым ООО "ЭкоПром" уполномочено устанавливать нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод.
Полагая, что установленные для ООО "Исток" нормативы водоотведения, направленные сопроводительным письмом от 13.03.2019 N 2019-62, не основаны на нормах закона и нарушают права и интересы Общества в предпринимательской деятельности, ООО "Исток" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод ООО "Исток", направленные ООО "Экопром" в адрес заявителя сопроводительным письмом от 13.03.2019 N 2019-62, не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по следующим основаниям.
В статье 1 Закона N 7-ФЗ определены нормативы допустимых сбросов - нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
В соответствии с пунктом 13.1 статьи 2 Закона N 416-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2019) нормативы состава сточных вод - устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения.
Из пункта 1 статьи 14 Закона N 416 следует, что по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
Согласно подпункту 9.1 части 1 статьи 6 Закона N 416-ФЗ установление нормативов состава сточных вод отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях
В соответствии с частью 11 статьи 7 Закона N 416-ФЗ холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с правилами горячего водоснабжения и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и определяющими, в том числе, порядок установления органами местного самоуправления нормативов состава сточных вод (пункт 8.1), порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимания указанной платы с абонентов, порядок уменьшения для абонентов платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в случае реализации абонентами планов снижения сбросов (пункт 8.2).
Приведенные нормы - подпункт 9.1 части 1 статьи 6, пункты 8.1, 8.2 части 11 статьи 7 Закона N 416-ФЗ введены Федеральным законом от 29.07.2017 N 225-ФЗ и вступили в силу с 01.01.2019.
С 01.01.2019 утратила силу глава 5 Закона N 416-ФЗ "Обеспечение охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения", вместо которой Закон N 416-ФЗ был дополнен главой 5.1 "Регулирование сброса сточных вод в централизованные системы водоотведения (канализации)".
Частью 2 статьи 30.1 Закона 416-ФЗ установлено, что нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение. Показатели эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, рассчитываются в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Таким образом, с 01.01.2019 федеральным законодательством установлено, что нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления, а не организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Порядок установления нормативов должен быть раскрыт в Правилах холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Правительством Российской Федерации, однако на момент возникновения спорных правоотношений и на сегодняшний день соответствующие изменения и дополнения в Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644.
Довод подателя жалобы о том, что ООО "ЭкоПром" как уполномоченная организация водопроводно-канализационного хозяйства, наделено правом на установление для абонентов нормативов состава сточных вод согласно пункту 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 апелляционным судом не принимается, вступившими в силу с 01.01.2019 изменениями в Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлены иные правила установления нормативов состава сточных вод: на текущий момент такие нормативы могут устанавливаться только органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 не предоставляют органам местного самоуправления право делегировать соответствующие полномочия на установление нормативов состава сточных вод организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Таким образом, у ООО "ЭкоПром" с 01.01.2019 отсутствовали предусмотренные законодательством полномочия и основания для установления для ООО "Исток" нормативов состава сточных вод.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено, как и доказательств соответствия установленных нормативов, требованиям законодательства, в том числе Правилам N 167.
Кроме того на момент направления в адрес ООО "Исток" спорных нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод у ООО "ЭкоПром" отсутствовали утвержденные нормативы допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты для организаций водопроводно-канализационного хозяйства.
Разрешение от 04.05.2016 N 26-2413-С-16/21 на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты, нормативы допустимого сброса в ручей Каменный, утвержденные приказом Невско-Ладожского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 15.06.2016 N 183, были выданы не ООО "Экопром", а ФГУП "РНЦ "Прикладная химия".
Следовательно, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод ООО "Исток", направленные ООО "ЭкоПром" в адрес заявителя сопроводительным письмом от 13.03.2019 N 2019-62, не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя.
Ссылка подателя жалобы на Письмо Минстроя России от 09.10.2017 N 36109-АЧ/04 "Разъяснения по применению законодательства в сфере водоснабжения" судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку указанное письмо не имеет свойств нормативного правового акта и не может противоречить Федеральному закону, а также Постановлению правительства Российской Федерации N 167 от 12.02.1999.
С 01.01.2019 положения данных разъяснений вступают противоречие с нормативными актами большей юридической силы (Федеральным законом N 416-ФЗ), ввиду чего также не могут применяться для урегулирования правоотношений сторон.
Таким образом, данные обстоятельства не исключают действия тех нормативов водоотведения, которые были приняты до вступления в силу изменений в Федеральный закон N 416-ФЗ, однако исключает принятие новых нормативов организациями водопроводно-канализационного хозяйства на основании Постановления Правительства РФ N 167 от 12.02.1999.
В подтверждение своих полномочий по установлению для абонентов нормативов водоотведения по составу сточных вод ООО "ЭкоПром" ссылается на постановление N 139а от 27.11.2018, вынесенное администрацией МО "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
В отзыве на апелляционную жалобу, ООО "Исток" указал, что решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 03.03.2020 по делу N 2а-2712/2020 признано недействующим постановление N 139а от 27.11.2018 с момента принятия постановления Администрации МО "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 27.11.2018 N 139а "Об уполномочивании устанавливать нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод для абонентов, осуществляющих сброс в централизованную систему водоотведения на территории муниципального образования "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области".
Судом апелляционной инстанции установлено, что отменяя постановление N 139а от 27.11.2018, суд общей юрисдикции указал, что постановление не соответствует Федеральному закону N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". Кроме того, на момент принятия нормативов в отношении ООО "Исток" постановление N 139а от 27.11.2018 не было надлежащим образом опубликовано, следовательно, не вступило в законную силу.
Поскольку Всеволожским городским судом Ленинградской области постановление N 139а от 27.11.2018 признано недействующим с момента его принятия, то у ООО "ЭкоПром" отсутствуют полномочия для установления нормативов водоотведения для абонентов.
Также податель жалобы полагает, что заявителем пропущен срок исковой давности при подаче заявления об оспаривании нормативов водоотведения.
Между тем направление ООО "Исток" нормативов водоотведения (сброса) сточных вод по составу путем включения их в договор водоотведения считается ненадлежащим уведомлением лица о принятии в отношении него ненормативного правового акта.
Ненормативный правовой акт, вынесенный в отношении конкретного лица, должен содержать дату его принятия и должен быть своевременно доведен до сведения лица, в отношении которого он принят, а также содержать достоверные сведения относительно полномочий лица, вынесшего указанный акт, для того, чтобы лицо, получившее обязательный к исполнению ненормативный правовой акт, могло реализовать свое право на обжалование данного документа, в том числе учитывая сокращенные сроки на его обжалование.
Как пояснил ООО "Исток" в отзыве на жалобу ООО "ЭкоПром" изначально включило текст нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод в договор водоотведения, не уточнив абоненту номер и дату ненормативного правового акта, не доведя до субъекта правоотношения сведений о полномочиях ООО "ЭкоПром" на принятие такого ненормативного правового акта, в связи, с чем нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных, включенные в текст договора водоотведения (приложение N 4), не были расценены абонентом как ненормативный правовой акт, а были расценены как часть договора, в отношении которой у сторон возникли разногласия, в связи, с ООО "Исток" был подан иск, предметом которого было урегулирование разногласий, возникших при заключении договора водоотведения. ООО "Исток" получило от ООО "ЭкоПром" письмо с разъяснениями по основаниям принятия нормативов, а также текст нормативов как ненормативного правового акта только 15.03.2019 (приложение N 2 к письму N 2019-62 от 13.03.2019 года).
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что ООО "Исток" не был нарушен срок исковой давности при подаче заявления об оспаривании нормативов водоотведения.
Несогласие ООО "ЭкоПром" с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права.
Каких-либо обстоятельств, существенно влияющих на результат рассмотрения заявленных требований и подтверждающих незаконность принятого судебного акта, подателем жалобы не приведено и судом апелляционной инстанции не установлено.
Нарушений процессуальных прав ООО "ЭкоПром" судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи, с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта по доводам заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.02.2020 по делу N А56-62372/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-62372/2019
Истец: ООО "ИСТОК"
Ответчик: ООО "ЭКОПРОМ"