Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 4 сентября 2020 г. N Ф09-4541/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
19 мая 2020 г. |
Дело N А71-15606/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 мая 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савельевой Н.М.,
судей Васевой Е.Е., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сергеевой С.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Удмуртской Республики"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 05 марта 2020 года
по делу N А71-15606/2019
по иску общества с ограниченной ответственностью "Обелиск" (ОГРН 1091831002988, ИНН 1831135672)
к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Удмуртской Республики" (ОГРН 1021801511720, ИНН 1833004594),
третье лицо - Жданов Михаил Алексеевич,
о взыскании 164 009 руб. в возмещение расходов на изготовление и установку памятников,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Обелиск", г. Ижевск (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Удмуртской Республики", г. Ижевск (далее - ответчик) о взыскании 196 809 руб. в возмещение расходов на изготовление и установку надгробных памятников участникам ВОВ Вольхину Ф.А., Кудрявцеву П.П., Семакову Н.Т., Смирнову Ф.М., Трофимову С.К., Широбокову А.А..
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05 марта 2020 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, ответчик обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик приводит доводы о том, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих переход прав требований родственников погибших военнослужащих в пользу Жданова М.А.; существенные условия договора не согласованы; поскольку материалы дела не содержат доказательств получения согласия ответчика на уступку права требования родственников погибших военнослужащих в пользу Жданова М.А. и в последующем в пользу ООО "Обелиск"; заключенные между Ждановым М.А. и ООО "Обелиск" договоры уступки требования, а также передачи права требования родственников погибших военнослужащих в пользу Жданова М.А. в соответствии с п. 1 ст. 166 ГК РФ являются ничтожными сделками; суд не применил ст. 166 ГК РФ, что привело к принятию неправильного решения.
Истец по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела судом в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Российской Федерации Арбитражного процессуального кодекса.
Как установлено судом из материалов дела, истцом (подрядчик) на основании договоров подряда на выполнение работ по изготовлению и установке памятника N 56 от 04.05.2018 (л.д.16-7), N 63 от 28.05.2018 (л.д. 29-30), N 58 от 04.05.2018 (л.д.41), N 53 от 15.05.2018 (л.д.52-53), N 46 от 04.05.2018 (л.д.76-77) заключенных с гр. Ждановым М.А. (заказчик) изготовлены и установлены надгробные памятники участникам Великой Отечественной войны с учетом установленных постановлением Правительства РФ от 06.05.1994 N 460 норм - Вольхину Федору Андреевичу, Кудрявцеву Павлу Прохоровичу, Семакову Николаю Тимофеевичу, Смирнову Федору Михеевичу, Широбоковау Александру Андреевичу.
При этом истцом понесены расходы в общей сумме 196 809 руб..
Права требования возмещения расходов на изготовление и установку памятников, вытекающие из ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее Закон N 5-ФЗ), п. 35 приказа Министерства обороны Российской Федерации от 13.01.2008 N 5 "О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы" (далее Приказ N 5), переданы заказчиком Ждановым В.М. истцу на основании договоров цессии (уступки прав требования) N 51 от 04.05.2018 (л.д.18-19), N 58 от 28.05.2018 (л.д.31-32), N 53 от 04.05.2018, N 46 от 15.05.2018 (л.д.54-55), N 39 от 04.05.2018 (л.д.78-79). Уведомления о состоявшихся уступках права требования возмещения расходов на изготовление и установку памятников участникам ВОВ были направлены гр. Ждановым А.В. Военному комиссариату УР (л.д. 26, 38, 49, 61, 85).
Направленные ответчику заявления с просьбой возместить понесенные расходы в сумме 196 809 руб. (л.д.20, 33, 43, 56, 80), претензии (л.д.87-88, 89-90, 91-92) оставлены без удовлетворения, что послужило истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Судом первой инстанции исковые требования признаны обоснованными и удовлетворены.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.
В соответствии с п. 5 ст. 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
Аналогичная норма закреплена в п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах).
Согласно ст. 24 Закона о ветеранах погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
В пункте 1 статьи 11 Закона о погребении предусмотрено, что погребение военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 5 Закона о погребении умерший, а также его родственники, законный представитель, а при их отсутствии и иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут доверить исполнить свое волеизъявление другому лицу.
В случае отсутствия волеизъявления умершего либо мотивированного отказа родственников или законных представителей от исполнения этого волеизъявления оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего (статья 6 Закона о погребении).
Следовательно, законодательными и нормативными правовыми актами установлен круг лиц, которые при определенных условиях и в определенной очередности могут организовать и (или) осуществить погребение погибшего (умершего), включая установку памятника на могиле.
Общество, взявшее на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов.
Федеральные законы от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" не связывают право на возмещение расходов по изготовлению и установке памятников с обязательным наличием у обратившихся за их возмещением лиц родственных отношений с погибшим (умершим) или статуса заказчика по гражданско-правовому договору подряда на установку памятника. Реализация закрепленной в законах социальной гарантии государства по увековечению памяти погибших (умерших) не ставится и не может быть поставлена законодателем в зависимость от того, есть ли у их родственников денежные средства на оплату памятников и какой коммерческой структуре они заказали их изготовление.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 13.01.2008 N 5 утвержден Порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников.
Согласно подпункту "г" пункта 2 названного Порядка, порядок погребения и нормы расхода денежных средств за счет средств Министерства обороны на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются, в том числе на участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы.
В соответствии с пунктом 35 Приказа Минобороны России от 13.01.2008 N 5 оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в п. 2 настоящего Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета. В соответствии с п. 2 Порядок погребения и нормы расхода денежных средств за счет средств Министерства обороны на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются на участников Великой Отечественной Войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной Войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы.
Согласно пункту 36 Приказа Минобороны России от 13.01.2008 N 5 родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), вправе обращаться в любые организации, оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников. В случаях оказания услуг по изготовлению и установке надгробных памятников организациями за счет собственных средств по заявлениям родственников, законных представителей или иных лиц, взявших на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), возмещение расходов производится на основании документов, указанных в пункте 38 настоящего Порядка.
В соответствии с п. 38 Приказа Минобороны России от 13.01.2008 N 5 для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, представляют в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) следующие документы: заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов; документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ); свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния; справку о месте захоронения погибшего (умершего); удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти; фотография или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле.
Оплата расходов на изготовление надгробных памятников производится после его изготовления. Оплата расходов по установке надгробных памятников производится только после его фактической установки (полного выполнения работ) на могиле погибшего (умершего). Оплата стоимости услуг по изготовлению и установке надгробных памятников не должна превышать норм расходов денежных средств, установленных Правительством Российской Федерации (п. 39 Приказа Минобороны России от 13.01.2008 N 5).
Таким образом, истец, взявший на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников, в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов, что соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформированной в Постановлении Президиума от 28.07.2009 N 5622/09.
Поскольку понесенные истцом расходы в связи с изготовлением и установкой надгробных памятников ветеранам Великой Отечественной войны (Вольхину Ф.А., Кудрявцеву П.П., Семакову Н.Т., Смирнову Ф.М., Трофимову С.К., Широбокову А.А.) подтверждены материалами дела (договорами на изготовление и установку памятника, актами выполненных работ, квитанциями по форме БО-13 (01), фотографиями с места захоронения и установки памятников участников ВОВ, справка Администрации МО "Игринский район" УР N 1380 от 17.12.2019 (л.д.137), справка Администрации МО "Сюмсинский район" УР N б/н (л.д.139), справки Администрации города Воткинска УР N N 019-R1800029-И00076 от 18.12.2019 (л.д.141, 142), справка Администрации Увинского района УР N А-00099 от 04.02.2020 (л.д.143)), ответчиком не возмещены, их взыскание с ответчика в судебном порядке является законным и обоснованным.
По вышеуказанным мотивам доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для возмещения понесенных истцом затрат признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Доводы подателя жалобы о том, что отсутствуют основания для возмещения понесенных истцом затрат, отклоняются.
Как следует из материалов судебного дела, переход прав к истцу от заказчиков работ осуществлен на основании договоров цессии (уступки прав требования) N 51 от 04.05.2018, N 58 от 28.05.2018, N 53 от 04.05.2018, N 46 от 15.05.2018, N 59 от 28.05.2018, N 39 от 04.05.2018. Уведомления о состоявшихся уступках права требования возмещения расходов на изготовление и установку памятников участникам ВОВ были направлены истцом Военному комиссариату Удмуртской Республики.
Уступка права (требования) кредитора является одной из форм перемены лиц в обязательстве, влечет за собой переход прав кредитора к другому лицу и, как следствие, материальное и процессуальное правопреемство.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В силу пунктом 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Доказательства, свидетельствующие о том, что при заключении договора уступки стороны действовали исключительно с намерением причинить вред другому лицу, в материалы дела не представлены (статья 65 АПК РФ).
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что доказательств, свидетельствующих о наличии, как у истца, так и у Жданова М.А. в связи с заключением договора уступки права требования корыстной, противоправной цели, в материалах дела не имеется.
Указанные договоры уступки права требования в установленном порядке не оспорены и недействительными не признаны.
Доводы ответчика о том, что судом не выяснены обстоятельства в части места рождения участников ВОВ Кудрявцева П.П. и Смирнова Ф.М., рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклоняются как противоречащие материалам дела.
Согласно справке УПФР по Удмуртской Республике от 12.02.2020 N 06/1- 05/12 (л.д.160) в архивных пенсионных делах получателей пенсии имеются данные о месте рождения и статусе участника ВОВ 1941-1945 гг. следующих ветеранов, проживавших в Увинском и Сюмсинском районах Удмуртской Республики:
- Кудрявцев Павел Прохорович 15.12.1911 г.р., место рождения- УстьСюмсинский выселок, Селтинский район. Участник ВОВ, инвалид 1 группы по причине "ранение получено на фронте",
- Смирнов Федор Михеевич 21.04.1915, место рождения - Починок Гуртлуд Увинский район. Участник ВОВ, проходил службу в рядах действующей Советской армии в период боевых действий с 01.01.1943 по 05.09.1943.
В учетной карточке Смирнова Ф.М. к военному билету серии ню N 2280772 отражены дата рождения - 21 04 1915, место рождения - дер. Смелово Увинского района Удмуртской АССР (л.д.177).
Вместе с тем из представленных в материалы дела документов (копии заявления Смирнова Ф.М. о выдаче паспорта; свидетельства о рождении Смирнова Ф.М.; справка ГКУ "ЦГА УР" от 19.02.2020 N 20-19528 об актовой записи о рождении 21.04.1915 Феодора N 48 от 22.04.1915 в метрической книге Васильевской и Михайло-Архангельской церквей с. Сям-Можга Малмыжского уезда Вяткой губернии, в приход которых входил поч. Гуртлуд) следует, что место рождения Смирнова Ф.М. - починок Гуртлуд Увинского района.
Согласно справке УПФР по Удмуртской Республике от 12.02.2020 N 06/1-05/12 (л.д.160) в архивных пенсионных делах получателей пенсии имеются данные о месте рождения и статусе участника ВОВ 1941-1945 гг. следующих ветеранов, проживавших в Увинском и Сюмсинском районах Удмуртской Республики:
- Кудрявцев Павел Прохорович 15.12.1911 г.р., место рождения- Усть-Сюмсинский выселок, Селтинский район. Участник ВОВ, инвалид 1 группы по причине "ранение получено на фронте",
- Смирнов Федор Михеевич 21.04.1915, место рождения - Починок Гуртлуд Увинский район. Участник ВОВ, проходил службу в рядах действующей Советской армии в период боевых действий с 01.01.1943 по 05.09.1943.
В отношении Смирнова Ф.М. 21.04.1915 также представлены копии: первого листа пенсионного дела Смирнова Ф.М.; справка Сюмсинского ВК УАССР N 235 от июля 1990 года о прохождении Смирновым Ф.М. службы в рядах Советской Армии; распоряжения о закрытии л/с.
Таким образом, из вышеуказанных документов следует, что место рождения Смирнова Ф.М., проходившего службу в рядах Советской Армии, - починок Гуртлуд Увинского района.
Иных доказательств того, что службу в рядах Советской Армии проходил другой гражданин Смирнов Ф.М., ответчиком в материалы дела не представлено (ст. 65 АПК РФ).
Доводы ответчика о том, что по его сведениям Кудрявцев Павел Прохорович 15.12.1911 г.р. участником ВОВ не значится, какими-либо документами о призыве его на службу военные комиссариаты не располагают, опровергаются справкой УПФР по Удмуртской Республике от 12.02.2020 N 06/1-05/12 (л.д.160).
Довод о том, что документы и иная информация с сайта Министерства обороны РФ "Подвиг народа" не могут являться доказательствами по настоящему делу, а награда - Орден Отечественной войны не подтверждает факт участия в действующей армии в Великой Отечественной Войне, подлежит отклонению.
Принадлежность сайта http://podvigN aroda.ru Министерству обороны РФ ни ответчиком, ни Министерством обороны РФ не опровергается. Напротив, согласно преамбуле, размещенной на сайте, данный ресурс создан Министерством обороны Российской Федерации и представляет уникальный информационный ресурс открытого доступа, наполняемый всеми имеющимися в военных архивах документами о ходе и итогах основных боевых операций, подвигах и наградах всех воинов Великой Отечественной. Основными целями проекта являются увековечение памяти всех героев Победы, независимо от звания, масштабов подвига, статуса награды, военно-патриотическое воспитание молодежи на примере военных подвигов отцов, а также создание фактографической основы для противодействия попыткам фальсификации истории Войны.
Таким образом, согласно отвечающим принципу публичной достоверности сведениям созданного по инициативе Министерства обороны Российской Федерации Интернет-ресурса http://podvignaroda.ru документы и размещенная на данном сайте информация могут использоваться в качестве одних из доказательств, подтверждающих участие лиц в Великой Отечественной войне.
Апелляционная инстанция считает решение суда законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены.
Выводы суда являются верными, сделаны на основании анализа фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, установленных судом при полном, всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, дублируют доводы, приведенные ответчиком в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласился.
Несогласие стороны с выводами суда, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, иное толкование участником спора норм действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины при обжаловании судебного акта.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05 марта 2020 года по делу N А71-15606/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05 марта 2020 года по делу N А71-15606/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.М. Савельева |
Судьи |
Е.Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-15606/2019
Истец: ООО "Обелиск"
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Удмуртской Республики"
Третье лицо: Жданов М. А., Жданов Михаил А лекеевич