г. Вологда |
|
19 мая 2020 г. |
Дело N А05-13234/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2020 года.
В полном объеме постановление изготовлено 19 мая 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования "Город Архангельск" в лице администрации муниципального образования "Город Архангельск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 февраля 2020 года по делу N А05-13234/2019,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Майский округ" (ОГРН 1102901002753, ИНН 2901201595; адрес: 163072, г. Архангельск, ул. Гагарина, д. 14, оф. 14; далее - Управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному образованию "Город Архангельск" в лице администрации муниципального образования "Город Архангельск" (ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991; адрес: 163000, г. Архангельск, пл. В.И.Ленина, д. 5; далее - Администрация) о взыскании 393 235 руб. долга за период с 01.11.2017 по 31.03.2019 за содержание и текущий ремонт общего имущества в отношении принадлежащих ответчику жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных в г. Архангельске по адресам: ул. Воронина, д. 55, ул. Дачная, д. 40, д. 51, корп. 1, д. 57, корп. 1, ул. Холмогорская, д.16.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное учреждение муниципального образования "Город Архангельск" "Информационно-расчетный центр" (далее - Учреждение).
Решением суда от 17 февраля 2020 года исковые требования удовлетворены в полном объеме, также с ответчика в возмещение расходов по уплате государственной пошлины взыскано 2 000 руб.
Администрация с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что положениями статей 45, 156, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлен императивный порядок установления платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также круг лиц, обладающих такими полномочиями Управляющая компания в силу указанных правовых норм таким правом не наделена. В договоре управления от 01.05.2011, с учетом внесенных в него 03.04.2014 изменений предусмотрено, что размер платы и порядок изменения размера платы устанавливается путем принятия решения общим собранием собственников помещений многоквартирного дома. Иными словами, внесенные в пункт 6.2 договора управления изменения лишили Управляющую организацию права на самовольное увеличение размера платы за содержание жилого помещения (имевшее место ранее), так как исходя из буквального толкования вышеуказанного условия договора управления, следует, что в любом случае (каким бы не был порядок определения размера платы), утверждаться размер платы может только на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома. Суд, ссылаясь в решении на то, что установление размера платы в таком порядке не требует принятия собственниками дополнительного решения по данному вопросу и внесения изменений в договор не учел, что ни применяемый Управляющей компанией порядок изменения размера платы, зафиксированный в решениях общих собраний собственников, ни договор управления от 01.05.2011 (в редакции от 03.04.2014) не предусматривают, что установление размера платы в названном порядке не требует принятия собственниками дополнительного решения по вопросу установления размера платы. Судом указано, что решения общих собраний собственников многоквартирных домов, определяющие изменение размера платы за содержание и ремонт жилых помещений с учетом индекса инфляции, никем не оспорены и недействительными не признаны, в связи с чем данные решения подлежат применению. Между тем формальное соответствие принятых собственниками решений закону, не означает, что указанная в них формулировка, касающаяся изменения размера платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения на текущий год на индекс инфляции предыдущего года позволяет определить конкретный механизм, подлежащий применению управляющей организацией для индексации платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме. Конкретный размер индексации и порядок применения индексации в решениях не определен и не установлен, нормативный акт, устанавливающий размер такой индексации, в решении также не определен.
Отзывы на жалобу от истца, третьего лица не поступили.
Судебное заседание состоялось в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как видно из материалов дела, в соответствии с договором управления от 01.05.2011 (в редакции дополнительных соглашений от 10.12.2012, от 03.04.2014, от 05.10.2018), заключенным на основании решений общих собраний собственников жилых помещений, в управлении истца (до переименования - ООО УК 7 "Наш дом - Архангельск") находятся многоквартирные дома, расположенные в г. Архангельске по следующим адресам: ул. Воронина, д. 55, ул. Дачная, д. 40, д. 51,, корп. 1, д. 57, корп. 1, ул. Холмогорская, д.16. В указанных многоквартирных домах имеются жилые помещения, находящиеся в собственности муниципального образования "Город Архангельск".
Решениями общего собрания собственников названных домов, оформленных протоколами общих собраний собственников от 27.03.2014, от 17.05.2014, от 16.06.2014, от 28.07.2014, от 09.08.2014, от 10.08.2014, от 19.04.2015, утверждены соответствующие размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающей в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества в доме.
Согласно вышеуказанным протоколам на общих собраниях утвержден порядок изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, согласно которому изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения производится не чаще, чем один раз в год. Изменение размера платы производится с 1 января текущего года на индекс инфляции предыдущего года.
Управляющая компания ежегодно изменяла размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, увеличивая его на индекс потребительских цен на основании представленных территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области сведений об индексе потребительских цен на товары и услуги по Архангельской области, как это предусмотрено решениями общих собраний собственников.
При этом квартирам, находящимся в муниципальной собственности, оплата производилась по тарифам, ранее утвержденным мэрией города Архангельска для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений в многоквартирных домах (постановления от 07.05.2014 N 384, от 01.07.2015 N 581, от 15.08.2014 N 685, от 21.07.2014 N 615), без учета увеличения размера платы на индекс потребительских цен.
В связи с тем, что оплата за содержание и ремонт жилых помещений в отношении муниципальных квартир производилась по тарифам, утвержденным мэрией города Архангельска для нанимателей жилых помещений, без учета их увеличения на индекс потребительских цен и размер таких тарифов был ниже размера платы, применяемого к собственникам жилых помещений, то за период с 01.11.2017 по 31.03.2019 образовалась разница, которая составила 393 235 руб.
Управляющая компания обращалась к Учреждению, как представителю собственника муниципальных жилых помещений, подписавшему от имени собственниками договор управления от 01.05.2011, с письмами от 23.08.2018, от 07.05.2019 о возмещении части платы за содержание и ремонт общедомового имущества в виде разницы между применяемыми тарифами.
Однако письмами от 06.11.2018, от 09.07.2019, направленные истцом документы, в том числе счета, возвращены без оплаты, что послужило основанием для обращения Управляющей компании в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал исковые требования правомерными.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Частью 1 статьи 37 ЖК РФ предусмотрено, что доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
Таким образом, из приведенных норм следует, что собственники помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме, в силу прямого указания закона обязаны нести расходы по содержанию общего имущества такого дома независимо от наличия расходов на содержание собственного помещения.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги определена в статье 154 ЖК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Согласно части 4 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 ЖК РФ).
По утверждению истца, за период с 01.11.2017 по 31.03.2019 ответчик не внес часть платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах в отношении принадлежащих ему жилых помещений.
Пунктом 6.2 договора управления многоквартирным домом от 01.05.2011, заключенным Управляющей компанией с ответчиком на управление вышеперечисленными домами (в редакции соглашения N 4 от 03.04.2014), предусмотрено, что размер платы для собственника за содержание и ремонт жилого помещения, включающего в себя плату за услуги и работы по управлению домом, содержание и текущий ремонт общего имущества в доме, а также изменение размера платы устанавливается в соответствии с решением общего собрания собственников помещений дома. Размер платы для нанимателя муниципального жилищного фонда устанавливается решением органа местного самоуправления муниципального образования "Город Архангельск".
Согласно представленным протоколам общих собраний собственников помещений многоквартирных домов собственниками утвержден порядок изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, согласно которому данное изменение производится не чаще, чем один раз в год. Изменение размера платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения на текущий год следует производить с 1 января текущего года на индекс инфляции предыдущего года.
Статьей 431 ГК РФ определено, что при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (часть 1).
Если правила, содержащиеся в части первой данной статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон (часть 2).
Положения статьи 431 ГК РФ, устанавливающие правила толкования условий договора, направлены на выявление общей воли сторон договора в целях правильного разрешения конкретного дела судом и тем самым на реализацию возлагаемой Конституцией Российской Федерации на суд функции отправления правосудия (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2016 N 342-О).
Как выше указано, в пункте 6.2 договора стороны согласовали, что изменение размера платы устанавливается в соответствии с решением общего собрания собственников помещений дома. При этом в договоре отсутствует указание на то, что в случае изменения размера платы в него должны вноситься соответствующие изменения.
Судом установлено, что решения общих собраний собственников помещений домов ответчиком не оспорены, недействительными не признаны.
Таким образом, собственниками фактически принято решение, предоставляющее Управляющей компании право не чаще, чем один раз в год, индексировать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в отсутствие ежегодного подтверждения изменений данных цен (тарифов) решениями общих собраний.
Возможность определения такого порядка изменения размера платы за содержание и ремонт общедомового имущества (без принятия ежегодных дополнительных решений) не противоречит нормам части 7 статьи 156 ЖК РФ и подтверждается правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2019 N 307-ЭС19-2677.
Согласно представленным территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области сведениям индекс потребительских цен на товары и услуги по Архангельской области за 2014 год составил 113 %, за 2015 год - также 113 %, на 2016 год - 104,8 %, на 2017 год - 101,5 %, на 2018 год - 103, 95 %.
Из материалов дела видно, что размер платы проиндексирован истцом исходя из сведений об индексе потребительских цен, предоставленных территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области.
Данные об индексе потребительских цен в Российской Федерации, на который Управляющая компания увеличивала размер платы за содержание и ремонт, публикуются в общем доступе на официальном сайте Росстата. При этом каждый собственник помещений в многоквартирных домах имеет возможность самостоятельно проверить размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома с учетом процента темпа роста инфляции.
То обстоятельство, что увеличение платы за содержание и ремонт жилых помещений на индекс потребительских цен производится Управляющей компанией не с 1 января текущего года, а позднее, к нарушению прав собственников не привело.
С учетом приведенных правовых норм и, исходя из установленных обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности исковых требований Управляющей компании о взыскании с ответчика части платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах в размере 393 235 руб.
Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
Ввиду изложенного апелляционная жалоба Администрации удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 февраля 2020 года по делу N А05-13234/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город Архангельск" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-13234/2019
Истец: ООО "Управляющая компания Майский округ"
Ответчик: "Город Архангельск" в лице администрации муниципального образования "Город Архангельск"
Третье лицо: МУ МО "Город Архангельск" ИРЦ", муниципального образования "Город Архангельск" "Информационно-расчетный центр"