г. Москва |
|
18 мая 2020 г. |
Дело N А40-260288/19 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи В.Р. Валиева,
рассмотрев апелляционную жалобу
ООО "ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ" на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 14 февраля 2020 года, принятое судьей Жбанковой Ю.В., в порядке упрощенного производства по делу N А40-260288/19, по исковому заявлению ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" к ООО "ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ" о взыскании,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ООО "ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ" о взыскании задолженности в размере 754 357,76 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами с даты, направления искового заявления в Арбитражный суд г. Москвы до момента фактического исполнения требований ответчиком в части уплаты основного долга.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 14 февраля 2020 года исковые требования удовлетворены.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в порядке главы 29 АПК РФ.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель апелляционной жалобы не согласен с решением суда судом первой инстанции.
Истец возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, представил отзыв.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Между сторонами был заключен договор об организации расчетов N 1/17-3-жд от 19.01.2017 г., в соответствии с которым регулирует взаимоотношения Сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой Клиентом провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей за транспортные услуги по экспортным, импортным, транзитным и внутригосударственным перевозкам грузов и/или порожних вагонов в международном сообщении с участием железнодорожного транспорта, в прямом и непрямом международном, в прямом железнодорожном, в прямом и непрямом смешанном, в международном железнодорожно-паромном и внутригосударственном железнодорожно-паромном сообщениях, перемещении порожних грузовых вагонов с припортовых железнодорожных станций на железнодорожные станции перемещения, возмещении расходов ОАО "РЖД", обусловленных выполнением таможенных операций, и иные услуги/работы, выполняемые ОАО "РЖД" при организации и/или осуществлении перевозок, в том числе информационные (при наличии между ОАО "РЖД" и Клиентом договора, соглашения, контракта на оказание услуг/выполнение работ) (далее Платежи).
По настоящему Договору Клиент имеет право осуществлять Платежи за третьих лиц, не являющихся Сторонами настоящего Договора.
Согласно п. 1.1.1. Договора оплата платежей в части провозных платежей за транспортные услуги по перевозке грузов осуществляется по ставкам Тарифной политики железных дорог государств участников Содружества Независимых Государств на перевозки грузов в международном сообщении на соответствующий фрахтовый год, по ставкам Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами", утвержденного Постановлением ФЭК России от 17.06.2003 года N 47-т/5 (зарегистрированного.
Минюстом России 09.07.2003, регистрационный N 4882) с изменениями и дополнениями, введенными в действие соответствующими нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в международном сообщении с участием железнодорожного транспорта, в том числе через российские морские и речные порты, а также в прямом смешанном сообщении.
Пунктом 1.1.5 Договора предусмотрено, что оплата платежей в части недоборов/переборов провозных платежей, возникших в пути следования перевозки грузов в международном грузовом сообщении, осуществляется плательщиком по перевозке/ возмещаются плательщику по перевозке.
В соответствии с пунктом 3.4.1.2. Тарифной политики железных дорог государств-участников Содружества Независимых Государств на перевозки грузов в международном сообщении плата исчисляется с коэффициентом 1,20 за перевозку груженого контейнера длиной 20 футов с максимальной массой брутто 30 и более тонн и с фактической массой брутто более 24 тонн.
При оформлении электронных накладных СМГС контрагентом ООО "ДТК", коэффициент 1,20 не был применен по перевозкам:
- за 2018 года N N : 28832425, 25844170, 25844269, 666926, 666927, 25850702, 25851084, 666928, 25857101, 666929, 25857017, 25857193, 666930, 25857441, 666931, 258575777, 666932, 666933, 666934, 666935, 26176831, 26229993, 26250990, 26277917,26318968;
- за 2019 года N N ; 668435, 668436, 668437, 668461, 668462, 668463.
В соответствии со ст.30 УЖТ РФ при выявлении обстоятельств, влекущих за собой необходимость перерасчета стоимости перевозки, перерасчет может производится после выдачи грузов грузополучателю.
Общая сумма недобора провозных платежей составила 754 357,76 руб.
ООО "Дальневосточная транспортная компания" было направлено претензионное письмо от 26.08.2019 N 12036/ДТЦФТО на оплату задолженности.
В нарушение требований ст. 65 АПК РФ доказательств перечисления истцу суммы задолженности ответчик не представил..
В соответствии со ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно п. 1 ст.8 ФЗ N 17 Тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
ОАО "РЖД" является субъектом естественной монополии.
Пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" Тарифы, сборы и плата устанавливаются в виде фиксированных (предельных) ценовых ставок тарифов, сборов и платы.
Действующие тарифы устанавливаются и регулируются государством посредством принятия нормативных актов, а не автоматизированной системой централизованной подготовки перевозочных документов (АС ЭТРАН), которая не является актом гражданского законодательства.
В соответствии с пунктом 1.1.1 Договора оплата Платежей в части провозных платежей за транспортные услуги по перевозке грузов осуществляется по ставкам Тарифной политики железных дорог государств - участников Содружества Независимых Государств на перевозки грузов в международном сообщении на соответствующий фрахтовый год, по ставкам Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами", утвержденного Постановлением ФЭК России от 17.06.2003 года N 47-т/5 (зарегистрированного Минюстом России 09.07.2003, регистрационный N 4882) с изменениями и дополнениями, введенными в действие соответствующими нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в международном сообщении с участием железнодорожного транспорта, в том числе через российские морские и речные порты, а также в прямом смешанном сообщении.
Согласно пункта 3.4.1.2 Тарифной политики железнодорожных дорог государств-участников Содружества независимых Государств на перевозки грузов в международном сообщении на 2018 и 2019 фрахтовые годы плата за перевозку груженного универсального контейнера длиной 20 футов с максимальной (трафаретной) массой брутто 30 и более тонн и с фактической массой брутто более 24 тонн исчисляется в соответствии с пунктом 3.4.1.1 настоящей тарифной политики для контейнера длиной 20 футов с коэффициентом 1,20.
Доводом о том, что ООО "ДТК" не является надлежащим ответчиком подлежит отклонению.
Параграфом 1 ст.31 СМГС предусмотрено, что если соглашением между участниками перевозки не предусмотрено иное, уплата провозных платежей является обязанностью:
1) отправителя - участвующим в перевозке груза перевозчикам, за исключением
перевозчика, выдающего груз, за осуществляемую ими перевозку;
2) получателя - перевозчику, выдающему груз, за осуществляемую им перевозку.
В отношении неустоек действует такой же порядок.
Согласно § 2 ст.31 СМГС если отправитель или получатель выполнение своих обязанностей, предусмотренных в § 1 настоящей статьи, возлагает на третье лицо, то это лицо должно быть указано отправителем в накладной в качестве плательщика и должно иметь договор с соответствующим перевозчиком.
Выполнение обязанности по уплате провозных платежей, может быть переложено отправителем с согласия перевозчика на нового должника - третье лицо, которое должно быть указано отправителем в накладной в качестве плательщика и должно иметь договор с соответствующим перевозчиком.
Аналогичный вывод изложен в определение Верховного Суда РФ от 18.07.2019 N 309-ЭС19-3168.
В соответствии с Правилами перевозок грузов (Приложение 1 к СМГС) графу 23 накладной СМГС заполняет отправитель и в ней указываются сокращенные наименования перевозчиков в порядке, соответствующем очередности осуществления ими перевозки в соответствии с данными графы "Перевозчики", наименования плательщиков каждому из них и основания для оплаты (код плательщика, дата и номер договора, и т.п.).
В графе 23 железнодорожных накладных 28832425, 25844170, 25844269, 666926, 666927, 25850702, 25851084, 666928, 25857101, 666929, 25857017, 25857193, 666930, 25857441, 666931, 258575777, 666932, 666933, 666934, 666935, 26176831, 26229993, 26250990, 26277917, 26318968, 668435, 668436, 668437, 668461, 668462, 668463 в качестве плательщика указано ООО "ДТК", код плательщика 1004418474.
Между ОАО "РЖД" и ООО "Дальневосточная транспортная компания" имеется заключенный договор об организации расчетов от 19.01.2017 N 1/17-З-жд (далее - Договор), регулирующий взаимоотношения Сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой Клиентом провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей за транспортные услуги по экспортным, импортным, транзитным и внутригосударственным перевозкам грузов.
В соответствии с п. 1.3 Договора об организации расчетов от 19.01.2017 N 1/17-З-жд основанием для проведения расчетов с Клиентом и взыскание ОАО "РЖД" с Клиента Платежей является указание в перевозочных и/или иных документах кода Платежей является указание в перевозочных и/или иных документах кода плательщика и наименование Клиента.
Согласно п. 2.2.4 Договора ООО "ДТК" обязано просматривать в АС ЭТРАН электронные данные транспортных накладных, в которых клиент указан плательщиком за перевозку импортных грузов, следующих через железнодорожные пункты пропуска, а также пробег порожних вагонов, следующих в международном и внутригосударственном сообщениях.
Согласно п. 2.2.4 Договора ООО "ДТК" обязано просматривать в АС ЭТРАН электронные данные транспортных накладных, в которых клиент указан плательщиком за перевозку импортных грузов, следующих через железнодорожные пункты пропуска, а также пробег порожних вагонов, следующих в международном и внутригосударственном сообщениях.
ООО "ДТК" в установленном договором порядке возражений относительно принятия на себя обязанностей плательщика не заявило, произвело оплату провозных платежей по спорной перевозке, подтвердив свой статус плательщика в пользу ОАО "РЖД".
Параграфом 4 ст.31 СМГС предусмотрено, что в случае неправильного исчисления провозных платежей недобор подлежит уплате, а перебор - возврату.
Ссылка ответчика на статью 30 УЖТ РФ не обосновано, так как в рассматриваемом деле, перевозка осуществлялась в международном грузовом железнодорожном сообщении, что также подтверждают накладным СМГС, где страна отправления расположена на территории иностранного государства (КНР и Республика Корея), а станция назначения на территории Российской Федерации (Гродеково Дальневосточной железной дороги).
Поскольку перевозка осуществлялась в международном грузовом сообщении, следует руководствоваться нормами СМГС.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14 февраля 2020 года по делу N А40-260288/19 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа.
Судья В.Р. Валиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-260288/2019
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ООО "ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ"
Хронология рассмотрения дела:
18.05.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-11969/20
14.02.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-260288/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-260288/19
04.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-260288/19