г. Ессентуки |
|
8 мая 2020 г. |
Дело N А15-6206/2019 |
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Белова Д.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон (статья 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Дагестанская энергосбытовая компания" (ОГРН 1050562009926) на решение (мотивированное решение) Арбитражного суда Республики Дагестан от 12.02.2020 по делу N А15-6206/2019, о наложении штрафа в размере 5000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Республики Дагестан обратилось ПАО "Дагестанская энергосбытовая компания" (далее - заявитель, ПАО "ДЭСК", общество) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Республики Дагестан (далее - заинтересованное лицо, инспекция, административный орган) (от 05.11.2019 N 3 11 по делу N 1959-19 о наложении по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) штрафа в размере 5000 рублей.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан в заявленных требованиях отказано.
Решение мотивировано тем, что административным органом обществу правомерно назначено административное наказание, предусмотренное статьей статье 7.23 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его необоснованность. Заявитель считает, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права, при неполном исследовании письменных доказательств, имеющихся в материалах дела; выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Отзыв на апелляционную жалобу суду не представлен.
Изучив и оценив материалы дела в их совокупности, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что судебный акт не подлежит отмене, по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается.
15.08.2019 в Государственную жилищную инспекцию Республики Дагестан поступило перенаправленное ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Кизляре от жителей села Кардоновка, ул.Кардоновка, Кизлярского района Алиева А.Н., Палачанова Х.Н., Кубаналиева Р.А., Абидова М.С., Гаджиева П.М. заявление о перепадах напряжения электроэнергии.
На основании распоряжения (приказ) N 38022 от 17.09.2019 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ПАО "ДЭСК" 20.09.2019 с целью проверки факта перенапряжения в электрической сети. Инспекция уведомила общество 17.09.2019 о проведении проверки нарочно (л. д. 29).
В отсутствие извещенного законного представителя ПАО "ДЭСК" и присутствии жильцов домов по адресу: с. Кардоновка, ул. Степная, дом 56 Абидова М.С., ул. Степная дом 68 Алиева А.Н., ул. Степная дом 62 Палаганова Х.Н., 20.09.2019 проведена внеплановая выездная проверка.
Согласно результатам проведенной выездной проверки составлен акт от 20.09.2019 N 021011, из которого следует, что ПАО "Дагестанская энергосбытовая компания", являясь гарантирующим поставщиком электроэнергии нарушила правила предоставления коммунальных услуг населению, в жилых домах по адресу: р-н.Кизлярский, с.Кардоновка, ул. Степная, напряжение в электросети, в домовладении N 56 составляет U-188B, в домовладении N 68 составляет U-171В, в домовладении N 62 составляет U-188B, что не соответствует нормативному уровню предоставления коммунальных услуг потребителю. Замеры произведены токоизмерительными клещами N 266 Clamp Meter со сроком очередной поверки 25.12.2019 (л.д. 30).
Инспекция в отсутствие извещенного законного представителя общества (уведомление вручено обществу 23.09.2019 нарочно) составила протокол об административном правонарушении N 012031 от 30.09.2019 (л. д. 33). Копия указанного протокола вручена нарочно обществу 04.10.2019.
Согласно протоколу об административном правонарушении усматривается следующее: ПАО "Дагестанская энергосбытовая компания" допустило административное правонарушение, которое выразилось в том, что по адресу: по ул. Степная, с. Кардоновка напряжение электроэнергии на ввод в дом доме N 68 Алиева А.Н. составило: U= 171 Вольт, что не соответствует нормативному уровню предоставления коммунальных услуг потребителям; нарушен пункт 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
На основании указанного протокола инспекция 05.11.2019 вынесла по делу об административном правонарушении N 1959-19 постановление N 311 о признании общества виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, и назначении наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей (л.д. 36).
Не согласившись с постановлением инспекции от 05.11.2019 N 311, заявитель обжаловал его в установленном законом порядке в суд первой инстанции.
Частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии), вызвавших нарушение установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами административного правонарушения по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признаются должностные или юридические лица, нарушившие нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами. При этом статья 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не персонифицирует ответственность и не связывает ее с понятиями исполнитель и потребитель.
В силу статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по установленным тарифам и объемам услуг по приборам учета, а при их отсутствии - по нормативам потребления. Порядок расчетов за коммунальные услуги регламентируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам (подпункт "д" пункта 3 Правил N 354).
Пунктом 10 приложения N 1 к Правилам N 354 предусмотрено, что напряжение и частота электрического тока должны постоянно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ 13109-97 и ГОСТ 29322-92); отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской Федерации не допускается.
На основании пункта 5.2 "Отклонение напряжения" ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия". Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системе электроснабжения общего назначения" отклонение напряжения характеризуется показателем установившегося отклонения напряжения, для которого установлены следующие нормы: нормально допустимые и предельно допустимые значения установившегося отклонения напряжения на выводах приемников электрической энергии равны соответственно +- 5 и +-10 (от номинального напряжения электрической сети по ГОСТ 721 и ГОСТ 21128 (номинальное значение). Номинальное напряжение в системе электроснабжения, сетей и приемников - 220В.
В силу пункта 10 Приложения N 1 к Правилам N 354 отклонение напряжения от действующих федеральных стандартов не допускается.
На основании пункта 4.1 раздела 4 показатели и нормы качества электрической энергии ГОСТ 32144-2013, введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.07.2013 N 400-ст, в электрических сетях низкого напряжения номинальное напряжение электропитания Unom равно 220 В.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ПАО "ДЭСК", размещенной на официальном сайте ФНС России, и представленной заявителем в материалы дела, основным видом деятельности ПАО "ДЭСК" (Сведения о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС) является торговля электрической энергией.
Доводы ПАО "ДЭСК" о том, что оно необоснованно привлечено к административной ответственности, поскольку не несет ответственности за качество предоставляемой коммунальной услуги и не является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, являются несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с Уставом основными видами деятельности общества являются: покупка электрической энергии на оптовом и розничных рынках энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) потребителям (в том числе гражданам), предоставление коммунальных услуг населению (п. 3.2 Устава).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъектами электроэнергетики признаются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе по производству электрической энергии, поставкам (продажам) электрической энергии, энергоснабжению потребителей, сбыту электрической энергии. Энергосбытовые организации - это организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии.
В силу ст. 38 Закона N 35-ФЗ субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
В своей жалобе общество полагает, что потребитель электроэнергии, проживающий по адресу: р-н.Кизлярский, с.Кардоновка, ул. Степная, не имеет договорных отношений с ПАО "ДЭСК" и ими не взимается оплата за потребленную электроэнергию является несостоятельными, так как у заявителя имеются квитанции об оплате.
Согласно имеющимся между ПАО "ДЭСК" (заказчик) и ООО ""Юрконсальт" (исполнитель) договорным отношениям заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя за вознаграждение выполнение функций по приему платы от населения за потребленную электроэнергию.
Таким образом, Общество является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению, вступает с жильцами в договорные отношения, получает оплату за поставленную электроэнергию, следовательно, является лицом, ответственным за предоставление коммунальной услуги по электроснабжению надлежащего качества и субъектом вменяемого ему административного правонарушения.
Доводы ПАО "ДЭСК" о том, что оно необоснованно привлечено к административной ответственности, поскольку не несет ответственности за качество предоставляемой коммунальной услуги и не является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, являются несостоятельными по следующим основаниям. В соответствии с Уставом основными видами деятельности общества являются: покупка электрической энергии на оптовом и розничных рынках энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) потребителям (в том числе гражданам), предоставление коммунальных услуг населению (п. 3.2 Устава).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъектами электроэнергетики признаются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе по производству электрической энергии, поставкам (продажам) электрической энергии, энергоснабжению потребителей, сбыту электрической энергии. Энергосбытовые организации - это организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии. В силу ст. 38 Закона N 35-ФЗ субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями. Довод общества о том, что оно необоснованно привлечено к административной ответственности, поскольку не несет ответственности за качество предоставляемой коммунальной услуги и не является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, является несостоятельным.
В соответствии с Уставом основными видами деятельности общества являются: покупка электрической энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности), реализация (продажа) электрической энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) потребителям (в том числе гражданам), предоставление коммунальных услуг населению (п. 3.2 Устава).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъектами электроэнергетики признаются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе по производству электрической энергии, поставкам (продажам) электрической энергии, энергоснабжению потребителей, сбыту электрической энергии. Энергосбытовые организации - это организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии.
В силу ст. 38 Закона N 35-ФЗ субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
В материалах дела имеются копии квитанции по которым видно, что потребитель электроэнергии проживающий по адресу: р-н.Кизлярский, с.Кардоновка, ул. Степная, производит оплату за электроэнергию в кассу ПАО "ДЭСК (л.д. 38-39)
Исходя из изложенного, между потребителями - жильцами дома, расположенного по адресу: р-н.Кизлярский, с.Кардоновка, ул. Степная и Обществом сложились договорные отношения по электроснабжению, так как оплату за оказанные обществом коммунальные услуги потребитель производит обществу.
В силу пункта 1 статьи 540 Гражданского кодекса РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 Кодекса.
В соответствии с пунктом 30 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, в рамках договора энергоснабжения гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
Кроме того, согласно пункту 150 Правил N 354 исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
Таким образом именно общество является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению, вступает с жильцами дома, расположенного по адресу: р-н.Кизлярский, с.Кардоновка, ул. Степная в договорные отношения, получает оплату за поставленную электроэнергию, следовательно, является лицом, ответственным за бесперебойное предоставление коммунальной услуги по электроснабжению надлежащего качества и субьектом вменяемого ему административного правонарушения.
Что касается о зоне ответственности поставляемой электрической энергии то, согласно пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, в многоквартирном доме внешней границей сетей электросетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Довод заявителя, что акт проверки и протокол составлены на основании замеров качества электроэнергии, проведенных в нарушении ГОСТ -33073 -2014 также являются несостоятельными так как:
В ходе проверки установлено нарушение Обществом требований пункта 10 Приложения N 1 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" и пункта 4.2.2. ГОСТ 32144-2013 "Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", выразившееся в подаче потребителям электрической энергии низкого напряжения. Общество, являясь исполнителем коммунальной услуги электроснабжения обязано соблюдать Правила N354 и ГОСТ 32144-2013 и обеспечивать качество услуги электроснабжения установленным нормативам. Факт несоответствия напряжения электрической энергии требованием ГОСТ 32144-2013 подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки.
ГОСТ 32144-2013 устанавливает показатели и нормы качества электрической энергии (КЭ) в точках передачи электрической энергии пользователям электрических сетей низкого, среднего и высокого напряжения систем электроснабжения общего назначения переменного тока частотой 50 Гц. Общество в своей жалобе не обосновало возможность применения методов измерения напряжения, предусмотренных ГОСТом 33073-2014, при проведении регионального государственного жилищного надзора в связи с поступившим обращением гражданина о нарушении прав потребителей при предоставлении коммунальных услуг.
В Правилах N 354 установлено, что напряжение и частота электрического тока должно постоянно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании; отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от установленных требований не допускается.
Согласно пункту 4.2.2 ГОСТа 32144-2013, допустимые значения положительного и отрицательного отклонений напряжения в точках общего присоединения должны быть установлены сетевой организацией с учетом необходимости выполнения норм настоящего стандарта в точках передачи электрической энергии. Таким образом, именно сетевая организация проводит измерения методами, установленными стандартом (гост -33073-2014, ГОСТа 32144-2013).
Согласно п. 1 ст. 26.8 КоАП РФ под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку.
Инспектор при проверке использовал клещи токоизмерительные ДТ 266 Digital - это один из серии портативных цифровых мультиметров, предназначенных для измерения постоянного и переменного напряжения, постоянного тока, сопротивления, позвонки электрических цепей и тестирования изоляции.
Данный измерительный прибор разработан в соответствии с требованиями стандартов международной безопасности IEC-1010-1, IEC-1010-2-032 электронных измерительных приборов категорий перенапряжения CAT II 1000 В и CAT III 600 Вис допустимым уровнем загрязнения 2, а также с требованием безопасности к портативным токовым клещам для электрических измерений и тестирования. Прибор оснащен полной защитой от перезагрузки по напряжению, индикацией разряженной батареи питания и выхода за пределы измерения.
Клещи токоизмерительные ДТ 266 Digital прошли калибровку в ФБУ "Дагестанский ЦСМ" и по результатам калибровки соответствует требованием методике проверки приведенной в ГОСТе и МИ до 25.12. 2019 г.
В качестве точке контроля качества электроэнергии в жилом помещении у покупателя электроэнергии -потребителя, являющимся одной из сторон заявленной претензии.
Согласно приложению 1 к постановлению Правительства РФ 3 354 перерыв в предоставлении коммунальной услуги электроснабжения не допускается, если он может повлечь отключение сетей и оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, в том числе насосного оборудования, автоматических устройств технологической защиты и иного оборудования, обеспечивающего безаварийную работу внутридомовых инженерных систем и безопасные проживание граждан. Напряжение и частота электрического тока должна соответствовать требованием законодательства РФ о техническом регулировании ГОСТу 32144-2013.
Оспариваемым постановлением общество привлечено к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами. Довод заявителя о вынесении контролирующим органом оспариваемого постановления на основании ненадлежащих доказательств судом отклоняется как необоснованный ввиду того, что заявителем не представлено документальных доказательств, свидетельствующих о наличии нарушений, допущенных Государственной жилищной инспекции Республики Дагестан при проведении измерений качества электрической энергии.
Заявитель представленные контролирующим органом доказательства не опроверг, документов, подтверждающих поставку потребителям электрической энергии надлежащего качества - не представил.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение (мотивированное решение) Арбитражного суда Республики Дагестан от 12.02.2020 по делу N А15-6206/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-6206/2019
Истец: ПАО "ДАГЕСТАНСКАЯ ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН