г. Санкт-Петербург |
|
18 мая 2020 г. |
Дело N А56-97626/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым М.С.
при участии:
от истца (заявителя): Шалина А.В. - доверенность от 29/01/2020
от ответчика (должника): Кушнир Е.Е. - доверенность от 23/12/2019
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2146/2020) ООО "ПЕТЕРБУРГСКАЯ ТОПЛИВНАЯ КОМПАНИЯ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.12.2019 по делу N А56-97626/2019, принятое
по заявлению ООО "ПЕТЕРБУРГСКАЯ ТОПЛИВНАЯ КОМПАНИЯ"
к Комитету по печати и взаимодействию со средствами массовой информации
3-е лицо: Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Городская реклама и информация"
о признании недействительным предписания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Петербургская топливная компания" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Санкт-Петербурга (далее - Комитет) о демонтаже объекта для размещения информации от 16.07.2019 N 06-23-10317/19.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Городская реклама и информация".
Решением суда от 04.12.2019 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный, полгая, что при вынесении судебного акта судом не в полном объеме были исследованы все обстоятельства дела, неправильно применены и истолкованы нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. По мнению подателя жалобы, щит с надписью "Автопост" не является объектом для размещения информации в смысле, придаваемом таким объектам Правилами N 961, кроме того, размещение обязательной информации об оказываемых услугах предусмотрено пунктами 1.3 и 3.1 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций, утвержденных Приказом Минэнерго России от 01.08.2001 N 229.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, представитель Комитета доводы апелляционной жалобы отклонил, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы и заслушав мнение сторон, полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в связи со следующим.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, сотрудниками СПб ГКУ "Городская реклама и информация" по адресу: Санкт-Петербург, Таврический переулок, дом 13, лит. А выявлен факт эксплуатации объектов для размещения информации (щит общий) с надписью "Автопост", установленный и эксплуатируемый Обществом без разрешений, выданных уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.
По указанному адресу располагается автозаправочная станция (АЗС), принадлежащая заявителю на праве собственности (Свидетельство о государственной регистрации права серии, л.д.14), на которой осуществляется реализация моторного топлива и сопутствующих товаров.
В связи с выявленным нарушением Обществу было выдано предписание от 16.07.2019 N 06-23-10317/19 о демонтаже объекта для размещения информации, установленного, перемещенного или эксплуатируемого без разрешения на установку (перемещение) объекта для размещения информации.
Согласно предписанию Общество обязано во исполнение пункта 2.3.5.8.11 приложения к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961, демонтировать объект для размещения информации (объемные буквы), установленный, перемещенный или эксплуатируемый по адресу: Санкт-Петербург, Таврический переулок, д. 13, лит. А без разрешения на установку (перемещение). Демонтаж осуществить в течение пятнадцати календарных дней со дня получения предписания.
Общество оспорило указанное предписание в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, указав, что пунктом 2.6 Приложения N 2 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N961 (далее - Правила N 961) к элементам благоустройства относятся, в том числе, объекты для размещения информации, к которым отнесены, в частности, вывески, указатели, меню, пилоны автозаправочных станций, пилоны автодилеров, информационные щиты и стенды, знаки адресации, установка которых в силу пункта 2.3.5.8.11 названных Правил допускается только при наличии разрешения, выданного уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, а следовательно, Общество допустило нарушение, не согласовав размещение спорного щита с надписью "Автопост", который подлежит демонтажу.
Согласно пункту 2.3.5.8.11 Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 (далее - Правило N 961, вступило в силу 01.01.2017), установка или перемещение объектов для размещения информации, а равно эксплуатация указанных объектов допускается только при наличии разрешения, выданного уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 2.6 Правил наружная реклама (также объекты для размещения информации), включая вывески, указатели, меню, пилоны автозаправочных станций, пилоны автодилеров, информационные щиты и стенды, знаки адресации относятся к элементам благоустройства.
Согласно Положению о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при выдаче разрешений на установку или перемещение объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге, утвержденному постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.09.2012 N 1002 (далее - Положение), разрешения выдаются Комитетом по печати и взаимодействию со средствами массовой информации.
Общество, ссылаясь на Правила технической эксплуатации автозаправочных станций (утв. приказом Минэнерго РФ от 01.08.2001 N 229) и на Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон "О защите прав потребителей"), полагает, что размещение обязательной информации прямо предусмотрено названными нормативно-правовыми актами, а потому не нуждается в иных разрешениях.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы.
Размещенный на АЗС щит с надписью "Автопост", как правильно отметил суд первой инстанции, к перечисленной в части 1 статьи 9 Закона о защите прав потребителей информации не относится.
Вместе с тем, судом не учтено следующее.
Из содержания и смыла подпункта "д" пункта 3.1 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций следует, что на АЗС должна содержаться информация, в том числе о перечне реализуемой продукции и оказываемых услугах.
Данные Правила утратили силу в связи с принятием Приказа Минэнерго от 16.09.2019 N 981.
Однако, с 01.06.2019 приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25.04.2019 N 16-ст введен в действие ГОСТ Р 58404-2019 "Станции и комплексы заправочные. Правила технической эксплуатации" (далее - ГОСТ Р 58404-2019, Стандарт), содержащий более детальную и подробную регламентацию деятельности АЗС, в том числе в отношении информационного обеспечения автозаправочных станций.
Так, в соответствии с подпунктами "г", "и" пункта 5.1 Стандарта на АЗС в обязательном порядке размещается информация о перечне продаваемой продукции и отказываемых услугах с указанием цен; информация об особенностях работы с ТРК (МРК) и другими видами оборудования, предназначенными для использования непосредственно клиентами.
В силу пункта 5.2 Стандарта указанная информация размещается в местах, доступных и удобных для информирования клиентов АЗС.
Согласно пункту 5.4 Стандарта на территории АЗС и/или при подъезде к ней устанавливаются освещаемые в темное время суток информационные табло (стелы) с указанием марок отпускаемых нефтепродуктов и их цены. На табло (стелах) дополнительно может наноситься информация об оказываемых на АЗС сервисных услугах, проводимых маркетинговых акциях и т.п.
Таким образом, Стандартом установлены, в том числе обязательные правила информирования клиентов АЗС о перечне продаваемой продукции, услугах, правилах поведения и мерах безопасности на территории АЗС, схема движения транспортных средств на территории АЗС и т.д.
Как следует из материалов дела, объектом для размещения информации в данном случае является "щит общий" с изображением на нем надписи "Автопост".
Как указывает Общество и не опровергнуто Комитетом, данная надпись информирует клиентов АЗС о том, что в данном месте находится компрессор для подкачки шин, то есть оказывается определенная услуга клиентам станции, непосредственно связанная с деятельностью АЗС, что позволяет клиентам определить свою потребность в данной услуге и произвести безопасный маневр, учитывая, что схема организации дорожного движения на АЗС в силу подпункта "в" пункта 5.1 Стандарта является одной их составляющих информационного обеспечения деятельности АЗС в целях соблюдения требований безопасности.
Учитывая порядок регулирования деятельности АЗС в части технической эксплуатации и информационного обеспечения такой деятельности, апелляционный суд полагает, что спорное информационное табло не является объектом благоустройства и не относится к сфере регулирования Правил N 961.
Более того, установленные субъектом Российской Федерации правила благоустройства не могут противоречить обязательным федеральным правилам в сфере технической эксплуатации АЗС, а следовательно, получения разрешения Комитета по печати для размещения обязательной для размещения на АЗС информации не требуется.
Следовательно, также не подлежат демонтажу объекты, содержащие исключительно информацию, доведение которой до третьих лиц является обязательным в силу требований действующего законодательства.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что правовых оснований для выдачи Обществу оспариваемого предписания не имелось, в связи с чем решение суда подлежит отмене, как основанное на неправильном применении и толковании норм материального права, с вынесением по делу нового судебного акта о признании недействительным оспариваемого предписания Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации о демонтаже объекта для размещения информации от 16.07.2019 N 06-23-10317/19, как не соответствующего требованиям закона и нарушающим права и законные интересы Общества в сфере его хозяйственной деятельности (статьи 198 и 201 АПК РФ).
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4500 руб. за рассмотрения дела в судах первой и апелляционной инстанциях подлежат взысканию с Комитета в пользу Общества.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04 декабря 2019 года по делу N А56-97626/2019 отменить.
Признать недействительным предписание Комитета по печати взаимодействию со средствами массовой информации о демонтаже объекта для размещения информации от 16.07.2019 N 06-23-10317/19.
Взыскать с Комитета по печати взаимодействию со средствами массовой информации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Петербургская топливная компания" расходы по государственной пошлине в сумме 4500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-97626/2019
Истец: ООО "ПЕТЕРБУРГСКАЯ ТОПЛИВНАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО ПЕЧАТИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Третье лицо: Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Городская реклама и информация"
Хронология рассмотрения дела:
18.05.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2146/20
04.12.2019 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-97626/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-97626/19