Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 26 августа 2020 г. N Ф09-4245/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
19 мая 2020 г. |
Дело N А34-11470/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кургане Курганской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Курганской области от 23 января 2020 г. по делу N А34-11470/2019.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) (далее - заявитель, УПФР в г. Кургане, Фонд, пенсионный орган) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к государственному казенному учреждению "Курганская областная психоневрологическая больница" (далее - ответчик, ГКУ "Курганская ОПНБ" ) о взыскании убытков в размере 8 854 руб. 45 коп., возникших в связи с несвоевременным предоставлением индивидуальных сведений, повлекших незаконные выплаты пенсии Лазаревой Надежде Инокентьевне, Менщиковой Наталье Анатольевне, Хабарову Валерию Викторовичу в завышенном размере.
Определением суда от 15.10.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Лазарева Надежда Иннокентьевна, Менщикова Наталья Анатольевна, Хабаров Валерий Викторович.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 23.01.2020 (резолютивная часть решения объявлена 16.01.2020) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, УПФР в г. Кургане (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт, Управление) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее податель ссылается на то, что у Фонда не было оснований пересматривать размер суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Представление сведений по форме СЗВ-М за август 2017 года в отношении Менщиковой Н.А., Хабарова В.В., Лазаревой Н.И. не свидетельствовало об их фактической работе в сентябре 2017 года, октябре 2017 года в ГКУ "Курганская ОПНБ". Суд первой инстанции ошибочно истолковал представление сведений о факте работы Менщиковой Н.А., Хабарова В.В., Лазаревой Н.И. в предыдущем, а именно в августе 2017 года, как то, что Менщикова Н.А., Хабаров В.В., Лазарева Н.И. фактически не прекращали осуществление трудовой деятельности в сентябре 2017 года, октябре 2017 года, что повлекло за собой, по мнению суда первой инстанции, отсутствие оснований для выплаты индексации получаемой пенсии.
Таким образом, на момент принятия решения об индексации (увеличении) пенсии Фонд не располагал сведениями о том, что Менщикова Н.А., Хабаров В.В., Лазарева Н.И. в сентябре 2017 года, октябре 2017 года осуществляли трудовую деятельность в ГКУ "Курганская ОПНБ".
Кроме этого, суд первой инстанции ошибочно ссылается на судебную практику, в частности на определение Верховного суда Российской Федерации от 27.02.2019 N 309-ЭС19-291, указывая, что уполномоченный орган до даты предполагаемых выплат обладал необходимой информацией в целях правильного исчисления размера пенсий, но в рассматриваемом деле речь шла о предоставлении дополнительных сведений за спорный период, а в обжалуемом решении суд указывает на предоставление сведений за период, предыдущий, за спорным.
Действующее законодательство не допускает возложения на гражданина обязанности по возмещению возникшего в результате необоснованного назначения трудовой пенсии перерасхода средств на выплату трудовых пенсий Пенсионному фонду Российской Федерации при отсутствии недобросовестности со стороны получателя пенсии и счетной ошибки.
Фонд полагает, что совокупность условий, необходимая для возложения на страхователя мер ответственности в виде взыскания убытков в пользу Пенсионного фонда, а именно: противоправность действий (бездействия) страхователя, наличие и размер убытков, причинно-следственная связь между действиями страхователя и возникшими у Управления убытками документально подтверждена и доказана.
Доказательства наличия признаков недобросовестности в действиях застрахованного лица у Фонда отсутствуют, переплата пенсии произошла не вследствие счетной ошибки Фонда. Размер нанесенного страхователем бюджету Пенсионного фонда материального ущерба подтверждается расчетом излишне выплаченной страховой пенсии по старости за период с 01.12.2017 по 31.01.2018, а так же Протоколом о выявлении излишне выплаченных гражданину сумм пенсии.
Определением от 27.03.2020 в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией, рассмотрение апелляционной жалобы было перенесено, судебное заседание назначено на 15.05.2020.
До начала судебного заседания 12.05.2020 от УПФР в г. Кургане поступило ходатайство о замене заявителя по делу - Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) на правопреемника - Государственное учреждение Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Курганской области (далее - Центр).
В обоснование заявления заявитель указывает, что исходя из Положения Управления и Положения Центра полномочия по взысканию излишне выплаченных сумм пенсий, пособий и иных социальных выплат исключены из полномочий Управления и включены Центру. К заявлению приложены соответствующие Положения о УПФР в г. Кургане и Положение о Центре.
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте.
Процессуальное правопреемство осуществляется судом при установлении факта выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении и необходимо для реализации правопреемником своих прав в арбитражном процессе.
Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Замена выбывшей стороны ее правопреемником в арбитражном процессе производится тогда, когда правопреемство произошло в материальном гражданском правоотношении.
Для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
В обоснование заявления о процессуальном правопреемстве заявитель представил Положения об Управлении и Центре.
Суд апелляционной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения заявления УПФР в г. Кургане о процессуальном правопреемстве.
В отношении государственного органа положения о правопреемстве подлежат применению лишь в той мере, в какой данный орган выступает в качестве юридического лица как участник гражданского оборота (в отношении реализации гражданских прав и исполнения обязательств, в том числе возникших в результате исполнения судебных решений) и не подлежат применению по отношению к его полномочиям, установленным нормативным актом органа государственной власти.
Доводы, изложенные в заявлении, суд признает основанными на ошибочном толковании норм о процессуальном правопреемстве и не подтвержденными документально.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Лазарева Надежда Иннокентьевна, Менщикова Наталья Анатольевна, Хабаров Валерий Викторович являются работниками ответчика и получателями пенсии по старости.
Руководствуясь пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) 13.12.2017 ответчик представил в Фонд сведения по форме СЗВ-М (тип "исходная") за сентябрь 2017 года в отношении 640 застрахованных лиц, в том числе и в отношении Лазаревой Н.И., Менщиковой Н.А., Хабарова В.В. (л.д. 37-51).
Ответчик 14.12.2017 представил в Фонд сведения по форме СЗВ-М (тип "исходная") за октябрь 2017 года в отношении 643 застрахованных лиц, в том числе и в отношении Лазаревой Н.И., Менщиковой Н.А., Хабарова В.В. (л.д. 85-93).
Пенсионным органом 24.11.2017 было принято решение о перерасчете с учетом индексации размера фиксированной выплаты пенсий Лазаревой Н.И., Менщиковой Н.А., Хабарова В.В. с 01.12.2017 (л.д.10,20,29). Согласно протоколам от 04.10.2018 N 916, от 04.10.2018 N 919, от 10.10.2018 N 963 (л.д. 8,18,27) Лазаревой Н.И., Менщиковой Н.А., Хабарова В.В. за период с 01.12.2017 по 31.01.2018 были излишне выплачены суммы индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в общей сумме 8 854 руб. 45 коп.
Полагая, что указанная сумма является убытками, подлежащими возмещению ответчиком, Фонд направил в адрес ответчика требование от 24.10.2018 N 15-57610 об уплате суммы ущерба в добровольном порядке в срок до 23.11.2018 (л.д.14-17). Ответчик оплату не произвел.
Неисполнение требования послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с исковым заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции исходил из того, что отчетность за период август 2017 года по форме СЗВ-М представлена в Фонд 04.10.2017, то есть до вынесения решения об индексации пенсии. Данная отчетность содержала сведения, в том числе о продолжении работы застрахованных лицах - Лазарева Н.И., Менщикова Н.А., Хабаров В.В. Таким образом, Фонд с 04.10.2017 знало о том, что данные лица фактически не прекратили осуществление трудовой деятельности, что влечет отсутствие оснований для индексации получаемой пенсии с 01.01.2017, основания для выплаты индексации указанному ранее физическому лицу у Управления отсутствовали.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Предъявляя требование о возмещении убытков, кредитор должен доказать их наличие, произвести расчет убытков, в том числе упущенной выгоды, доказать факт неисполнения или ненадлежащего исполнения должником принятого на себя обязательства (противоправность) и наличие причинной связи между поведением должника и наступившими убытками (статья 393 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N400-ФЗ) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат ОПС в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5-8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пунктом 3 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ установлено, что пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали ОПС в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5-8 статьи 18 настоящего закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
С 01.01.2016 в силу статьи 7 Федерального закона N 385-ФЗ факт осуществления работы устанавливался на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.
С 01.04.2016 вступили в действие изменения, внесенные Федеральным законом от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" в Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ, действовавшей до 01.01.2017) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" в пункт 2.2 статьи 11 Федерального закона N27-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми срок представления отчётности увеличен с 10-го до 15-го числа месяца. Указанные изменения, согласно статье 24 указанного закона вступили в законную силу с 01.01.2017.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации N 83п от 01.02.2016 "Сведения о застрахованных лицах".
Согласно статье 28 Федерального закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе ОПС.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 28).
Судом первой инстанции верно установлено, что 13.12.2017 ответчик представил в Фонд сведения по форме СЗВ-М (тип "исходная") за сентябрь 2017 года в отношении 640 застрахованных лиц, в том числе и в отношении Лазаревой Н.И., Менщиковой Н.А., Хабарова В.В. (л.д. 37-51).
Ответчик 14.12.2017 представил в Фонд сведения по форме СЗВ-М (тип "исходная") за октябрь 2017 года в отношении 643 застрахованных лиц, в том числе и в отношении Лазаревой Н.И., Менщиковой Н.А., Хабарова В.В. (л.д. 85-93).
В связи с отсутствием сведений о продолжении работы Лазаревой Н.И., Менщиковой Н.А., Хабарова В.В. Фондом 24.11.2017 приняты решения о перерасчете размера пенсий указанным лицам с 01.12.2017 (л.д.10,20,29).
В то же время суд первой инстанции обоснованно отметил, что страхователем были представлены сведения по форме СЗВ-М (тип "исходная") за август 2017 года на застрахованных лиц, в том числе и на пенсионеров Лазареву Н.И., Менщикову Н.А., Хабарова В.В. (в деле). Так, сведения за август 2017 года по форме СЗВ-М (тип "исходная") представлены в Управление 04.10.2017. Указанные сведения содержали в числе застрахованных лиц Лазареву Н.И., Менщикову Н.А., Хабарова В.В.
Таким образом, с указанной даты (04.10.2017) пенсионный орган имел информацию о том, что Лазарева Н.И., Менщикова Н.А., Хабаров В.В. трудовой деятельности не прекращали, что влечет отсутствие оснований для принятия решения об индексации получаемой пенсии от 21.11.2018.
Кроме того, сведения за сентябрь и октябрь 2017 года представлены ответчиком 13.12.2017 и 14.12.2017 и также содержат данные об указанных лицах.
Таким образом, Фонд с 04.10.2017 знал о том, что Лазарева Н.И., Менщикова Н.А., Хабаров В.В. фактически не прекратили осуществление трудовой деятельности, в связи с чем отсутствовали основания для индексации получаемой пенсии с 01.01.2018, основания для выплаты индексации указанным физическим лицам у Фонда также отсутствовали, поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Пунктом 88 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии", утвержденных Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 885н, (далее - Правила) установлено, что в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Федерального закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Федерального закона N 400-ФЗ сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ.
В силу пункта 6 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
При этом в силу пункта 101 Правил излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ, определяются за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло обстоятельство, являющееся основанием для прекращения выплаты пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 указанного закона, по дату устранения указанного обстоятельства включительно.
Учитывая изложенное, при получении 04.10.2017 сведений о застрахованных лицах, Фонд обязан был не выплачивать с 01.01.2018 пенсию с учетом индексации.
Кроме того, из материалов дела следует, что распоряжения о перерасчете размера пенсии приняты Фондом 20.12.2017, то есть после представления ответчиком сведений за август, сентябрь и октябрь 2017 г.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что Фонд заявляет иск о взыскании ущерба в виде переплаты средств УПФР в г. Кургане по вине ответчика, суд апелляционной инстанции не усматривает причинно-следственной связи между действиями ответчика и причиненным вредом в виде излишне выплаченных Фондом сумм индексаций размера пенсии.
Заявитель в апелляционной жалобе указывает, что при представлении в августе 2017 года сведений по форме СЗВ-М за сентябрь и октябрь 2017 года в отношении названных лиц у Фонда не было оснований пересматривать размер суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии исходя из положений пункта 8 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ. Представление сведений по форме СЗВ-М за август 2017 года в отношении Лазаревой Н.И., Менщиковой Н.А., Хабарова В.В. не свидетельствовало об их фактической работе в сентябре, октябре 2017 года в ГКУ "Курганская ОПНБ".
Указанные доводы рассмотрены апелляционным судом и признаны несостоятельными.
В соответствии с частью 8 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право:
требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом;
в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
После получения от ответчика 04.10.2017 сведений за август 2017 года, в которых содержалась информация о продолжении работы в ГКУ "Курганская ОПНБ" Лазаревой Н.И., Менщиковой Н.А., Хабарова В.В., Фондом не предприняты меры для уточнения ранее полученных сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Довод УПФР в г. Кургане о том, что судом первой инстанции не учтены положения части 8 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ, отклоняется апелляционным судом, поскольку доказательства прекращения Лазаревой Н.И., Менщиковой Н.А., Хабарова В.В. трудовой деятельности в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, то обстоятельство, что страхователь несвоевременно исполнил обязанность по представлению достоверных сведений за сентябрь, октябрь 2017 года, в том числе на перечисленных лиц, не является достаточным для вывода о том, что именно эти действия (бездействие) страхователя повлекли излишнюю выплату пенсии.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований Фонда о взыскании с ответчика 8 854 руб. 45 коп. убытков.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
в удовлетворении ходатайства о процессуальном правопреемстве отказать.
Решение Арбитражного суда Курганской области от 23 января 2020 г. по делу N А34-11470/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кургане Курганской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-11470/2019
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. КУРГАНЕ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: Государственное казенное учреждение "Курганская областная психоневрологическая больница"
Третье лицо: Лазарева Надежда Иннокентьевна, Мещикова Наталья Анатольевна, Хабаров Валерий Викторович