г. Тула |
|
18 мая 2020 г. |
Дело N А68-11454/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.05.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.05.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Рыжовой Е.В., судей Дайнеко М.М. и Капустиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Фроловой Е.С., при участии от ответчика - акционерного общества "Щекинское жилищно-коммунальное хозяйство" - Соболева А.А. (доверенность от 05.02.2020, диплом от 14.06.2005 ВСБ 0808121), в отсутствие истца - администрации муниципального образования рабочий поселок Первомайский Щекинского района, надлежащим образом уведомленной о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Щекинское жилищно-коммунальное хозяйство" на решение Арбитражного суда Тульской области от 30.01.2020 по делу N А68-11454/2019 (судья Глазкова Е.Н.),
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования рабочий поселок Первомайский Щекинского района (Тульская область, Щекинский район, рабочий поселок Первомайский, ИНН 7118816702; ОГРН 1067151001499) (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Щекинское жилищно-коммунальное хозяйство" (Тульская область, г. Щекино, ИНН 7118502230; ОГРН 1097154005959) (далее - ответчик, АО "ЩЖКХ") о возложении обязанности принять по акту приема-передачи бесхозный объект - линию водопровода по ул. Северная, муниципального образования рабочий поселок Первомайский Щекинского района Тульской области и осуществлять его обслуживание (т. 1, л. д. 3 - 6).
Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил требования, просил возложить на АО "ЩЖКХ" обязанность принять по акту приема-передачи бесхозяйный объект - линию водопровода по ул. Северная, муниципального образования рабочий поселок Первомайский, Щекинского района Тульской области протяженностью 313 м и осуществлять его обслуживание (т. 1, л. д. 73).
Решением от 30.01.2020 суд обязал АО "ЩЖКХ" в 7-дневный срок со дня вступления решения в законную силу принять по акту приема-передачи для эксплуатации бесхозяйный объект - линию водопровода по ул. Северная, муниципального образования рабочий поселок Первомайский, Щекинского района Тульской области протяженностью 313 м. С АО "ЩЖКХ" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 6 000 рублей (т. 2, л. д. 116 - 122).
Установив, что спорное имущество в установленном порядке поставлено администрацией на учет, как бесхозяйное; на основании постановления администрации от 28.10.2014 N 283 АО "ЩЖКХ" является единой организацией по водоснабжению и водоотведению в муниципальном образовании рабочий поселок Первомайский, суд пришел к выводу о том, что представленные истцом доказательства позволяют установить наличие совокупности всех необходимых условий для возложения на ответчика обязанности - принять для эксплуатации бесхозяйный объект - линию водопровода по ул. Северная, муниципального образования рабочий поселок Первомайский, Щекинского района Тульской области протяженностью 313 м.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "ЩЖКХ" обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 30.01.2020 и направить дело на новое рассмотрение (т. 2, л. д. 126 - 127).
По мнению ответчика, судом не дана оценка тому обстоятельству, что администрацией не соблюдена последовательность действий по принятию в собственность и последующую передачу на обслуживание спорной бесхозной сети - линии водопровода, которая поставлена на учет Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области 27.04.2017; администрацией не исполнены обязанности, установленные статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, по оформлению права собственности на бесхозный объект, что свидетельствует о недобросовестном осуществлении гражданских прав.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель АО "ЩЖКХ" поддержал доводы жалобы, просил отменить решение от 30.01.2020 и отказать в иске.
Представитель администрации в суд не явился, отзыв на жалобу не представил. Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие администрации, надлежащим образом извещенной о времени и месте проведения судебного заседания, на основании статей 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Тульской области от 30.01.2020 проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, заслушав представителя АО "ЩЖКХ", суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, в 2016 году администрацией выявлено имущество, не имеющее собственника, в том числе, линия водопровода по ул. Северная рабочий поселок Первомайский протяженностью 313 м, год завершения строительства - 1998.
Указанная линия водопровода 27.04.2017 поставлена на учет, как бесхозяйный объект недвижимости, о чем в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) внесена запись (т. 1, л. д. 40 - 41). Право собственности не было зарегистрировано.
Согласно пункту 1 постановления от 28.10.2014 N 283 "О внесении изменений в постановление администрации от 18.04.2014 N 97 "Об утверждении актуализированных схем водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования рабочий поселок Первомайский Щекинского района" дополнено постановление администрации от 18.04.2014 N 97 пунктом 5 следующего содержания: "Определить единой организацией по водоснабжению и водоотведению в муниципальном образовании рабочий поселок Первомайский ОАО "ЩЖКХ" (т. 1, л. д. 81).
Администрация со ссылкой на пункт 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении") обращалась к АО "ЩЖКХ" (письма от 13.02.2019, от 04.06.2019) с предложением принять по акту приема-передачи для эксплуатации инженерные коммуникации, в том числе, спорную сеть водопровода (т. 1, л. д. 42 - 49), а также письмом от 26.07.2019 просила устранить аварию на ней (т. 1, л. д. 50 - 51).
Ответчик письмом от 02.08.2019 N 2500 уведомил администрацию о том, что трубопровод по ул. Северная, д. 1 рабочего поселка Первомайский не принадлежит АО "ЩЖКХ" на праве собственности, а также на иных законных основаниях, в связи с чем, отсутствует возможность несения расходов на его содержание. По второму вопросу ответчик сообщил, что перечисленные в письме ранее бесхозные объекты - инженерные коммуникации могут быть переданы во владение и пользование в порядке, установленном статьей 41.1 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", а в случае если право на объекты не оформлено - после обращения в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности в порядке, установленном статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (т. 1 л. д. 52).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения администрации в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
На основании части 2 статьи 42 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" органы местного самоуправления поселения, городского округа осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности.
Таким образом, определению гарантирующей организации и передачи по передаточному акту бесхозяйных сетей в силу части 2 статьи 42 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", предшествует инвентаризация водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждение схемы водоснабжения и водоотведения; гарантирующий поставщик определяется на основании результатов инвентаризации с учетом сложившихся фактических отношений.
Администрацией в ходе проведения инвентаризации выявлены бесхозяйные сети, в том числе, спорная, которая не была передана ответчику в ходе приватизации согласно плану приватизации муниципального предприятия "Щекинское жилищно-коммунальное хозяйство" путем преобразования в ОАО "ЩЖКХ" (т. 2, л. д. 94 - 97).
В силу пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как отмечалось выше, линия водопровода по ул. Северная, муниципального образования рабочий поселок Первомайский, Щекинского района Тульской области протяженностью 313 м поставлена на учет 27.04.2017, как бесхозяйный объект недвижимости, о чем в ЕГРН внесена запись (т.1, л. д. 40 - 41), в связи с чем, судом первой инстанции сделан правильный вывод, что спорная линия водопровода в установленном порядке поставлена администрацией на учет, как бесхозяйное имущество.
В силу части 1 статьи 6 и статьи 12 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
Гарантирующей организацией, согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", признается организация осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Положениями статьи 12 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации.
Судом установлено, что на основании постановления администрации от 28.10.2014 N 283 АО "ЩЖКХ" является единой организацией по водоснабжению и водоотведению в муниципального образования рабочий поселок Первомайский.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
В случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством (пункт 5 статьи 8 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении").
Согласно пункту 6 статьи 8 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Статьей 32 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что при расчете тарифов гарантирующих организаций учитываются расходы, связанные с приобретением необходимых для осуществления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения товаров и услуг организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) систем водоотведения.
Таким образом, АО "ЩЖКХ" является единой организацией по водоснабжению и водоотведению в муниципальном образовании рабочий поселок Первомайский, эксплуатирующей водопроводные сети, в том числе, собственник которых неизвестен. Услуги оказываются на возмездной основе в соответствии с утвержденным тарифом.
Отклоняя довод ответчика о том, что выбранный истцом способ защиты нарушенного права не приводит к восстановлению прав или интересов администрации, суд первой инстанции обоснованно указал, что применительно к обстоятельствам данного дела рассмотрение заявленных требований по существу и судебная оценка законности бездействий ответчика, влечет восстановление нарушенных прав и законных интересов истца, поскольку целью судебной защиты является внесение правовой определенности в отношения сторон спора, их защита, в том числе и на будущее время. Избранный администрацией способ защиты соответствует положениям статьи 8 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении".
Тот факт, что спорный участок сетей не предоставлен ответчику на каком-либо праве, для оказания услуг не имеет значения.
В рассматриваемом случае, спорная бесхозяйная сеть используется ответчиком в целях осуществления поставки ресурса потребителям и именно на нем в силу положений пункта 5 статьи 8 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" лежит обязанность по эксплуатации (содержанию) этой сети.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что представленные истцом доказательства позволяют установить наличие совокупности всех необходимых условий для возложения на ответчика обязанности - принять для эксплуатации бесхозяйный объект - линию водопровода по ул. Северная, муниципального образования рабочий поселок Первомайский, Щекинского района Тульской области протяженностью 313 м, в связи с чем правомерно удовлетворил исковые требования.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что администрацией в соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации не исполнены обязанности по оформлению права собственности на бесхозный объект, что свидетельствует о недобросовестном осуществлении истцом гражданских прав, подлежит отклонению, как основанный на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи (водопроводные и канализационные сети по физическим и техническим свойствам следует отнести к объектам недвижимости в силу статьи 130 Кодекса) должны приниматься на учет органом, регистрирующим права на недвижимость, по заявлению органа местного самоуправления. По истечении года с момента постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
Таким образом, норма указанной статьи определяет специального субъекта - это муниципальный орган, который обладает правом обращения в суд с названными требованиями. При этом по смыслу статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, обращение с требованиями о передаче бесхозяйного имущества в собственность является правом муниципального органа, а не обязанностью, следовательно, ответчик не вправе понуждать его к совершению указанных действий.
С учетом изложенного, проанализировав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, сводятся к несогласию с выводами суда и установленными обстоятельствами, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены принятого обжалуемого законного и обоснованного судебного акта суда первой инстанции.
Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в сумме 3 000 рублей, уплаченная по платежному поручению от 03.03.2020 N 535 (т. 2, л. д. 130) относится на заявителя - АО "ЩЖКХ".
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 30.01.2020 по делу N А68-11454/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Щекинское жилищно-коммунальное хозяйство" (Тульская область, г. Щекино, ИНН 7118502230; ОГРН 1097154005959) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Рыжова |
Судьи |
М.М. Дайнеко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-11454/2019
Истец: Администрация муниципального образования р.п. Первомайский
Ответчик: АО "Щекинское жилищно-коммунальное хозяйство"