город Ростов-на-Дону |
|
18 мая 2020 г. |
дело N А53-27452/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.А. Смородиной,
при участии:
от ООО УК "Полипроф": директор Бердников М.Д., паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "ЮГ-ТТ"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 11.12.2019 по делу N А53-27452/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "ЮГ-ТТ" (ИНН 6165104771, ОГРН 1036165004798)
к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (ИНН: 6163056346,
ОГРН: 1036163003029)
при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Полипроф" (ИНН 6165154557, ОГРН 1096165001327)
о признании недействительным приказа; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем внесения изменений в реестр лицензий по многоквартирным домам Ростовской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "ЮГ-ТТ" (далее - заявитель, ООО ПКФ "ЮГ-ТТ", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным приказа Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция) N 1025-Л от 24.06.2019 "Об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области и возврате заявления"; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем внесения изменений в реестр лицензий по многоквартирным домам Ростовской области.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Полипроф" (далее - ООО "УК "Полипроф").
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 11.12.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано полностью. Решение мотивировано тем, что заявителем не представлено достаточных доказательств в обоснование доводов о признании недействительным приказа N 1025-Л от 24.06.2019 "Об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области и возврате заявления".
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО ПКФ "ЮГ-ТТ" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт о признании недействительным приказа. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что у инспекции отсутствовали доказательства ничтожности решений общих собраний собственником помещений МКД; согласно протоколам собраний за выбор управляющей компании проголосовало большинство собственников. Общество представило жилищной инспекции весь пакет документов, установленных пунктом 3 Порядка N 938/пр; уведомления о проведении собрания были направлены каждому собственнику помещения дома заказным письмом и вручались под роспись; уведомления и объявления о собрании также были размещены в парадных дома, что подтверждается представленными в материалы дела описями вложения в заказные письма, реестрами вручения сообщений.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением и.о. председателя судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений Шимбаревой Н.В. от 12.05.2020, в составе суда произведена замена судьи Емельянова Д.В., на судью Ефимову О.Ю., в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ООО УК "Полипроф" возражал по доводам апелляционной жалобы, поддержал позицию инспекции, просил решение суда оставить без изменения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей ООО ПКФ "ЮГ-ТТ", Государственной жилищной инспекции Ростовской области.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 19.04.2019 ООО ПКФ "ЮГ-ТТ" обратилось в Госжилинспекцию области с заявлением о внесении изменений в Реестр в связи с заключением договора управления многоквартирными домами N N 116/5, 116/4, 116а, 139/4, 116/3 по ул. Таганрогской в г. Ростове-на-Дону.
Приказом Госжилинспекции N 1025-Л от 24.06.2019 "Об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области и возврате заявления" ООО ПКФ "ЮГ-ТТ" отказано во внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области в связи с несоответствием заявления и документов требованиям, установленным подпунктом "б", "в" и "е" пункта 5 приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр, которым утверждены Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее -Порядок).
Не согласившись с указанным приказом N 1025-Л от 24.06.2019 "Об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области и возврате заявления", используя право на обжалование, предусмотренное статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ООО ПКФ "ЮГ-ТТ" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства:
- нарушение оспариваемыми актами прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- несоответствие оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту.
При этом, отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворения требований заявителя.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля.
В силу части 5 статьи 192 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) с учетом особенностей, установленных ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 3 Закона N 99-ФЗ лицензирование - это деятельность лицензирующих органов, в частности, по формированию и ведению реестра лицензий.
Согласно пункту 2 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110, лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - лицензирующий орган).
На основании Положения о Государственной жилищной инспекции Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 27.02.2012 N 125, органом государственного жилищного надзора на территории Ростовской области, уполномоченным на осуществление лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, является Госжилинспекция области (пункт 1).
Согласно пункту 15 Положения N 1110 лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 21 Закона N 99-ФЗ, с учетом особенностей лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, установленных ЖК РФ.
Нормы ЖК РФ содержат особенности по ведению реестра лицензий, связанные с изменением перечня многоквартирных домов, находящихся в управлении лицензиата.
Согласно части 2 статьи 195 ЖК РФ реестр лицензий содержит раздел, включающий в себя сведения об адресе многоквартирного дома (адресах многоквартирных домов), деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат.
Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра предусмотрены статьей 198 ЖК РФ.
В силу частей 1, 2 статьи 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ); в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в ГИС ЖКХ, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
На основании части 3 статьи 198 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 статьи 198 ЖК РФ, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Во исполнение требований части 3 статьи 198 ЖК РФ приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) от 25.12.2015 N 938/пр утверждены Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок).
Следовательно, действия Госжилинспекции, оспариваемые ООО ПКФ "ЮГ-ТТ", осуществлены компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий и установленной компетенции.
Из материалов дела следует, что в адрес Госжилинспекции от ООО ПКФ "ЮГ-ТТ" поступило заявление от 19.04.2019 о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области (далее - Реестр) в связи с заключением договора управления многоквартирными домами N N 116/5, 116/4, 116а, 139/4, 116/3 по ул. Таганрогской в г. Ростове-на-Дону.
Пунктом 2 Порядка установлены требования, предъявляемые к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации: заявление должно содержать следующие сведения:
а) адрес многоквартирного дома;
б) основания заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом;
в) реквизиты договора управления многоквартирным домом;
г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия);
д) данные о заявителе (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия) в случае осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на основании лицензии;
е) данные о реорганизации лицензиата в случаях:
- реорганизации лицензиата в форме присоединения к нему другого юридического лица (лиц), управляющих многоквартирным домом (домами);
- реорганизации лицензиата в форме преобразования;
- реорганизации лицензиата в форме слияния с другим юридическим лицом (лицами), управляющих многоквартирным домом (домами), у каждого из которых на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц имеется лицензия на один и тот же вид деятельности.
Пунктом 3 Порядка установлены требования к перечню документов, подлежащих представлению с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, который включает в себя следующие документы:
а) копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ;
б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым управляющая организация определена победителем конкурса, либо копия протокола, в соответствии с которым управляющая организация определена единственным участником конкурса, в случае если конкурс признан несостоявшимся, в связи с тем, что только один претендент признан участником конкурса (в случае проведения указанного конкурса);
копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 ЖК РФ;
г) копия акта приема-передачи технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае подачи заявления об исключении многоквартирного дома из реестра:
д) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя на подачу заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 Порядка (в случае, если от имени заявителя обращается его уполномоченный представитель), оформленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
е) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата);
ж) копию заявления одной из сторон договора управления многоквартирным домом в случае прекращения договора управления многоквартирным домом в связи с окончанием срока его действия;
з) копия договора управления многоквартирным домом, подписанного
управляющей организацией, определенной победителем открытого конкурса по отбору управляющей организации;
и) в случае реорганизации в форме присоединения к лицензиату юридического лица или юридических лиц, управляющего или управляющих многоквартирным домом или домами (далее - присоединяемые лица):
- копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о реорганизации в форме присоединения к лицензиату присоединяемых лиц;
- копии решений общих собраний участников (акционеров) лицензиата и присоединяемых лиц о реорганизации в форме присоединения, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме присоединения;
- копия передаточного акта между присоединяемыми лицами и лицензиатом; к) в случае реорганизации в форме преобразования лицензиата:
- копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о реорганизации в форме преобразования;
- копии решений общих собраний участников (акционеров) лицензиата о реорганизации в форме преобразования, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме преобразования;
л) в случае реорганизации в форме слияния юридических лиц, управляющих многоквартирным домом или домами (далее - реорганизованные юридические лица):
- копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния:
копии решений общих собраний участников (акционеров) реорганизованных юридических лиц о реорганизации в форме слияния, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме слияния;
- копия передаточного акта между реорганизованными юридическими лицами и юридическим лицом, создаваемым в результате слияния;
справка с данными о реорганизованных юридических лицах (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами) на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц, заверенная правопреемником;
м) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная заявителем (уполномоченным представителем заявителя).
В соответствии с пунктом 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее система), в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления.
Согласно пункту 6 Порядка по итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 Порядка.
Пунктом 7 Порядка установлено, что по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
При этом, решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 Порядка, что следует из пункта 8 Порядка.
В соответствии с п. 9 Порядка основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка;
б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
Основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления в соответствии с пунктом 10 Порядка являются:
а) несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктами "б", "в" пункта 5 Порядка;
б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома;
в) поступление в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя.
В соответствии с пунктом 15 Порядка при приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, указанным в пункте 10 Порядка, орган государственного жилищного надзора:
а) в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов;
б) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов.
В силу пункта 16 Порядка в случае принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления, срок, указанный в пункте 4 Порядка, продлевается на срок проведения мероприятий, указанных в пункте 15 Порядка, но не более чем на 30 рабочих дней.
Учитывая вышеизложенное и в соответствии с частью 3 статьи 198 ЖК РФ, пунктом 6, подпунктом "в" пункта 7, подпунктом "а" пункта 10, подпунктов "а" и "б" пункта 15, пунктом 16 Порядка государственным жилищным инспектором Ростовской области предложено:
1) Приостановить рассмотрение заявления ООО ПКФ "ЮГ-ТТ" о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области в связи с заключением договора управления многоквартирными домами, расположенными по ул. Таганрогской, N N 116/5, 116/4, 116а, 139/4, 116/3, г. Ростова-на-Дону, по основанию наличия в реестре лицензий Ростовской области информации об управлении указанными домами ООО УК "Полипроф", на срок 30 рабочих дней - по 24.06.2019.
2) Для принятия решения в отношении каждого лицензиата запросить:
1) у ООО УК "Полипроф" копии следующих документов:
- протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, указанном в приложении N 1 к настоящему заключению, по вопросу выбора управляющей организации и (или) прекращения договорных отношений с управляющей организацией (с приложением реестров голосования, решений собственников помещений);
- договор управления, заключенный лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме, указанном в приложении N 1 к настоящему заключению, а в случае выбора лицензиата управляющей организацией по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом -копии договора управления, подписанных ООО УК "Полипроф";
- технический паспорт многоквартирного дома, указанного в приложении N 1 к настоящему заключению;
- уведомлений от собственников помещений в многоквартирном доме, указанном в приложении N 1 к настоящему заключению, и (или) ООО УК "Полипроф" о расторжении договоров управления данными домами с указанием и приложением перечня направляемых документов;
- акт приема-передачи технической документации в отношении многоквартирного дома, указанного в приложении N 1 к настоящему заключению. 2) у ООО ПКФ "ЮГ-ТТ" копии следующих документов:
- технический паспорт многоквартирного дома, указанного в приложении N 1 к настоящему заключению;
- уведомлений от собственников помещений в многоквартирном доме, указанном в приложении N 1 к настоящему заключению, и (или) ООО ПКФ "ЮГ-ТТ" о расторжении договора управления с предыдущей управляющей компанией с указанием перечня направляемых документов;
- документов, подтверждающих получение ООО УК "Полипроф" направляемых уведомлений о расторжении договоров управления многоквартирными домами с указанием перечня направляемых документов;
- акт приема-передачи технической документации в отношении многоквартирного дома, указанного в приложении N 1 к настоящему заключению;
- информацию о заключении ООО ПКФ "ЮГ-ТТ" договоров ресурсоснабжения в отношении указанных многоквартирных домов.
На основании указанного заключения издан приказ Госжилинспекции области от 08.05.2019 о приостановлении рассмотрения заявления ООО ПКФ "ЮГ-ТТ" о внесении изменений в Реестр лицензий Ростовской области в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресу: ул. Таганрогская, N N 116/5, 116/4, 116а, 139/4, 116/3, г. Ростов-на-Дону.
Этим же приказом от 08.05.2019 ООО ПКФ "ЮГ-ТТ" отказано во внесении изменений в Реестр лицензий Ростовской области в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресу: ул. Таганрогская, N N 116/5, 116/4, 116а, 139/4, 116/3, г. Ростов-на-Дону.
Во исполнение запроса Госжилинспекции области ООО ПКФ "ЮГ-ТТ" представлены копии уведомлений о расторжении договоров управления с ООО УК "Полипроф" с указанием перечня направляемых документов и отметкой о получении.
ООО УК "Полипроф" во исполнение запроса Госжилинспекции области была предоставлена информация о том, что в многоквартирных домах общие собрания собственников не проводились, протоколы и решения не подписывались. Также, были приложены заявления собственников указанных многоквартирных домов в адрес ООО УК "Полипроф" о том, что собрания об изменении способа управления и выборе иных управляющих организаций не проводились.
Госжилинспекция области, проведя проверку заявления о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области в совокупности с поступившими в ответ на запросы документами в своем заключении от 24.06.2019 установила следующее:
1. Заявление и документы, представленные ООО ПКФ "ЮГ-ТТ", соответствуют пунктам 2 и 3 Порядка.
2. Сведения, содержащиеся в документах, представленных ООО ПКФ "ЮГ-ТТ" являются не достоверными (см. ниже).
3. Сведения, представленные ООО ПКФ "ЮГ-ТТ", противоречат сведениям, уже содержащимся в реестре лицензий Ростовской области, а именно: реестр лицензий Ростовской области содержит информацию об управлении многоквартирными домами N N 116/5, 116/4, 116а, 139/4, 116/3 по ул. Таганрогской в г. Ростове-на-Дону ООО УК "Полипроф".
4. Информация, указанная в заявлении, размещена ООО ПКФ "ЮГ-ТТ" в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ.
5. Информация о наличии вступившего в законную силу решения суда о признании ООО ПКФ "ЮГ-ТТ" банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в Госжилинспекции области отсутствует.
6. Имеются признаки ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, указанном в приложении к настоящему заключению, установленные гражданским законодательством Российской Федерации.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что приказ Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция) N 1025-Л от 24.06.2019 "Об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области и возврате заявления" соответствует закону и не нарушает права заявителя по делу.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы жалобы о том, что у инспекции отсутствовали доказательства ничтожности решений общих собраний собственником помещений МКД; согласно протоколам собраний за выбор управляющей компании проголосовало большинство собственников. Общество представило жилищной инспекции весь пакет документов, установленных пунктом 3 Порядка N 938/пр; уведомления о проведении собрания были направлены каждому собственнику помещения дома заказным письмом и вручались под роспись; уведомления и объявления о собрании также были размещены в парадных дома, что подтверждается представленными в материалы дела описями вложения в заказные письма, реестрами вручения сообщений.
В соответствии с частью 1 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК) предоставленное ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно части 1 статьи 46 ЖК РФ в случае выбора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме способа управления таким домом управляющей организацией, подлинники решений и протокола общего собрания собственников подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано данное собрание, в управляющую организацию не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила), в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Во исполнение запроса Госжилинспекции области ООО ПКФ "ЮГ-ТТ" представлены копии уведомлений о расторжении договоров управления с ООО УК "Полипроф" с указанием перечня направляемых документов и отметкой о получении.
ООО УК "Полипроф" во исполнение запроса Госжилинспекции области была предоставлена информация о том, что в многоквартирных домах общие собрания собственников не проводились, протоколы и решения не подписывались. Также, были приложены заявления собственников указанных многоквартирных домов в адрес ООО УК "Полипроф" о том, что собрания об изменении способа управления и выборе иных управляющих организаций не проводились.
В соответствии со статьей 181.4 ГК РФ решение общего собрания собственников может быть признано недействительным в судебном порядке. Информация о признании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, указанном в приложении, ООО УК "Полипроф" не предоставлена.
Вместе с тем, в Госжилинспекцию области поступило Предостережение о недопустимости нарушения жилищного законодательства прокуратуры Ростовской области от 19.03.2019, в соответствии с которым необходимо принимать во внимание информацию о возбуждении уголовных дел по фактам фальсификации протоколов общих собрания, а также обращения жителей домов о непринятии решений о смене управляющих компаний.
Таким образом, ООО ПКФ "ЮГ-ТТ" предоставлена недостоверная информация о принятии собственниками помещений в многоквартирном доме, указанном в приложении, решения о расторжении договора управления с ООО УК "Полипроф", выборе управляющей организации ООО ПКФ "ЮГ-ТТ" и заключении с ней договора управления.
С учетом изложенного и в соответствии с частью 3 статьи 198 ЖК РФ, подпункта "б" пункта 7, подпункта "б" пункта 9, пункта 17 Порядка, по результатам проверки материалов и информации, предоставленных ООО ПКФ "ЮГ-ТТ" во исполнение запроса Госжилинспекции области от 08.05.2019 и ООО УК "Полипроф" во исполнение запроса Госжилинспекции области от 08.05.2019, госжилинспектором области предложено отказать ООО ПКФ "ЮГ-ТТ" во внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области в связи с заключением договора управления многоквартирными домами N N 116/5, 116/4, 116а, 139/4, 116/3 по ул. Таганрогской в г. Ростове-на-Дону, и возвратить заявление с приложениями ООО ПКФ "ЮГ-ТТ".
В соответствии с указанным заключением Госжилинспекцией области принят приказ от 24.06.2019 N 1025-Л об отказе ООО ПКФ "ЮГ-ТТ" во внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области в связи с заключением договора управления многоквартирным домом и возврате заявления с приложениями ООО ПКФ "ЮГ-ТТ".
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод общества о том, что предостережение прокурора Ростовской области о недопустимости нарушения жилищного законодательства от 19.03.2019 носит рекомендательный характер и не может быть отнесено к данному конкретному случаю, поскольку указанное предостережение прокурора Ростовской области направлено на недопущение Госжилинспекцией нарушения требований Жилищного кодекса Российской Федерации в части невыполнения обязанности по проверке достоверности предоставляемых управляющими организациями документов, в том числе копий представленных протоколов общих собраний собственников помещений, при расчете причиненного крупного (особо крупного) ущерба собственникам жилых помещений многоквартирных домов или организациям, ранее осуществлявших управление жилым фондом, либо существенного нарушении их прав и законных интересов. Начальник Госжилинспекции предупрежден об уголовной ответственности по части 1 (1.1) статьи 293 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Довод общества о непредставлении достаточных, допустимых и относимых доказательств по делу, ввиду непредставления документов, свидетельствующих о признании решений общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах недействительными в судебном порядке, судом апелляционной инстанции отклоняется по следующим основаниям.
В силу статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. В качестве доказательств допускаются, в частности, письменные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, иные документы и материалы.
Одновременно, частью 1 статьи 67, статьей 68 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу; обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Поскольку предметом рассмотрения дела N А53-27452/2019 являлось решение Госжилинспекции области об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области по заявлению ООО ПКФ "Юг-ТТ", Инспекцией представлены документы, полученные при рассмотрении соответствующего заявления в соответствии с нормами Порядка. Следовательно, представленные Госжилинспекцией области доказательства отвечают признаку относимости.
Исходя из того, что обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права, что следует из части 2 статьи 65 АПК РФ, принимая во внимание, что оценка доказательств производится непосредственно судом, рассматривающим дело, что установлено статьей 71 АПК РФ, доказательства, представленные Госжилинспекцией области, обоснованно оценены судом первой инстанции в качестве достаточных.
Доводы общества, основанные на судебном акте, вынесенном по делу N А32-56203/2017, не применимы к настоящему делу, поскольку, участниками по указанному делу Госжилинспекция области, равно как и ООО "Свет и тепло", ООО УК "Полипроф" не являлись, судебные акты приняты по иным фактическим обстоятельствам, являющимся отличными от настоящего дела, ранее (в период, рассматриваемый по делу А32-56203/2017) редакция Порядка, а именно: подпункт "б" пункта 5, не предусматривал проверку представленных лицензиатом заявления и документов на предмет достоверности сведений, содержащихся непосредственно в документах (до 10.04.2018 проверке на предмет соблюдения условия о достоверности сведений подлежало только заявление), равно как и не предусматривал в качестве основания для отказа во внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области несоответствия заявления и документов подпункту "б", "в" пункта 5 Порядка.
Обществом ПКФ "Юг-ТТ" не опровергнуты выводы жилищной инспекции, не представлено достоверных доказательств проведения в установленном порядке собраний собственников помещений МКД и принятия собственниками решения о выборе управляющей компании. С учетом недоказанности выбора общества в качестве управляющей компании собственниками помещений МКД, заявителем не представлено доказательств того, что оспариваемым приказом нарушены права ООО ПКФ "Юг-ТТ".
Таким образом, решение суда от 11.12.2019 является законным и обоснованным. Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.12.2019 по делу N А53-27452/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-27452/2019
Истец: ООО ПКФ "ЮГ-ТТ", ООО ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОММЕРЧЕСКАЯ ФИРМА "ЮГ-ТТ"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Ростовской области
Третье лицо: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ПОЛИПРОФ"