г. Москва |
|
18 мая 2020 г. |
Дело N А40-301913/19 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Яковлевой Л.Г. (единолично),
рассмотрев апелляционную жалобу ИФНС России N 27 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.02.2020, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А40-301913/19
по исковому заявлению ИП Степыкина Николая Николаевича
к ИФНС России N 27 по г. Москве
об оспаривании постановления,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ИП Степыкин Н.Н. (заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ИФНС России N 27 по г. Москве (ответчик, налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным и отмене постановления от 15.10.2019 N 292.
Решением от 21.02.2020 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 272.1 АПК РФ. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Согласно материалам дела, постановлением ИФНС России N 27 по г. Москве N 292 от 15.10.2019 об административном правонарушении предприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 10 000 руб.
Не согласившись с оспариваемым постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, ввиду следующего.
Согласно части 2 статьи 14.5 КоАП РФ неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно- кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно части 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ. Наличие объяснений заявителя является одним из источников доказательств по делу согласно ст. 26.2 КоАП РФ.
Статьей 26.2 КоАП РФ определено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении является одним из основных доказательств по административному делу.
Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол.
В силу ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Как верно установлено судом первой инстанции, протокол об административном правонарушении N 0184716 составлен Инспекцией 01.10.2019 и постановление N 292 вынесено 15.10.2019 без участия ИП Степыкина Н.Н. При этом доказательств надлежащего извещения предпринимателя о времени и месте составления протокола и вынесения постановления, в материалах дела не имеется.
Так, извещение N 22-14/090391 от 03.09.2019 с копией акта N0719243 от 02.09.2019 и определением N 0719243 от 02.09.2019 о вызове в инспекцию 17.09.2019 в 10-00 получены ИП Степыкиным Н.Н. 17.09.2019.
Извещение N 22-14/095408 от 17.09.2019 г. с копией акта N 0719243 от 02.09.2019 и определением N 0719243 от 02.09.2019 о вызове в инспекцию 01.10.2019 в 10-00 для составления протокола получены ИП Степыкиным Н.Н.. 08.10.2019.
Письмо с копией протокола N 0184716 от 01.10.2019 о вызове в инспекцию 15.10.2019 в 10.00 для рассмотрения материалов проверки заявитель получил 29.10.2019, т.е., после вынесения постановления.
Отметка в отчетах об отслеживании почтовых отправлений трек-номер 11799738401611,трек-номер 11799738378296 и трек-номер 11799739558079 "Неудачная попытка вручения" 06.09.2019 г., 20.09.2019 и 05.10.2019 г.(соответственно), не свидетельствует об уклонении адресата от получения почтового отправления, так как из нее невозможно установить доставлялось ли отделением связи первичное и вторичное извещение о необходимости явки за почтовым отправлением, и административный орган к моменту совершения соответствующего процессуального действия обладал указанной информацией.
Таким образом, административный орган, не располагая информацией о надлежащем извещении предпринимателя и доказательствами возврата почтовой корреспонденции, не имел права составлять протокол об административном правонарушении и выносить постановление по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении в отсутствие предпринимателя (его представителя).
Следовательно, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что протокол об административном правонарушении составлен, а постановление об административном правонарушении вынесено при отсутствии надлежащих доказательств извещения заявителя о времени и месте составления протокола и рассмотрения административного дела.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Как верно указал суд первой инстанции, заявитель был лишен гарантий, предусмотренных ст. ст. 25.1, 25.5, 28.2, КоАП РФ, что не позволило ответчику всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
Учитывая изложенное, оспариваемое постановление незаконно, нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм законодательства, сводятся фактически к иной оценке установленных обстоятельств.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст.ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.02.2020 по делу N А40-301913/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья: Л.Г. Яковлева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-301913/2019
Истец: Степыкин Николай Николаевич
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 27 ПО Г. МОСКВЕ