г. Чита |
|
18 мая 2020 г. |
Дело N А19-29862/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 мая 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экономического развития Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 февраля 2020 года по делу N А19-29862/2019,
установил:
Индивидуальный предприниматель Говорин Игорь Анатольевич (ОГРНИП 317385000082747, ИНН 381610757709, далее - заявитель, ИП Говорин И.А., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства экономического развития Иркутской области (ОГРН 1083808000980, ИНН 3808172140, далее - Министерство экономического развития, министерство) от 25.11.2019 г. N 62-185-мр об отказе в предоставлении субсидии.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 февраля 2020 года по делу N А19-29862/2019 заявленное требование удовлетворено.
Министерство обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт полагает, что документов, которые могли бы опровергнуть реализацию заявителем подакцизных товаров, в министерство не представлено. Кроме того, заявление с приложением поданы в министерство лицом, действующим по доверенности. Из текста доверенности не имеется возможности установить наличие прав Грязновской Н.В. действовать от имени ИП Говорина И.А. при подаче документов на получение субсидии, доверенностью не определены условия и границы реализации этих прав. Таким образом, документы поданы с нарушением законодательства.
Заявитель отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 15.04.2020. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении судебного разбирательства, как и об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, не заявили.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, с учетом обстоятельств дела, позиции участников судопроизводства и условий режима, введенного в субъектах Российской Федерации (Иркутская область и Забайкальский край), суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле, в период действия ограничительных мер, связанных с противодействием распространению новой коронавирусной инфекции.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в Министерство экономического развития Иркутской области 24.10.2019 г. предпринимателем было представлены документы для предоставления субсидий в целях возмещения недополученных доходов (части недополученных доходов) субъектам малого и среднего предпринимательства, возникших в результате чрезвычайных ситуаций в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, в том числе: заявление от 23.10.2019 г., копия договора аренды торгового помещения от 15.12.2018 г. N 3, копия справки Комитета по экономике Администрации г. Тулуна от 08.10.2019 о прекращении/приостановлении хозяйственной деятельности по адресу г. Тулун, ул. Юбилейная, 46, копия реквизитов банка, копия паспорта предпринимателя, копия выписки из ЕГРИП, копия свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе копия налоговой декларации по ЕНВД, копия доверенности от 22.11.2018 г.
По результатам проверки представленных документов министерством 02.12.2019 г. в адрес предпринимателя направлено письмо исх. N 02-62-5784/19 которым предприниматель был уведомлен о принятии министерством решения об отказе в предоставлении субсидии в связи с несоответствием ИП Говорина И.А. условиям Положения о предоставлении субсидий в целях возмещения недополученных доходов (частит недополученных доходов) субъектам малого и среднего предпринимательства, возникших в результате чрезвычайных ситуаций в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 12.09.2019 г. N 745-пп.
Заявитель, полагая, что отказ Министерства экономического развития Иркутской области в предоставлении субсидии является незаконным, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Статьей 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с частью 4 статьи 14 названного закона финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренная статьей 17 настоящего Федерального закона, не может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и (или) реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ (в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В целях поддержки пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, Правительством Иркутской области 12.09.2019 г. утверждено Положение о предоставлении субсидий в целях возмещения недополученных доходов (части недополученных доходов) субъектам малого и среднего предпринимательства, возникших в результате чрезвычайных ситуаций в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области (далее - Положение).
На основании пункта 4 названного Положения, право на получение субсидий имеют юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ), осуществлявшие свою деятельность на территории, пострадавшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, в границах подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, установленных муниципальными правовыми актами (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в частях 3, 4 статьи 14 Федерального закона N 209-ФЗ).
Пунктом 5 Положения определено, что субсидии предоставляются при соблюдении получателями следующих условий:
1) сведения о получателе внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (за исключением вновь созданных юридических лиц и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей);
2) получатель должен быть зарегистрирован не позднее 26 июня 2019 года на территории Иркутской области и осуществлять свою деятельность на территории, пострадавшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, в границах подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, установленных муниципальными правовыми актами (далее - территория, пострадавшая в результате паводка);
3) получатель не является иностранным и российским юридическим лицом, указанным в пункте 15 статьи 241 БК РФ, на дату представления документов (для юридических лиц);
4) отсутствие факта получения получателем средств из областного бюджета на основании иных нормативных правовых актов на цели, указанные в пункте 1 настоящего Положения, на дату представления документов;
5) отсутствие у получателя просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Иркутской областью на дату представления документов;
6) наличие согласия получателя на осуществление министерством и органами государственного финансового контроля в установленном законодательством порядке проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий;
7) соответствие вновь созданного юридического лица и вновь зарегистрированного индивидуального предпринимателя условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным Федеральным законом N 209-ФЗ (в случае отсутствия сведения о получателе в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства).
В соответствии с пунктом 12 Положения определены основания для отказа в предоставлении субсидии, это: несоответствие получателя категории лиц, установленной пунктом 4 настоящего Положения; несоответствие получателя условиям, установленным пунктом 5 настоящего Положения; непредставление (представление не в полном объеме) документов, установленных пунктом 7 настоящего Положения; представление документов по истечении срока, установленного пунктом 7 настоящего Положения; недостоверность представленной получателем информации.
Из письма министерства от 02.12.2019 г. N 02-62-57844/19 следует, что основанием для отказа ИП Говорину И.А. в предоставлении субсидии явилось его несоответствие условиям Положения о предоставлении субсидий в целях возмещения недополученных доходов (части недополученных доходов) субъектам малого и среднего предпринимательства, возникших в результате чрезвычайных ситуаций в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области.
Судом первой инстанции установлено, что в целях получения субсидии заявителем в министерство в установленный срок представлен полный пакет документов, предусмотренный пунктом 7 Положения о предоставлении субсидий в целях возмещения недополученных доходов (части недополученных доходов) субъектам малого и среднего предпринимательства, возникших в результате чрезвычайных ситуаций в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области.
Доказательств обратного заявителем жалобы не представлено.
Из материалов дела следует, что ИП Говорин И.А. 10.10.2017 г. внесен в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и имеет категорию - микропредприятие.
Согласно выписке из ЕГРИП, предприниматель зарегистрирован на территории Иркутской области до 26 июня 2019 года и осуществляет свою деятельность на территории, пострадавшей в результате паводка; не является иностранным юридическим лицом.
Фактов получения ИП Говориным И.А. каких-либо финансовых средств из областного бюджета на основании иных нормативных правовых актов на цели, указанные в пункте 1 настоящего Положения, наличия просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Иркутской областью министерством не установлено.
Несогласия с осуществлением министерством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий заявитель не выражал.
В связи с чем доводы Министерства экономического развития о несоответствии ИП Говорина И.А. условиям Положения о предоставлении субсидий в целях возмещения недополученных доходов (части недополученных доходов) субъектам малого и среднего предпринимательства, возникших в результате чрезвычайных ситуаций в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области являются необоснованными.
Доводы Министерства экономического развития о наличии у предпринимателя в ЕГРИП дополнительных видов деятельности с кодом 47.11 и 47.99, которые предполагают в числе прочего торговлю подакцизными товарами, заявлены по формальным основаниям и не подтверждаются соответствующими доказательствами по делу.
При этом судом также учтено, что доказательств обращения министерства в компетентные органы (Межрайонную ИФНС России N 19 по Иркутской области) в целях установления (опровержения) факта торговли ИП Говориным И.А. подакцизными товарами в материалах дела не имеется.
Из листа записи ЕГРИП по состоянию на 03.10.2019, представленного предпринимателем с пакетом документов, необходимых для получения субсидии, следует, что, в отношении вида деятельности с кодом по ОКВЭД 47.11 (торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах) в реестр внесена запись о его исключении из сведений о видах экономической деятельности ИП Говорина И.А.
Довод апеллянта о том, что из текста доверенности от 23.11.2018 г., представленной с документами необходимыми для получения субсидии, невозможно установить наличие прав Грязновской Н.Н. действовать от имени ИП Говорина И.А. при подаче документов на получение субсидии, отклоняется апелляционной коллегией, поскольку ни в оспариваемом решении от 25.11.2019 г. N 62-185-мр, ни в уведомлении о принятии министерством решения об отказе в предоставлении субсидии от 02.12.2019 г. исх. N 02-62-5784/19, в качестве основания для отказа в предоставлении субсидии не указано на невозможность установления наличия прав представителя Грязновской Н.Н. действовать от имени ИП Говорина И.А.
В данном случае судебная коллегия исходит из того, что при рассмотрении дела в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд не вправе признать обоснованным оспариваемые ненормативный акт, решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, лица, изменяя таким образом основания принятого акта, решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
При этом нельзя не принять во внимание, что на наличие у Грязновской Н.Н. необходимых прав на представление интересов предпринимателя в органах государственной власти и местного самоуправления указывает п.1 указанной доверенности, тогда как каких либо особых требований к доверенности, подтверждающей полномочие лица на представление интересов получателя субсидии при предоставлении документов, постановлением Правительства Иркутской области от 12.09.2019 N 745-пп "О предоставлении субсидий в целях возмещения недополученных доходов (части недополученных доходов) субъектам малого и среднего предпринимательства, возникших в результате чрезвычайных ситуаций в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области" не предусмотрено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителей жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 февраля 2020 года по делу N А19-29862/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-29862/2019
Истец: Говорин Игорь Анатольевич
Ответчик: Министерство экономического развития Иркутской области